газета «Центр Азии»

Вторник, 3 декабря 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2004 >ЦА №16 >ПАСХАЛЬНЫЙ ЗВОН

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

ПАСХАЛЬНЫЙ ЗВОН

Мысли вслух ЦА №16 (23 — 30 апреля 2004)

Колокола над городом. Звонарь Роман Богданов на колокольне Свято-Троицкой церкви.Нет, не так легко всё-таки искоренить традиции. Никто в своё время специально не училменя красить пасхальные яйца. А вот пришло время, и всплыло в памяти детское воспоминание: бабушка красит яйца в луковой шелухе. Октябрёнок-пионерка-комсомолка, я, подобно всем детям моего поколения, не очень-то и пыталась вникнутьв суть бабушкиных приготовлений: почему яйца должны быть непременно красные, что за Пасха такая. Но уж очень красивыми получались эти яйца: яркими, радостными, особенно вкусными…Ела с удовольствием.

Прошли годы, нет уже в живых моей бабушки Раи, а её деревенский рецепт, по которому каждый ход, на Пасху, красили яйца и её бабушка, и бабушка её бабушки, вспомнился. И теперь я делаю так же, как они. Не признаю никаких «яичных»красок, в изобилии имеющихся сегодня в Колокола над городом. Звонарь Роман Богданов на колокольне Свято-Троицкой церкви.магазинах.

Этот народный деревенский рецепт очень прост: кладешь на дно кастрюли шелуху лука, потом яйца, потом снова шелуху, заливаешь холодной водой и варишь до готовности. Главное – не торопиться и доварить до полной готовности, вкрутую. А то смешно будет, если всмятку получатся. Ребятишки и взрослые начнут «кокаться» подареннымияйцами (чьё не разобьётся, тот и победит), а они разливаются. Степень окраски яиц зависит от количества шелухи ивремени варки. Не торопитесь сливать горячую воду: если вы в ней ещё какое-то время подержите яйца, то они приобретут особенно насыщенный цвет.

Пасхальные яйца – обязательная принадлежность России. Той, прежней России – до семнадцатого года. Они были в каждой православной семье.

Пекли куличи, делали из творога пасхи, красили яйца. Святили в церкви, а потом христосовались, делились ими с близкими, соседями, бедными, немощными, оставляли в храмах – для нуждающихся. Какими только яйцами ни одаривали друг друга– от самых простых, крашеных, до работ Фаберже – из золота и платины, с рубинами и бриллиантами. По достатку.

В царский дворец, например, загодя привозили с Императорского фарфорового завода груду изящных фарфоровых яиц – для христосования со всеми служащими. Яйца предназначались для всех, без различия чинов – их получали и фрейлина, и истопник.

Но вот ведь что интересно: не эти, заводские, не шикарные ювелирные пасхальные яйца поразили воображение будущего императора Николая II. Поразило наследника престола яйцо, выкрашенное собственными руками – по народному способу, аналогичному рецепту моей бабушки.

Об этой истории рассказал в своих воспоминаниях И. Сургучёв, воспитывавшийся во дворце вместе с детьми императора Александра III. Красить яйца луковой краской научила царских детей кухарка Аннушка, в чью кухню дети проникли тайно и с большими предосторожностями. Добрая Аннушка, снизойдя к мольбам великих князей, приставила их к делу и научила деревенскому искусству луковой краски. Маленький Ники, собственноручно выкрасив яйцо, был в восторге: «Это я подарю мамочке!» И оказал бурное сопротивление, когда, подняв на ноги весь дворец, его вместе с другими детьми, перепачканными, но абсолютно счастливыми, обнаружили в кухне и начали выдворять из неподобающего места. Кухарке влетело. Аннушка оправдывалась:

– Ну что ж, что царята?Дети, как и есть дети. Всякому лестно.

Впрочем, затем Аннушке вышла и неожиданная награда. Александр III, одаренный на Пасху яйцами из Аннушкиной кухни, похвалил детей: «Молодцы! Лучше всякого завода!» И приказал:

– Шаль Аннушке! И пятьдесят рублей денег. Сколько лет живу на свете –не знал, что из лука можно гнать краску!

Вот так благодаря пасхальным яйцам приобщился император к тонкостямнародной жизни.

Читаешь рассказы,мемуары девятнадцатого века об этом главном христианском празднике – Светлом Христовом воскресенье – и удивляешься: сколько в нихтепла и света.

Особенно трогательны воспоминания детских лет: как ждали Пасху, как готовились к ней, как волновались, каясь батюшке в детских грехах, иуходили с исповеди с лёгким сердцем: батюшка простил. И стоялиночную службу, и шли крестным ходом, и говорили друг другу: « Христос Воскресе!», ощущая какую-то особую радость и любовь ко всем, кто рядом. А потом не слезали с колокольни: после Пасхи всем желающимцелую неделю подряд разрешается звонить в колокола!

Даже немного завидно становится: мы таких светлых воспоминаний лишены. Помню, в студенческие годы мои сокурсники – смелые студенты-историки – уговорили пойтина пасхальную службу. Что это такое, ни они –историки, ни мы – филологи толком не понимали. Привлекала романтика похода: через весь город пешком! в церковь! ночью! Шли, сами удивляясь своей экстравагантной выходке и весёлым трёпом прикрывая душевное смятение: делаем что-то недозволенное, что явно не одобрят комитет комсомола и деканат.

В церковь нам попасть не удалось. Пикеты милиции уже на подступахк ней отсеивали народ: старушки – направо, молодежь – налево. Так что нам с другими юношами и девушками пришлось взирать на происходящее из-за церковной ограды: как бабушки вслед за батюшками под колокольный звон обошли со свечками церковь и снова скрылись в ней. Так ничего и не поняли, но назавтра, в институте, очень гордились, поражая впечатлительных сокурсниц рассказами (шёпотом) о своей несанкционированной ночной вылазке.

Примерно так же закончился и мой второй по счёту пасхальный поход – уже в кызыльскую церковь, в начале восьмидесятых: милицейский кордон, пожилые – в церкви, молодые – за оградой. Если кто-то из особо смелых и пытался сунуться, его быстро разворачивали под убедительным предлогом: «Не мешайте верующим. Нечего тут делать любопытным!»

Сегодня пасхальная служба собирает так же много молодёжи. Но двери Кызыльской Свято-Троицкой церкви открыты для всех.

{ «Слава Богу, что пришли, хоть и из любопытства, – говорит настоятель церкви отец Вячеслав. –Некоторые из апостолов тоже пришли к Иисусу сначала из любопытства. А Пасха – индикатор веры, приходят и крещёные, и некрещёные».

За время своего служения в Кызыле (учёт в церковных книгах ведётся с 29 сентября 2002 года) отец Вячеслав окрестил 1051 человека, обвенчал (с 8 февраля 2003 года) 19 пар. Многое изменилось и в нашей церкви с приездом нового батюшки, впервые ступившего на тувин–скую землю 11 августа 2002 года.

Самое главное, на мой взгляд, это то, что храм теперь открыт ежедневно­ – с 9 до 19 часов. И в него не страшно зайти. Да, не страшно, я не случайно употребила именно это слово. Многие сталкивались с такой ситуацией: приходишь в церковь с открытой душой, многого, конечно, не знаешь (а кто нас учил?), теряешься. Даже свечку не знаешь, как поставить: куда во здравие, куда за упокой?И тут тебя какая-нибудь суровая старушка, почему-то считающая, что имеет право, как главная хозяйка, командовать в храме, обязательно одёрнет: не так одет, не так встал, не так перекрестился. И нет, чтобы спокойно, ласково посоветовать, так обязательно резко, недовольно: ходят, мол, тут всякие. И уходят люди из храма с тяжёлым сердцем. И боятся прийти вновь.

Сейчас куда-то исчезли эти отваживающие людейот храма женщины с каменными лицами. А всё, что тебе необходимо узнать, спокойно, доброжелательно посоветуют у входа, там, где продают крестики, свечки, иконы. Забыла платочек (в церкви женщина обязательно должна быть с покрытой головой), тоже не упрекнут: дадут на время церковный. А для тех, кто хочет что-то узнать у отца Вячеслава, но не решается отвлекать его от дел, коих у батюшки – великое множество, установлен специальный ящик с надписью «Что посоветуете, батюшка?» Всем интересующимся батюшка отвечает через газету.

{ Это перемена – из области духовной атмосферы. А есть и вполне зримая– осязаемая. Два десятка лет грустными руинами стояло в церковной ограде незавершённое заброшенное здание, достроить которое казалось невозможным делом: нет у нашей маленькой церкви денег, бедный приход. Но оказалось, что нет ничего невозможного. Если считаешь, что это действительно нужно людям.

