газета «Центр Азии»

Пятница, 26 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2011 >ЦА №30 >Ярмарка пограничных мучений

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Ярмарка пограничных мучений

Проблема ЦА №30 (5 — 11 августа 2011)

Ярмарка, организованная с 27 по 30 июля администрацией и торгово-промышленной палатой Завханского аймака Монголии, оказалась пшиком – таково мнение большинства ее участников с российской стороны – из Тувы.

Не верилось в присутствие логики в действиях организаторов приграничной ярмарки: зазвать народ объявлениями в СМИ, а затем устроить многочасовую пробку на российско-монгольской границе.

Чтобы пересечь границу, люди были вынуждены целый вечер и ночь провести в своих машинах, и это еще счастливчики – те, кто смог заплатить тысячи приграничным ловкачам за места в первой сотне. Прочие же провели в своих машинах две ночи.

За время своих путешествий по миру я впервые столкнулась с закрытым на ночь контрольно-пропускным пунктом. Абсурдом казалась сама возможность мучить людей в открытой степи перед закрытым шлагбаумом. Но именно это и происходило в конце июля на приграничном контрольно-пропускном пункте «Цаган-Толгой».

И выручили от этого немало. Только мзда пошла не в бюджет Российской Федерации.

 

Купите место в очереди: четыре тысячи рублей

166 километров по федеральной трассе М-54 от Кызыла до села Самагалтай, и хребет Танды-Уула поворачивает на запад. Просторы к югу от хребта оказываются во власти степи.

Следующие сто километров – от Самагалтая до госграницы – с лихвой дают почувствовать разнообразие степного пейзажа.

Ярмарка пограничных мученийТот же пейзаж и по ту сторону нескончаемой вереницы пограничных столбов. Невольные нарушители госграницы – орлы – парят в небе, удивляясь необычной суете в своих владениях. Внизу – длинная цепочка автомобилей, в стороне от дороги дымят костры, на которых готовится пища разбитых на скорую руку «кафе».

Несколько сотен людей готовятся провести ночь в степи. Для многих это будет второй ночевкой в машине. «Приехали вчера, в среду, к шести часам вечера. За целый день наша очередь так и не подошла. Зато завтра мы пересечем границу в первой группе машин», – бодро делятся женщины из легковушки. Они – третьи в колонне. Счастливицы. Наш автомобиль попал в список «очередников» на прохождение таможни под номером 146.

«Готовьтесь ко второй ночевке. Завтра вы не попадете в Монголию. Очередь до вас не дойдет. Лучше купите место – семьдесят восьмое в списке. Четыре тысячи рублей», – молчаливое недоумение двое предприимчивых парней интерпретировали как готовность к торгу и предложили: «За ту же цену – место номер 65». Мы решили поверить в удачу и отмахнулись от торговцев машиноместами.

Последовавшая ночь, ошеломившая было роскошью звездного неба, без поднадоевших за дождливое лето туч, превратилась в пытку. Четверо в «Ладе-Приоре» – слишком много для намека на мало-мальски комфортабельный сон.

К утру мы были готовы заплатить за возможность провести следующую ночь в горизонтальном положении в одной из монгольских юрт-гостиниц. Никто и не тешил себя надеждой, что сможет попасть домой в этот день. С той стороны границы растянулась такая же многочасовая очередь из машин, только уже груженных разным товаром с ярмарки.

Уважайте народ, мелкие чинуши!

День начался спортивно – с ходьбы вдоль линии авто, в поисках торговцев местом поближе к началу колонны. За пару тысяч рублей удалось «передвинуться» в очереди со ста сорок шестого места до восемьдесят второго.

В полвосьмого начали открываться «кафе» – пара столиков, шашлычный мангал, печка-буржуйка или открытый очаг. Меню нехитрое: манты за 80 рублей, шашлык из свинины – 100 рублей, кофе из пакетика – 15 рублей, чай – десять рублей. Хозяева «кафе» в степи надеялись на удачу – что и сегодня никто не придет собирать плату за торговое место. В среду каждый торговец заплатил по 250 рублей, а в четверг сэкономили – не оказалось сборщиков подати.

Продрогшие в утренней прохладе обитатели автомобилей, разминая отекшие конечности, потягивали кофе «три в одном». Обсуждали возможность очередной ночевки. Пожилая женщина, которая представилась Людмилой Кыргыс из Улуг-Хема, поделилась впечатлениями:

«Организация плохая. Не договорились о времени работы пропускных пунктов. В прошлый раз пропускали до девяти вечера. Нет бензина в Самагалтае, Эрзине. Есть в Балгазыне. И стоимость топлива подскочила. Тут ребенок заболел, не оказалось «Скорой». Врач был днем. А люди стоят тут ночь напролет. Два сооруженных на скорую руку «туалета» показывают уровень нашей культуры: хлипкие строения в половину человеческого роста, небольшая ямка внутри. Мы готовы платить и за стоянку, и за туалеты, было бы за что.

