Первые похороны жертв пожара, бушевавшего в ночь с 9 на 10 ноября в общежитии по Паротурбинной, 17а, состоялись 13 ноября. Родные брат и сестра Аяс и Долаана Кыргыс стали первыми из жертв трагедии, чьи тела предали земле. |
² Двумя днями позже, 15 ноября, похоронили ещё четверых – отца и троих детей из семьи Матпа: Алексея Хертековича и его дочерей Сайзану, Саиду и Сайлык. Прощание с погибшими рядом с домом родственников на улице Дзержинского было назначено на 14 часов, к этому времени подъехали оркестранты, преподаватели и ученики школы № 12, где в 11, 9 и 6 классах учились погибшие дети. Но прощания не получилось – время «поджимало»: долго оформляли документы в морге, меняли обивку гробов (по буддистским канонам цвет гроба, покрывал, время похорон высчитывают ламы, опираясь на даты рождения и смерти). Автобус с четырьмя гробами в сопровождении множества чиновничьих «волг» выехал из Кызыла навстречу закату – только в пятом часу вечера.
Всего на пожарище были найдены 26 трупов и 59 фрагментов тел. Опознаны девять человек, шесть из них погребены. Похороны сестёр Шончалай и Тайганы Бегзи состоятся в день выхода этого номера «ЦА» – 19 ноября. Остальных погибших можно будет опознать только после проведения экспертизы в Ростове-на-Дону.
² А для выживших начинается новый этап в жизни, трудный и в эмоциональном плане, и в материальном: погибли родные, соседи, нет крова. Психологи, работавшие с пяти утра 10 ноября в эвакопункте вшколе № 12, отмечают, что люди прибывали в состоянии эмоционального стресса, у них был первый шок от происшедшего, только к обеду они в полной мере осознали трагедию, у некоторых началась истерика. Ольга Чащухина, заведующая психологомедикопедагогической комиссией Комитета образованиямэрии Кызыла, сказала: «Сейчас главное: не навредить, навязывая себя. Нельзя усугублять состояние человека, скрупулёзно выпрашивая подробности трагедии. Надо просто выслушать то, что человек сам хочет рассказать. Мы пытаемся вернуть их в реальность, дать понять, что надо жить дальше».
В новой двухэтажной пристройке Дома ветеранов размещаются 156 человек, выделили по комнате на семью и в некоторых живут по шесть – семь человек. К 16 ноября в комнаты на первом этаже уже поставили шкафы и кровати. Есть душевые, туалетные комнаты – конечно, общего пользования. Питание – четырёхразовое, в общей столовой, за счёт средств «Межпромбанка». Пострадавшим была предоставлена возможность узнать всю необходимую информацию из первых уст – 16 ноября было организовано собрание в актовом зале Дома ветеранов. Были приглашены представители всех служб, которые должны работать с пострадавшими: паспортно-визовой службы, ЗАГСа, департамента занятости населения, прокуратуры РТ, мэрии Кызыла, правительства Тувы… Погорельцам обещали, что дети дошкольного возраста – их среди пострадавших 22 – будут устроены в детские сады №№ 6, 7, 9.
² Людей до сих пор мучает вопрос: «Возможно ли было спасение погибших?». «Никто из оконных проёмов о помощи не просил» – фраза из пресс-релиза министерства чрезвычайных ситуаций РТ вызывает, по меньшей мере, недоумение. Пресс-служба МЧС решила внушить всем, что к моменту приезда пожарных в общежитии уже не оставалось живых? Все очевидцы говорят другое – что большинство погибших спаслось бы, будь у пожарных лебёдки, тросы, с помощью которых можно было вытащить решётки, установленные в окнах первого этажа.
Водитель автобазы правительства РТ Николай Ховалыг, случайно оказавшийся в ту ночь в этом общежитии, спас жизнь женщине и двум детям. Пытаясь спасти ещё одного человека, он сам погиб в горящем здании.
Многие недоумевают: «Где были спасатели, имеющие опыт спасения людей во время ЧП?». Начальник поисково-спасательной службы Ольга Даржаа сказала, что сообщение поступило им «слишком поздно – в 00 часов 45 минут». На место трагедии выехала опергруппа – трое спасателей, но помогать было уже некому.
Пострадавшая Жанна Иргит отметила, что пожарные и сотрудники милиции на месте трагедии относились к пострадавшим, по её словам, как «к отбросам». Сказав, что у них нет необходимой техники, пожарные и не пытались вытащить людей. Решили, что их дело – лишь «локализация пожара»? По крайней мере, так было в ту ночь. Так, Залим Монгуш, живший на первом этаже сгоревшего общежития, рассказал, что он, вытащив из здания свою семью, пытался помочь соседям из двух квартир – 13 и 15. Но решётки на окнах не поддавались усилиям одного человека. И в это время пожарные и милиционеры оттащили его от здания, не попытавшись даже помочь ему.
² Причина пожара всё ещё не названа, следствие продолжается. Как сообщил заместитель прокурора республики Бадма Бадмаев, экспертизы по выяснению причин возгорания будут проводиться за пределами Тувы. Тем не менее, задолго до каких-либо обвинений, некоторые официальные учреждения решили начать свою защиту – на всякий случай. ОАО «Тываэнерго», например, переложило ответственность за случившееся на мэрию Кызыла, которая является учредителем ПРЭП «Жильё», на чьём балансе находилось сгоревшее здание. Энергетики утверждают, что «9 ноября 2004 года в 17 часов неизвестные люди проникли в помещение трансформаторной подстанции и самовольно подключили шесть общежитий», далее следует вывод о том, что «имело место незаконное и неквалифицированное подключение общежития к источнику электроэнергии». Этот факт ещё не подтверждён следствием.
Руководитель «Энергосбыта» Иван Денисов во время «прямого эфира» на ГТРК «Тыва» 13 ноября, в день первых похорон, заявил, что они с людьми не работают, посредником между «Тываэнерго» и потребителями является ПРЭП «Жильё». И сообщил о том, что многие жители общежития не платили за электроэнергию по пять – шесть лет. Словно задолженность так и должна наказываться – смертью людей.
² Трагедия на Паротурбинной высветила не только проблемы. Ярко проявились светлые человеческие качества: искреннее сочувствие, желание помочь, доброта. В адрес пострадавших продолжают поступать соболезнования: от председателя Правительства Хакасии Алексея Лебедя, полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина, Заслуженного артиста России Николая Баскова, членов общественного движения «Сибирский народный собор»...Жители республики сдают одежду, игрушки в пункты сбора гуманитарной помощи. На расчётный счёт, открытый в Народном банке, продолжают поступать средства для помощи пострадавшим. В этом же банке будут открыты персональные лицевые счета для перечисления денежных средств пострадавшим.
Глава администрации Эрзинского кожууна Алдын-кыс Комбу 16 ноября привезла тёплую одежду, купленную в Эрзине на 30 тысяч рублей. По десять тысяч рублей, собранных эрзинцами, были вручены их землякам – четырём семьям, проживавшим по Паротурбинной, 17а.
² Наш земляк Пётр Самороков, переехавший в Воронежскую область, с помощью родных за тысячи километров от Тувы собрал игрушки для тувинских ребятишек, попросив «Центр Азии» вручить их.
17 ноября мы побывали в пристройке Дома ветеранов, где накануне начали обустраиваться погорельцы. В комнате коменданта возле входной двери стояли несколько человек, перебирали мешки с вещами.
Мы оказались в полупустом коридоре первого этажа – тишина, не слышно детского смеха, громких разговоров. Спрашиваем, есть ли тут дети. Принесли плачущего малыша – Найыра Хомушку. Пока ему выбирали игрушку, откуда-то потянулись дети. Через несколько минут они окружили нас плотным кольцом. Робко подходившие малыши с грустными глазами мгновенно преображались, увидев яркие игрушки. Появлялись улыбки, искорки в глазах, а ручонки прижимали к груди забавных кукол, собачек, утят. Появились и подростки, и взрослые, подошла юная мама с младенцем в пелёнках. В коридоре уже царило оживление, взрослые переговаривались, общались с журналистами. Жизнь продолжается.
² А воронежских игрушек всем детям не хватило. Нужны им и детские книги, раскраски, карандаши, краски – всё то, что помогает детям быть детьми. Всё, что помогает жить.
Виктория ХОВАЛЫГ
Фото автора и Игоря Ондара.