Обратился отец Вячеслав к горожанам, и люди откликнулись, ожила стройка. Поднялось здание – будущий крестильный храм. Уже готовы помещения для воскресной школы, просторный зал. Радостно показывает мне отец Вячеслав преобразившиеся руины, говорит: «Когда всё закончим, обязательно установим табличку с именами тех, кто жертвовал на храм, внёс свою лепту в его строительство».

Преобразилась и сама наша маленькая деревянная церковь, у которой в этомгоду тоже юбилей – 75 лет.Обновился отделяющий алтарь иконостас: вместо старых литографий – выписанные настоящими красками иконы, в стиле Андрея Рублёва. И как-то светло стало, солнечно. Особенно радостным выглядел храм в субботу накануне Светлого Воскресенья: чёрные, печальныеоблачениясменены на белые, возле икон, на полу – вазы с живыми розами: алыми, розовыми, белыми. Матушка Марина – верная помощница мужа – радостно хлопочет, проверяя:всё ли готово к ночной пасхальной службе.

С двух часов дня потянулись к церкви женщины и мужчины с корзинками – святить пасхи, куличи, яйца. После освящениякаждый отделяет часть праздничной еды для храма, стараясь выбрать получше, понаряднее. Эти дары прихожан будут разделены между помощниками храма, детьми из церковной воскресной школы – во время разговения после долгого поста; розданы ребятишкам в детский дом, отданы немощным и нуждающимся. Для детей на Пасху у батюшки с матушкой всегда подарки приготовлены. Вот и сейчас вручает мне инашему корреспонденту Инне Черкасовой по бело-голубому яичку-свечке – для наших детей.

А вот тем, кто «примазался» к церкви, ничего теперь на Пасху не перепадёт. Было таких два-три постоянно сидящих у хрома «убогих», милостыню у прихожан просящих. Порядком набирали, особенно в праздники. Посмотрел-посмотрел на них отец Вячеслав, разобрался и запретил христарадничать у храма. Просят у церкви «Христа ради», а как потрудиться для Бога, церковный двор хотя бы подмести, так их нет.

Пока мы беседуем с отцом Вячеславом, Инна Сергеевна куда-то пропадает. Ворчу: надо на колокольню лезть, снимки делать, а корреспондент с фотоаппаратом куда-то запропастилась. Оказалось, Инна уже к делу пристроилась: подключилась к праздничной суете, весело полы моет в одной из отремонтированных комнат будущего крестильного храма. В церкви каждые руки на счету, любой помощи рады.

Один из надёжных помощников батюшки – пятнадцатилетний Рома Богданов, ученик Кок-Тейской школы.

Два года назад Рома крестился в Кызыльской церкви, стал в воскресную школу ходить. А на эту Пасху доверили ему ответственнейшее дело: звонить в колокола перед выходом крестного хода из церкви – ровно в 12 часов пополуночи. А ещё надо обязанности пономаря выполнять: помогать батюшке при богослужении.

К своей должности звонаря Рома относится ответственно. Мечтает научитьсязвонить, как в Абакане. Рассказывает: «Там в Преображенском соборе аж два этажа колоколов. Три звонаря – один в большой колокол бьёт, два других – в средние ималенькие». Рома поднимался на эту колокольню. Смотрел, учился, пытался перенять науку. Вздыхал: вот бы в нашей церкви такие колокола, чтобы такой же волшебный звон плыл над городом.

Грустит: унего такпри всём старании не получится. В Ромином колокольном хозяйстве всего четыре колокола: большой, средний и маленький. Тяжёлые. Старинные.На одном из них ещё видны литые слова с дореволюционным написанием: « …въ Тюмени…заводъ». Глухой у этих колоколов звук. Никак не выведешь настоящий, как в большом храме, перезвон. Но и из этих колоколов старается Рома выжать всё, что можно, чтобыне подвести, ведь такое ответственное дело ему в пятнадцать лет доверили! Между прочим, в книгу рекордов Гиннеса за 2004 год внесён самый пожилой звонарь мира: Реджинальд Брэй, в возрасте 100 лет и 133 дней всё ещё работающий звонарём на колокольне церкви Святого Кира и Джульетты в городе Девоне (Великобритания). Возраст самого юного звонаря нигде не зарегистрирован.

