Не успели мы порадоваться октябрьскому рекорду, как ноябрь принес нам еще больше писем в гостевую книгу интернет-ЦА – 155. Наши читатели не только делятся своими мыслями, не просто ждут каждый день ответа от администратора, но и откликаются на некоторые публикации с особым пристрастием.
Любопытно, что в ноябре наибольшее читательское оживление вызвали две публикации в «ЦА» – интервью с Розой Сашниковой (№ 45, 2003 г.) и Мергеном Хомушку (№ 47, 2003 г.).
Каждая «Встреча в Центре Азии» вызывает разговоры и обсуждения читателей. Но наша основная «бумажная» аудитория в Туве не часто балует редакцию письмами, в которых бы излагала свое мнение о материалах. Дома, на работе газета прочитывается, окружающие делятся более или менее вразумительными впечатлениями, а до редакции эти обсуждения доходят редко.
Интернет-отклики удобны тем, что фиксируются на нашем сайте, поэтому есть возможность ответить на поставленные в них вопросы.
Как автор двух вышеназванных материалов, могу считать себя «виновником» этих дискуссий. Поэтому отвечу на вопросы и поделюсь своими соображениями. Часть читателей продолжает прикрываться никами. Но так как их слова тоже представляют для нас интерес, я собрала все письма и рассортировала на группы. Сами письма из гостевой книги можно прочитать на сайте «ЦА».
Первым откликом на материал о Розе Сашниковой была печаль: «Грустное интервью. Жалко ее». Эта сентенция затем развернулась в рассуждения по нескольким направлениям.
Грусть заставила читателей говорить о смысле жизни: надо ли посвящать свое существование другим людям, что значит жить для кого-то, есть ли в этом особый интерес и польза. Эта тема в совокупности с началом зимы обострила в одном читателе приступ вселенской тоски и гостевая украсилась результатом этой депрессии – длинным философическим стихотворением.
Редакцию и меня лично порадовало, что наша интернет-аудитория показала свое умение сопереживать. Хотя, конечно, похоронные мысли из разряда черного юмора, которыми нас тоже угостили, были излишни.
Биографию лидера – в народ!
Другая дискуссия стихийно развернулась из-за упоминания в интервью имени руководителя тувинского постпредства в Москве Орлана Чолбенея. Возникли предположения о заказном характере материала, заговорили о личности постпреда, о его негативном имидже, о пристрастности редакции.
Еще раз почувствовалось, что значит субъективность взглядов. Светлый человек видит положительное («Героиня интервью терпима и говорит о всепрощении»), пессимист подозрительно морщит нос («Опять об этом, сколько же им заплатили?»).
Далее наши собеседники углубились в тему имиджа политика. Одного читателя устраивает и даже восхищает образ постпреда, сложившийся в общественном мнении. В этом видится позиция большого политика, который должен быть жестким, властным, беспощадным и даже где-то беспринципным. Этаким «князем от Макиавелли».
Другие читатели возражают против такого средневекового «государя» и призывают быть современным. Политик нашего времени обязан заботиться о своем имидже, налаживать связи со СМИ, быть гибким и открытым. Он публичный человек по определению, а это обязывает считаться с общественностью. Лично я присоединяюсь к этому мнению.
Эти рассуждения плавно перешли к дискуссии о лидере. Кто может быть лидером? Здесь читатели снова разбились на два лагеря. Один лагерь заявил, что лидером Тувы является нынешний глава правительства Шериг-оол Ооржак, которого необходимо поддерживать. О нем следует больше писать, в том числе биографические книги, которые затем надо раздавать населению и воспитывать тем самым в людях чувство почтения к лидеру.
Другой лагерь воспротивился этому, заявляя, что лидера у нас нет. Из конституционного уважения не буду приводить всех доводов этой стороны, в том числе некорректные выражения.
Если эти читатели заявили, что лидера нет, но условились, что он нам необходим, логично встал следующий вопрос: «А где его взять?». Разговор пошел в русле: «Где готовить лидера: на родине или за границей?». Упоминание о загранице кое-кого перепугало: а вдруг потенциального лидера там завербуют, и он вернется уже в качестве агента иностранной разведки?
Пришлось напомнить нашим фантазерам, что конкретных лиц на получение квалификации «Лидер Тувы» никто никуда не отправит.
Лидерами становятся вне зависимости от образования. Хотя, конечно, сумма полученных знаний и опыта за пределами отчизны помогает лучше понять себя, свои силы, усиливает чувство патриотизма. И часто патриотизм, в том числе с реформаторскими наклонностями, может появиться у того, кто сравнивает уровень жизни в разных регионах мира, видит отсталость своего края и переживает все это с особой остротой. Биографии лидеров – исторических личностей говорят нам, что путь таких людей начинается с мучительных раздумий о судьбах Родины.
Каждый человек – сундук с кладом
Очередная партия писем пришла в связи с материалом о Мергене Хомушку. Здесь отклики оказались очень живыми и адресными. Одни читатели порадовались новому интересному герою газетной публикации, поблагодарили за рассказ о таком ярком представителе нашей молодежи.
Но особо меня заинтересовали письма, авторы которых высказали критику.
Претензий оказалось больше, чем позитивных откликов. Одним читателям не понравился герой интервью. Его даже наградили пренебрежительными и презрительными эпитетами. Один анонимный автор, знающий Мергена лично, удивился тому, что о нем написали: «Играя с нашим героем в футбол и общаясь, ничего особо выдающегося за ним не заметил».
Вызвала насмешки история о том, как студенты резали барана для корейцев в общежитии МГУ. Не согласились с понятием «финансовые ручьи», усомнившись в компетентности рассуждающего. Обрушили критику даже на процитированное стихотворение Р. Киплинга «Если», назвав перевод М. Лозинского неудачным.
Принимаю справедливые упреки по интервью в целом и в частности. Однако, количество, а главное, содержание критики снова привели меня к мыслям об особенностях читательского восприятия.
Любая позитивная публикация о любом человеке будет иметь негативные отклики. Неприязнь порой пробуждается у тех, кто по своему возрасту и социальному статусу равен герою публикации. И, к тому же, знаком с ним лично. Друзья могут порадоваться за человека. Но остальные нередко воспринимают публикацию в штыки. Причем, речь идет даже не о зависти с невысказанной претензией: «Почему с ним сделали интервью, а со мной нет? Может быть, я больше достоин». Речь идет о нашем неумении видеть в людях интересное, открывать для себя каждого человека с положительной стороны, стремиться понять его.
Соглашусь с возможным возражением: открывать людей с тех сторон, которые представляют общественный интерес, относиться к ним как кладу с сокровищами – занятие журналистов. Да, это так. Но даже журналистское готовое «открытие» может наталкиваться на нежелание признать ценность этого клада.
Несмотря на высказанную критику, будучи сама большим оптимистом, делаю главный положительный вывод: студенты внимательно читают наши публикации о себе подобных, не воспринимают написанное за истину в последней инстанции, готовы все подвергать сомнению и спорить.
Совместное творчество (а именно так можно расценивать наши беседы) ради общественных задач – это ли не прекрасно?
Обо всем – с открытым лицом
Чтобы это совместное стало открытым, а не «подпольным», особо поблагодарю тех подписавшихся посетителей, которые высказывают и критику, и похвалу, задают вопросы, предлагают идеи. В ноябре нам писали: из Москвы – Ролан Ооржак, Саяна Хомушку, Александр Папын, из Нижнего Новгорода – Хеймер-оол Ооржак, из Екатеринбурга – Валерий Орус-оол, Алексей Ховалыг, из Белгорода – Сергей Лебедев, из Санкт-Петербурга – Ерназар Куулар и Аян-оол Ланаа, из Краснодарского края – Владислав Бобровский, из Томска – Виталий Петров, Артыш Ондар, а также Камилла Саая.
С рабоче-студенческим приветом!
Отдельно представлю вам одного из участников наших дискуссий.
Ролан Ооржак – студент 3 курса исторического факультета МГУ. Входит в актив Совета землячества студентов Тувы в Москве.
Полгода назад набрел в интернете на наш сайт, восхитился возможностью виртуально общаться и с тех пор стал постояльцем гостевой «ЦА».
За идейный поиск «всетувинского» блага награжден в интернете прозвищем «Робин Гуд». А своим упорством, эрудированностью и неутомимостью в «толкании» новых тем для дискуссий удостоен звания «Звезда гостевой».
Окончил кызыльскую школу № 1. Работал парикмахером, тренером по боксу, сторожем. Три раза поступал на исторический факультет Тувинского госуниверситета, не проходил по конкурсу даже с отличными оценками, зато с первого захода поступил в МГУ по общему конкурсу. Поэтому готов обсуждать проблему взяточничества в образовании Тувы.
Учится грамотно излагать свои мысли, пробовал силы в журналистике, публиковался в тувинских газетах. Любит мыслить, пытаясь понять самого себя и решать общественные проблемы. Ищет единомышленников-мыслителей везде и всюду.
Читает исторические книги, в том числе посвященные известным личностям. Из художественных книг любит «Дон-Кихота» Сервантеса, «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса, «На западном фронте без перемен» Эриха Мария Ремарка и др.
Об интервью с М. Хомушку Ролан отозвался:
«Статья хорошая, вдохновляет. Особенно глубокое впечатление на меня произвело классическое стихотворение Киплинга о великом вдохновении человека. Это своеобразный призыв к лучшему. Я его выучу обязательно и мысленно буду повторять в трудные моменты своей жизни. А пока я пою песни Виктора Цоя: «Последний герой», «Группа крови», «Муравейник», «Звезда по имени Солнце» и т.д.
Мерген Хомушку, по-моему, классный парень. Я знаком и с его друзьями: Саяном, Чеченом, Ерназаром, Айдыном и другими. Это парни дела, имеющие чувство юмора. Они с нами не сидят и не часто болтают, у них времени нет на это.
Я недавно делал опрос наших молодых земляков в Москве. Многие работают и учатся одновременно. Молодцы трижды! Выдерживают большие нагрузки (особенно те, кто работают в сети ресторанов Росинтера). У нас на работе в японском ресторане «Планета Суши» в Новых Черемушках, кроме меня, работают еще шесть земляков: Менги Монгуш, Адыгжы Ондар, Казимир Куулар, Орлан Белек-оол, Аржаана Шаалы и Виктор Юрьевич.
Так что, ребята, надо и делом заниматься, и уметь разговаривать, правильно высказывать свою точку зрения. Кстати, одна из причин, по которой всегда повышают на любой работе – это умение налаживать контакт со всеми, быть интересным собеседником. Даже если это работа поломойщика.
Работа воспитывает человека, делает его понимающим. Кто не работал в коллективе, тот и не поймет этого. Рабоче-студенческий класс – молодцы!».