Ежегодно январь знаменуется для Тувы массовым шоу – вся армия правительственных чиновников отправляется в народ и там, в полном единении со счастливым народом, обсуждает многостраничный труд – Отчет о делах и свершениях правительства за прошедший год.
Результат обсуждений всегда один: правительству ставят оценку “удовлетворительно”, и народ, славя мудрость и великие дела вождей, с песнями расходится до следующего обсуждения и очередных выборов, когда он снова очень понадобится родному и любимому правительству.
Наш Дом печати (или уже Дом печали?) тоже не стал исключением из серии традиционных встреч, на которых традиционно ничего не решается.
22 января к журналистам пришла группа чиновников, на этот раз возглавляемая и.о. заместителя правительства РТ Алдын-кыс Конгар, курирующей социальный блок. Как всегда нам рассказали о том, как все хорошо и замечательно, а на вопросы и затрагиваемые проблемы гласности и взаимодействия власти и прессы ответили емко и обнадеживающе: “Здесь эти вопросы неуместны!”
После этого все мои сомнения в том, что “живем мы хорошо, а будем жить еще лучше” окончательно рассеялись, и я предложила оценить прекрасную работу правительства на “отлично” – ну сколько же можно ходить в вечных троечниках-середняках.
Однако меня поддержали только два человека – сотрудники Госкомитета по печати. Все остальные – журналисты газет “Тувинская правда”, “Шын”, “Тыванын аныяктары”, “Сылдысчыгаш” – почему-то не согласились с отличной оценкой и проголосовали за традиционную троечку. До сих пор не могу понять: почему? Может быть потому, что не столь “неуместными были поднимаемые вопросы о взаимодействии власти и прессы?
Правительство постоянно уделяло внимание развитию единого информационного пространства, поддерживало средства массовой информации для повышения их влияния на решение задач социально-экономического развития республики.
(Из отчета Правительства Республики Тыва о социально-экономическом развитии республики в 2001 году, подписанного 10 января 2002 года
Президентом-Главой Правительства РТ Ш. Ооржаком).
“В связи с тем, что редакция газеты “Центр Азии” использует занимаемые помещения относящиеся к государственной собственности Республики Тыва на незаконных основаниях, Госуправление по материально-техническому обеспечению исполнительных и представительных органов власти просит в недельный срок освободить служебные кабинеты № 85, 86, 93, необходимые для производственных нужд исполнительных органов государственной власти Республики Тыва”.
(Из предписания начальника Госуправления по материально-техническому обеспечению исполнительных и представительных органов власти
В. Донгака, от 09.11.2001 года).
Сравнили эти две цитаты? Сделали вывод о том, какое неусыпное “внимание” уделяет правительство “информационному пространству” и как оно конкретно и заботливо “поддерживает” прессу? За горло.
О проблемах гласности, взаимоотношений власти и прессы я и пыталась говорить во время обсуждения Отчета правительства. Меня слушали, но не услышали. Публикуем выступление в письменной форме – может быть, оно будет хотя бы прочитано?
“В правительстве и аппарате Президента РТ продолжается деление СМИ и журналистов на “наших” и “ваших”, “угодных” и “неугодных”, до сих пор не решены вопросы с аккредитацией всех СМИ, отсутствует соответствующее российскому законодательству о СМИ положение об аккредитации, продолжаются отказы в аккредитации и предоставлении информации – в нарушение Закона РФ “О средствах массовой информации”.
Давление на прессу в течение 2001 года особенно активизировалось в конце 2001 – начале 2002 годов, перед выборной компанией на пост Главы правительства РТ (выборы состоятся 17 марта 2002 года). Осуществляется это давление путем выселения редакций газет из Дома печати, который изначально строился и был сдан 22 июня 1987 года в эксплуатацию как здание редакционно-издательского корпуса. Государственный комитет РТ по управлению госимуществом ведет целенаправленную работу по уничтожению информационного пространства в Республике Тыва. Данная политика ведется путем постоянных требований и предупреждений о выселении редакций газет из Дома печати. Единственный мотив, указанный в предписаниях, – кабинеты редакций необходимы “для производственных нужд исполнительных органов государственной власти РТ”. Огромному аппарату чиновников уже не хватает места в Доме правительства и его филиалах?
При этом Госкомитет РТ по управлению Госимуществом содержит вверенное ему имущество в безобразном состоянии: прокопченные, грязные стены и окна лестничных пролетов, холлов, актового зала, антисанитарное состояние туалетов, где отсутствует вода, не работают даже сливные бачки. Очень интересно, на что же тогда Госимущество РТ тратит взимающуюся арендную плату?
Выгоняя и “уплотняя” редакции, Госкомитет РТ при этом считает возможным предоставлять государственное имущество в аренду сомнительным сектам: регулярно по вечерам и в выходные дни из актового зала Дома печати доносится пугающий прохожих жуткий вой: в зале проходят с участием детей непонятные “молебны”. Духовное здоровье детей, участвующих в этих пугающих “молебнах” не беспокоит Госкомитет, озабоченный лишь получением денег от секты – “арендатора”.
При этом единственную в республике детскую газету “Сылдысчыгаш”, ведущую огромную работу по воспитанию детей в лучших духовных традициях народа, уважения к родному тувинскому языку, Госкомитет РТ считает необходимым “уплотнить” и “выселить”. “В противном случае… редакция будет выселена из здания” – это хамское по форме требование, подписанное 29 декабря 2001 года первым замом Госкомимущества РТ В. Б. Монгушем и направленное в редакцию детской газеты, свидетельствует о полном безразличии государственного чиновника к важнейшей проблеме республики: воспитанию детей.
Такие же ультиматумы были направлены в женскую газету “Эне созу”, молодежную “Тыванын аныяктары”, журнал учительства “Башкы”.
А в отношении газеты “Центр Азии” Госкомимущество РТ от систематических угроз о выселении перешел в преддверии выборной компании к действиям: подал очередной иск в Арбитражный суд РТ о выселении, судебное разбирательство назначено на 7 февраля 2002 года.
Данная политика направлена на удушение прессы республики, ограничение конституционных прав граждан на получение информации, противоречит российскому законодательству;
Активизация давления на прессу путем выселения впрямую связана с предвыборной кампанией на пост Главы правительства и ведется целенаправленно, дабы ограничить предусмотренный законодательством РФ свободный доступ избирателей к получению объективной информации обо всех кандидатах”.
Есть ли выход из данного тупика? Считаю, что пока еще есть. Но для этого власть должна не испуганно прятаться от журналистов по своим кабинетам, а пойти на открытый конструктивный диалог, в ходе которого, при желании Главы правительства Ш. Ооржака, без санкции которого никто в Белом Доме не способен принять самостоятельное решение, совсем не сложно будет решить все проблемы. При желании.
Что же касается “нужд” исполнительных органов власти, то вынуждена разочаровать начальника Госуправления В.Донгака: с нуждами органов в Доме печати возникнет проблема. Госкомимущество РТ довело вверенные ему сортиры до бедственного состояния. На четвертом этаже дверь мужского туалета и вовсе забили огромным гвоздем. И все кавалеры теперь ходят в дамскую уборную, где мы демократично встречаемся и светски раскланиваемся друг с другом возле единственного дышащего на ладан унитаза. Так что от души советую: плюньте вы на Дом печати и осуществляете все нужды, как и осуществляли – в комфортном Белом Доме.