В пасхальную ночь получили мы разрешение батюшки подняться вместе со звонарём на колокольню. Стоим, ждём у двери, ведущей наверх. Вокруг люди с приготовленными свечами: русские, тувинские лица –их меньше, но они тоже есть. Слышу армянскую речь – тихо переговариваются женщины-армянки.Время уже к полуночи, все ждут: сейчас батюшка будет из церкви выходить, крестный ход должен начаться. А я-то знаю, что не может начаться. Потому что нет Ромы на колокольне. Неужели не успеет? Но нет, за минуту до полуночи пробрался через плотную толпу, через заслон казаков, которые, строжась и наводя дисциплину, пытались не пропустить непонятно куда спешащего мальчика. Им и в голову не пришло, что этот парнишка в кепочкесегодня главный пасхальный звонарь. Птицей взлетел Рома на колокольню, и пока мы с непривычки долго карабкались за ним по крутым ступенькам, уже ударил колокол. Сначала большой – два раза. А потом два поменьше – перезвоном.

И поплыли вокруг церкви зажжённые свечи, и запели пасхальную песнь: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ…» А мальчик всё звонил и звонил… А потом, молнией, вниз, и снова – в алтарь, помогать батюшке в службе.

Пасхальный звон. Звонарь Рома Богданов на колокольне в пасхальную ночь.И вот ведь что интересно,когда мы просмотрели сделанные на колокольне ночные снимки, то поразились:и лицо юного звонаря, и колокол пересекали непонятно откуда взявшиеся молнии золотого света.

Такие же огненные отблески оказались и на снимках снятой сверху панорамы крестного хода. Неизвестный нам оптический эффект? Или отблески того самого Благодатного Огня, вспыхивающего в Иерусалиме при полной тьмев часовне Гроба Господнего?

В этом году Пасха совпала у всех христиан: православных, католиков, протестантов. Все отмечали её в один день – 11 апреля. И схождение Благодатного Огня в трансляции из Иерусалима могли видеть в этот день и россияне – по каналу НТВ. Волнующее зрелище.

«Такое совпадение очень редко бывает, – рассказывает отец Вячеслав.– На нашем веку такого не было. Может быть, было на веку наших дедов? Как будто Господь даёт людям знак: задумайтесь о том, что не надо враждовать. Живите в мире».

Мир без вражды. Об этом же молился в далеком Израиле, у Гроба Господнего, Патриарх Иерусалимский – за грехи всего мира. Тысячелетия – история человечества, а всё никак не получается жить без войн. Жить без вражды. Может быть, когда-нибудь всё-таки получится?Ну не может быть, чтобы люди так никогда и не поняли самого главного.

…За оградой церкви – светло и уютно. Только вышел – попадаешь в привычный мрак кызыльских улиц.

Спят окружающие храм деревянные дома, прикрыв веки-ставни. Фонарей нет, а редкие тускло горящие не разгоняют тьму. Гулять по Кызылу среди ночи – занятие рискованное. В обычные ночи мне такое и в голову бы не пришло. Но мыстойко идём с сыном во мраке: да кто же нас может обидеть в Пасху? Абсолютно нечего бояться. Если встретим кого, топоздравим с праздником, и он всё поймёт, без разницы – какой он сам веры. Сын с сомнением воспринимает мои рассуждения и предлагает обсудить более радикальные методы поведенияна случай неожиданной встречи.

И вдруг – топот за спиной. Оглядываюсь: надвигаетсямрачная фигура, за ней – ещё одна. Догоняют... Идеалистические речи говорить хорошо, а вот она реальность: кругом ни души, через ставни домишек на Рабочей до людей не докричишься. Да и не выйдет никто. А догоняющий нас, между прочим, тувинец, он, может, и о Пасхе-то не слышал, до лампочки она ему.Ещё и сына втравила в свою авантюру: ему и достанется. Ну, ладно, буду поздравлять. Но я даже не успела открыть рот, только улыбнулась…

Парень подбежал, остановился, улыбнулся: «С праздником!» И побежал по своим делам дальше, его компания – за ним. Я победно глянула на сына: ну кто был прав!!!Ничего плохого с нами не может случиться! Надо просто улыбнуться и поздравить друг друга. И не важно,какой праздник – буддийский, христианский, Шагаа или Пасха.

Просто улыбнуться и сказать друг другу: «С праздником!»  

Отец Вячеслав освящает пасхальные  куличи.

Фото Инны Черкасовой-Тонгак и Евгения Антуфьева

Надежда АНТУФЬЕВА

 (голосов: 2)
Опубликовано 23 апреля 2004 г.
Просмотров: 6710
Версия для печати

Также в №16:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru