Татьяна Оюновна Санчаа по итогам
соцопроса читателей «Центра Азии» стала обладательницей титула «Человек года» в
области образования.
Она учитель физики, директор
высшей категории, отличник просвещения
РФ, заслуженный работник образования РТ, директор элитарного учебного заведения
Тувы – Государственного лицея.
Государственный
лицей Республики Тыва (ГЛРТ) открыт 1 сентября 1991 г. Сегодня в нем
обучаются около 120 подростков 14-17 лет, имеющих способности к научной, творческой
деятельности по гуманитарному, экономическому и техническому профилям. Около
пятидесяти процентов преподавателей – кандидаты наук.
...В
школе видишь директора лишь в трех случаях – либо при выговоре, либо при
награждении похвальной грамотой, либо при получении аттестата зрелости. При
виде директора вся школьная детвора бежит врассыпную в суеверном ужасе. По
крайней мере, так было в мои годы ученичества в средней школе. Не дай Бог
разгневать директора школы! Честно сказать, поступив в лицей, я также с опаской
посматривала на директора и по мере возможности старалась не попадаться ей на
глаза.
Как-то
летом мы всем лицеем поехали отдыхать на Азас. Уж там-то от нее никак не
улизнуть. Но, оказалось, что в этом большой нужды и не было. Для меня было
в новинку сидеть вместе с директором (вы только подумайте – с самим
директором!) у костра и распевать песни под гитару. Именно тогда я поняла, что
директор
лицея – не только Директор, но и просто Татьяна Оюновна...
— Ваши родители – очень известные люди в
республике. Я знаю, что ваш отец, Оюн Толеповчч Алдын-оол, воевал в годы
Великой Отечественной войны. Ваша мама, Арыя Араптановна Алдын-оол – народный
учитель СССР. В какой семейной атмосфере вы выросли?
— Папа – легендарная личность. Он пошел добровольцем на фронт
и выполнял обязанности комсорга в тувинском эскадроне. В 1944 году он вернулся
с фронта
и начал работать первым секретарем обкома комсомола. Затем папа работал первым
секретарем Кызыл-Мажалыкского райкома КПСС. А после того, как его перевели в
Кызыл, он начал работать МВД.
Папа
был близким другом Салчака Калбак-Хорековича Тока. Он очень много работал, мы
его практически не видели дома. Мама в это время работала в школе. Мы – я,
старший брат Алексей, младший Андрей – росли вполне самостоятельными детьми,
поскольку и у мамы работа отнимала много времени. Родители никогда не беспокоились
о нашей учебе – мы учились хорошо.
Папа
был веселым, добрым человеком. Такого случая, чтобы он на нас кричал, повышал
голос, не было никогда. А мама у нас очень строгая, она и сейчас к нам
также строго относится.
— Каким ребенком вы были в детстве?
– Честно сказать, не очень бойкая и не очень
тихая. Энергичным был у нас младший – Андрей. Алексей был спокойным мальчиком,
занимался музыкой, судомодельным спортом. К музыке мы все относились хорошо,
но музыкальную школу я закончила одна.
Все мы
получили высшее образование, правда, уже после смерти папы. Поднимала нас
дальше мама. Я до сих пор удивляюсь, как у нее хватало денег на наше образование,
поскольку Алексей и я учились в ВУЗе одновременно, в школе учился только
Андрей. Я не могу сказать, что мы бедствовали. Сейчас я и мой муж, Михаил
Григорьевич, который тоже преподает в лицее, воспитываем дочь и как бы
работаем только на нее. Хотелось бы, конечно, чтобы она не имела каких-то
материальных проблем.
Учась в
Новосибирске, я очень часто ездила домой. Так скучала по своим, что ездила на
каждые праздники. Сейчас я этого позволить дочери не могу (Айдиса тоже учится в
Новосибирске). Поэтому я до сих пор преклоняюсь перед мамой за ее стойкость и
заботу о нас.
Я
заметила, что у всех нас: у меня, у Алексея и у Андрея, – отношение к своим
детям такое же, как когда-то у родителей к нам. Для нас дети, семья – это все.
— А на чем, на ваш взгляд, строится фундамент
полноценной семьи?
— На отношении к семье каждого члена семьи. Это могут дать
только родители. Школа, общественность на это мало влияют. Это закладывается в
семье. Я думаю, все наши беды исходят из проблем собственной семьи. На это мало
кто обращает внимание. Я слышала, что на Тайване государственная политика
построена на принципах семьи. Раньше, если в семье тувинцев умирал кто-то из
близких родственников, то их детей воспитывали родные. Сейчас на улице можно
наблюдать немалое количество беспризорных детей. Такого у нас прежде никогда
не было. Это был позор, грех всего рода, если чей-то ребенок оказался на улице.
Сейчас дети-бродяжки особо никого не волнуют, разве что только государственные
органы. В принципе, не государство о них должно заботиться, а именно семья,
родственники.
Сейчас
многие школы обучают школьников обычаям, традициям тувинского народа. Но я,
честно сказать, не вижу результата. Нет такого толчка в обществе к хорошему
старому. Может быть, это длительный процесс, потерять ведь можно быстро, а приобрести
обратно – это происходит долго. Школа, я подозреваю, этого не сможет сделать,
если это не заложено в сознании самого человека его семьей
Все
хорошее я имею только благодаря моей семье.
— Сегодня лицей – одно из престижных учебных
заведений нашей республики. Многие знают о нем и за ее пределами. Были ли
трудности при его создании?
– После
окончания факультета физики Новосибирского университета я начала работать в
нашем пединституте. Мне сразу доверили чтение лекций на пятом курсе, почти у
моих ровесников У нас сложились дружеские отношения, может быть, из-за
возраста, хотя я была достаточно строгой преподавательницей. Несколько лет я
была куратором студенческих групп, а тогда проводились опросы среди студентов.
У меня был один из самых высоких рейтингов.
У преподавателей кафедры математики возникла
идея организовать летнюю школу, где они могли бы позаниматься со школьниками.
Предложили и нашей кафедре поработать. У меня плохое здоровье, летом я обычно
восстанавливаю свои силы, поэтому я отказалась. Из этой идеи ничего не вышло,
многие преподаватели не захотели работать летом. В сентябре я предложила
устроить такую школу в течение года, а не только
летом. Я оформила документы, пошла в Министерство образования, пригласила
инициаторов летней школы. Так был открыт один лицейский класс при
пединституте.
Никаких
препятствий не было, министерство с удовольствием пошло на это. Тогда это было
первое инновационное учебное заведение, построенное по новому типу, где работали
все преподаватели института. Было очень интересно разрабатывать всю конструкцию
школы вместе с единомышленниками – Михаилом Петровичем Красильниковым,
Роландой Николаевной Конгар. Очень помогли мне братья, мама и все члены семьи
Араптанов. Поначалу все было гладко. Я просила помещение в пединституте – дали.
Когда появилась необходимость в дополнительном помещении – не отказала моя
родная школа №7.
Потом
началась борьба за собственное помещение. Мы выбрали здание бывшего детского
сада № 1. Оно почти два года стояло бесхозным, буквально были одни стены. На
его «завоевание» было затрачено два месяца. Здесь должна была расположиться
республиканская школа искусств (РШИ). Нам удалось убедить руководство РШИ,
что это здание не решит их проблем, что целесообразно будет, если мы поменяемся
зданием, которое нам было обещано правительством – вторым корпусом пединстигута.
Правда, сказали, что произойдет это после того, как пединститут переедет в
новое здание. Капитальный ремонт здания осуществлял кооператив «Школьник», где
работали греки. За 6 месяцев основные работы были сделаны, здание получило два
новых крыла. Это было в 1994 году. А летом начались трудности.
Открывающемуся
турецкому лицею понадобилось здание. Меня вызвали в Министерство образования
и сказали, что вопрос о передаче здания будет решаться у президента. Я не
смогла справиться со своими эмоциями и отказалась идти на заседание. Но
президент поступил мудро: он сказал, что проблема одного заведения не может
быть решена за счет другого.
Через
несколько дней мы всем лицеем выехали на Шивилиг. Отдыхали, ходили в походы. В
это же время Бай-Тайгинский район посетил президент. Он зашел к нам на огонек
и заверил, что на наше здание никто покушаться не будет.
Наши
ребята из первого и второго выпусков сами клеили обои, красили и оформляли
классные комнаты. И очень гордились этим. Сегодня, к сожалению, новички могут
на парте написать, чего раньше никогда не было.
Очень
приятно, когда бывшие лицеисты заходят к нам в гости. Мы складываем все открытки
и письма, которые присылают нам наши выпускники. Какую радость доставляет нам
любое их сообщение о себе, открытка. Мы бурно обсуждаем: «Вот он пришел, нашел
время нас навестить». Это – счастье для педагога, когда выпускники помнят о
своей школе, преподавателях.
— В создании лицея риск все-таки был?
– Если хорошо работать, то 100%-ный успех гарантирован.
Средствами массовой информации наши успехи воспринимаются как само собой
разумеющееся: «это лицей – не мудрено, что у них столько достижений». А успеху
предшествует колоссальный труд, огромное усилие и упорство. Успех этот подобен
айсбергу с красивой макушкой.
Риск,
конечно, был, так как практически все преподаватели лицея не работали раньше в
школе. У нас нет стереотипного отношения к ученику, потому что отношение к студентам
совсем другое, оно принципиально отличается от отношения учителя к школьнику.
В лицее между учениками и преподавателями – отношения взрослых со взрослыми.
Хотя,
надо сказать, к лицеистам у нас довольно строгое отношение. К примеру, мы
отрицательно относимся к курящим ученикам. За это лицеист может быть исключен
из лицея. Мы хотим работать с теми детьми, для которых ближайшая цель – образование.
Если у молодого человека, действительно, есть способности, то их нужно раз-
вивать и использовать для своего блага, а вредные привычки (курение и т. п. )
могут все усилия свести на нет. Зачем тогда работать вхолостую? Я не могу
сказать, что среди тех, кто чего-то добивается в жизни, нет курящих,
выпивающих, но, как правило, выпивающие потом становятся пьющими. А потом все
сокрушаются: «Ну золотой человек! У него такой талант! Но он, к сожалению, пьет».
Все идет насмарку. Вот этот один «недостаток» сводит к нулю все его заслуги.
— У лицеистов очень большая нагрузка. Я помню,
как было трудно на первых порах привыкнуть к тому, что урок длится 1 час 20
минут, что нет осенних и весенних каникул, что задают слишком много заданий на
дом. Как вы смотрите на проблему нагрузок?
— Я, честно сказать, такой проблемы не вижу. Человек должен
загружать себя максимально. Наша школа – альтернативная, поэтому если тебе
кажется, что нагрузка очень большая, пожалуйста, ты волен уйти и иметь меньшую
нагрузку в школе.
100%-ное
поступление лицеистов в вузы – это ведь результат так называемых нагрузок.
Большинство наших выпускников учится на «4» и «5». Некоторые привозят свидетельства
об этом, но для нас достаточно и слова.
Достижения
на конференциях тоже являются большим успехом. В этом году мы практически не
участвовали в республиканской олимпиаде, хотя несколько лет мы были лидерами.
Мы переориентировались на конференции. Для нас они имеют большое значение. Победа
на конференции – это не случайное явление, а успех ученика. И тот факт, что по
результатам докладов лицеистов на конференциях в Москве, в Новосибирске,
они зачисляются в вузы без экзаменов, свидетельствует, что это тоже большой
успех.
Наш
лицей является координационным центром программы «Шаг в будущее», и мы уже
второй раз проводим республиканскую научную конференцию школьников. Было больше
научных работ школьников, чем в прошлом году. Это очень радует.
Жюри
конкурса «Шаг в будущее» направило в Москву 10 докладов, из них 7 докладов
наших учеников ГЛРТ и три – из школы №15 – городского лицея. Там они
проходят предварительную экспертизу. Из десяти ребят получили приглашения для
участия только шесть. Все шесть докладчиков оказались из ГЛРТ. Благодаря
своему упорному труду, они выполнили очень интересные и сложные работы, в
основном по физике, информатике, математике. Двое из них награждены
дипломами третьей степени, двое зачислены в Московский государственный
технический университет имени Баумана.
Жалко,
что в других городах России конференции подобного рода не проводятся. Если бы
это проводили и сибирские вузы, было бы просто замечательно. Правда, в Новосибирске
тоже проводятся конференции, вручают дипломы победителям, но, к сожалению,
там нет таких льгот, как у московских конференций, – зачисление без
экзаменов в вуз. Ведь вступительные экзамены – это очень большой стресс.
Радует,
что престиж лицея растет с каждым годом, у нас большой конкурс. В прошлом году
на одно место было 8 человек. Судя по тому, какие «сцены» нам устраивают
непоступившие и их родители, лицей, действительно, популярен. Приятно осознавать,
что многие родители стараются дать своему ребенку хорошее образование.
— Лицеисты, которые получают образование за
границей – тоже большой успех.
—Действительно, судя по отчетам Комитета по науке и высшему
образованию, 80% учащихся за границей – наши выпускники. Мы помогали им
оформлять документы при выезде, некоторых до места учебы даже довозили. Правда,
это уже не наша задача. Но мы помогаем выпускникам, потому что любим их, нам не
безразлична их дальнейшая судьба.
Оформление
учебы за границей – сложный процесс. Поскольку цены на образование за рубежом
для рядовых родителей баснословные, конечно, должно быть серьезное обоснование
учебы за рубежом. Лицей, прежде чем обращаться в правительство о финансировании
получения образования за рубежом конкретного выпускника, готовит обоснование.
До
настоящего времени правительство шло нам на встречу и откликалось на наши просьбы.
Я
считаю, что предостаточно наших ребят учится в Турции: 12 человек. Меня волнует
их дальнейшая судьба. К сожалению, какое именно образование ребята получат,
диктует министерство образования Турции. Могу только порадоваться за Урану
Дандар, которая изучает технологию обработки кожи и шерсти. Такая
специализация нужна республике. Саяна Кашпык-оол учится на факультете
международных отношений – это важно для дальнейшего сотрудничества Тувы и
Турции. А вот, скажем, ребята изучают экономику. Я думаю, Турция – не та
страна, у которой можно перенимать уклад, принципы ее экономики. В этой
области, по-моему, лучше ориентироваться на Японию, США, Германию.
Стоит
ли получать медицинское образование за рубежом? Наверное, не стоит. В России
готовят достаточно квалифицированных медработников. Можно изучить принципы
нетрадиционной медицины в Китае.
Республике нашей нужны профессиональные
переводчики со знанием культуры того или иного народа, которые будут выступать
своего рода «связными» между
странами. Поэтому трое из наших ребят учатся в Монголии, специализируются на
монгольском языке. Сейчас в Туве разворачивают свои бизнес две китайские
компании, поэтому троих мы отправили учиться в Китайский университет.
Образование
в США в престижных университетах стоит ни много ни мало 20 тысяч долларов в
год. Это тяжело финансировать даже нашему правительству. Но иметь
квалифицированные кадры, изучивших рыночную экономику в развитых странах
(Японии, США, Германии) было бы просто здорово.
— Я слышала, что лицей подключился к
Интернету?
— Вход в Интернет – наша самая большая удача. За четыре года
17 ребят из лицея стали победителями российских конкурсов, стажировались и
стажируются в США. Это не считая тех ребят, которые побывали там в течение
короткого срока. В итоге выходит, что в Америке побывало около 30 человек. И в
этом году ученица 10-го гуманитарного класса ГЛРТ Катя Моломдай стала победительницей
конкурса. Видимо, в различных программах заметили наших ребят. Поэтому к нам
приезжали представители американской Программы «Интернет для школ», которая
финансируется фондом Сороса. Было выбрано 20 школ в России, Белоруссии, на
Украине. Представители этой программы побывали в выбранных школах, чтобы убедиться
воочию, на самом ли деле интересна эта школа, действительно ли она отличается
от других. В числе этих 20-ти школ оказался и наш лицей. Они сразу выделили
нам грант в 6 тысяч долларов на покупку оборудования для Интернета. Наш
преподаватель, Михаил Петрович Красильников, ездил в Америку на стажировку.
На этом годичный Проект подключения школ к Интернету был завершен.
На
закрытии программы в Москве была отмечена наша работа, как одна из самых
интересных. А после торжественной части, только Михаила Петровича и Олега
Шарахоо пригласили для продолжения проекта. Нам предложили новый проект,
обеспеченный грантом, над которым мы уже начали работать. Единственное, что
нас подводит – это связь, она периодически отключается. Мы становимся словно
немыми.
— Какие у вас планы ?
— В этом году мы набрали первый начальный экспериментальный
класс, поэтому наш самый большой план – доучить их до 11-го класса. Большие
планы у «ТВ-цея».
— «ТВ-цей» – это ваша телекомпания?
— Да. Фильм, который показывал «ТВ-цей», приходили уже
покупать. Мы вышли на республиканские газеты. Все это, конечно же, мы будем
дальше развивать.
— У вас не возникала мысль «удариться» в
политику? Судя по проделанной работе, можно сказать, что у вас прекрасные
организаторские способности.
— Я не гуманитарий. В политике надо быть специалистом.
Хорошим политиком может стать юрист, который знает основы устройства
государства. Экономист может
сыграть немалую роль в политике, потому что государственная политика тесно
взаимосвязана с экономикой.
Некоторых
«ударившихся» в политику я хорошо знаю. Порой просто поражаешься, какие люди
сидят в руководящих органах. Что ж, таков уж уровень нашего общества, когда
голосуют за некомпетентных людей.
— Звание «Человек года-97» стало для вас
неожиданностью?
— Честно говоря, да. После получения этого звания, мне задали
вопрос работники телевидения: «Некоторые говорят, что это не отражает
общественного мнения, слишком мало людей участвует в выдвижении кандидатур на
«Человека года». Я ответила: «На мой взгляд, это не проблема газеты, которая
организовала такой конкурс. Если кому-то кажется, что этот человек не достоин
такого звания, пусть напишет об этом. Пусть выдвинет свою кандидатуру. Иными
словами, это зависит от активности масс. И газета не обязана проводить по
этому поводу референдум».
А само
мероприятие, где вручали дипломы, мне очень понравилось – симпатичное,
красивое шоу. Я уж забыла, когда меня куда-то приглашали. Мне лично было очень
приятно. Я увидела на этом празднике действительно достойных людей и, надо
сказать, очень скромных, которые стали победителями конкурса «Человек года».
ПРОШЛО ВРЕМЯ...
Дочь
Татьяны Санчаа Айдиса поступила в Новосибирский госуниверситет по специальности
геофизика.
Татьяне
Санчаа присвоено звание «Заслуженный работник образования Республики Тыва».
Гослицей получил статус «Федеральной экспериментальной площадки», который
был получен на конкурсе в Москве за проект «Обучение одаренных детей в рамках
Специализированного учебно-научного центра субъекта Федерации». Лицей получил
грант Министерства образования РФ (125 тысяч рублей).
В
апреле 2000 года лицей стал лауреатом конкурса-выставки «Школа-2000» в Москве
за успехи в деле обучения и воспитания интеллектуально одаренных детей.
В 2000
году лицей в рейтинге школ России, определявшимся журналом «Карьера» совместно
с Министерством образования РФ, занял 27 место в списке 100 лучших школ.
Фото:
2. Ученики 9-го технического класса Эрес
Кагай-оол и Иван Путинцев с директором в кабинете оптики.
3. Сергей Тыкыл-оол, один из
лучших учеников ГЛРТ, в вычислительном центре.