Депутаты тувинского парламента начали самораспускаться. Матрос Железняк не понадобился
День 89 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции не стал революционным в отношениях сторон – участников политического конфликта Депутаты от Российской Партии Жизни на первое организационное заседание сессии Законодательной палаты Великого Хурала не явились. Уже в четвертый раз. Но революционные настроения в зале Дома народного творчества 7 ноября все же витали.
То звучали призывы к представителям прокуратуры привлечь виновных в срыве сессии к ответу, то слышались предложения уволить руководителя аппарата Законодательной палаты. То звучали вопросы: «Что нам, здание парламента брать, как Зимний дворец?»
² Депутаты-«единороссы» продолжали искать ответ на вопрос «Что делать ?».
Всерьез говорили о роспуске парламента. Причем, часть депутатов вела речь о том, как распустить парламент первого созыва, часть – второго. Ради этого некоторые готовы пожертвовать самым дорогим – своими мандатами.
О снятии с себя полномочий депутата Законодательной палаты первого созыва заявила Таисья Куулар, которая первой направила соответствующее заявление в Избирательную комиссию республики.
Ее примеру, как стало известно 9 ноября, последовали Роман Монгуш, Онер Ондар, Владимир Орус-оол, Владимир Ооржак, Борис Монгуш, Владимир Хемер-оол, которые последние годы последовательно поддерживают главу правительства республики. Так что рука «руководителя процессом» видна невооруженным глазом.
С учетом того, что ранее полномочия снял Хонук-оол Монгуш, избранный председателем Палаты представителей, в Законодательной палате первого созыва остается 16 депутатов.
² В вопросе о снятии полномочий депутатов второго созыва среди самих же «единороссов» единства не наблюдается.
Слишком тяжел был путь некоторых из них за депутатским мандатом, и вряд ли есть большое желание вот так с ним расстаться. Слова заместителя председателя Избирательной комиссии РТ Лидии Якушкиной о том, что «в случае повторных выборов вакантными окажутся все 32 мандата», оптимизма у большинства присутствующих не вызвали.
Есть и еще одна чрезвычайно важная деталь: если дело все же дойдет до повторных выборов, то «единороссам» волей-неволей придется разделить груз вины и ответственности за потраченные впустую бюджетные деньги и упущенное время. Если стороны не смогли договориться – виноваты обе, причем, очень сложно доказать, кто виноват больше.
² Ситуация все больше похожа на тупиковую.
И выходить из этого тупика республике придется самостоятельно, хотя и в том, и в другом «стане» ходят упорные слухи, что «нами уже занимаются на самом верху». Что-то не похоже. Главный федеральный инспектор Виктор Чернышев сказал лишь, что «в Сибирском федеральном округе за ситуацией следят очень внимательно». И добавил: «Законных мер воздействия на депутатов, не посещающих заседание, нет».
Это подтвердил и прокурор республики Виктор Кизикин, к которому активно пытались апеллировать выступающие: «Рычагов, могущих заставить депутатов прийти на сессию, в законодательстве нет».
² Все это подтверждает: решение проблемы – в плоскости политической.
Найти мужество и пойти на переговоры призвал депутатов председатель Палаты представителей Хонук-оол Монгуш. Он обращался лично к лидеру «единороссов» Шолбану Кара-оолу. Их эмоциональный диалог – дополнительное подтверждение: конфликтуют не партии, а Белый и Желтый дома. И для разрешения конфликта нужна воля именно Шериг-оола Ооржака. Чтобы убедиться в этом – осталось подождать совсем немного.
² Показательно, что несостоявшееся в четвертый раз заседание обнажило огромное количество проблем республиканского законотворчества, о которых до последнего времени предпочитали молчать.
Одна из самых острых – качество законотворческой работы, в том числе – в той его части, когда решается вопрос о целесообразности принятия того или иного законодательного акта. Закон об отзыве депутатов – как раз из категории таких, казавшихся ненужными. По крайней мере, проблема неявки депутатов на заседания сессии уже возникала не единожды, в том числе и в бытность еще Верховного Хурала.
И всегда дело заканчивалось тем, что кто-то разводил руками и сетовал: депутаты не уважают своих избирателей. Каждый новый состав парламента принимал новый закон о своем статусе, причем, чрезвычайно трепетно относился к тому, что кому положено. Но я не помню ни одного случая, чтобы законопроект был отклонен главой республики по причине того, что в нем не прописан механизм воздействия на депутатов, недобросовестно выполняющих свои обязанности.