газета «Центр Азии»

Четверг, 7 ноября 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2005 >ЦА №29 >Кто читает рэп?

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Сплит система lg в москве купить кондиционер цены на сплит системы лджи в москве.

Кто читает рэп?

Культурная жизнь ЦА №29 (22 — 29 июля 2005)

Как всегда, вопреки ожиданиям скептиков и чиновников, с 5 по 7 июля 2005 года в Чадане прошел VII международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ–2005».

Так уж повелось у нас, что «Устуу-Хурээ» – это фестиваль, проходящий вопреки всем законам шоу-бизнеса и менеджмента. «Устуу-Хурээ» – это не столько фестиваль, сколько некое движение, проповедующее свободу творчества.

Странно, конечно, говорить про свободу творчества в демократической стране. Но диктат рынка не лучше диктата цензуры тоталитарных режимов. Ведь на смену таким понятиям, как цензура, приходит новое слово – формат (т.е. некая усредненная форма жанра, за рамки которого музыкант не должен выходить). Разве могут сегодня издаваться и успешно продвигаться группы и коллективы, чья музыка не соответствуют тому или иному формату? Нет. Вы никогда не услышите на «Авторадио» музыку Сайын-хоо. Вы никогда не услышите музыку «Сан-Ра Arkestra» на «Русском радио». И, тем более, не услышите всех участников фестиваля «Устуу-Хурээ» в «Европе плюс». Потому что у каждой радиостанции – свой формат, свой круг слушателей, готовых принимать только определенную, понятную им музыку.

Формат действует даже в звукозаписывающих компаниях. Ну какая студия возьмется раскручивать альбом неизвестных, и при этом не соответствующему тому или иному формату музыкантов? Да будь они хоть трижды гениальнее битлов и роллингов, рынок все равно будет диктовать свое: главное – прибыль. Прибыль же приносят те самые, «отформатированные» группы, у которых уже есть свой круг слушателей, на которых можно зарабатывать деньги. Но что изволите делать остальным?

* Вот и приходится музыкантам искать окольные пути. А «Устуу-Хурээ» – фестиваль, который привлекает тех самых «неформатных» музыкантов, давая им глоток свободы.

Музыканты в «Устуу-Хурээ» раскрепощаются, и у них словно вырастают крылья. Вот взять, например, духовой оркестр Кызыльского училища искусств, который на фестивале вдруг начал читать зажигательный рэп. Что творилось на сцене и среди зрителей – не описать словами. Люди в классической одежде, играющие классическую музыку, танцевали и читали рэп, а уже подуставшие зрители вскакивали с мест, чтобы подхватить этот невероятный ритм… Одним словом – культурный шок. Казалось бы, самые консервативные музыканты – и вдруг выдали такое… Зрители еще 15 минут звали духовиков на сцену, хотя те давно уже ушли к своим палаткам…

Формат сковывает музыканта, а «Устуу-Хурээ» дает толчок, новый импульс к творчеству. Он позволяет выйти из своего, узкого мира. Или формата, если рассуждать по-современному. Правда, и тут свобода ограничиваеться тихими словами режиссера: «Ребята, пожалуйста, выступайте не больше 15 минут».

* Говоря об «Устуу-Хурээ», мы часто забываем про саму музыку. Околомузыкальные новости обсуждаются лишь вперемешку с проблемами реставрации храма и проведения фестиваля. Получается, что храм с его проблемами живет своей жизнью, а музыка на фестивале – своей. Оргкомитетом фестиваля музыка официально поставлена на второе место, ведь главная цель фестиваля – восстановление храмового комплекса. А музыка – чтобы привлечь внимание к храму. Правда, с главной задачей фестиваля – все еще большая проблема, а музыка так и вырывается, требуя внимание к себе, ревностно взирая на храм… Может быть, когда храм построят, а все проблемы постепенно отпадут, журналисты перестанут критиковать чиновников и начнут писать только о музыке. Но будет ли это, еще неизвестно. А пока приходится журналистам писать о других вещах. О политике, министерстве культуры, бедности, воровстве, в то время как музыка (в статьях, в интервью, в беседах, репортажах) – только фон.

* Несомненным плюсом фестиваля был хороший звук. Да и уровень наших музыкантов значительно вырос. К минусам можно отнести проблему с охраной. Милиционеры во время фестиваля работали спустя рукава… В самом начале, перед открытием конкурсной программы, организаторы два часа искали четверых милиционеров, чтобы те присматривали за аппаратурой. Кое-как нашли. Но, отстояв день, милиционеры «растворились» среди зрителей, изредка останавливая подвыпивших парней (и это называется усиленный режим?). Из-за недобросовестной работы милиционеров, у американских музыкантов из ансамбля «Сан-Ра», украли цифровую видеокамеру, когда они выступали.

Воровство на фестивале постепенно приобретает все больший масштаб. Жертвами воров стала также певица из Горной Шории. Но самым наглым и вопиющим был случай, когда во время награждения победителей парень, буквально из-под носа организаторов украл один из призов (футболку с логотипом «Устуу-Хурээ»). За вором гонялся режиссер фестиваля – Орлан Дамба-Хуурак, а вовсе не доблестные стражи порядка, которые к этому времени, скорее всего, разошлись по домам. По крайней мере, в храмовом комплексе их видно не было. Парня поймали, провели профилактическую беседу и, приняв извинения, отпустили восвояси… Конечно, воровство футболки не тяжкое преступление, но сам факт, что человек обнаглел настолько, что крадет чуть ли не на глазах у организаторов, говорит о многом.

* Были также на фестивале моменты, которых можно охарактеризовать как нейтральные. Например, тенденция, отмеченная впервые в прошлом году, когда музыкантов «Сан-Ра» попросили играть более популярные композиции. В этом году музыканты на фестивале живой музыки стали добавлять много «неживых» элементов. Эта и электронная музыка Сайын-хоо, и вкрапления минусовок (пение под фонограмму) Дакоты. Неужели фестиваль попсовеет? Скорее всего, нет. Просто в музыкальном смысле «Устуу-Хурээ» становится более «удобоваримым» для слушателей. Фестиваль выходит на другой, более профессиональный уровень, а прежний андеграунд постепенно растворяется, уступая место новой музыке. Хорошо это или плохо, я не знаю.  

Виталий ПЕТРОВ, студент Томского госуниверситета

 (голосов: 2)
Опубликовано 11 сентября 2005 г.
Просмотров: 4053
Версия для печати

Также в №29:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru