Имя Вячеслава Донгака, балетмейстера, художественного
руководителя гордости Тувы – ансамбля «Саяны» в республике известно, пожалуй,
всем поклонникам и ценителям искусства танца. По итогам 1994 года читатели
«ЦА» удостоили его звания «Человек Года», в 1997 году – диплома читательских
симпатий.
В последнее время многогранное творчество Вячеслава Донгака,
основавшего, кроме всего прочего, еще и свой собственный Фонд культуры, проводящего
конкурсы красоты, всевозможные детские творческие конкурсы, открывшего свое
модельное агентство, особенно заинтересовало читателей. Свидетельство тому –
опубликованные в «ЦА» письма и вопросы к Вячеславу Донгаку, которые задавались
в ходе последнего соцопроса «Человек Года-98». Причем, оценки и вопросы
самые разные: от восторженно-доброжелательных, до критично-ехидных.
Мы беседуем в
Госфилармонии в его рабочем кабинете, почти половину которого занимает
величественный черный рояль.
Балетмейстер только что
пришел из репетиционного зала. Впечатление такое, словно он целый день грузил
мешки с мукой или пробежал марафонскую дистанцию, а не разучивал с артистами
изящные танцевальные «па». Впрочем, Вячеслав Октябрьевич профессионально быстро
приходит в себя: стирает пот со лба, восстанавливает дыхание, и мы начинаем
беседу.
– Вячеслав Октябрьевич, я вижу в вашем кабинете интересные афиши из
Калмыкии. Поэтому первый вопрос – читательский. Читатель Куулар
интересуется, что вы делали в прошлом году три месяца в Калмыкии?
– С Калмыкией я
сотрудничаю с 1990 года. Я очень часто туда езжу, работаю с ними. Там
как балетмейстера меня хорошо знают. На этот раз я ездил по приглашению
муниципального молодежного театра эстрады для осуществления очень большого
совместного японско-южно-корейского проекта – мюзикла Аркадия Манджиева «Девушка,
прекрасная как птица»
Постановщик-режиссер из
Южной Кореи Ким Ван Сок. Финансировался проект японской стороной: продюсер и
исполнительница главной роли – Ая Марути. Президент Кирсан Илюмжинов
тоже вкладывал в него деньги.
Постановка мюзикла была
большим событием для культурной жизни Калмыкии, и они очень серьезно решали
вопрос – кого взять балетмейстером для этого спектакля. Местное министерство культуры,
творческая интеллигенция Калмыкии предложила корейской стороне на эту роль
мою кандидатуру.
Спектакль необычный. Это
японская тема – по очень популярной в Японии сказке «Журавлиные перья», ее,
кстати, когда-то ставил наш театр «Кузел». В мире существует фильм, поставлена
опера, балет на эту тему. А мюзикла не было (прим.: мюзикл
– музыкальное представление, фильм, сочетающий в себе элементы эстрады, оперетты
и балета).
Работать в течение двух
месяцев (а это очень короткий срок) было нелегко. А ведь в мюзикле 90% – работа
балетмейстера: пластика, танцевальные куски, все мизансцены.
Впервые работал и с иностранными партнерами –
необычайно интересно. Задача перед нами была поставлена сложная – сделать
спектакль шедевром, событием для всей Калмыкии.
– Действительно, сложная установка: создать шедевр и не менее того.
Получилось?
– Я думаю, спектакль
получился очень интересным, действительно стал событием для республики.
Остались довольными и японская, и южно-корейская стороны. Японцы спрашивали:
откуда я так хорошо знаю японскую хореографию? В дальнейшем с этим
спектаклем они планируют выйти на Европу, Америку. Было, конечно,
очень приятно получить такую оценку. Самое главное, что это – плюс нашей республике.
Я ведь работал не просто как Вячеслав
Донгак, а представлял Туву. В Калмыкии вообще очень ценят, считают очень
сильными наших специалистов в области искусства. Особенно, режиссеров
драмы, режиссеров-постановщиков.
Параллельно я работал в
Калмыкии с Театром моды (костюма и пластики). Он находится под патронажем
президента Калмыкии, который сам лично его финансирует. Как вы знаете, в
августе прошлого года в столице Калмыкии Элисте, происходила Всемирная
шахматная олимпиада, и возник вопрос: как Театру Моды открыть и завершить
культурную программу. Обратились ко мне.
Но корейская и японская
стороны поставила очень жесткие условия – я должен работать только над
мюзиклом и без их согласия не общаться больше ни с какими творческими
коллективами. Тут я сразу почувствовал, что работаю с профессионалами. Мы
же не привыкли к таким жестким контрактам. Только после просьбы из администрации
президента Калмыкии продюсер Ая Марути дала согласие, но с условием работать
с Театром Моды только в свободное время. И получалось, что в девять часов вечера
заканчивались репетиции мюзикла и начинались ночные репетиции с Театром Моды.
– Да, при таком жестком графике работы, прогульщиком вас назвать
трудно... А откуда вас так хорошо знает президент Калмыкии?
– Калмыкия – республика
маленькая, как и наша республика. Не секрет, что и наш президент всех наших
деятелей культуры хорошо знает. Если кто-то приезжает, то и они все на виду.
Моими постановками,
которые я прежде делал в государственном ансамбле Калмыкии «Тюльпан»,
открываются все праздники, они включаются во все зарубежные поездки. А
восстановленная мистерия «Цам» стала как бы визитной карточкой Калмыкии.
– Интересно. Постановка тувинского балетмейстера стала визитной
карточкой Калмыкии. Вы так глубоко смогли почувствовать душу калмыцкого народа?
– Я тувинец, не калмык,
но старался внести в хореографию азиатский почерк, который они при развитой
хореографии, может быть, несколько растеряли, долго живя в европейской части
России. Наверное, в этом секрет успеха. Я думаю дальнейшее сотрудничество с
Калмыкией продолжится. Президент Калмыкии – молодой человек, и у него всегда
бывают крупные планы и проекты. У них намечается большой проект – праздник
«Майтрея» («Будда будущего»), посвященный наступающему XXI веку. Они хотят
пригласить на него все буддийские государства. Это как бы проект века, в
который вкладываются большие деньги. Меня пригласили участвовать в этом
проекте в качестве постановщика.
– Действительно, грандиозные проекты у калмыцкого президента. Но что
стоит за всей этой грандиозностью? Сейчас в СМИ России деятельность
Кирсана Илюмжинова оценивают неоднозначно. А каково ваше мнение? Не показуха
ли все это?
– Прежде всего бросается
в глаза то, что его любит народ. Видно, что он для своей республики что-то
делает. Проведение, например, Всемирной шахматной олимпиалы. Постройка целого
олимпийского города. Это ведь очень много для такой республики! Мы ходили по
этому городу – он настолько красив! Аналогов, наверное, в России нет. Президент
активно привлекает в свою республику специалистов со стороны.
Что интересно, тувинские
художники-камнерезы пользуются там большим успехом. В самых значительных местах
стоят их скульптуры: прекрасной работы орел у въезда в «Сити-чесс»
(Олимпийский город), дракон у центральной гостиницы Элисты, «Хозяин степей»
возле МВД, 12 фигур буддийского календаря возле концертного зала – это все
работы тувинских мастеров.
– Интересно. Так всех наших лучших деятелей искусств президент
Калмыкии скоро к себе перетянет. Как я поняла, работники культуры в Калмыкии
не бедствуют!
– Да. Что странно, они
вовремя зарплату получают.
– Действительно, очень странно. (смеемся).
Как нам объяснили и как я понял, потому что
политика и финансы не моя сфера, президент Калмыкии федеральные налоги в Москву
не посылает, а выдает засчет них зарплату. При нас там были какие-то проблемы:
Национальный банк то закрывали, то открывали...
Конечно, он очень
богатый человек – это видно. При нас открывались прекрасной работы огромный
буддийский храм, сделанный на средства президента и народа, изумительной
красоты Золотые ворота в центре столицы. За три года, которые я в Элисте не
был, город стало просто трудно узнать – так он преобразился.
Как молодой реформатор
президент Калмыкии много для своего народа делает. Естественно, у него
возможностей больше. Он считается миллиардером, он открывает национальные
школы, дворцы за свой счет. Дай Бог, каждой нации иметь таких богатых
президентов.
– Меня, как журналиста, очень взволновало положение со свободой слова
в Калмыкии: запрет на газету «Советская Калмыкия», печатающейся сейчас в
Ставропольском крае, убийство в Элисте его редактора Ларисы Юдиной. Оно ведь
произошло при вас, и не могло не взволновать!
– Да, этот вопрос мы
тоже затрагивали. Газету «Советская Калмыкия» я покупал, читал.
– Но она же там свободно в киосках не продается, только через
распространителей.
–Да, через
распространителей. Но я не видел, чтобы они как-то преследовались. «Советская Калмыкия»
популярна, расходится хорошо. Я спрашивал: мнения обо всем этом разные. И я не
стал вникать в этот сложный вопрос.
– Каково ваше личное мнение о президенте Калмыкии? Вы встречались с
ним?
– Премьера мюзикла
состоялась 29-30 сентября. После премьеры Кирсан Илюмжинов пригласил на
прием постановочную группу. Были культурные атташе Японии, Кореи, дипломатический
корпус двух стран. Посчастливилось сидеть за одним столом с Президентом.
– Я смотрю на фото и вижу: не просто за одним столом, а рядом, по
левую руку президента Калмыкии, сидит не иностранный дипломат, а Вячеслав
Донгак.
– Дело в том, что он
говорил: к буддийским нациям, живущим в России – тувинцам, бурятам – у него
особое, трепетное отношение, как к братьям. Сожалел, что мало знает о Туве.
Мне пришлось рассказать. Президент
сказал, что заочно меня уже знает, что постановка ему очень понравилась, извинился,
что встретился только после завершения работы. Добавил, что у них, конечно, есть свои специалисты, но
нужна свежая струя. Конечно, было очень приятно.
Он сам оказался очень
приятным молодым человеком. Беседовать было комфортно, я не чувствовал
какой-то скованности: вот, мол, с самим президентом говорю. Во-первых, он и
моложе меня – ему 34 года, а, во-вторых, он сам создает себе имидж простого открытого
человека, не ограничивается общими фразами, а беседует как-то тепло.
– Вячеслав Октябрьевич, выйдя на международный уровень, блистая в
Калмыкии, вы не забросили свой родной ансамбль «Саяны»?
– Этот вопрос не в
первый раз мне задается. Нет, не забросил. Прежде всего я болею за свой
коллектив. Но из-за отсутствия финансов я не могу сейчас делать большие
проекты. В течение трех лет мы добиваемся того, чтобы нас профинансировали,
кто-нибудь помог сделать новую программу.
Первого апреля было
тридцатилетие ансамбля «Саяны», но даже юбилейную программу мы не можем
сделать – нет денег. 500 тысяч рублей нужно сегодня, чтобы подготовить большую
программу, полностью одеть коллектив ансамбля – пятьдесят шесть человек.
Все дело в этом. У меня
очень большие задумки, я чувствую, что стал как постановщик сильней. Жалко,
что время идет, а я не могу реализовать
свои возможности. Для творческого человека три года ждать, когда будут деньги,
– это большой срок.
– Так значит, юбилея ансамбля «Саяны» – не будет?
– Праздничный концерт
был 31 марта при полном зале муздрамтеатра. А сейчас готовится новая юбилейная
программа, она будет называться «Алдын оргээ» («Золотая юрта»). Надеюсь, она
полностью будет готова к лету – в зависимости от финансирования. Эту большую
программу я вынашиваю уже три года. На 80 процентов она будет состоять из
тувинских танцев. Будет привлечен постановщик из Бурятии. В марте приезжал
известный в Южной Корее балетмейстер Чон Чан Ель. Он поставил два корейских танца.
Работа с ним была, конечно, большим событием для коллектива.
– Пригласить балетмейстера из-за рубежа – это ведь очень недешево. А
вы только что говорили о проблеме средств. Значит, в бюджете все же нашлись
деньги для ансамбля «Саяны»?
– Мы пригласили
балетмейстера за счет денег, заработанных самим ансамблем. Мы подготовили
эстрадную программу – специально, чтоб заработать средства, ездили с ней по
районам и на заработанные деньги пригласили Чон Чан Еля.
– И коллектив, сидящий без зарплаты, согласился с тем, чтоб пустить
деньги не на пропитание, а на постановку новых танцев?
– Конечно. Ведь для
артистов это очень интересно – поработать с новым балетмейстером. Это та
самая свежая струя, так нужная для поднятия творческого настроя, духа артистов,
которые несмотря на то, что не получают зарплаты, все равно работают. Это
фанатики своего дела.
– Для чего и на какие средства вы два года назад создали модельное
агентство Вячеслава Донгака?
– Сегодня в мировом
модельном шоу-бизнесе активно идет поиск новых лиц: оригинальных,
индивидуальных. Через оргкомитет конкурса «Мисс Россия» я отправляю фото,
видеоданные девочек в итальянские и австрийские модельные агентства. Вдруг
кому-нибудь повезет? Девушки из модельного агентства также участвуют в
конкурсах «Мисс Кызыл», «Дангына». Но я не преследую цели, чтоб они
обязательно стали моделями дальше. Я просто хочу, чтоб они стали красивыми,
научились ходить. Чтоб они стали леди. Я на улице за километр вижу – это идут
мои девочки. Они уже и ходят по-другому. Мы много беседуем, советуемся. Я им
советую всегда приходить на занятия подтянутыми, с вечерним макияжем, одеваться
со вкусом.
В тесном контакте мы
работаем с Ириной Ондар, хозяйкой театра «Балет и Мода». У нас несколько разные
школы и подходы, но задача одна – раскрыть красоту.
– Научить с юных лет девушек чувствовать уверенность в себе? Летящая
грациозная походка, очаровательная улыбка всегда, одежда со вкусом – и
никакие жизненные беды тебе не страшны? Ты всегда – женщина и будешь
прекрасна всегда? Да, это очень поддерживает в жизненных невзгодах. Нас в свое
время учили другому – надо учиться, учиться и учиться. А волосы, не собранные
в пучок на затылке – уже позор. Увы, далеко не всем моим подругам такое
воспитание принесло счастье…
– Сейчас многие родители
настроены уже по-иному. Я много беседую с родителями. Приходят, тревожатся: «У
меня дочка очень замкнутая, скованная, никуда не ходит». Начинают заниматься и
через месяц на глазах раскрываются, оживают. Красавицами становятся!
– А как дела с вашим проектом
«Юные таланты Тувы»? В этом году вы будете проводить песенный конкурс
«До-ми-солька» и танцевальный «Стартинейджер»?
– Нет. Не позволяют
финансы. Я преследовал цель: если ребенок получает Гран-при в Кызыле, то
необходимо продолжение, он должен поехать за пределы республики – в Москву.
Но за участие одного ребенка в телеконкурсе «Хрустальный башмачок» в прошлом
году брали пять тысяч рублей, в этом – уже пятнадцать. За участие группы детей
в программе «Утренняя звезда» надо было заплатить десять тысяч, а в этом –
двадцать пять. Это для меня непосильно. Но «Стартинейджер» в этом году будет
проводить Комитет по делам молодежи. У меня будет тоже два конкурса по современным
танцам, несколько иного направления. Они также входят в проект «Юные таланты
Тувы».
А в мае состоится как
всегда «Мисс Кызыл», в июне – международный конкурс красоты «Мисс Центра
Азии», в августе –«Дангына-99» (прим.: в пер с тув. Принцесса).
Пользуясь случаем, я
хотел бы поблагодарить моих первых спонсоров: фирму «S-Тойс» (директор
Евгений Мерзляков), движение «За прогресс» (Орлан Тинмей), фирму «Будьте
здоровы» (Анжела Цой), заместителя председателя городской администрации
Виктора Вусатого. Желаю им благополучия и процветания.
– Конкурсы красавиц – городской «Мисс Кызыл» и республиканский «Дангына» – вы проводите уже в третий
раз. Вы стали в Туве монополистом по красоте?
– Да, монополистом (улыбается). Такие конкурсы кроме меня
никто в Туве не имеет право проводить: мне дали лицензию на проведение конкурсов
«Мисс Кызыл», «Дангына», как отборочных конкурсов заключительного –
«Мисс Россия».
В том году получил
лицензию и уже провел в Абакане конкурс «Мисс Хакасия». Причем, лицензия не
просто дается, она покупается. И это стоит немалые деньги. В прошлом году
у меня не было ни одного спонсора – все призы, подарки участникам покупались
на заработанные от билетов деньги. В
связи с инфляцией организаторы перенесли конкурс «Мисс Россия-98» с планируемого
декабря 1998 года на сентябрь 1999 года. И получилось, что две победительницы,
«Дангына-98» и «Дангына-99», вместе поедут представлять Туву на Российский
конкурс в Москву.
– Так вы, оказывается, акула тувинского шоу-бизнеса?
– (Улыбается). С шоу-бизнесом в Туве не
развернешься. Население столицы, и самой республики – маленькое. Большие деньги
здесь не заработаешь. Даже с Абаканом не сравнишь. Если билет на самое грандиозное
шоу сделаешь 30 рублей, то уже говорят,
что дорого. А сто рублей – это целое событие. Поэтому и знаменитостей к
нам невозможно пригласить – это просто не окупится.
– Как я заметила, все конкурсы красоты любого масштаба заканчиваются
скандалами: «Все заранее было спланировано, все куплено!» Это действительно
так?
– Слух этот не нов:
подобными предположениями награждается любой конкурс красоты любого уровня и
в любом городе. Кому-то обязательно кажется, что честно и справедливо
организовать и провести шоу просто невозможно. Обычно это делают завистники и
недоброжелатели, которых везде и всегда хватает. А на самом деле девушки,
участвующие в конкурсах, знают: все зависит от них самих – от подготовки,
умения подать себя, удачно выбранного сценического имиджа, правильно подобранного
наряда.
– Читательница Чульдум, отмечая разносторонность вашей деятельности,
спрашивает: штаты в Фонде культуры Вячеслава Донгака больше, чем в
Министерстве культуры?
– Штаты? (Улыбается). Когда провожу конкурсы, у
меня штатов нет. Помогают добровольцы-волонтеры, которым огромное спасибо.
Молодежь, студенты автотехникума, политеха. Очень помогают девочки из модельного
агентства, родители участников. У нас даже очередь есть – в этом году ты
работал, теперь пусть другой поработает.
Конечно же, очень
помогает жена, мои дочери. В семье мы живем идеями конкурсов: всегда
обсуждаем, я делюсь своими задумками, идеями – как сделать их непохожими на
предыдущие.
– Стриптиз-шоу, которое вы подготовили для ресторана «Эне-Сай», –
весьма необычное для Кызыла дело, которое озадачило и даже шокировало
некоторых кызыльчан. Почему вы решили заняться этим, скажем так,
нетрадиционным для Тувы направлением хореографии?
– Да, это новое
направление. Отрадно, что в Кызыле открылся новый красивый ресторан «Эне-Сай».
Меня пригласили подготовить необычную для республики программу, мне это
было интересно. Я думаю, все, что красиво подается, – это нормально. Почему мы
должны отставать от других регионов? Ничего крамольного в стриптиз-шоу не
вижу. Это же не порнография, а просто красивая пластика. Я часто бываю в
Абакане, оказывается, там нет стриптиз-шоу. Так что абаканцы могут
кызыльчанам позавидовать.
– Подобрать девушек для такого шоу, видимо, непросто? Они местные?
– Да, все девушки
местные. Конечно, не каждая девушка пойдет на это – психологический барьер,
естественно, существует.
– Что ими движет: любовь к искусству или прозаическая возможность
заработать большие деньги?
– Я не сказал бы, что
они очень хорошо зарабатывают, но сейчас работу трудно найти. А это тоже
работа, как и всякая другая. Думаю, что главное для них все же – желание
танцевать.
– Когда на вечере журналистов в «Эне-Сае» нам показывали номера
стриптиз-шоу, вы были столь галантны, что посвятили один номер мне. Правда, я
чуть со стула не упала, когда на весь зал прозвучал голос: «А этот номер
Вячеслав Донгак посвящает Надежде Антуфьевой». Ну, думаю, сейчас покажут
такое! и я сквозь землю провалюсь. Но молодой человек был хоть и голый по пояс,
но все же в брюках, за что большое спасибо (смеемся вместе). Да и сам
танец был вполне пристоен и даже романтичен: он даже подарил воображаемый
цветок. Но, говорят, у вас есть и более откровенные номера, которые показывают
в отдельных кабинках, полностью обнажаясь? Мне что-то не верится, но
разговоры такие ходят.
– И правильно, что не верится. Что вы, такого нет! И быть не может.
– Вячеслав Октябрьевич, так вы все-таки тувинский Сорос или нет? На
страницах нашей газеты даже возник спор. Читательница Чульдум уверена, что вы –
Сорос: отправили юные таланты за свой счет в Италию, выплачиваете стипендии
студентам. А читатель Куулар не согласен, считая, что деньги для поездки
выделяло правительство.
– Благодарю читательницу
Чульдум, но на столь высокое звание не претендую. И читателю Куулару тоже
спасибо за то, что не равнодушен к моей работе. Разрабатывая свой Устав, я,
прежде всего, ставил цель – внести хоть маленькую частичку своего труда в
поиск и развитие будущих талантливых кадров искусства Тувы.
Мне совершенно
безразлично то, что обо мне скажут, напишут, съехидничают... Всегда стараюсь
поступать исходя исключительно из собственных представлений о том, что можно и
нужно делать в жизни. Важно не сколько дел, а то, что делаем для своих детей.
Я оплачивал дорогу в
Италию детям-победителям конкурсов «До-ми-солька», «Беби-стар» и
«Стартинэйджер» за счет тех средств, которые мне удалось заработать, проведя
конкурсы красоты. За свой счет плачу и стипендии студентам. У меня два стипендиата – в училище искусств и Красноярском
хореографическом училище. В прошлом году была стипендиатка в Московской
консерватории, она уже закончила учебу.
То, что правительство
откликнулось и добавило недостающие 15 тысяч рублей, когда повысились цены на
билеты, большое спасибо. Шериг-оол Дизижикович с пониманием отнесся к моему
Фонду и никогда не отказывает во внимании и помощи. Но отправить 20 детей в
Италию – отдохнуть и показать свои таланты в наше время на целый месяц стоит в
несколько раз больше.
– Средства немалые. Могли бы на них, наверное, машину купить. А то
смотрю, при своей занятости, все пешком бегаете.
– Да, вполне мог. Но она
мне не нужна. Мне удобнее пользоваться, как все, общественным транспортом, чем
тратить время на возню с машиной. Для существования у меня все есть. Вилла мне
тоже не нужна, а квартирой, слава Богу, обеспечен. Дочери обуты, одеты.
Почему я должен тратить
на себя? У меня совсем другой склад ума.
– Интересный поворот нашей беседы. У меня возник спор с одним из
коллег, вернее, он длится давно. Он считает – все измеряется только деньгами,
и ради денег он готов публиковать все, что угодно. Вот, мол, заработаю много
денег, а тогда видно будет: может быть, и о вечном, о добрых делах задумаюсь.
Хотя, мне не верится, что он, с его культурным багажом, говорит это искренне.
Не может все оцениваться только деньгами. Не может целью жизни быть просто
зарабатывание денег!
– Конечно, не может.
Человеческая жизнь такая короткая. И то, что я потрачу ее только на
приобретение чего-то для себя… Ну, что это даст?
Сегодня я помогу
ребенку, студенту. Завтра он вырастет и поможет другому. У меня задача –
оставить после себя что-то хорошее. Добрую память.
– Вячеслав Октябрьевич, недавно на одном из конкурсов ведущая назвала
вас Парисом. Как известно, этот герой греческой мифологии был судьей в споре
трех богинь о красоте. За победу в споре Гера обещала сделать его
могущественным из царей, Афина – самым храбрым героем-воином, а Афродита –
обладателем самой красивой женщины из смертных. Парис выбрал Афродиту и
назвал самой красивой ее.
А вы бы, на его месте, какую богиню предпочли?
– Конечно, как и Парис –
Афродиту. Не могущество, не победу в войнах, а красоту.
Прошло время...
Вячеслав Донгак
продолжает проводить в Кызыле конкурсы красоты, получившие с 1999 года уже
международный статус.
7-8 июля 2000 года во
втором международном этнофестивале «Мисс Центр Азии-2000» приняли участие 18
красавиц Калмыкии, Хакасии, Горной Шории, Бурятии, Тувы, Казахстана и
Монголии. Корону завоевала участница из Бурятии – Роланда Торбаева.
В 2000 году ребятишки из
студии танца Вячеслава Донгака блистали на Международном фестивале в
Кыргызстане. А на конкурсе-фестивале художественного творчества «Самоцветы
России», прошедшем 4 ноября 2000 года в г. Иваново, студия танца «Эдегей»
Вячеслава Донгака стала обладателем Гран-при в номинации «Хореография» и
получила приглашение в программу «Утренняя звезда».
А в 2000 году ансамбль «Саяны» (художественный руководитель
Вячеслав Донгак, директор Надежда Даржаа) завоевал для России серебряную
медаль на прошедших 1-7 декабря в Москве первых Международных Дельфийских
Играх в номинации «Народный танец»!
Фото:
2. Вячеслав Донгак
(первый справа) на приеме у президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова.
3.
Южно-корейский
балетмейстер Чон Чан Ель репетирует с артистами ансамбля «Саяны». Март 1999 г.
4. Вячеслав Донгак, учредитель и организатор конкурса красоты
«Мисс Хакасия» с победительницами конкурса. Абакан, 1998 г.
5.
Красавицы Азии – в Центре Азии. Июль 2000 года.