В Верховном Хурале началось обсуждение республиканского бюджета на 2002 год, и на 47 сессии парламентарии республики приняли в первом чтении проект главного финансового закона Тувы. На сегодняшний день принята только его концепция – доходы и расходы в сумме 4 миллиардов 1 миллион 883 тысячи рублей. Остановимся пока лишь на некоторых моментах законопроекта.
Первоначально в Верховный Хурал поступил проект с дефицитом в сумме 109 миллионов 936 тысяч рублей и депутатам предстояло, соблюдая все нормы бюджетного законодательства, рассмотреть его в первом чтении. Бюджетный кодекс предусматривает принятие бюджета с дефицитом только в том случае, если дефицит составляет не более 15% от собственных доходов республики и если указан источник его покрытия. На самом же деле дефицит превышает эту норму и составляет 55% собственных доходов. Собственные доходы республиканского бюджета – 199 миллионов 431 тысяча рублей, что составляет в республиканском бюджете 4,98%. По утверждению Минфина республики, под средствами, из-за которых образовался дефицит, подразумевается повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы. Но финансисты правительства предполагают получить на покрытие дефицита бюджетную ссуду из резервного Фонда софинансирования социальных расходов федерального бюджета в течение этого года.
По новой Конституции мы с вами должны будем избрать высшее должностное лицо Тувы – Председателя правительства, и такого органа как Администрация президента уже не будет. Однако в проекте бюджета запланированы расходы на содержание президентского аппарата и функционирование самого президента республики. В прошлом году на содержание Администрации президента было выделено 21 миллион 625 тысяч рублей, а в этом году правительство Тувы предусмотрел уже 30 миллионов 427 тысяч рублей. В этом же году помимо выборов Главы правительства нам необходимо будет избрать новый двухпалатный парламент (Законодательная палата и Палата представителей), количественный состав которого 162 депутата. В законопроекте указана только Палата представителей. Как эти вопросы объяснит Минфин, покажет второе чтение законопроекта. А на проведение выборов в этом году финансисты планируют выделить 8 миллионов 580 тысяч рублей.
Следует также отметить, что из-за отсутствия финансирования в этом году будет приостановлено действие ряда статей законов республики, таких как “О библиотечном деле”, “О культуре”, “О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза”, “О науке и научно-технической политике”, “О физкультуре и спорте”, “Об инвестиционной деятельности”. Например, Национальная библиотека им. А.С. Пушкина недополучит ассигнования в размере 50% средств, необходимых для доплаты штатным работникам библиотеки, учреждения культуры из местных бюджетов не получат положенных им 7% ассигнований, медицинские работники противотуберкулезной службы не воспользуются льготами в случае профзаболевания, кандидаты и доктора наук недополучат положенные им по Закону надбавки к должностным окладам.
В проекте предусмотрено финансирование 38-ми целевых программ, но некоторые из них еще не приняты парламентом. Всего на финансирование этих программ запланирован 41 миллион 300 тысяч рублей.
Инвестиционная программа, по которой и возникает много вопросов и пожеланий у депутатов, прописана в сумме 400 миллионов рублей, из которых только 23,5% средств будут направлены на объекты производственного назначения.
В комитетах парламента продолжается второе чтение законопроекта о республиканском бюджете...