газета «Центр Азии»

Среда, 15 июля 2020 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2003 >ЦА №13 >ПОСЛЕДНИЙ ОПЛОТ КУЛЬТУРЫ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

ПОСЛЕДНИЙ ОПЛОТ КУЛЬТУРЫ

Мысли вслух ЦА №13 (28 марта — 3 апреля 2003)

Весна наступила сразу, вдруг, как это обычно и бывает в Кызыле. Только что мороз, и вот всего за пару-тройку дней тает весь снег. Солнышко! Из шубы, минуя демисезонное пальто, перебираюсь сразу в легкую кожаную куртку, иду, любуясь на голубое небо.

Под ноги стараюсь не смотреть: растаявший снег обнажил кучи и россыпи накопившегося за зиму мусора: бумажки, обертки, пластиковые бутылки, пачки из-под сигарет, окурки. Я точно помню: в советские времена, лет 14-16 назад, горожане еще хранили старинные навыки бросания мусора в урны. Гораздо чище было. Помню это так хорошо потому, что в те времена, увлекаясь закалкой и системой Иванова, пропагандирующей близость к земле, ходила на работу босиком. И ребятишки мои, убивая наповал всех встречных сердобольных старушек, шлепали по городу босыми ножками. И я нисколько не опасалась, что они наступят на битое стекло или чей-то плевок. Сейчас уже босиком по городу не прогуляешься…

Впрочем, довольно о грустном. Главное – весна, солнце. Очередное обновление жизни и вместе с обновлением природы – обновление культурное: в республику со своими выпускными дипломными спектаклями вернулись 17 тувинских студентов, завершающих обучение на кафедре актерского мастерства Санкт-Петербургской Российской Академии театрального искусства, в студии профессора Владимира Норенко.

Так что два выходных подряд мы с сыном посвятили театру, за кулисами которого у всех – от рабочих сцены до директора – приподнятое настроение: новые силы, молодость, задор, энтузиазм – это всегда подхлестывает, оживляет.
Оживление и у театральной кассы – билеты раскупаются на «ура». Что особенно радует – даже на классику – Гоголя и Островского, а не только на шоу пародий «Тувинский метеорит», рассчитанное на массового невзыскательного зрителя. В Санкт-Петербурге это шоу показывалось в ночных клубах и на различных презентациях ради прокорма голодных студентов: в Музее русской водки, например, каждому участнику выдали пакет с продуктами на 200 рублей. Сам педагог тувинской студии профессор Владимир Норенко, беспокоящийся не только о профессиональном росте, но и о здоровье и нормальном питании своих студентов, вынужден был признать, что рождение этого шоу – необходимость: «Продали себя денежному дьяволу» («ЦА» № 7 от 8 февраля 2002 года).

Но даже в этом чисто коммерческом проекте чувствуется школа: пластика движущихся под фонограммы шлягеров юных пародистов отточена до совершенства. А какие голоса! Когда ребята дружным ансамблем поют народное, перед их чистыми голосами блекнут все фонограммы.

А некоторый налет пошлости – что ж, это можно списать на закон жанра: какое же шоу в кабаре без раздеваний и фривольных поз?

Гоголевская «Женитьба» – это уже серьезнее. И полный зал на ее премьере 23 марта – приятное свидетельство того, что «поп-арт» не уничтожил театральную жилку в кызыльчанах. Приезд творческой молодежи всколыхнул нашего зрителя – и не только театралов-ветеранов, но и молодых. В зале – семейные пары, родители с детьми-подростками, учителя с учениками. Мыслящие педагоги-словесники тут же использовали премьеру для оживления школьной программы: в лицее № 15, знаю, уже задали детям написать рецензии на спектакль. Тут уж хочешь – не хочешь, а даже недалекий поклонник пустых триллеров вынужден переступить порог театра и попытаться приобщиться к культуре.

Насколько же наш театр позволяет приобщиться к культуре? Я имею в виду не культуру сцены, самих постановок – с этим у нас все нормально, а общую атмосферу театра – начиная с той же самой вешалки и заканчивая, простите за неэстетичность предмета – туалетами. Я очень люблю наш театр, преданных ему актеров, и режиссеров, всех, кто служит искусству, невзирая на все проблемы – скудность финансирования, задержку зарплаты и т. д. и т. п. И мне очень грустно видеть, что это служение блекнет на фоне невнимания вроде бы к мелочам. На самом деле – это не мелочи, в нашем заплеванном и захламленном городе должно же оставаться место, само посещение которого заставляет подтянуться, почувствовать, что ты пришел именно в храм искусства, где продолжают сохраняться правила поведения, культурные традиции.

Увы, эти правила театральной зрительской культуры скоро могут совсем забыться. Скажите, как давно вы видели даму, переодевшую в театре уличные сапоги на туфельки-лодочки? За два подряд театральных вечера я не увидела ни одной. И это не в упрек нашим театралкам. Я тоже забросила привитую в детстве привычку носить в театр сменную обувь. Ее просто негде переодеть – из фойе первого этажа бесследно исчезли театральные банкетки-диванчики, расположившись на которых можно было с удобством сменить обувь. А прыгать по фойе на одной ноге с шубой в руках и сапогом в зубах, согласитесь, не совсем удобно и эстетично.

Можно было бы, конечно, переодеть обувь, «припудрить носик и почистить перышки» в дамской комнате – туалете: тут есть большое зеркало, да и место позволяет. Но опять проблема – просто некуда положить вещи, не на пол же их сваливать.

Да и лишний раз заходить в нашу театральную дамскую комнату (в мужской, как мне доложили, не лучше) не хочется. Запах, неработающие кабинки с грязными унитазами... Конечно, это гораздо лучше, чем в кошмарном туалете на центральном рынке, но совсем не уровень главного и единственного театра республики.

Помню детское впечатление: мы приехали в Москву, и мама повела меня во Дворец съездов – на балет «Спартак». Так я в каждом антракте бежала в туалет – полюбоваться. Так ошеломил он меня, белоснежно сияющий зеркалами, мрамором, идеальной чистотой, сушилками для рук. С тех пор величие любого Дворца и солидность любого общественного места определяю просто – по местам общего пользования.

А наш театральный буфет?! Более убогого зрелища не видела ни в одном из российских театров. Даже на трассе Кызыл-Абакан в придорожных забегаловках ассортимент и обслуживание гораздо приличнее.

В январе была в командировке в Новосибирске, пошла в театр оперы и балета – давали «Пиковую даму». В буфете – аккуратные стойки, столики, за которые можно присесть, выпить чашечку кофе, чая. Аккуратные бутерброды с икрой, изящные пирожные, белые салфеточки, тарелочки. Кавалер может угостить даму, культурно побеседовать об изяществе постановки и находках режиссера.

У нас же – несколько сбившихся в кучу высоких обшарпанных столов, как в пивнушке. Это на втором этаже, на первом и того нет. И ассортимент забегаловки: пластиковые и железные бутылки фанты и пепси – «на вынос», жуткие жареные пирожки, чебуреки, которые суют зрителям в бумажках, как на улице... Где все это должно съедаться? Стоит ли удивляться, что все это зрители, не долго думая, несут в зал. Дама с вафельным стаканчиком мороженого гордо пробирается к своему креслу, другая тащит в засаленной бумажке груду чебуреков, молодая пара с ребенком усаживается в кресло, и мальчик тут же начинает шелестеть пакетом с чипсами, юноши волокут литровые бутылки фанты...

«Уважаемые зрители, просим не приносить в зрительный зал еду и напитки» – это объявление у дверей зрительного зала мало помогает. Все равно приносят. Может быть, стоит перенять опыт режиссера Театра юного зрителя Айланы Чадамба, перед началом спектакля объясняющей малышам правила поведения в театре? И ведь у нее как раз никто и не жует в зале!

А самое простое – объявить нормальный конкурс на аренду буфета и превратить его в истинно театральный, с соответствующим обслуживанием, ассортиментом, столиками и стульями. Тогда и есть будут культурно, в буфете.

И еще один больной вопрос. Уже о культуре сцены. В целом питерскую «Женитьбу» я посмотрела с удовольствием. Ну, исключая некоторые детали, на мой взгляд, переходящие из уровня комедийного в уровень пошлого. Это когда сваха, говоря: «Приедут, посмотрят», оттягивает резинку пижамных штанишек Агафьи Тихоновны. Впрочем, не знаю, может быть, это элемент новой трактовки бессмертной комедии. В театре Колумба (помните «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова?) эта трактовка и еще своеобразнее была.

А вот одну деталь я очень прошу режиссера Владимира Норенко убрать из спектакля: это когда один из женихов смачно плюет на сцену. Причем, не символически, а натуральной слюной. Мощный плевок четко виден даже из задних рядов. У нас и так весь город заплеван – обратили внимание? Пройти противно. Причем, плюют и просто граждане, и чиновники. Я прошлой осенью выходила из Дома правительства, а навстречу чиновник. В костюме, при галстуке, в руках – Конституция Тувы. Идет задумчивый такой, важный. Подошел к ступенькам, плюнул и стал степенно наверх подниматься. Вместе с Конституцией.

Плюющийся жених на сцене – тоже чиновник, чем очень гордится. Так что связь с современностью – налицо. Но все-таки, может быть, он хотя бы символически плеваться будет, а не реально?

e Вот такие у меня сегодня мысли вслух получились: все вокруг культуры и театра – символа этой культуры. Рада, что именно театру посвятила я два минувших выходных, увидев, наконец-то наших санкт-петербургских тувинцев. Сейчас главное, чтобы они, сдав свои дипломные спектакли («Правда хорошо, а счастье лучше» Островского я еще пока не смотрела) и получив первую порцию оваций, не расслабились, не почувствовали себя ненужными в театре (по примеру выпускников прошлых лет, сменивших актерские профессии), а были задействованы в новых и новых постановках. У актеров, у театра – исконно великая вечная миссия. Театр – это оплот культуры. Даже если это – последний оплот. Так что держитесь – до полной победы культуры!

И тогда наконец-то зрители перестанут таскать в зал жареные пирожки. Когда-нибудь... Может быть...

Рубрика редактора Надежды Мухарбековны Антуфьевой

 (голосов: 0)
Опубликовано 28 марта 2003 г.
Просмотров: 2929
Версия для печати

Также в №13:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2020 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru