Пролетели три месяца работы в верхней палате российского парламента новых представителей Тувы: Чанмыра Удумбара и Сергея Пугачева. О проделанном за этот период мы разговариваем с представителем Верховного Хурала РТ в его рабочем кабинете:
– Чанмыр Александрович, вы много лет проработали в федеральной структуре по республике. Как вы себя чувствуете на новом месте с иным масштабом – государственный охват, и иного направления – большая политика?
– Приходится адаптироваться и учиться. Законодательная работа – весьма сложное и ответственное занятие. Однако с опытом работы руководителя госструктуры можно сказать, что постановка многих проблем знакома: сотрудничество, налаживание взаимосвязей между ведомствами, постановка целей, задач и убеждение других.
– Как вы вписались в распорядок жизни сенаторов на Большой Дмитровке?
– Вначале для меня была немного непривычна строгость внутренних распорядков Совета Федерации, в частности пропускной режим. Вы сами видели, когда для вашего приглашения в здание я заказывал специальный пропуск. У себя в республиканском Управлении ФСБ я устроил все гораздо более демократичней (улыбается).
– Сформированный заново Совет Федерации уже поделил между собой портфели. Какой участок работы достался вам?
– Приступив к исполнению обязанностей члена Совета Федерации 9 января, я сразу вошел в состав Комитета по обороне и безопасности, ведь это мое профессиональное направление как специалиста по проблемам безопасности. В этом Комитете мы обсуждаем вопросы российского масштаба: территориальной целостности, политики в отношении проблемных регионов, социальные нужды армии, военных.
Однако уже в марте я счел необходимым войти также в состав Комитета по делам Севера и малочисленных народов. Работа над кругом проблем, обсуждаемых здесь, позволяет мне решать вопросы, напрямую или косвенно связанные с Тувой. Получил утверждение на должность заместителя председателя этого Комитета (председатель Александр Назаров). Поэтому основная моя деятельность – именно здесь.
И третья часть моей работы – в Комиссии Совета Федерации по регламенту и организации парламентской работы. Многие члены Совета Федерации так поступают: входят в состав одновременно трех-четырех комитетов, комиссий.
– Какие сейчас главные заботы Комитета Совета Федерации по делам Севера?
– В Администрации президента России запланировано заседание Комиссии при президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления. Должна обсуждаться судьба трех важных законов. Это законы по
коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока: о гарантиях прав, об организации общин и территориях традиционного природопользования.
К сожалению, несмотря на то, что эти законы были приняты совсем недавно – в 1999-2001 годах, в правительстве существует мнение о том, что их надо упразднить. Некоторые столичные политики даже считают, что общины коренных малочисленных народов это то же самое, что религиозные общины. Речь идет об особом внимании государства к организации жизни, к сохранению самобытных форм существования народностей, насчитывающих менее 50 тысяч человек, в том числе тувинцев-тоджинцев. Я готовлю доклад от имени нашего Комитета, где прошу Комиссию не только не упразднять эти законы, но и рекомендовать внести в них конкретные поправки, направленные на их усиление и усовершенствование.
Также провел круглый стол в Совете Федерации “О проблемах малого предпринимательства в регионах крайнего Севера и совершенствование его законотворческого обеспечения”. Это сейчас одно из приоритетных направлений в региональной политике, и нам необходимо подготовить предложения для его законодательной основы. Участвовали представители администрации президента, правительства России и непосредственно представители субъектов федерации – северных территорий, человек восемь. Туву, приравненную к территориям крайнего Севера (три ее района имеют статус территории крайнего Севера), также касаются все эти обсуждения. Сейчас мы суммируем предложения участников круглого стола.
Как представитель приграничной территории участвую в международном межпарламентском сотрудничестве. 5 февраля состоялась встреча Председателя Совета Федерации Сергея Миронова с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Санжбэгзийном Тумур-Очиром, на котором обсуждались вопросы российско-монгольского сотрудничества. В своем выступлении я затронул, прежде всего, темы культурной близости, дружественных связей, а также проблемы тувинского участка российско-монгольской границы.
Есть совместная работа с депутатом Госдумы Каадыр-оолом Бичелдеем по поводу проекта закона “О внесении дополнений в ст. 3 Закона РФ “О языках народов РФ” (в части использования алфавита государственного языка РФ и государственных языков республик). Дело в том, что в Думе существует два законопроекта: один разрешает полностью изменить графическую основу государственного языка Республики Татарстан: вместо кириллицы использовать латиницу. Альтернативный же проект Бичелдея предусматривает использование кириллицы и только в отдельных случаях разрешает использование других символов – для обозначения специфических особенностей языков, если таковых недостаточно в кириллице. Последний законопроект имеет гораздо больше оснований для принятия, поддерживается правительством.
– Вы говорите о совместной работе с политиками из Тувы. С кем еще вы сотрудничаете?
– Работы очень много, при плотном графике порой даже пообедать не успеваю (улыбается). Без помощи и консультаций специалистов по разным направлениям не обойтись. Находимся на постоянной связи с Чылгычы Ондаром, вторым нашим депутатом Госдумы; с Чимит-Доржу Ондаром из Ассамблеи народов России.
– С Сергеем Пугачевым взаимодействуете?
– Да, как представители одной территории в Совете Федерации, конечно же, работаем вместе. Принимаем участие в заседаниях, обсуждаем общие вопросы.
– Работа в российском парламенте предполагает, конечно, участие в законотворческом процессе общероссийского масштаба. При такой большой нагрузке удается ли решать конкретные насущные проблемы республики?
– Разумеется, это тоже важная часть моей деятельности. Сейчас решаю проблемы трех министерств Тувы: здравоохранения, труда и образования. Во-первых,
ведем переговоры с одной зарубежной частной фирмой по поставке республиканскому здравоохранению медикаментов для лечения туберкулезных больных. Достигнуто уже принципиальное согласие, согласовываем детали.
Во-вторых, просьба министерства труда и социальной защиты решается положительно. Я разговаривал с руководством министерства, получено согласие
на финансирование социальных программ в 2003 году. Окончательно проработаем все, когда приедет представитель нашего министерства. Речь идет о выделении средств по Федеральной целевой программе для реконструкции: Республиканского реабилитационного Центра для инвалидов и детей-инвалидов – 2 миллиона рублей, Дерзиг-Аксынского детского психоневрологического дома-интерната в Каа-Хемском кожууне – 9 миллионов рублей, Республиканского социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних с приютом в
г.Кызыле – 5,5 миллионов рублей, Улуг-Хемского центра социальной помощи семье и детям с детским приютом в г.Шагонаре – 6 миллионов рублей, дома-интерната для престарелых и инвалидов (пристройка) в г. Кызыле – 7 миллионов рублей.
И, в-третьих, активно участвовал в принятии Закона в Совете Федерации, который предусматривает дополнительные меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это касается вопросов материального обеспечения выпускников-сирот образовательных учреждений.