Всех, кто пришел 24 января в филармонию на концерт джаз-бэнда «Азия» под руководством Алексея Салчака, ожидал сюрприз: мастерское исполнение знаменитых джазовых композиций лучшими музыкантами республики. Среди них были звезды, о которых не говорилось в афишах: группа «Хун-Хурту», Альберт Кувезин, Андрей Монгуш. Организатор и ведущий концерта – Игорь Дулуш.
Тувинская публика настолько любит исполнителей традиционной музыки, что мировые образцы, классические и джазовые направления здесь чаще всего остаются островками в море обожания фолка. Поэтому немногочисленность зрителей в филармонии не была удивительной. Но те, кто пришел, сумели в полной мере почувствовать красоту, которую подарил джаз-бэнд. В его составе играли замечательные мастера: Владимир Тока, Людмила Ваганова, Артур Сагаачы, Алексей Саая, Игорь Караваев, Валерий Ондар, Шолбан Салчак и другие.
В джазе, основанном на импровизации, как нигде более музыкант может «раскрыть крылья» своего творческого полета. Высший пилотаж основан на мастерстве и вдохновении. Здесь невозможно сфальшивить и быть неискренним. Джаз – это одновременно и свобода полета, и ответственность перед публикой. Контакт со зрителем заряжает и дает попутный ветер парусам мелодии.
Все это на концерте реализовалось: уверенно и свободно чувствовали себя музыканты, звенел великолепный голос Софьи Кара-оол в песнях «Хэлло, Долли», «Бичи мана, эргимим» («Подожди немного, дорогой»).
Примечательно, что звезды фолка не перетянули одеяло зрительского внимания на себя, а дополнили и обогатили концерт. Альберт Кувезин скромно сидел за спинами джаз-бэндовцев, и почти невидимый зрителям, исполнял партию на соло-гитаре. Прямо во время игры вдруг сзади из-за кулис появилась крадущаяся фигура Саяна Бапа («Хун-Хурту»). Сжимая в руках гитару, он тихонько сел рядом с Альбертом и присоединился к коллективу. «Без разрешения», – пожурил со сцены Игорь Дулуш, но пояснил: «Авторитет этих звезд позволяет им такую вольность».
Свобода раззадорила музыкантов. Анатолий Куулар («Хун-Хурту») исполнил соло хоомея с одновременной игрой на шоре – традиционном тувинском духовом инструменте. Знаменитая четверка горловиков, выйдя в полном составе, заставила публику пустить слезу своей пронзительно-тоскливой «Песней сироты».
Заключительный джем-сэйшн вовсе расковал и исполнителей, и зрителей. На сцену вышел Андрей Монгуш, прямо здесь же посовещался с друзьями о том, на какую тему и в какой тональности пойдет импровизация, и сел с игилом в центре. Тон, который задал он, а также Альберт Кувезин, Саян Бапа и Игорь Караваев, оказался настолько заразительным, что остальные музыканты просто не смогли остаться безучастными слушателями и высыпали со всех сторон на сцену с инструментами, стульями и микрофонами. Выбежал со своим игилом Откун Достай. Ему едва успели подставить стул. Кайгал-оол Ховалыг, забыв о том, что он уже переоделся в будничное, запел хоомей из-за кулис и, не прерывая пения, вышел, подсел к Андрею. Душа поэта не выдержала у Анатолия Куулара, у Игоря Кошкендея, у Алексея Сарыглара…
Все вместе они выдали такой сэйшн, что полностью подтвердили вступительные слова Игоря Дулуша: «Мы собрались здесь немножко хаотично». Но, чтобы признаваться в таком «незапланированном» хаосе, надо быть полностью уверенным в мастерстве приглашенных. На несколько минут зал получил изумительное музыкальное полотно, сотканное коллективным усилием творцов. Они очень редко собираются так на родной земле из-за насыщенного графика гастролей. К тому же все являются самодостаточными личностями – звездами со своим репертуаром. Но все они знают цену красоты, которую можно создать вместе.
Конечно, главное музыкальное богатство Тувы – фолк. Но благодаря джазу он может заиграть новыми красками, не теряя своей сути. Когда видишь реакцию публики, понимаешь, как нам нужен джаз. Для расширения мировоззренческих горизонтов, для внутреннего обогащения.
Джаз может также помочь стереть границу непонимания, которая неизменно встает на фольклорных концертах в Туве между зрителями-тувинцами и не-тувинцами. И в этом смысле тактично поступил ведущий, представляя песни на русском языке. Отсутствие языковых барьеров – еще одно условие духовного освобождения.