Уважайте народ, даргалары, особенно, мелкие чинуши! Эти нагло проезжают без очереди да еще знакомых с собой прихватывают. Глаз народа острый, все подмечает. А поблагодарить хочется сотрудников полиции. Они патрулировали всю ночь, не было случаев пьянства, спиртное не продавалось. Спасибо тем, кто готовит еду на продажу. Без них мы бы остались без горячей пищи и чая. Из хорошего – есть водовоз, мусорные контейнеры».

Шлагбаум открыт: проезжают заплатившие

В восемь подъезжает армейский грузовик. Следом – УАЗ с сотрудниками миграционной службы. Радость по поводу немедленного открытия границы оказалась преждевременной. Таможня-то начинает работать в девять утра. Так что у пограничников было вдоволь времени позубоскалить с местными красавицами.

Шлагбаум открывается без двадцати девять. Запускают сразу тридцать машин – строго по списку. Члены неофициальной контрольно-учетной комиссии были заинтересованы в очередности проезжающих машин. Транспорт самих контролирующих был в конце первой сотни из списка.

С номером 82 мы проезжаем первый шлагбаум только во второй половине дня. Затем – оформление пропуска на пересечение границы, которое не заняло много времени. Сотрудники миграционной службы быстро выписывают пропуск при наличии российского паспорта и его копии. Отказ в пересечении границы получают владельцы авто с транзитными номерами.

Снова ожидание перед очередным шлагбаумом. Наконец, попадаем на территорию пункта пропуска «Цаган-Толгой». Проверка паспорта и пропуска, снова проверка, и снова проверка.

Во время окончательной проверки документов, сотрудница таможни напутствовала: «Устанете, замучаетесь и, ох, как захочется обратно на родину».

А брать толком нечего

Три часа пополудни. Едем по такой же раздольной степи. Впереди блестят на солнце свежеокрашенные крыши домов деревни Арцсуурь, за ними мелькают разноцветные палатки ярмарки в полукруге белых юрт – гостиниц и столовых.

Припарковавшись в ряду пыльных микроавтобусов, джипов и легковушек, разбредаемся по редким ярмарочным рядам. Куча тряпок, которых полно на рынках Кызыла.

Многие сельские жители из Тувы специально приезжают на ярмарку, чтобы купить войлок, брезент на юрту. Войлок был, в основном, низкого качества. Да и тот кончился на третий день ярмарки. Брезент оказался только одного типа, снова – не желаемого качества.

Зато продаются юрты за 30 тысяч рублей за весь комплект. Правда, хлипкий материал верхнего покрытия придется сразу менять на брезент.

Бойкая торговля идет у фургончика с хакасским номером. Здесь торгуют обувью российского производства: 2000 рублей за детские сапоги, 3000 – за взрослые. Местные жители с охотой разбирали обувь.

Тем временем, интуристы-покупатели разочаровано бродят по рядам, переговариваясь: «Что-то скромная ярмарка нынче получилась. Нет выбора, цены подняли. Знай мы об этом раньше, не стали бы тратить время и деньги на поездку».

«Пару лет назад была на приграничной ярмарке в Монголии. И тогда действительно купила все, что надо было. Устраивали и цены, и выбор. Нынешняя ярмарка – десятая часть той. К тому же, и брать толком нечего», – такую оценку дает происходящему жительница Тес-Хема Саяна Соян. Увы, такого же мнения придерживается большинство собеседников из числа гостей ярмарки.

Делились мнениями во время обеда в юрте-столовой. Подавали манты по десять рублей за штуку. Приличная порция отварной баранины – вполне хватит на двоих-троих – обходится в сто рублей.

«Тарбаган? 500 рублей», – шепчет хозяин юрты. В протянутом пакетике – холодное вареное мясо сурка, отдающее слабым запахом конины. Товар незаконный, торговля им запрещена. Предложение поступило слишком поздно – после мантов и баранины. При всем желании мы не сможем осилить добавку в виде мяса тарбагана.

Продать мясо по частям хозяин отказывается, а мы не решаемся положиться на авось и купить целую тушку – хранить негде, жара, до дома с холодильником не менее суток.

Ночлег – 50 рублей с носа

Разразившаяся гроза завершает пятничную торговлю. Впопыхах народ укрывается в машинах. За окнами – серая завеса ливня, за которой не видно ни зги. Через четверть часа небо проясняется и приходится принимать решение: ночевать в одной из юрт или снова в машине.

Хвост очереди из разномастных авто оказывается далеко за деревней. Снова список. На этот раз наш номер – 93. Определившись с соседями по очереди впереди и после нас, решаем провести ночь в юрте проходившей мимо торговки горячим чаем и мантами-бууз. Машина остается сторожить место. Мы по очереди летим на мотоцикле на ярмарочную площадку, по дороге поднимая лай деревенских собак.

Наш приют на ночь – в середине юрточного полукруга. Под ярким светом электрической лампы готовятся ко сну его обитатели. Трехлетние двойняшки – мальчик с девочкой – не отстают от маминой груди. Затем малыши начинают игру-возню, со смехом хватаясь за ноги мамы, которая в это время пытается постелить гостям. Ребят отвлекают сладости, гостинцы от постояльцев.

Достаются чистые матрасы, простыня и одеяла. На двух матрасах под двумя одеялами умещается по три человека. Кроме нас, укладываются спать еще трое гостей-тувинцев. Стоимость ночлега – 50 рублей с носа, итого 300 рублей за ночь с шестерых.

Просыпаемся в полседьмого. Дети спят, а молодая хозяйка уже рубит мясо, затем месит тесто и принимается лепить манты.

Хитрость «челноков»

Обжигающий молочный чай отгоняет остатки сна. Отказавшись от чересчур плотного завтрака – мантов и супа с лапшой – идем к машине.

Торговцы уже открывают свои палатки, вывешивают, выставляют товар. А мы дружно садимся на мотоциклы-такси – едем к трассе. И не узнаем очереди. Оказывается, с утра монгольские пограничники подпустили очередь ближе к пропускному пункту и наша машина осталась стоять в километре от всех.

Настроившись на долгое ожидание, мы уже не переживаем по поводу потерянного времени. Гремит попса из машины, молодежь на обочине играет в волейбол. Кто-то режется в карты.

За нами стоит «Волга», на нее спешно грузят тяжелые тюки с товаром из подъехавшего джипа. При этом каждый тюк распаковывается. Хитрость вот в чем: обычно «челнокам», колесящим за товаром в Китай или Улан-Батор и обратно, приходится платить за перевозку товара через границу. А на время ярмарки отменили лимит по весу товара, перевозимого через КПП. Особо предприимчивые подгадали со временем очередного похода за товаром и удачно перевезли свой товар в ярмарочные дни.

Беспрестанно подходят торговцы едой. Покупаем чай – 50 рублей за трехлитровый термос, чебуреки по восемь рублей. У девочки берем молодую нежную баранину. Пара проносит котел с вареным мясом. Двое мужчин несут сорокалитровую флягу с хорхог – бараниной, приготовленной во фляге при помощи раскаленных камней. Отдающее дымом мясо обходится в сто рублей за порцию.

В полдвенадцатого мы пересекаем шлагбаум и устремляемся к пропускному пункту. Монгольские таможенники с потрясающей скоростью пропускают машины через все проверки. Вскоре оказываемся на российской стороне, здесь приходится постоять в очереди за штампиком об обратном пересечении границы. Далее уже не останавливаемся до самого Самагалтая.

Лучшим товаром ярмарки оказалась монгольская баранина. Стоила ли она трех суток потраченного времени, ночевок в автомобиле и изнуряющего ожидания в очереди? Вряд ли.

Фото автора.

Средние цены на некоторые виды товаров монгольской ярмарки 2011 года

Смартфон – 3000 рублей.

Ноутбук с монитором в 17 дюймов – 10000 рублей.

a Вопрос о производителе техники на ярмарке считается некорректным. Фирма или неизвестна, или название написано иероглифами.

Юрта – 30000 рублей.

Детские традиционные сапоги – 200 рублей.

Детские кроссовки – 160 рублей.

Шелк – 80 рублей за метр.

Брезент – от 65 до 80 рублей за метр.

Белый ситец – 20 рублей метр.

Пиала – от десяти до 50 рублей за штуку.

Электрочайник – 300 рублей.

Двуспальное одеяло из верблюжьей шерсти – 400 рублей.

Детские маечки-футболки – 50 рублей.

Джинсы женские – 100 рублей.

Брюки мужские летние – 200 рублей.

Традиционный халат-дэл – 1000 рублей.

Традиционная обувь взрослая – от 1000 до 2500 рублей в зависимости от качества.

 

Фото: Чечекмаа Кырынчык из Пий-Хемского района приехала на ярмарку с младшим сыном Амиром. У них свое подсобное хозяйство, интерес – к соответствующим товарам. Купили сепаратор, войлочные матрасы и отдельно четыре куска войлока на юрту по 1100 рублей каждый. Монголия, деревня Арцсуурь 29 июля 2011 года.

Виктория ПЭЭМОТ

 (голосов: 4)
Опубликовано 6 августа 2011 г.
Просмотров: 6070
Версия для печати

Также в №30:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru