газета «Центр Азии»

Суббота, 23 сентября 2017 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2013 >ЦА №25 >Сергей Кочаа: работы – мастерские, музейное оформление – халтурное

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Сергей Кочаа: работы – мастерские, музейное оформление – халтурное

Культурная жизнь ЦА №25 (28 июня — 4 июля 2013)

 

Сергей Кочаа: работы – мастерские, музейное оформление – халтурное «Эта мой отчет перед народом, итог тридцатилетней работы», – так прокомментировал Сергей Кочаа результат своей творческой деятельности, представленный на выставке, открывшейся 20 июня в Кызыле, в Национальном музее Республики Тыва.

Это первая персональная выставка народного мастера из села Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района, и приурочена она к его шестидесятилетию, которое художник отметил 3 апреля 2013 года.

Сергей Хомушкуевич Кочаа многогранен. И эта многогранность представлена в трех витринах, в которых разместились его работы.

 


В первой витрине – то, с чего начинал: фигурки из агальматолита. Первую юный камнерез вырезал в двенадцать лет, используя в качестве инструмента похищенные у мамы ножницы. Получился лежащий заяц, за которым последовал квадратный бык. Изображения животных и в дальнейшем выходили из-под уже профессионального ножа мастера, а вместе с ними и произведения высшего камнерезного мастерства – портреты. На выставке представлено десять камнерезных работ Кочаа. Самые ранние среди них – «Рысь», и «Байки», выполненные в 1978 году, когда в музей поступили первые работы мастера. Миниатюрный агальматолитовый бюст тувинского Иосифа Сталина – Салчака Тока – появился в 1983 году, каменный портрет матери-героини Уруле Кандан – в 1997 году. Портрет врача – из нового, датируется 2012 годом.

Во второй и третьей витринах – следующие этапы достижений художника. В них – тувинские народные фляжки из кожи с тиснением – когээржики, забытый секрет изготовления которых мастер восстановил путем долгих поисков и экспериментов.

Рядом с ними то, над чем он трудится сегодня: латунные копии золотых украшений из царского кургана Аржаан-2.

Как сообщил во время церемонии открытия выставки директор музея Виктор Чигжит, в 2014 году намечается выездная выставка сокровищ «Золото скифов». Не золотых оригиналов, которые экспонируются в Национальном музее в специально охраняемой бронированной комнате, а максимально приближенных копий, над которыми сейчас скрупулезно трудится Кочаа. Эта работа началась еще в 2009 году, когда у художника, использовавшего технологию вакуумного литья, родилась первая копия – увенчанная оленем шпилька скифской царицы.

Сергей Кочаа: работы – мастерские, музейное оформление – халтурное Литье – особая гордость художника. На выставке представлены восемь искусно выполненных тувинских ножей с ножнами, в том числе – парные. Узорные накладки на них, как особо отмечает мастер, не штампованные, а литые.

Художник из затаившегося среди гор и степей Кызыл-Дага работает и с бронзой, и с серебром.

Сергей Кочаа, большой друг газеты «Центр Азии», один из героев четвертого тома книги судеб «Люди Центра Азии», поделился с читателями газеты тем, над чем работает сегодня. Это серебряный субурган, посвященный тувинской письменности. Его высота – один метр восемь сантиметров. Половина уж готова.

На выставке помимо официальных лиц и ветеранов культуры присутствовали и самые близкие Кочаа люди – супруга Лидия, друг и коллега, кызыл-дагский мастер-камнерез Владимир Салчак. Прозвучали искренние слова в адрес ищущего и находящего художника-мастера, продолжающего и развивающего народное мастерство.

Как сообщили в музее, выставка «Сергей Кочаа – продолжатель древних традиций» будет работать до 20 сентября 2013 года.

 


Успехи Сергея Кочаа очевидны. Но столь же очевидны и недостатки, проявленные сотрудниками музея при оформлении выставки.

Персональная выставка – это не значит, что работы художника просто раскладываются ровными рядами под стеклом витрин. Это хорошо для сельского магазина, но никак не для серьезного музея республиканского значения, который благодаря своим немалым площадям выполняет и функцию отсутствующей в Туве художественно галереи.

Никакого пространственного и светового решения: три витрины просто прислонены к одной из стен небольшого зала, противоположные стены которого заняты работами художницы-графика Чечек Монгуш.

Над витринами – ровными рядами, вплотную друг к другу – документы и не лучшего качества фотографии в рамочках, не цепляющие глаз, а значит, остающиеся без внимания посетителей.

Все в кучу – без центра выставочной композиции, без кругового обзора, без фантазии, без творчества. А это значит только одно: куратор выставки, а он должен быть обязательно, если организация, представляющая свои площади художнику, считает себя серьезной, не почувствовал душу автора и его работ. И это уже – непрофессионально.

Такой же непрофессиональный подход, увы, наблюдается и в оформлении в музее выставок других художников. Так нельзя: искусство надо уважать, с ним халтурить нельзя.

 


Фото:


 

1. Сергей Кочаа: когээржик – тувинские фляжки из кожи с тиснением.

2. Сергей Кочаа – народный художник и мастер на все руки. Фото из четвертого тома книги «Люди Центра Азии», вышедшей в свет в 2011 году.

Надежда АНТУФЬЕВА

 (голосов: 3)
Опубликовано 29 июня 2013 г.
Просмотров: 4437
Версия для печати

Также в №25:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои будущего
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2017 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru