газета «Центр Азии»

Понедельник, 26 июня 2017 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2016 >ЦА №26 >Олег Намдараа. Ленин с берегов реки Алаш

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Олег Намдараа. Ленин с берегов реки Алаш

Люди Центра Азии ЦА №26 (26 августа — 1 сентября 2016)

(Окончание, начало в № 25 от 19 августа 2016 года)


Среди тувинских артистов нет такого


Олег Намдараа. Ленин с берегов реки АлашВ семейном архиве сохранился список сыгранных на сцене тувинского театра ролей, собственноручно написанный Олегом Дондуковичем Намдараа. Их отсчет он вел со времени поступления 16 ноября 1940 года учеником в театрально-музыкальную студию.

Первым в перечне значится спектакль по повести Дмитрия Фурманова «Мятеж» – роль начальника дивизии Бурового. Затем – Яша Гуслин, племянник богатого купца Торцова в пьесе Александра Островского «Бедность не порок», следом – Вернер в спектакле по пьесе Константина Симонова «Русские люди».

Список неполный, он датирован 22 февраля 1963 года, а впереди были еще девять лет творчества, но очень представительный: за двадцать два года – сорок семь образов в постановках тувинской труппы. Среди них – «Ревизор» и «Женитьба» Николая Гоголя, «Лекарь поневоле» Жана-Батиста Мольера, «Слуга двух господ» Карло Гольдони, «Пролитая чаша» Ван Ши-фу, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Павлик Морозов» Виталия Губарева, «Молодая гвардия» Александра Фадеева, спектакли по пьесами тувинских драматургов Виктора Кок-оола, Салчака Токи, Олега Саган-оола.

Особое место в репертуаре тувинского музыкально-драматического театра заняла поставленная в 1957 году пьеса Николая Погодина «Человек с ружьем». То, что тогдашний главный режиссер театра Иван Степанович Забродин рискнул включить в план произведение, в котором главная роль принадлежит Владимиру Ильичу Ленину, которого до этого никто не играл на тувинской сцене, чрезвычайно взволновало актеров. Вот что вспоминает об этом Заслуженный работник культуры Тувинской АССР Клара Чамыяновна Сагды:

«Когда в 1956 году коллектив театра узнал, что на следующий год в честь сорокалетнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции в репертуар театра включена пьеса Николая Погодина «Человек с ружьем» на тувинском языке, все стали гадать: «Кто исполнит роль Ленина, есть ли такой человек среди тувинских артистов?»

Перебрав в уме всех коллег, пришли к выводу: нет такого. Значит, на роль Ленина будут приглашать кого-то из театра другого региона? Такие разговоры шли по всему театру, пока Иван Степанович не объявил, что в Москву на стажировку и пробы грима на полгода отправляются Максим Мунзук и Олег Намдараа».


Вникая в образ вождя


Олег Намдараа. Ленин с берегов реки АлашРежиссер Иван Степанович Забродин рассказывал, что мысль о тувинском Ленине закралась в его голову еще 1951 году, когда ставили гоголевского «Ревизора». Тогда же были проведены первые пробы, в которых участвовали Олег Намдараа и Максим Мунзук.

Забродин отмечал, что в Москве, куда он отправился с двумя кандидатами на пробу грима и утверждение в роли вождя мирового пролетариата, им очень помогли Борис Александрович Смирнов, в 1956 году создавший образ Ленина в спектакле «Кремлевские куранты», и работавший на киностудии «Мосфильм» художник-гример Антон Иосифович Анджан. Антон Иосифович имел большой опыт грима Ленина, именно он осуществлял его для фильма «Человек с ружьем», в 1938 году вышедшего на экраны страны.

После московских проб был сделан окончательный выбор: на роль Ленина в спектакле «Человек с ружьем» утвердили Олега Намдараа.

«Пьесу на тувинский язык отлично перевел писатель Сергей Пюрбю, – вспоминал Заслуженный артист РСФСР, народный артист Тувинской АССР Иван Забродин в своей заметке, опубликованной в газете «Шын» 22 апреля 1975 года. – До этого мы никогда не ставили спектакли с образом вождя, поэтому нам было очень сложно. Началась очень ответственная трудоемкая работа. С Олегом Дондуковичем работали и в театре, и у меня дома: слушали пластинки с записью голоса Ленина, учились особенностям интонации вождя.

Изучали его жизнь и деятельность, произведения «Шаг вперед, два шага назад», «Что делать?», «Материализм и эмпириокритицизм». Очерк Максима Горького «В. И. Ленин» артист Намдараа многократно прочитывал вновь и вновь. Просматривали кинодокументы с Лениным, и много-много раз смотрели кинофильм «Ленин в Октябре», в котором эту роль сыграл знаменитый артист Борис Щукин.

Олег Дондукович Намдараа понимал всю ответственность и сложность исполнения роли великого вождя и на каждой репетиции, а потом и во время спектаклей работал самозабвенно, с самоотдачей.

Спустя насколько лет я поставил пьесу Михаила Шатрова «Именем революции». И там тоже роль Владимира Ильича Ленина с успехом сыграл Олег Дондукович Намдараа».


«Человек с ружьём» – полный аншлаг


ТОлег Намдараа. Ленин с берегов реки Алашретьим спектаклем, в котором Намдараа исполнил роль Ленина, уже к пятидесятилетию революции, был «На берегу Невы» Константина Тренёва в постановке режиссера Сиин-оола Лакпаевича Оюна. Но именно первый – «Человек с ружьем», премьера которого состоялась 17 октября 1957 года – вызвал особый восторг зрителей: еще бы – первый тувинский Ленин.

В пьесе вождь впервые появляется в восьмой картине и выручает солдата Ивана Шадрина, который с винтовкой, котомкой и видавшим виды чайником безуспешно бродит по коридорам Смольного в поисках кипятка.

Уважаемый, где бы тут чайку мне? – обращается солдат к Ленину, не зная, с кем говорит.

ЛОлег Намдараа. Ленин с берегов реки Алашенин прямо смотрит в лицо Шадрину, и тот смущается:

Извините, уважаемый, мы издали.

Соскучился по чаю а? – это первая фраза, которую произносит Ленин в спектакле.

Очевидец и участница премьеры Клара Сагды вспоминает, что вопрос о чае солдату не удавалось произнести в течение десяти минут: как только Намдараа-Ленин вышел на сцену, все в зале встали, началась овация.

После окончания спектакля зрители долго не расходились, аплодировали. А потом начался стихийный митинг с обменом впечатлениями. Клара Чамыяновна приводит одно из них – животновода Ооржака Чываажыковича Лопсанчапа:

«Никогда не думал, что воочию увижу и услышу живого Ленина. До этого много раз видел его в кино, но он там говорит по-русски, мало что поймешь, а сегодня – Ленин – вот он, сын тувинской женщины Олег Намдараа, и говорит на тувинском языке. При просмотре у меня и слезы радости текли, и комок вставал в горле. И этот простой артист так похоже, как в кинофильмах, сыграл роль вождя мирового пролетариата, что я просто диву даюсь и до сих пор не могу поверить в это».

Многие зрители специально приехали на премьеру из отдаленных сел. В последующие дни в районах даже выделялись специальные автобусы и машины, чтобы на них привезти в театр всех желающих увидеть говорящего по-тувински Ленина.

На всех показах «Человека с ружьем», вспоминает Клара Сагды, был полный аншлаг, зал переполнен так, как никогда не было до этого ни на одном спектакле.


Отвалившееся колесо, зелёная рука и безголовый медведь


Олег Намдараа. Ленин с берегов реки АлашПосле премьеры «Человека с ружьем» отцу приходилось исполнять ленинскую роль и на первомайских, ноябрьских демонстрациях. В семейном архиве сохранилось фото, сделанное 7 ноября 1960 года: легковая машина закамуфлирована под броневик, на нем – Ленин и два матроса. За броневиком – актеры театра в костюмах гражданской войны.

Звездный образ вождя не освобождал Олега Намдараа от повседневной театральной работы с бесконечными поездками по районам Тувы, проходившими далеко не в комфортных условиях. Младшему из пяти его сыновей – Сергею Олеговичу Намдараа – запомнилась одна из них, со спектаклем по пьесе Максима Горького «Мещане». На эти гастроли в середине шестидесятых годов отец взял его с собой:

«На театральном автобусе «Кубань» мы поехали в сторону монгольской границы. Когда миновали озеро Чедер, у автобуса на ходу отвалилось правое переднее колесо. Хорошо, что никто не пострадал, отец сказал: «Нам очень повезло, что весь тяжелый театральный реквизит – в задней части автобуса, он не дал ему перевернуться». Попутная машина довезла отца и меня до совхоза «Победа», где мы переночевали у родственников.

Утром за нами заехал отремонтированный автобус, и мы отправились в село Балгазын – первый пункт гастролей. После окончания спектакля зрители долго аплодировали, не отпуская артистов со сцены. Некоторые, дождавшись, когда актеры выйдут из клуба, подходили к ним, пожимали руки и благодарили. И так было в каждом селе».

Олег Намдараа. Ленин с берегов реки АлашОднажды после гастролей отец вернулся с покрытой зеленкой ладонью. Шутил: «Я был зеленоруким колдуном». Оказалось, в одном из сельских клубов с ним случилась производственная травма. По ходу сказки колдун делал заклинания с огнем: бросал сухой порох на спрятанную от зрителей электроплитку с открытой спиралью. Порох вспыхивал: огонь, дым – получалось очень эффектно. Зрители, особенно ребятишки, были в восторге.

На этот раз часть пороха прилипла к влажной от пота ладони артиста и сгорела на ней. Обожженную кожу намазали зеленкой – никакого другого средства от ожогов в маленьком селе не нашлось. Так, с зеленой рукой, он и продолжал гастрольную поездку.

Как-то отцу выпало играть медведя в сказке, которую показывали детям в новогодние каникулы. Каждый день – по три или четыре спектакля для потока ребятишек, а костюм медвежий одевается и снимается сложно, вот и приходилось ему потеть в шкуре с утра до вечера.

В перерывах между выходами на сцену охлаждался на заднем дворе театра, выходя туда через служебный вход. Там снимал медвежью маску и дышал морозным воздухом, бдительно оглядываясь: нет ли любопытных детишек. Никак нельзя допустить, чтобы они увидели медведя без головы, всё очарование сказки пропадет.


Рядом – рабочим сцены


Олег Намдараа. Ленин с берегов реки АлашМне после окончания десятого класса, с осени 1970 года по июнь семьдесят первого, посчастливилось работать в театре рядом с отцом – рабочим сцены.

Было очень интересно наблюдать, как рождались спектакли. Сначала артисты, сев в кружок, по очереди читают в порядке действия свои роли, потом, уже в костюмах, играют их без шпаргалок на сцене с полным реквизитом. Отдельно репетируют музыкальные и хореографические картины. Во время репетиций – много замечаний со стороны режиссеров, но и артисты выражали свои мнения, к которым прислушивались режиссеры.

Затем – генеральная репетиция и прием государственной комиссией. И вот она, премьера, праздник и радостное волнение для всех. Как вспомнишь, с чего начиналось, кажется, будто всё произошло, как в сказке: ожили герои, которые были на бумаге, их грустные и смешные истории.

А как азартно проходили в театре шахматный и теннисный турниры, в которых участвовали и именитые актеры, режиссеры, и театральные рабочие, вроде меня. Первенство в театральных шахматных сражениях попеременно делили Олега Намдараа и Куулар Сапык-оол. Отец был заядлым шахматистом, его любовь к этой игре передалась сыновьям и дочкам, я и сейчас участвую в различных республиканских шахматных турнирах.


За государственной премией – в костюме сына


ОлОлег Намдараа. Ленин с берегов реки Алашег Намдараа не был обделен званиями при жизни. Заслуженный, а затем народный артист Тувинской АССР, Заслуженный артист РСФСР. А еще – лауреат Государственной премии Тувинской АССР, самой первой – 1971 года.

Помню, в самом конце 1971 года вся наша большая семья сидела у телевизора: передавали местные новости. И вдруг слышим сообщение об утверждении республиканской Государственной премии Тувинской АССР, а среди награжденных – фамилию Намдараа. Дружное «Ура!» – наша реакция.

6 января 1972 года в газете «Шын» были опубликованы портреты и имена первых лауреатов госпремии: поэт Сергей Пюрбю, актер Олег Намдараа, композитор Алексей Чыргал-оол, камнерез Хертек Тойбухаа.

Сейчас смешно вспоминать, но для церемонии награждения у отца не нашлось подходящего костюма – обносился, в первую очередь заботясь о покупках для нас, детей. На награждение он пошел в костюме, который был куплен мне для школьного выпускного вечера.

Госпремия составлял семьсот рублей – крупные по тем временам деньги. Отец как артист высшей категории получал 150 рублей в месяц, мама, работавшая в театре техничкой, – 70 рублей.

На премию первым делом был приобретен новый костюм отцу, а еще – красивые атласные шторы в каждую из трех комнат нашей квартиры. Остальное как-то разошлось на повседневные нужды, в том числе и на лечение папы – в этот год он совсем расхворался.


Эскал, герцог Веронский: последний выход на сцену


ЖиОлег Намдараа. Ленин с берегов реки Алашзнь театрального артиста советского времени, в основном, проходила на колесах. Многодневные, иногда месячные, командировки по доступным и труднодоступным районам Тувы.

Зимой здания клубов протапливали только перед приездом труппы, и они полностью не прогревались, пролитая на пол вода замерзала. Играли в летней одежде на стылой сцене, стараясь не дрожать от холода.

Ночевки в клубах на привезенных с собой раскладушках – в селе нет гостиницы. Часто питание всухомятку – в селе нет столовой. Конечно, всё это сказывалось на здоровье актеров.

У отца начались проблемы с желудком и кишечником, причины которых никак не могли определить врачи. Лечился и в местных больницах, и в санатории в Кисловодске, куда его отправили в июне семьдесят второго года. Ничего не помогало, ему становилось всё хуже, и после возвращения с Кавказа он вновь попал в больницу.

В начале ноября, когда я в очередной раз зашел навестить отца, к нему в палату пришел и режиссер театра Сиин-оол Лакпаевич Оюн. После разговора с ним отец повеселел и радостно сообщил: «Сегодня меня выкрадут и увезут!»

Оказывается, его дублер в поставленном Оюном спектакле «Ромео и Джульетта» неожиданно заболел: спектакль под угрозой. Отец, превозмогая боль, согласился спасти постановку, и был счастлив тем, что он нужен.

Конечно, вечером я поспешил в театр. Отец был уже там, загримированный и в костюме. Когда он вышел на сцену, все свободные артисты бросились за кулисы, чтобы оттуда посмотреть на его игру. Это очень удивило меня, ведь они не первый год работают вместе и тысячу раз, если не больше, видели его на сцене. Сейчас-то понимаю, что причиной этого были последовавшие друг за другом вручение Государственной премии Тувинской АССР и присвоение звания «Заслуженный артист РСФСР», после которых он уже не мог нормально работать из-за болезни.

После окончания спектакля отца снова увезли в больничную палату.

Роль Эскала, герцога Веронского в шекспировском спектакле «Ромео и Джульетта» была последней, исполненной Олегом Намдараа на сцене Тувинского музыкально-драматического театра.

Умер он в больнице 29 декабря 1972 года. Болезнь Крона – тяжелое хроническое желудочно-кишечное заболевание, которое сегодня лечится, а в семидесятые году прошлого века было проблемным, подкосила отца на пятьдесят третьем году жизни.


Носители фамилии тувинского Ленина


КтОлег Намдараа. Ленин с берегов реки Алашо сегодня носит в Туве фамилию Намдараа, придуманную Олегом Дондуковичем? Их четырнадцать.

Это сын артиста Сергей Олегович Намдараа и его сыновья, внуки тувинского Ленина – Орлан и Сергей. Роман, сын Орлана, внук Сергея Олеговича. Дочь артиста Байлак Олеговна Намдараа и ее дочка Чечена Андреевна. Внук артиста Олег Эресович Намдараа, его супруга Екатерина Михайловна, их дочки Дарья и Надежда. Сын артиста Мерген Олегович Намдараа, автор этих строк, и его супруга Алдын-кыс Сыяновна. Их внучки Чечена Мергеновна и Виктория Мергеновна.

Внучка Виктория очень порадовала меня интересом к истории семьи: в 2014 году за сочинение о своем прадедушке она была удостоена первого места в номинации «Мужчины моего рода трудятся во славу Отечества» республиканского конкурса среди учащихся школ «Отец – отчество – Отечество».

Мой внук Буян Александрович Биче-оол носит фамилию отца, которого потерял в два года и семь месяцев, поэтому воспитывается у нас, дедушки и бабушки. В 2014 году, после окончания начальной школы, он прошел конкурсный отбор в первый набор Кызыльского президентского кадетского училища. В ноябре, когда кадеты давали присягу и получали удостоверения, начали с пятиклассников. Его фамилия открывала алфавитный список, и Буян получил удостоверение первым. С тех пор родные называют его Кадет номер один.

Так же, как его прадед, Буян увлекается шахматами и начинает побеждать. Неожиданно для нас в нем обнаружились способности камнереза. Для бабушки Алдын-кыс Сыяновны он вырезал из агальматолита статуэтку дракона, так как она родилась в его год. А в честь появления на свет моей правнучки Алдын-Ай сделал фигурку обезьянки.

Алдын-Ай – Золотая луна, дочка Чечены Намдараа, появилась на свет 21 апреля 2016 года. Этот весенний месяц оказался особым для нашей семьи. 18 апреля 1920 года родился ее прапрадед Олег Дондукович Намдараа, а 22 апреля 1870 года – Владимир Ильич Ленин, роль которого он впервые исполнил в нашем театре, и ее на тувинской сцене не повторил никто.



Фото Максима Попеляева и из личного архива Олега Намдараа.


Очерк Мергена Намдараа об Олеге Намдараа «Ленин с берегов реки Алаш» войдёт сороковым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги продолжает готовить редакция газеты «Центр Азии».

Фото:

1. Олег Намдараа и Максим Мунзук (справа налево) изучают образ вождя в Центральном музее В. И. Ленина. Москва, первая половина 1957 года.

2. Два тувинских Ленина: проба грима. Слева – Олег Намдараа, справа – Максим Мунзук. В центре – автор грима, художник-гример киностудии «Мосфильм» Антон Анджан. Москва, первая половина 1957 года.

3. Спектакль «Человек с ружьем». В роли Владимира Ленина – Олег Намдараа. Слева от него – солдат Иван Шадрин (артист Борис Бады-Сагаан), справа – жена солдата (актриса Кара-кыс Мунзук). Кызыл, Тувинский музыкально-драматический театр. Конец 1957 года.

4. Актеры Тувинского музыкально-драматического театра на ноябрьской демонстрации. На легковушке, закамуфлированной под броневик, Олег Намдараа в образе Владимира Ленина. Рядом с броневиком, в шляпе и пальто, художник театра Сергей Лиховид. Кызыл, улица Ленина, 7 ноября 1960 года.

5. Участники спектакля «Товарищ директор» по пьесе Максима Мунзука – первой постановки в Тувинском музыкально-драматическом театре выпускника Ленинградского театрального института имени Александра Островского Сиин-оола Оюна, он сидит крайний справа в первом ряду. Главный режиссер театра Иван Забродин сидит в центре верхнего ряда. Актер Олег Намдараа, сыгравший в спектакле роль корреспондента, сидит крайний слева, перед ним, в меховой горжетке – актриса Марьям Рамазанова. Кызыл, 1956 год.

6. Вызываю огонь: Олег Намдараа в роли колдуна. Кызыл, конец шестидесятых годов.

7. Олег Намдараа на кавказском курорте – сидит третий слева в первом ряду среди отдыхающих со всего Советского Союза. Кисловодск, 28 июня 1972 года.

8. Сцена из спектакля «Честь семьи». Ата – Олег Намдараа, Мариш – Екатерина Кендембиль.

Кызыл, середина пятидесятых годов.

9. Бравые матросы из спектакля «Разлом». Олег Намдараа стоит первый слева. Кызыл, 1952 год.

10. Потомки актера Олега Дондуковича Намдараа. Слева направо: его правнук, кадет Буян Биче-оол, невестка Алдын-кыс Сыяновна и сын Мерген Олегович Намдараа с праправнучкой Алдын-Ай Чооду, правнучка Чечена Намдараа, внучка Айлана Монгуш и правнучка Виктория Намдараа. Республика Тыва, село Балгазын, у дома Мергена Намдараа. 7 августа 2016 года. Фото Максима Попеляева.

Мерген Намдараа, сын Олега Намдараа, преподаватель физики Тувинского агропромышленного техникума в селе Балгазын. Литературный редактор Надежда Антуфьева, antufeva@centerasia.ru

 (голосов: 9)
Опубликовано 26 августа 2016 г.
Просмотров: 3680
Версия для печати

Также в №26:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои будущего
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2017 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru