Без средств к существованию остались 378 ветеринаров Тувы. Еще в августе прошлого года министр сельского хозяйства России подписал приказ о ликвидации сети государственной ветеринарной службы на территории Тувы. Неизвестно, кто больше пострадал: ветеринары или потребители мяса.
В счастливые для ветеринарной службы советские годы существовала четкая и ясная ее структура – централизованное управление из Москвы доходило до каждого населенного пункта. С развалом СССР ветеринарная служба попала под каток разделения собственности на федеральную и местную. Сельские ветеринары отошли в ведение местного самоуправления. В 2000 году все ветеринарные службы, включая и сельские, опять перевели на федеральный уровень. Не прошло и двух лет, как Минсельхоз России объявил о ликвидации государственной ветеринарной службы.
Как это водится, в Туве сложные действия по разделению собственности запутались окончательно. Оказалось, что с 2000 года переоформить в федеральное подчинение документы и собственность до сих пор не успели 14 межрайонных, одна республиканская станция по борьбе с болезнями животных, три межрайонные и одна республиканская ветеринарно-бактериологическая станции. Из приказа о ликвидации их исключили, о них должна заботиться республика. Для остальных пяти ветеринарных станций, успевших перейти под федеральное крыло, процедура ликвидации продлится до 1 апреля. Однако, с нового года финансирования из Москвы нет ни для тех, ни для других.
Тува лишилась сорока четырёх миллионов рублей, которые федеральный центр выделял ежегодно на государственную ветеринарную сеть. Интересно, что правительство республики, зная еще в августе прошлого года о ликвидационных приказах Минсельхоза России, не предприняло попытки заложить средства на ветеринарную службу в республиканский бюджет 2004 года. То, что в республиканской казне нет денег, вряд ли может стать убедительным доводом. Большее впечатление производят ежедневные сообщения о том, что благополучная Европа не может справиться с коровьим бешенством, Азия – с птичьим гриппом, а соседняя Монголия – с сибирской язвой. Кстати, в Монголии нет государственной ветеринарной службы, и мы это ощущаем на себе. Как только вводится ограничение на ввоз мяса из Монголии, в Туве цены на мясо повышаются.
С ликвидацией ветеринарной службы ситуация с качеством мяса может вовсе выйти из-под контроля. Опасность заноса инфекционных болезней животных существует не только для Тувы, но и для многих других регионов России, закупающих мясо в Монголии.
На предстоящей сессии Законодательной палаты Великого Хурала, которая состоится 25 февраля, депутаты намерены принять обращение к Председателю Государственной Думы Борису Грызлову и Председателю Правительства России Михаилу Касьянову. Остаётся надеяться, что совместными усилиями правительству и депутатам республики удастся добиться финансирования из федерального центра. Еще до нового года это сделали Республика Алтай, Бурятия и ряд других дотационных регионов.