газета «Центр Азии»

Суббота, 25 мая 2019 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2005 >ЦА №12 >ПОСЛАНИЕ ИЗ НИРВАНЫ. Не жизнь, не смерть...

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

ПОСЛАНИЕ ИЗ НИРВАНЫ. Не жизнь, не смерть...

ЦА №12 (25 марта — 1 апреля 2005)

Фото XII Пандидо Хамба ламы Итигэлова сделано в 1913 году Спустя 75 лет после смерти глава буддистов России вернулся в наш мир, продолжая спасать людей и веру. На пресс-конференции в Москве ученые разводили руками: такого они еще не видели…

Даши-Доржо лишился своих родителей в 1857 году, когда ему было пять лет. Стал пасти овец у семьи Батобазаровых, живших в местности Ошор-Булаг (Иволгинский район Бурятии). Однажды хозяин потерял мальчика и не мог какое-то время найти его. Встретил его на дороге к дому. Пастушок ехал верхом на быке и держал в руке шест. На шест был надет… человеческий череп. Изумленный хозяин обратился к ламам близлежащего Янгажинского дацана за разъяснением странного поведения своего подопечного. Те сказали, что мальчика ждет большое будущее.

В каждой из трех известных версий детства XII Пандидо Хамба ламы Даши-Доржо Итигэлова, главы буддистов России, присутствуют знаки избранности. И, как оказалось, неспроста.

В позе лотоса

Осенью 2002 года информагентства мира облетела сенсационная весть: в Бурятии извлечено на свет нетленное тело XII Пандидо Хамба ламы Даши-Доржо Итигэлова. Это было сделано согласно его завещанию.

Уходя из жизни 15 июня 1927 года, он созвал учеников и попросил их прочитать для него молитву, которая читается по умершему – Благопожелание уходящему. Не дождавшись этого от удивленных лам, Итигэлов сам начал читать молитву. Собравшиеся подхватили ее. Спустя некоторое время Учитель погрузился в транс. Немного позже ученики обнаружили его без признаков жизни и посвященные с почетом захоронили его в той же позе «лотоса», в которой он медитировал.

Хамба лама перед смертью (или уходом в Нирвану?) предсказал, что его тело останется в полной сохранности, и призывал своих последователей прийти и посмотреть на него. Умерший семьдесят восемь лет назад доктор буддийской философии и медицины до сих пор выглядит так, как будто он ушел из жизни… двенадцать часов назад. При этом он сохранил позу «лотоса», тепло своего тела, мягкую кожу и гибкие суставы.

Как положено по законодательству, при эксгумации, разрешенной нынешним XXIV Пандидо Хамба ламой Дамбой Аюшеевым, присутствовали не только дальние родственники ламы, давшие согласие на эту процедуру, но и судмедэксперты. Они аккуратно обследовали тело и составили акт наружного осмотра, где перечисляется увиденное: поза умершего сохраняется без каких-либо фиксаторов и приспособлений, кожные покровы светло-серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами, волосы и ногти в сохранности, каких-либо следов вскрытия полостей тела с целью бальзамирования или консервации, повреждений, следов травм, операций, заболеваний – не обнаружено. Пораженные специалисты не смогли никак объяснить увиденное.

Согревая свой саркофаг

Буддисты Бурятии с воодушевлением заявили сразу: «Хамба лама Итигэлов жив!». Они основали Институт Итигэлова в Улан-Удэ в сентябре 2002 года, практически сразу после возвращения своего Учителя. Возглавила его внучатая племянница Янжима Васильева. Драгоценное тело было перевезено в Иволгинский дацан – резиденцию хамбо-лам. Здесь оно с почетом размещено в Цогчен дугане (главном храме комплекса). Начато строительство дворца для него.

Ныне Учитель, тело которого внешне так и не изменилось с момента извлечения из погребения, покрыт только стеклянным саркофагом для защиты от пыли. Помещение не отапливается. Внутри саркофага градусник временами показывает поднятие температуры градуса на два… Бимба лама, главный хранитель тела, переодевающий его четыре раза в году, отмечает, что перед этой процедурой суставы Итигэлова становятся мягче. Временами ламы вытирают со лба Учителя пот, когда в дугане становится жарко и душно.

Несколько дней в году Хамба ламу Итигэлова выносят для поклонения прихожанам, всем гостям монастыря. В Бурятию едут не только верующие паломники. Чудо-ламу посещают журналисты, ученые, политики. Рассказывают много историй волшебного спасения от верной гибели, избавления от тяжелых недугов, которые произошли с теми, кому посчастливилось помолиться перед Драгоценным телом и получить от него благословение.

Ганжур лама , ухаживающий за Драгоценным телом в Иволгинском дацане, говорил о мирянине, который посещал Итигэлова, а потом спасся вместе с другими пассажирами и экипажем в авиакатастрофе. Самолет рухнул с высоты 1540 метров и разбился вдребезги. А все девять летевших на нем человек не получили ни одной серьезной травмы, отправились обратно пешком, ругая незадачливого пилота. Комиссия по расследованию причин катастрофы, увидев мелкие остатки воздушного судна и целых людей, не поверила своим глазам…

Озеро расступилось перед ним

В самой биографии Хамба ламы Итигэлова немного документально подтвержденных историй о его сверхъестественных качествах.

Лама проучился в пяти лучших дацанах Бурятии и стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Его учителями были Хойто ламхай, Зодвын ламхай и Баруун ламхай – ширэтээ (настоятели) Анинского дацана, сменявшие на этом посту друг друга. Они в детстве были признаны перерождениями соответственно Будд Сострадания, Долголетия и Мудрости. За ними приезжали ламы из Тибета, но местные священнослужители не отдали мальчиков со словами: «Боги, наверное, сами знают, где им рождаться».

Ученик этих будд прославился тем, что написал комментарий к труду основателя тибетской линии буддизма гелукпа Цзонхавы «Дэмбэрэл Додба» о Пустоте как великой реальности всех явлений. Он также составил фундаментальный труд по фармакологии. На склоне жизненного пути был признан перерождением Первого Пандидо Хамба ламы Дамба-Даржи Заяева, который также прожил 75 лет и имеет три версии рождения и детских лет.

Как истинный буддист, лама Итигэлов не демонстрировал без особой необходимости способности, которые он приобрел за годы учебы и практики. Делал это только в критические моменты для общины, для храма. Один из таких случаев зафиксирован полицейским протоколом.

В мае 1917 года в Тамчинском дацане проходили собрания по созданию революционного комитета. Но атаман Адидуев подговорил вернувшихся с Первой мировой войны фронтовиков, собрал около сотни людей и разогнал аймачный комитет. После этого на территории дацана была устроена пьянка.

Итигэлов в это время возвращался из Верхнеудинска. Услышав об этих безобразиях, он разгневался и, погоняя коня, помчался в дацан. Озеро Сагаан Нур (Сульфатное) он проскочил по поверхности как по мощеной дороге, прыгнул с крутого берега Гусиного озера, воды которого расступились перед ним и его конем, и по дну озера промчался напрямик к дацану. Когда лама ступил на берег, вода сомкнулась за ним. Вместе с ним на территорию дацана пришел ливень. Воды дождя и озера смыли часть собравшихся людей и очистили землю храма от нечестивцев. Остальные разбежались в страхе.

Он еще придет и удивит

На пресс-конференции в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) 15 марта в Москве подводились итоги двух с половиной лет исследований бурятских институтов и московских ученых.

«Верить всему этому очень сложно, – сказала директор Центра мезамериканских исследований РГГУ, профессор Галина Ершова. – Если предположить, что это фальсификация, то нас, ученых, близко бы не подпустили к телу. Меня поразили удивительная открытость, желание самой буддийской церкви понять этот феномен». Она сама прикасалась к рукам святого и поразилась теплоте кожи.

С самого начала буддисты не стали делать особой тайны из феномена Итигэлова. С бесконечными извинениями перед чувствами верующих опубликовано заключение судмедэкспертов от 2002 года, в котором, как и положено в таком документе, употребляется слово «труп». Вместе с учеными из Москвы исследователи Института Итигелова стали искать аналогичные истории из мировой практики, когда тела умерших сохранялись длительное время.

Выяснилось, что этот случай уникален. Тело XII Хамба ламы не мумифицировалось и не бальзамировалось. Оно сохранилось в благоприятных условиях: захоронение на южном склоне горы, короб из дуба, наполнение саркофага солью. Но все равно эти детали не объясняют, почему спустя два года после извлечения тело не портится, не истлевает. Эксперты после вскрытия ожидали последующего скорейшего разложения под воздействием воздуха. Но этого не произошло.

Хамба лама Дамба Аюшеев по просьбе заведующего отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ Виктора Звягина, после долгих раздумий любезно предоставил ему образцы волос и кожного покрова Итигэлова для исследования. Образцы получили естественным путем: ухаживающие за драгоценным телом ламы подняли четыре упавших с головы волоса и собрали пыль с одежды. Дополнительно только в присутствии эксперта было срезано четыре миллиграмма с ногтя ноги. Все манипуляции производили по принципу: делали только то, что Итигелов сам мог бы позволить сделать с собой.

Результаты спектрального анализа ошеломили: органические элементы не разрушены, они ничем не отличаются от показателей живых людей! Ученые развели руками и осторожно предложили определить состояние Итигэлова как «третье»: не жизнь, не смерть, а нечто другое, третье…

3 января 2005 года указом главы Традиционной буддийской сангкхи России Дамбы Аюшеева дальнейшие биомедицинские исследования над телом Итигэлова прекращены.

Ганжур лама на пресс-конференции в РГГУ сказал так: «Для нас, буддистов, Итигэлов живой. Он пришел в этот мир и останется здесь. Он еще придет и еще удивит. Это совершенство человеческого разума. Мы все должны стремиться к такому совершенству, к познанию самих себя».

* * *

Жив ли Хамба лама Итигэлов, пребывает ли он в каком-то третьем состоянии, находится ли в Нирване и ждать ли нам еще оттуда его послания – однозначно сказать нельзя. Многое зависит от убеждений людей, которые соприкасаются с этой загадкой.

Каждый решает сам: верить, сомневаться или не верить. Каждая позиция имеет силу и слабость. Верующий силен своей Верой, но истина может оказаться не там, куда обращены молитвы. Скептик избавлен от религиозного или атеистического фанатизма, но рискует никогда не обрести твердой почвы для убеждений. Атеист опирается на факты, выстраивая на доказательствах храм Разума, но не все факты можно объяснить одним только умом без души и веры, н

Чимиза ДАРГЫН-ООЛ

 (голосов: 0)
Опубликовано 26 марта 2005 г.
Просмотров: 5222
Версия для печати

Также в №12:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2019 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru