Однажды мне задали вопрос: «Каким должен быть настоящий мужчина?» Тогда я не смогла на него ответить. Теперь знаю точно: настоящий мужчина должен быть таким, как мой дедушка – чабан Иван Симчитович Данзурун.
Онем много лет подряд писали самые разные газеты. У него брали интервью самые известные тувинские журналисты. Множество молодых чабанов побывало у него в учениках. Он всегда добивался высоких результатов в труде, а его бригада сдавала государству шерсть, мясо сверх плана.
За свой труд дедушка награждался четырьмя орденами Советского Союза: орденом Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции, двумя орденами Ленина, многочисленными медалями СССР и Монголии.
В 1966 году Иван Симчитович был избран депутатом Верховного Совета СССР, в 1971–1975 годах был депутатом Верховного Совета Тувинской АССР. В 1970 году ему было присвоено звание Заслуженный животновод Тувинской АССР.
Может быть, кое-кто из моих сверстников и не слышал о таких наградах или считает, что все те награды и звания ничего не значат, раз были вручены при советской власти. Они глубоко ошибаются. Еще как значат! Ведь дедушка и сейчас – один из самых уважаемых людей в районе, к нему нередко обращаются за советом животноводы. Он продолжает трудиться на благо родной Тувы, несмотря на почтенный возраст – 79 лет. Образ дедушки в детстве ассоциировался у меня с образом Деда Мороза. И когда я долго не видела своего дедушку, а это – разлука на целый учебный год, просто представляла, что он Дед Мороз, которого можно увидеть лишь в конце учебного года, в награду за месяцы отличной учебы и примерного поведения.
Дедушка – очень важный в моей жизни человек. Меня до сих пор поражает его способность работать с большим усердием и вкладывать в любое дело частичку своей души.
Видели бы вы, как он считает своих овец! Представьте на минутку, что перед вами – несколько сотен овец, которые, к тому же, все время бегают туда-сюда, а вам предстоит их всех пересчитать. Дедушка никогда не сбивается со счета, даже сидя верхом на лошади.
Однажды из любопытства решила проверить, действительно ли количество овец совпадает с тем, что насчитал дедушка. Это, наверное, покажется смешным, но я прикрепляла к каждой посчитанной овце по бумажке. Долго трудилась, но в итоге все совпало!
«Шаг шаа-биле турбас, чавылдак когу-биле чытпас» – «Время на месте не стоит, трава когда-нибудь да пожелтеет», – так переводится эта тувинская пословица. Поэтому во время любой поездки я делаю заметки в блокнот, чтобы не пожелтели мои воспоминания – дорогие сердцу моменты. Одно из самых ценных – о летней стоянке Шагар-Оъттуг, которая находится вблизи села Шуурмак Тес-Хемского кожууна. Там и живет чабан Иван Симчитович Данзурун.
Оcлепительно яркое солнце над головой, и пара орлов, медленно и высоко парящих в чистом лазурном небе. Огромная зеленая поляна, на которой вдали белеют две юрты. На поляне – многочисленные норы жирных сусликов, чья шерстка переливается золотистым цветом, когда они то и дело выныривают из своих жилищ. Встав на задние лапки, они будто наблюдают за всем происходящим на земле. Мы с мамой идем по поляне к юртам.
Минут через двадцать умеренной ходьбы подходим к аалу. Первыми нас встречают тувинская овчарка и сторожевой пес, приветствуя гордым и пронзительным лаем. Подходим к юрте. Перед тем как войти, нужно обязательно пошуметь, покашлять, а не стучать, как в городе. Даже в такой жаркий день в юрте прохладно, как будто в ней поставлен дорогостоящий кондиционер.
Юрта деда всегда полна гостей, так было и сейчас. Увидев меня, дедушка ласково взглянул и протяжно сказал: “О-о! Узаанынны, оскенинни аа, уруум, чаа эртип олурунар че!” («О-о! Как ты выросла, дочка! Проходите, садитесь!») Нам, изрядно соскучившимся по молочным блюдам, он налил по пиале холодного хойтпака. Это своеобразный тувинский кефир, восстанавливающий силы и хорошо утоляющий жажду. Именно хойтпак пили могучие воины Чингисхана.
Мы привезли гостинцы, поэтому, отдохнув, сделали самый простой овощной салат из помидоров и огурцов с зеленым луком и заправили его майонезом «Кальве-французский», который дедушка просто обожает.
А потом мы с ним беседуем.
– Дедушка, расскажите о себе!
– О чем тебе рассказать, внученька? В моей жизни было столько всего, что даже и не знаю с чего начать.
– Почему вас назвали Иваном – русским именем?
– В семье я старший сын, после меня родились семь братьев и сестер. Как и подобает старшему сыну, я пошел по стопам своего отца – стал чабаном. А Иваном меня назвали по одной простой причине. Когда в Туве начали выдавать людям паспорта, вышла большая путаница с именами, поэтому многим тувинцам давали русские имена – Саша, Сергей, Никита, Даниил, чтоб было удобней. Меня назвали Иваном.
С твоей бабушкой, Емчур Папыновной, мы поженились, когда нам было по 17 лет, свадьбу сыграли в День победы – 9 мая, возможно, поэтому в нашей совместной жизни были не только заботы, но и победы.
– У нас, дедушка, очень большая семья у меня много дядей и тетей, двоюродных братьев и сестер...
– У нас богатое древо жизни. Я – отец восьмерых детей. Всегда старался относиться к детям с должным вниманием и заботой, научить всему, что сам умею. Да и сейчас в курсе всех их дел. Дети выросли хорошие, трудолюбивые, заботливые, внуков подарили. У нас с твоей бабушкой двадцать пять внуков и семнадцать правнуков.
Наша старшая дочь Розалия окончила кооперативный техникум, работала продавцом, бухгалтером. Сейчас воспитывает внуков. Вторая дочь, Сая-Суу, окончила Московскую ветеринарную академию имени Скрябина. Работала ветеринаром, секретарем парткома совхоза «Ак-Эрик», потом, переехав в Кызыл, несколько лет преподавала в сельхозтехникуме. Вышла недавно на заслуженный отдых.
Долу-Сая – третья дочь, твоя мама, окончила Кызылское училище искусств, около трех десятков лет преподавала в школе искусств, являлась старшим художником района, заведовала художественной мастерской. Она творческая личность, и сейчас не перестает работать. Да ты и сама это знаешь.
Нина обладает волевым характером, которому может позавидовать любой мужчина. Она работала директором Ак-Эрикской школы, директором школы села Чодураа, директором совхоза. И, пожалуй, главная ее заслуга в том, что она уберегла совхоз в кризисные девяностые годы от падежа скота.
Дочь Саяна окончила Красноярский финансовый техникум, а потом Хакасский государственный университет. Работала бухгалтером. Не раз награждалась почетными грамотами. С момента образования отделения Федерального казначейства Тес-Хемского кожууна работает главным бухгалтером-казначеем.
Самая младшая, Дарисю, училась на факультете зоотехники сельскохозяйственного института, после окончания которого начала работать в родном совхозе зоотехником. Уже несколько лет она – директор ГУП «Чодураа». Справляется не хуже сильного мужчины. Кумысную ферму организовала. Летом в хозяйстве трудовой лагерь для детишек работает. Стараюсь ей помогать.
В годы кризиса, перестройки, когда все прилавки в магазинах пустовали, она занималась предпринимательством и этим очень помогла своим близким.
Сыновья Кара-оол и Байыр-оол – опора всей нашей большой семьи, продолжатели рода, на них можно положиться в любом деле. Кара-оол в молодости – передовой шофер совхоза «Чодураа». Сейчас занимается животноводством.
Байыр-оол работал табунщиком. Лошади у него были на зависть здоровые и породистые. Он мастерски ездит верхом, без промаха может закинуть аркан на шею лошади. И сейчас занимается любимым делом – скотоводством.
– А как вы начали свой жизненный путь, дедушка?
– В молодости работал на строительстве села Белдир-Арыг. Строили школу, клуб и многие жилые дома. В 1948 году началась прокладка дорог через перевал Калдак-Хамар, в этой работе участвовала почти вся Тува, и мы с отцом тоже не стали исключением. За активную работу в 1957 году меня наградили путевкой в Москву. Это был такой замечательный подарок для простого человека!
А в начале шестидесятых годов меня избрали бригадиром чабанской бригады, состоящей из пяти семей. Все мы были молоды, очень старались. И это помогало хороших результатов добиваться.
– Я всегда поражаюсь количеству ваших наград, дедушка. Как вы достигли таких высот?
– Просто всегда старался трудиться на совесть, внученька. В этом году мне исполнится 80 лет. За эти годы чего только не было. Больше всего – работы. Были и награды. Никогда не забуду, как, мы вместе с твоей бабушкой ездили по городам-героям, побывали в Москве, в Одессе, в Киеве.
Твоя бабушка всегда была рядом со мной. Запомни для себя: рядом всегда должен находиться человек, который может поддержать в трудную минуту, стать настоящей опорой и не даст пропасть.
Таким человеком стала для меня твоя бабушка, именно она брала основную часть работы на себя, когда я находился на бригаде. Мне же не всегда хватало времени на хозяйственные дела в аале. Твоя бабушка была очень трудолюбивой, поэтому государство наградило ее орденом «Знак Почета».
Дедушка спешит по делам – в аале всегда много работы, порой, нет времени сесть и отдохнуть. К тому же, как раз приехали родственники – мои двоюродные братья и сестры. Приехали отдохнуть в тиши и помочь дедушке присматривать за скотом, кормить ягнят, убирать навоз.
Нужно было их угостить, а перед этим разжечь огонь, разогреть на нем тувинский чай с молоком, подать традиционное угощение.
Мы с сестрами и тетями готовим чореме, кургулдай, буга – мясные деликатесы по-тувински. Главную часть дела выполняет дед: берет деспи (деревянный поднос) и из разных внутренностей готовит ассорти. Только он умеет так: берет ножи и быстро-быстро измельчает все на кусочки. После угощения все дружно принимаемся за работу – доим коров, отгоняем их от юрты, чтоб они паслись с телятами поблизости.
Дедушка, сев на лошадь, поскакал за овцами, которых он отогнал на пастбище рано утром. Чабану приходится вставать очень рано. Каждое утро, когда мы просыпаемся, дедушки не бывает в юрте, он отгоняет овец на пастбище, а возвращается только к обеду.
Обычно утро в старых русских фильмах-сказках начинается с пения петуха. А когда просыпаешься в тувинском аале, слышишь блеяние коз и овец, ржание лошади, мычание коровы, лай недремлющих собак.
Тихие, убаюкивающие разговоры шепотом уже давно проснувшихся взрослых, которые боятся разбудить нас, городских детей, не привыкших к здешнему режиму. Хорошо, спокойно…
Еще одна прелесть юрты: засыпая в ней ночью, можно смотреть на звездное небо. Луна, незаметно подкравшись, с любопытством глядит на тебя. Лежишь, смотришь через дундук (небольшое отверстие вверху юрты) и мечтаешь, бесконечно мечтаешь…
И понимаешь, что для тебя лучшее место на земле – это чабанская стоянка в местечке Шагар-Оъттуг, где живет и трудится человек, которым я так горжусь – мой кырган-ачай, мой дедушка, чабан Иван Симчитович Данзурун.
Самый важный человек в моей жизни.