Легендарная группа «Хун-Хурту» отметила 1 и 2 декабря в Москве свой десятый день рожденья. Который должна была отпраздновать несколько лет назад… |
Продюсер самых знаменитых тувинских музыкантов, руководитель московской компании «Грин Вэйв» Александр Чепарухин произнёс перед зрителями, пришедшими в концертный зал Центрального Дома художников, большую речь. Он попытался пояснить, почему юбилей отмечается такой и почему именно сейчас.
История создания группы ведёт отсчёт с конца 1980-х годов. Музыканты вовремя поняли, что самое лучшее – тувинская народная музыка и песня. В это время известный музыкальный специалист из США Тед Левин, узнав о хоомее от лауреата Нобелевской премии, физика Ричарда Фейнмана, загорелся желанием услышать горловиков живьём и побывать в Туве. Что он и сделал, вероятно, будучи первым западным человеком, приехавшим в советскую автономную республику в центре Азии. Именно он считается открывателем группы для Америки, так как организовал первые некоммерческие туры тувинцев в США.
Александр Чепарухин подключился к работе «Хун-Хурту» чуть позже и подчеркивает тот факт, который часто искажают в СМИ: он не открыл, не продал группу, он только способствовал дальнейшему расширению географии гастролей.
За более чем десять лет существования группы она несколько раз меняла свой состав. Из отцов-основателей в ней сейчас работают Кайгал-оол Ховалыг и Саян Бапа. В 1995 году они пригласили Алексея Сарыглара, а полтора года назад появился новый член коллектива – Андрей Монгуш.
Записали и выпустили музыканты более десяти дисков, своих и совместных с другими коллективами из России, США, европейских стран. Их репертуар вобрал в себя самые лучшие песни Тувы, которые стали золотыми в исполнении мастеров и поэтому по праву стали «хунхуртуковскими». После них исполнять песни «Золотого фонда» просто невозможно.
Прежде всего, певцы и исполнители стали популярными на Западе. Россия только с конца 1990-х годов стала признавать тот факт, что среди множества своих музыкальных культур, имеет и тувинскую – самобытнейшую, самостоятельную, успешную, признанную в мире. Последние несколько лет центральное телевидение стало обращаться лицом к тому феномену, который пресса Запада давно воспевает с употреблением превосходных степеней.
Плотный график гастролей по миру не позволял «Хун-Хурту» отмечать праздники, в том числе и юбилей. Да и зачем особые праздники, если каждый их концерт – это праздник для благодарных зрителей? Праздник души и даже тела. Ведь их музыка по признанию самих музыкантов, лечит, забирает чужую боль.
Обо всём этом пытался рассказать Александр Чепарухин, прошедший с группой не одно испытание. Но зрители, среди которых были и земляки-тувинцы, и москвичи, и гости столицы, не могли вытерпеть. Концерт «Хун-Хурту» в Москве – редкость, и слушать речи вместо долгожданной музыки не хотелось совсем. Менеджера погнали со сцены нетерпеливыми аплодисментами и криками: «Давай тувинцев!».
Группа исполнила свои композиции: «Чыра-Хоо», «Оске черде», «А-шу, Декей-оо!», «Оскус ыры», «Одуген-тайга», «Песню караванщика». Андрей Монгуш также дополнил репертуар коллектива своими песнями. Он спел «Йорээл», исполнил сыгыт. На втором концерте молодые земляки выпросили «Мен – Тыва мен» Андрея Монгуша. Свой талант он смог продемонстрировать и в объединённых композициях с другими группами. Гостями двух юбилейных вечеров стали друзья музыкантов из Москвы, из Петрозаводска, из Грузии.
Зал ближе к финалу уже ревел от восторга после каждой песни. Слушали, затаив дыхание, и за один неверный писк мобильного телефона, который не выключил забывчивый хозяин, готовы были сделать что-нибудь очень нехорошее и с источником чужеродного звука, и с его носителем.
Интересно было слушать общие импровизации – «джемы».Исполнители подхватывали друг за другом мелодию, расщепляли её на лучи, расходились и сходились голосами, как веер. Печальные, медитативные песни Инны Желанной, группы «Ва-Та-Га» украсились смычковыми инструментами тувинцев. При этом, каждый инструмент и голос не ломались, они оставались такими, какие они есть изначально. Никто не подстраивался, не искажался. Но вместе у них получалось нечто большое и богатое. Вокал Андрея Монгуша прекрасно гармонировал с красивым голосом Инны Желанной. У них получился романтический дуэт: стройная славянка-певица с закрытыми глазами, надломленными руками и степной пастух, тоскующий по дому. Вливающийся в это мощный голос Кайгал-оола – «тувинского Паваротти» – соединял этидве реки в одну большую, горную, буйную, ревущую, как Эне-Сай – Мать-река…
После этого понимаешь, что культуры и народы не надо разделять, разграничивать. Их можно соединять. В этом наше богатство, каждого и всех.
С Днем рождения, «Хун-Хурту»!