Научная, творческая интеллигенция Тувы не так уж многочисленна. Все на виду, знают друг друга. Однако, отправляясь на очередную встречу для читателей «ЦА» с одним из ученых, всегда чувствуешь себя человеком, которому предстоит найти клад с духовными сокровищами.
В поисках сокровищ на этот раз я оказалась в доме доцента кафедры физики Тувинского госуниверситета, кандидата педагогических наук Хеймер-оола Мынмыровича Саая. Привели сюда письма читателей «ЦА», которые назвали его «Человеком года – 2003» в номинации «Наука».
Заслуженного учителя Республики Тыва Хеймер-оола Саая, педагога с сорокалетним стажем работы, справедливо считают всесторонним человеком. Он не просто учит физике студентов, он учит творчески мыслить. При этом сам поет, сочиняет песни. Когда ученый поехал вместе с редакцией «ЦА» на церемонию награждения по итогам опроса «Человек года – 2003» в Чадан, он взял с собой свой баян. Играл веселые и лирические мелодии, пел вместе с супругой Зоей Федоровной. Участники фестиваля «Устуу-Хурээ – 2003» танцевали на поляне под зажигательную игру физика.
Зная давно эту семью, я всегда воспринимала главу как самого тихого члена семьи. Его не бывает слышно и видно, когда приходят гости к детям, к супруге. Очень скромный. Улыбчивый. Невероятно деликатный. Поэтому сейчас я пришла с объявлением, что хочу пообщаться именно с хозяином дома отдельно. «Выгнать внуков» из комнаты, чтобы поговорить с журналистом, для Хеймер-оола Мынмыровича значит вежливо попросить их и тихонько постоять в стороне, чтобы шумные чада убежали в другую комнату для игр. Зоя Федоровна находилась на отдыхе в санатории.
Мы ведем неторопливую беседу один на один.
– Хеймер-оол Мынмырович, получение новых знаний о природе вещей для физиков порой происходит при необычных обстоятельствах. Как известно, Архимед плескался в ванной перед тем, как задуматься о правилах объемов жидкости и тел; на голову Ньютону упало яблоко, что повлекло за собой открытие закона всемирного тяготения. Вы исследовали физику юрты. С вами что-нибудь случилось? Вам что-то упало на голову?
– (Смеется.) Да, такие легенды о физиках существуют… Когда долго думаешь над решением какой-то задачи, достаточно одного подходящего случая, чтобы подтолкнуть мысль в нужном направлении.
На меня ничего не падало. Юрта меня интересовала с детства, я родился и вырос в ней. Я всегда думал: «Почему хараача (верхний круг дымохода) держится на высоте, подпираемый жердями по кругу? Почему не падает?» Меня также интересовало, почему при построении юрты хана (решетчатые стены) с внешней стороны обвязывают веревками или арканами. Зачем так сильно привязывать?
Ответы на эти загадки кроются в правилах сложения сил, векторных величин. Эти правила изучаются в школе. Конечно, раньше тувинцы не думали, что складывают векторные величины. Законы физики они чувствовали «кожей» и строили юрты согласно многовековым традициям.
Также по-простому использовали законы физики при игре кажык (косточки). Когда основную кость подбрасывают, она падает под действием силы тяжести. За это время надо успеть собрать с земли как можно больше других косточек. Понятно было, что времени у игрока больше, если выше подбросить кость.
Когда я сам изучал физику в школе, не до того было, чтобы понять все эти вещи с точки зрения науки. А вот когда начал преподавать, то пришла мысль использовать это в обучении. Надо тувинским ребятам показать, что законы физики не приходят из Москвы, а живут рядом с нами. В юрте, в пути, во всей окружающей жизни. Специально для этого была написана на тувинском языке книжка «Механика болгаш чылыглыг болуушкунар» («Механика и тепловые явления». Кызыл, 2001).
– Объясните, пожалуйста, популярно, что вы интересного нашли с точки зрения физики в конструкции и пространстве юрты?
– Здесь действует закон всемирного тяготения, который открыл Ньютон еще в 1678 году. При построении юрты работают правила сложения сил, они складываются в виде тонких жердей, все вместе они поддерживают круг – хараача. Если жердей будет мало и их сложить неверно, они сломаются и круг упадет. Когда их много и их складывать по правилам, можно получить достаточно большую силу. На юрту может взобраться даже коза, баран, маленький ребенок, ходить по ее покатой крыше – она устоит. Помню, в моей родной Монгун-Тайге все время сгоняли козлят с крыши.
Все жерди, которых в самой маленькой юрте должно быть семьдесят две, имеют одинаковый размер и длину. Если бы юрта была прямоугольной формы, то пришлось бы все жерди делать разных размеров, и при сборке и разборке постоянно помечать, следить за соблюдением порядка. А в круглой – все жерди одинаковы, можно брать все подряд и устанавливать.
– Получается, что тувинцы (и все народы, которые используют в быту юрту) создали универсальную конструкцию жилья, которая необычайно устойчива. Ведь она просто стоит на земле, ни к чему не приколочена и не врыта в землю…
– Да, юрта и ветром не сдувается. У нее круглая обтекаемая форма. Если бы она была плоская, то сразу бы упала. В Монгун-Тайге, например, страшные ветры, могут человека сдуть. А юрту ветер обтекает. Она не разваливается.
Юрта имеет также интересный объем. Если бы у нее были углы, то в них надо было бы ставить обязательно угловые предметы. А она круглая, поэтому туда можно ставить все, что угодно. Очень большая вместимость.
Все это является одним из проявлений практического ума, народных знаний, и используется до сих пор.
– Сколько человек могут собирать юрту? Ведь это достаточно трудоемкая задача, если учесть то, что надо поднять в воздух жерди по кругу, вознести ввысь по правилам хараача, и все это прикрепить и друг к другу, и к стенам.
– Можно троим собирать. Один человек стоит в центре и держит высоко круг на палке, а двое устанавливают жерди по одной в обеих руках так, чтобы жердей первоначально получилось четыре в четырех сторонах. Потом переходят дальше и подставляют другие жерди. А первые четыре жерди вполне могут сначала удержать круг.
– Если жерди сами могут удерживать этот круг, то почему во многих юртах в центре еще стоит шест от земли до хараача? В чем его функции?
– Шест носит название «багана». Это на всякий случай. Если ветер станет сильным, если кто-то взберется на крышу. С багана юрта еще более устойчиво стоит.
– Бывает, что багана не одна?
– Иногда одна, иногда две ставят. А в целом, жерди держат и без баганы. И причем, если юрта покрывается войлоком, то не одним, а четырьмя большими полотнами. Это очень большая тяжесть, даже больше, чем хараача.
Это сейчас в юрте появились и гвозди, и другие металлические предметы. Раньше вообще ничего искусственного не применялось. Веревки плелись из войлока, все детали юрты делались из тальника (ивы) – самого легкого дерева. Сейчас делают из лиственницы, но она очень тяжелая. Юрта получается тяжелая. Можно, конечно, и так делать, но при перевозке это будет большой груз. Раньше кочевали с помощью одной только лошади. Но сейчас есть машины, они могут перевозить и тяжелые юрты.
– Кроме особенностей конструкции, вас ведь заинтересовала и система вентиляции в юрте. Расскажите о ней.
– Здесь очень просто. Конвенционные потоки всегда осуществляются так: более холодный, тяжелый воздух опускается вниз, а прогретый, легкий поднимается вверх. Если в юрте затопили, то в ней воздух становится горячий. Чтобы не было жарко, существует естественное решение проблемы. Решетчатые стены юрты стоят просто на земле, ничего больше там нет. В щель между покрытием юрты и землей снизу внутрь поступает холодный воздух. Прогреваясь в юрте, уходит наверх через дымоход. Таким образом, постоянно происходит освежение воздуха.
Если вентиляцию требуется увеличить, то полог юрты снизу приподнимают, поток холодного воздуха увеличивается. А если надо тепло сохранить, то полог опускается.
– Учить законы физики по примерам из народного быта – очень увлекательно и полезно для познания своей культуры. В вашем пособии для студентов задачи начинаются так: «Всадник скакал из одного аала в другой…», «Студент ТГУ стоял на берегу Енисея и бросал камешки в воду…». Вы всегда «отувиниваете» задачи?
– Во многих задачниках, пособиях есть такие задачи, которые, к примеру, упоминают метро, эскалаторы. Но ведь наши ученики не знают что это такое, они этого не видели. И как они будут решать такие задачи? Поэтому мне хочется, чтобы примеры были связаны со знакомыми предметами быта. И тогда физика становится интересней, творчески украшается.
– Значит, будучи физиком, вы одновременно и лирик?
– (Смеется). Физики – всегда лирики.
– Это такое правило?
– Да. Наша кафедра физики ТГУ на шуточных конкурсах всегда занимала первые места. Мы однажды, это было десять лет назад, создали оркестр из звукового генератора – лабораторного прибора, который издает звуковые волны. Мы соединили несколько генераторов, издающих каждый определенный звук: «ля», «до», «ре» и другие. Таким образом собрали небольшую тувинскую мелодию: «Дэн, дэн, дэн…» И получили первое место за такое творчество.
Даже в истории много таких случаев: Альберт Эйнштейн прекрасно играл на скрипке, Макс Планк (родоначальник квантовой теории) играл на фортепиано. Физики, когда собирались, не только теорию обсуждали, но и устраивали прекрасные концерты.
– На фестивале «Устуу-Хурээ–2003» вы уже продемонстрировали всем, что играете на баяне. На каких инструментах еще играете?
– На мандолине, на балалайке. Играю дома и даже во время лекций. У меня есть тема «Звук». Мы там разбираем музыкальные звуки, что такое аккорд, состав звука и прочее. Приходится показывать. Для проверки играю «Полонез» Агинского. Тому, кто правильно назовет произведение и автора, я даже зачет ставлю.
– А дома вы играете для души? Ведь вы с Зоей Федоровной, вашей супругой, поете прекрасным семейным дуэтом.
– Поем. Мы любим песни. Я сам «грешу» немножко: пишу песни. На свои слова, на слова других.
У меня семь официально принятых песен. Они обсуждались на комиссиях, приняты Союзом композиторов республики, напечатаны в разных сборниках. Это: «Ыржыгаш» на слова Сергея Пюрбю. На свои слова я написал «Кызылым сен» (про город Кызыл). Детские песни у меня есть – «Хемчигеш» и «Анайлар».
Одна из последних песен – на слова Сергея Пюрбю «Кыраан назын, оршээп корем» («Простите меня, мои преклонные года»). Поэт просит прощения у старости, что не обращал на нее внимания, не посвятил ей стихов, все время писал о молодежи. Он обещает, что в вечернее время придет и исполнит ей песню.
– Если бы время можно было вернуть вспять, и перед вами снова появилась возможность выбора профессии, что бы вы выбрали: физику и педагогику или музыкальное творчество?
– М-да, вопрос очень интересный (неожиданно смущенно и задумчиво). В то время, когда я учился, не было музыкальной школы. Ни в Мугур-Аксы, ни в Чадане, где я жил. Если бы музыкальные школы были, то я бы, наверное, заинтересовался музыкой.
А в реальности получилось так, что мое музыкальное образование состоит из… двух вечеров.
Когда я учился в 8-9 классах школы в Чадане в 1953-55 годах, там был такой интересный человек, военный музыкант Кара-Сал Тамдын. В один вечер он мне показал, что такое нотный стан и расположение нот на мандолине. На следующий вечер я узнал от него, что такое знаки альтерации и счет. Вот на этом и закончилось мое музыкальное образование.
Ну, а дальше я самостоятельно учился. Прочитал книжку Вахромеева «Элементарная теория музыки». Учился я, в основном, по «Самоучителю игры на баяне» Басурманова.
– У вас весьма интересная семья с творческим уклоном. Я имею в виду ваших родных братьев – очень известных людей. Для Монгун-Тайги, откуда вы вышли, братья Саая – прямо-таки герои, предмет гордости земляков. Расскажите о вашей большой семье.
– Родители у нас скотоводы – араты. Образования не имели, но грамоту знали. Мама Оруспай Салчак учила нас русской грамоте, когда та впервые появилась. Она даже говорила нам: «Посмотрите какая интересная буква «Ф». Как будто две барбы (кожаных мешка) висят с двух боков коня».
Отец Мынмыр Менгитиевич Саая тоже читал по буквам. Однажды, когда я уже сам был в восьмом классе, он читал газету и произнес: «Хрущев» через «е» вместо «ё». Заметил упущение русского языка и прочитал так, как было написано (смеется).
Нас, родных детей, было девять человек. Я – самый младший, поэтому и имя у меня – «Хеймер» («младший»). Так получилось, что мы все получили довольно неплохое образование, хотя многие не учились по-настоящему.
Старший наш брат Шожут-оол учил районных даргаларов (начальников). Он рано умер и я не знаю, откуда он выучился грамоте. Потом по старшинству идет Шожул. Он учился в армии Тувинской Народной Республики. Прекрасный столяр, делает тувинские музыкальные инструменты. Играет, поет. Сейчас ему уже 83 года. Сын его – тоже краснодеревщик. Они живут в Тоора-Хеме.
Затем – Бюрбе Саая, известный композитор. Ни одного класса школьного образования не имеет. Но талантливый самоучка. Следующий брат – Самыя, он окончил партийную школу. Живет в Тодже. Две сестры: Кара и Папай. Кара переехала в Кызыл из Монгун-Тайги. Сарыг-оола Саая вы знаете. Известный художник. Умер десять лет назад. Мижит-оол Саая, физик-математик по образованию, долгое время работал в газете «Шын». И сейчас продолжает заниматься журналистикой.
Я – девятый. Единственный из всех прошел образовательную лестницу до конца: окончил институт, потом – аспирантуру в Москве, защитил диссертацию по методике преподавания физики в 1983 году.
Была еще одна младшая сестра, она умерла при родах. Родители также усыновили еще одного ребенка, одиннадцатого. Он тоже имеет специальность, правда, особую – непревзойденный вор. Где только не сидел. Неисправим, к сожалению.
– Свое недостаточно реализованное тяготение к музыке вы передали своим детям – сыну и дочери. Ведь они имеют музыкальное образование, а Алексей Саая сейчас работает в симфоническом оркестре филармонии. Или они сами пошли в сторону музыки?
– Мы с женой вначале их заставили. С Алешей получилось все хорошо, музыка стала его специальностью. Сначала он учился в музыкальной школе в классе скрипки. Потом, правда, увлекся гитарой. Окончил училище искусств. Потом – высшее музыкальное училище имени Гнесиных в Москве.
Анжелу тоже хотели увлечь музыкой. Но она только окончила семь классов музыкальной школы, дальше не пошла. Продолжает, правда, играть на пианино. Не часто.
Внуки наши еще определяются с интересами. У Алеши сын Мерген 13 лет и дочь Алена 3-летняя. Дочери Анжелы Ажыкме – 13 лет.
– Ваша супруга вполне могла управлять поисками ваших детей. Ведь это заложено в ее специальности.
– Да, она окончила Московский институт культуры. Работала режиссером народного театра юного зрителя. Сейчас это дело продолжает Айлана Чадамба. Потом Зоя Федоровна долгое время работала в партийных органах, и при этом всегда отвечала за культуру, за образование.
– Интересно, когда физик-лирик познакомился со своей будущей половиной? И самое главное, чем ее покорил? Лирической частью натуры или блеснул знанием точных наук?
– (Глубоко вздохнул и широко улыбнулся). Я могу об этом говорить много и долго. Постараюсь короче.
Впервые я увидел Зою в 1958 году. Я окончил первый курс физико-математического факультета Кызыльского пединститута и летом на каникулы поехал с братом отдыхать на Тоджу.
Меня сразу привлекли к подготовке концертов к Наадыму в Тоора-Хеме. Я готовил две песни. Выхожу на сцену, вижу, сбоку от зрителей стоит группка девушек. Среди них выделяется румянощекая девушка в кирзовых сапогах. Я еще подумал: «Вот красавица! Познакомиться бы с ней».
Потом выступал на открытой площадке. Смотрю, а она стоит с русской подругой, совсем рядышком, впереди всех. Я пел как раз песню «Отчего». Эта песня тогда впервые появилась, народу она была интересна.
(Принялся ностальгически напевать: «Отчего эта песня звучала, и ее ты со мной не поешь?..»)
Потом я поехал в совхоз Адыр-Кежик. Смотрю, а она там бегает, коров доит, за водой ходит. Однажды она за водой пошла, и я решился. Мне пришлось вылить воду из полного ведра, чтобы тоже пойти к речке. Пошел за ней. Помню еще, там была маленькая рыжая собачка – хава ыът. Она начала на меня лаять, а Зоя увидела, отозвала собачку, успокоила ее.
Мы вместе набрали воды, сели у речки и разговаривали. Вот с этого все и началось…
Хеймер-оол Мынмырович показывает фотоальбом молодости. Многие из снимков юной Зои Федоровны делал сам супруг, любуясь красотой жены. Даже есть фотография речки и дерева, на котором они сидели в первые свидания. Влюбленный физик-лирик позже специально запечатлел памятное место.
– Значит, вы все-таки применили хитрый, прямо-таки математический расчет, чтобы познакомиться с девушкой.
– (Смеется). Ну, не знаю... Может, песня ее тоже заинтересовала. Именно тогда она заметила меня, с подругой даже искала после концерта как исполнителя красивой песни. Так что песня «виновата»… (пауза и хитрый прищур глаз).
– ... в вашем семейном счастье.
– Да! (Снова заливисто смеется).
Фото автора, Надежды Антуфьевой и из семейного архива Х.М.Саая
Фото:
1. Хеймер-оол Саая на фестивальной поляне «Устуу-Хурээ». Июль 2003 г., г.Чадан.
2. Установка юрты. Сила тяжести хараача уравновешивается реакцией жердей.
3. Физик-лирик разучивает песню «Любимой девушке». Январь 1959 года.
4. Любимую девушку фотографировал будущий супруг в городском парке. 1959 г., Кызыл.
5. Музыкальное образование физика длилось два вечера. Конец пятидесятых годов.
6. В семейном счастье Зои и Хеймер-оола Саая «виновата» песня. Конец шестидесятых годов.