На прошлой неделе все газеты много писали о трагедии на Паротурбинной улице. Но на фоне этой трагедии нельзя не заметить и другие события, которые происходят в республике, и которые могут привести к тяжёлым последствиям.
“ТЫВА РЕСПУБЛИКА”
Редактор Маадыр-оол Калчан
В сорок шестом номере газеты опубликовано письмо, пронизанное отчаянием.
Это письмо Кызыл-оола Ховалыга из селаСолчур. Оно называется «Мы замучились».
«Недавно прошли празднества, посвящённые 60-летию вхождения Тувы в состав России и 90-летию Кызыла. Удивительно красиво, хорошо отметили мы эти праздники, в газетах писали, по телевидению показывали. А у нас в селе Солчур ситуация совершенно другая. Ни этим летом, ни этой осенью солчурцы ничего хорошего не видели, потому что в селе нет электричества. В селе есть три-четыре колодца, но они не могут обеспечить полностью нужды населения села, бывают даже случаи, когда люди набирают воду из канавы в степи неподалёку. Наше счастье, что никто из детей и взрослых не заразился от такой воды. Мы не можем полить огороды, поэтому у солчурцев в этом году очень бедный урожай.
Наступила осень, дети в школу пошли, ситуация очень тяжёлая, особенно для учеников начальных классов. Они в темноте кушают дома, в темноте одеваются. Никто не думает о том, как тяжело этим малышам. Из Кызыла поступила директива: «Отключить свет в Солчуре». Дети не могут нормально учиться, невозможно пользоваться компьютерами.
Начался отопительный сезон. Из-за того, что нет света, в классах холодно, это пагубно отражается на здоровье малышей. Ещё одна беда – темнотой пользуются воры, преступность и пьянство в темноте распространились. Народ не знает, как выйти из этой ситуации, что сделать для того, чтобы свет был. Некоторые говорят, что причина в том, что люди не платят за электроэнергию, что некоторые организации имеют большие долги. В основном, это организации, которые находятся на бюджете. Тогда по чьей же вине эти организации задолжали?
Новый председатель администрации сумона уже несколько раз ездил в Кызыл, но безрезультатно. Отключая свет из-за неплательщиков, мы обижаем детей, которые ни в чём не виноваты. Что это – унижение и оскорбление народа?
Если государственные организации влезают в долги, почему народ должен страдать? В селе очень много больных, инвалидов, стариков. А почему не думают о детях, которые подорвут здоровье, обучаясь в холодных классах. Что на это могут сказать даргалары? Ведь есть же органы, защищающие права граждан. Если невозможно давать постоянно свет всему селу, пусть хотя бы дают его в школу. В селе есть две большие школы и интернат.
Отсутствие света – неизлечимая, хроническая болезнь. И мы просим редакцию газеты «Тыва Республика» помочь в борьбе с этой болезнью».
Вот такое письмо. Люди ждут помощи, сами они сделать ничего не могут. Человек бессилен перед лицом стихийных бедствий. Похоже, что «электрическая политика» тоже становится стихийным бедствием, и это бессилие человека перед ней ещё страшнее.
В республике проходят праздники, «фабрики звёзд», юбилеи, конкурсы красавиц, но отчаяние, по большому счету, не покидает души многих людей. Это приводит к стрессам, к общей озлобленности.
Озлобленность проявляется во всём, и, прежде всего, в отношении друг к другу.
В этом же номере газеты – письмо Розы Саая из Кызыла: «Пассажир тоже – человек».
9 ноября в 9 часов утра она с сыном села в автобус № 8 около школы №14.
Она села впереди, сын – сзади. Когда автобус проехал одну остановку, к ней подошла кондуктор. Роза Саая заплатила за двоих двенадцать рублей. Вдруг кондуктор при всехзакричала на неё: «Если бы не мальчик сзади, я бы вас и не заметила. А вы тут сидите, бесплатно хотите проехать, что ли». Пассажирка оторопела, если бы она выходила и не заплатила – другое дело. «Я ведь не первый раз сажусь в автобус. Что же я, войдя в автобус, должна бегать за кондуктором?», – рассуждает автор письма.
Обычно в других автобусах кондукторы сами подходят к пассажирам. «Я же не сказала, что не буду платить, почему вы оскорбляете меня при всем народе?», – спросила она. «Я не обязана каждого помнить, сидите и молчите», – ответила кондуктор и пошло-поехало.
Сын Розы Саая смутился оттого, что его мать принародно оскорбили. «Она при моём четырнадцатилетнем сыне сказала, что я – бессовестный человек. На что это похоже?», – недоумевает автор письма. – Если кондуктор не может запомнить каждого пассажира, разве мы в этом виноваты? Или в частных автобусах позволяется оскорблять пассажиров?
Трудно сказать, что двигало кондуктором в тот момент. Ясно, что и ей было нехорошо. От хорошей жизни человек не кричит и не бросается на людей.
“Вести кызыла”
Редактор Владимир Монге
В номере 45 – два материала Виктории Монгуш, сотрудницы пресс-службы МВД РТ – «Криминальное железо» и «Липовые пенсионные». В первом говорится о краже электропроводов. Преступники проводят демонтаж энергооборудования, находящегося под напряжением. Лишают электричества себя и своих близких. Отчего они это делают, причём, с риском для жизни? Догадываетесь? Тоже ведь не от хорошей жизни. Скорее, от отчаяния, от невозможности прокормить свою семью другим способом.
Во втором материале Виктория Монгуш пишет о том, что «одним из распространённых видов хищения расходной части бюджета является незаконное начисление пенсий, пособий и иных расходов». Что и говорить, обманывать нехорошо, брать деньги, на которые не имеешь права – нехорошо. А хорошо, что «большинство наших земляков, особенно в сельской местности, живут за счёт пенсий своих престарелых родителей и детских пособий»? Некоторые умудряются оформить через знакомых пенсию по инвалидности. Очень нехорошо. «Задумывались ли они над вопросом: приносят ли счастье украденные миллионы?», – спрашивает автор. И при чём здесь миллионы? Все знают, насколько мизерны эти пенсии. Не о счастье идёт речь, которое, конечно, и миллионы не могут дать. Речь идёт просто о выживании.
Газеты пишут просто о выживании. Выживании без денег, без электричества, без всего, самого элементарного, что необходимо каждому человеку. Без душевной теплоты и доверия к ближним.