газета «Центр Азии»

Понедельник, 19 апреля 2021 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2004 >ЦА №19 >КАКОВ ОН – СОВРЕМЕННЫЙ ТУВИНЕЦ

АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ О ГЛАВНОМ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

КАКОВ ОН – СОВРЕМЕННЫЙ ТУВИНЕЦ

АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ О ГЛАВНОМ

Интернет-окошко ЦА №19 (14 — 21 мая 2004)

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Московская студентка Саяна Хомушку – активная участница серьёзных интернет-дискуссий.Новая дискуссия в нашей гостевой в апреле развернулась с подачи прекрасной половины. По предложению Саяны Хомушку читатели попытались составить портрет современного среднестатистического молодого тувинца. К концу месяца Андрей Чымба раззадорил дисскусионеров на высказывания о национальной идее. Как оказалось, от первой темы до второй – не столь уж далеко…

Одна из постоянных участниц наших дискуссий студентка из Москвы Саяна Хомушку 30 марта прислала замечательную зарисовку – набор общих черт тех тувинцев-студентов, которых она наблюдает в столице: «Каков он типичный тувинец?».

И перечислила:

1. Невысокого роста.

2. Одет с рынка (за редким исключением).

3. Беден (за редким исключением).

4. Пишет и говорит по-русски с ошибками.

5. Любит обсуждать национальные вопросы.

6. Любит использовать карту «Центел» для междугородних переговоров (не сочтите это предложение и последующие – за рекламу).

7. Если использует мобильную связь (а мобильник есть у очень многих), то тариф непременно «Мегафон О’Лайт» (прим. ред.: один из самых дешёвых тарифов).

8. Отлично ориентируется в юго-западном районе Москвы; даже если не живёт там, то в «Мираже» (прим. ред.: кафе близ общежития РУДН) бывал.

9. Предпочитает посещать клубы азиатской направленности: «Легенда», «Пасадена», «Марс».

10. Работает поваром или официанткой в ресторане «Планетасуши», если повезет, то в ресторане классом повыше, типа «Узуми» на Пушкинской.

11. Когда сам выбирается в кафе или ресторан, то заказывает совсем немного и не оставляет чаевых, а если оставляет, то совсем немного.

12.Любит выпить, правда, теперь это уже перестало быть повальным качеством.

13.Старателен в учебе (хотя это тоже не про всех).

14.Живет в общежитии или снимает квартиру на пару с кем-нибудь.

15.Стремится общаться «со своими» (это характерно для вузов, где учится большое количество тувинцев).

16.Стремится не общаться с тувинцами (характерно для ярко выраженных индивидуалистов с кучей комплексов).

УМЕНИЕ СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ

«Дискуссионеры» с удовольствием включились в игру. У всех по-разному проявилось видение молодых тувинцев – сверстников.

Виталий Петров усилил ностальгическую сторону качеств: «Современный тувинец, уезжая учиться за Саяны, берет с собой тонны тувинских кассет, причем, в большинстве случаев, увы, просто ужасного качества; парни в комнатах в присутствии представителей других национальностей начинают смаковать некоторые моменты из жизни Тувы, считают просто за честь во время разговора сказать: «А у нас – в Туве...»

Юмор другого читателя был не столь добрым, как у Саяны: «Любит читать тувинские сказки про Оскус-оола, не подает милостыню бомжам у метро, ненавидит платить за проезд (когда к нему подходит кондуктор, тувинец ругается, размахивает руками, сильно нервничает), с трудом переносит межсезонье, любопытен (был свидетелем, как тувинец с неподдельным интересом разглядывал рекламный щит с изображением гамбургера)».

Третий читатель попытался расковырять самые неприглядные черты: «Уезжают из Тувы жить и работать в мегаполисе, пытаясь найти любого русского неудачника, лишь бы остаться, объясняют это тем, что на родине сплошь клановость, родство, круговая порука, что в Туве нет перспектив. Ведут себя так, как будто принципиально отличаются от остальных, но на самом деле настоящих необычных людей очень мало...» И заключил свою картину мрачным замечанием: «Что ж, уезжайте. Туве такие дочери и сыновья не нужны, не достойны её…»

Самым же негативным мнением о современном тувинце можно назвать письмо Алексея из Улан-Удэ: «Деньги у него в кармане долго не валяются; он старается подражать «журнальной» молодежи»; ухлестывает за богатыми и умными девушками; в учебе не всегда старателен, но сессию кое-как сдает; вечно голоден и питается «Роллтоном» с хлебом; становится очень патриотичным, особенно, если выпьет, нож всегда при себе и вместе с тем проблемы с милицией».

Таким образом высветилась жизнь и самих авторов писем. У кого какой круг общения, тот таким и представляет себе героя нашего времени.

Самым достойным и серьезным образом тема была поддержана таким письмом:

«Интересная тема. Каков он современный тувинец? Хотелось бы видеть в нем хотя бы одно качество: достойным называться наследником тех предков, которые донесли культуру, религию, традиции, и, самое главное, человеческое лицо до наших дней. Вернее до тех дней, когда народ жил, не запирая двери, когда зарвавшегося юнца остужал строгий взгляд старейшины, когда пьяным можно было быть, только тогда,когда никто не видит…».

В ответ на все это Саяна Хомушку ответила: «Жаль, что кто-то не понял иронии. Наверное, неудачно пошутила. Но от мнения своего не открещиваюсь, сама в чем-то такова. Ведь надо уметь посмеяться над собой».

Говорят, что проблема уменьшается, если над ней посмеяться. И увеличивается, если все время стенать о ее величине, глубине, весе и пр. Так что в письме Саяны можно увидеть не просто замечательный образец того, как можно улыбнуться над собой, но и рецепт, позволяющий уменьшить значение многих проблем. Рецепт самоизлечения – работа над собой.

БРЫЗГИ ЭМОЦИЙ И ВИРТУАЛЬНЫЕ СКЛОКИ

Одна из черт современного тувинца, а именно – стремление постоянно обсуждать национальные вопросы, является главным двигателем наших дискуссий в гостевой.Дискуссионеры «захватили» нашу ленту, заполоняя ее своими размышлизмами так, что остальным становится тесно. Мыслители нашли себе подобных и сделали гостевую трибуной, рупором, эфиром.

Не всем читателям это нравится, некоторые студенты выказывают недовольство тем, что гостевая стала похожа на «сейшн ученых мужей». Якобы, не видно студенческой жизни, мнений читателей по публикациям, разговора с редакцией.

По этому поводу я и в гостевой книге, и здесь снова поясняю. Гостевая книга – для гостей, для читателей газеты. Наши он-лайн конференции проводятся силами самих же читателей и интернет-лента наполняется тем содержанием, которое они сами в нее и вкладывают. Редакция поддерживает дискуссии, но не отменяет и другого общения, принимает приветы, поздравления. Одна критика тоже не плодотворна. Хотите новостей из других городов? Не занимайте сами выжидательную позицию, молча читая гостевую. Пишите сами: о себе, о своих друзьях. Делитесь с нами, с редакцией, и со всеми нашими читателями всем, что вас интересует, что волнует и занимает.

Приятно было получить письмо от студентов ВСГТУ (Улан-Удэ) Сылдыса, Вовы и Жени, которые поделились своей жизнерадостностью: «С нетерпением ждем окончания учебного года. Ждем того, что попадем летом в Кызыл, выберемся на чистый воздух тувинской тайги, к могучему Енисею. Наверное, за год Кызыл преобразился, стал чище и красивее. Новый мэр, наверное, старается. Ждем, когда откроется новый музей».

Каждый месяц аккуратно нам пишет отчеты о жизни красноярского землячества лидер молодежной тувинской диаспоры Красноярска, будущий врач Сайзана Сырат.Регулярно шлет приветы президент екатеринбургских студентов Валера Орус-оол.

До гостевой долетают и брызги эмоций из города на Неве. Там с шумом прошёл конкурс «Дангына», столь любимый студентами. Правда, в этом сезоне наши посетители успели выплеснуть нам и неприятную сторону любого конкурса. Поспорили девушки из-за оценки одной конкурсантки. Одна умалила победу другой, в ответ та её обвинила в зависти. За правду вступился Валера Орус-оол. Хорошо, что спор был виртуальным, без того жуткого шумового-визгового эффекта и размашистого ногтеприкладства, которыми славятся женские бои. J

Время от времени через гостевую передают приветы друг другу студенты разных городов, а также напоминания: «Передайте ему, чтобы он срочно отправил (сам прекрасно знает, что должен отправить) на мой адрес, а также, чтобы позвонили (сами прекрасно знаете кому)». Вывешиваются также объявления о мероприятиях в городах, о сроках, инструкции о том, как доехать, что с собой брать и пр.

ИСТИНА ВЗДОХНУЛА И УШЛА

Наших постоянных мужественных дискуссионеров критика, разбирательства и дежурные объявления нисколько не смущают.

Передохнув, они со второй половины месяца снова ринулись в словесные баталии. Начало горячему спору положил 20 апреля тележурналист Андрей Чымба с предложением поговорить о национальной идее, о том, что может объединить тувинцев? В поисках объединяющего читатели… разбились на лагеря.

Вопрос Андрея Чымба звучал следующим образом: «Что важнее: высокое национальное самосознание с бедной экономикой (что мы имеем на сегодня), или, главное, чтобы жили богато, а остальное – болтовня?».

Первым откликнулся Виталий Петров 21 апреля: «Думаю, что высокое национальное самосознание, хоть с удручающей экономикой, более важно, нежели сытая, богатая жизнь. Я считаю, что появлению вообще национальной идеи предшествует плохая жизнь. Живут люди плохо и думают: «А почему так? Что надо сделать?». Ставят перед собой цель и стремятся к ней. А вот когда у человека сытая жизнь, ему как-то и совершенствоваться неохота.Сытая жизнь во многом развращает, люди начинают все больше требовать зрелищ и потом скатываются до уровня животных. Человек тем и отличается, что у него есть не только разум, но и жертвенность – способность отдать плотское взамен на духовное…»

Начиная с этого момента, почти все ополчились против Виталия.Его попытка связать идею с духовностью, противопоставив эту связь сытости и всему материальному, вызвала такой огонь критики, что в дальнейшем весь спор шёл между Виталием и всеми остальными.Порой, казалось, что мы находимся в каком-то центре схоластического хурала и очень скоро запылает огонь инквизиции.

Уже зазвучали обвинения и эпитеты, на Виталия с его предложениями попытались нахлобучить бонапартовскую треуголку. На что он ошарашено ответил: «Здрасьте, я теперь уже и Наполеон!».

Была попытка возмущенной читательницы отвлечь горячих тувинских парней судейским окриком: «Парни, брек!». Но не тут-то было! Дискуссионеры углубились в особенности менталитета россиян, стали ворошить фольклор, ломали головы над «особыми путями развития России», пытались выяснять отношение друг у друга к чиновникам, политикам.

И как это обычно бывает в таких баталиях, спорщики увлеклись самим фактом препирательств между собой, забыв обо всем. В том числе и об истине, которая села где-то сбоку и, опираясь на дорожный посох, устало смотрела на них. Потом, не дождавшись просвета, вздохнула, встала и не замечаемая никем снова ушла в путь…

ИМЕННАЯ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Благодарю собеседников апреля, которые подписались полностью: Саяну Хомушку из Москвы, Виталия Петрова и Наталью Зорину из Томска, Алексея Сотникова из Новосибирска, Алексея Оюна из г. Эскишехир (Турция), Валерия Орус-оола и Сайзану Ооржак из Екатеринбурга, Аллу Хамнагдаеву из Санкт-Петербурга, Евгения Сюрюна из Улан-Удэ, Андрея Чымба из Кызыла, Сайзану Сырат и Саида Донгака из Красноярска.

Всего в апреле мы получили 149 писем. С полным содержанием дискуссий вы можете ознакомиться, заглянув в гостевую книгу инет-ЦА.

Чимиза ДАРГЫН-ООЛ

 (голосов: 2)
Опубликовано 14 мая 2004 г.
Просмотров: 7213
Версия для печати

Также в №19:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2021 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru