Весь груз ответственности по решению межнациональных проблем в российском государстве существующая власть передала общественным организациям. Так считает Чимит-Доржу Ондар, председатель исполкома Ассамблеи народов России. Такая ситуация – следствие ликвидации в октябре Министерства по делам федерации, национальностей и миграционной политики. Функции реформированного ведомства, в адрес которого высказывалось много критики, были распределены между МВД, МИД и Минэкономразвития. Этот и другие актуальные вопросы поднимались в декабре на мероприятии, посвященном годовщине со дня основания Дома народов России (директор Сергей Кучинский) – одного из проектов Ассамблеи. Несмотря на то, что ДНР существует всего лишь год, ему удалось укрепиться и завоевать авторитет. На базе Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) он располагается в центральном павильоне, возвращая тем самым первоначальный смысл и идею огромной территории бывшего ВДНХ, здания-павильоны которой специально строились в честь республик многонационального государства. За прошедший год проведен ряд мероприятий культурно-просветительного характера совместно с другими организациями и фондами. В том числе: стартовал фестиваль “Радуга России”, создан театр ДНР, открыта творческая гостиная, проводились круглые столы и презентации книг авторов – представителей разных национальностей. Одна из презентаций была посвящена книге, хорошо известной тувинской общественности, – “Перо черного грифа” Кужугета Шойгу.
Итоги года работы показали, что ДНР не просто выжил, но и заработал. Ему еще предстоит много сделать. C вопросом отразилась ли каким-то образом ликвидация Миннаца на работе Дома народов России и Ассамблеи народов России, я обратилась к одному из основателей ДНР, организатору, вдохновителю и патриарху – Ч.-Д. Ондару:
“Безусловно. В гражданском обществе проблемы межнациональных отношений должны решаться совместно и государством, и обществом. Незадолго до упразднения Миннаца мы, как общественная организация, заключили с этой государственной структурой договор о совместной работе. Теперь же партнера у нас нет. Вообще в России фактически нет такого ведомства, который занимался бы культурой разных народов. Все легло на плечи национально-культурных центров, ассоциаций, объединений. Кроме Ассамблеи, других организаций общероссийского масштаба, которые бы занимались национальными вопросами и межкультурным общением народов, нет.
Мы работаем пока не со всеми 89 регионами. Трудно развернуться при маленьком штате сотрудников общественной организации. Но в ряде регионов мы находим поддержку со стороны губернаторов, президентов, глав администраций. В Туве наше подразделение называется Совет Ассамблеи народов Тувы. Председатель ее Алдын-оол Канзай. Как я уже сказал, национальные вопросы могут решаться только во взаимодействии с государством. Тувинское правительство не идет на сотрудничество с нашим представителем”.
Учитывая то, что в Туве часто в гротескной форме повторяются общероссийские процессы, еще чаще – негативные, это не удивляет. Если говорить о настоящем сотрудничестве, то здесь можно еще раз подчеркнуть: в Москве, в общественной структуре всероссийского масштаба есть хорошая база для представления нашей республики, для культурного общения народов Тувы с народами России.