газета «Центр Азии»

Среда, 4 декабря 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2006 >ЦА №16 >И КАК ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ – ДРУГИЕ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Daddy

И КАК ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ – ДРУГИЕ

Мысли вслух ЦА №16 (21 — 28 апреля 2006)

«А сколько платите?» – в последнее время все чаще приходится слышать этот вопрос, когда речь заходит о работе. Вопрос, конечно, не криминальный. Люди интересуются, сколько будут по-лучать за свой труд – это нормально. Ненормально то, что этот вопрос звучит именно первым.

Неважно, какая работа, неважно, соответствуют ли ее требованиям твоя квалификация. И уж совсем неважно – будет ли эта работа тебе по душе, принесет ли радость творчества, ощущение того, что приносишь пользу людям. Что вы говорите какие-то глупости: эти понятия давно устаре-ли. Сколько платят – главное. Ничего не имеет значения – только деньги. Грустно. И как же скучно с такими людьми.

 И, как праздник общения, как солнечный луч – люди иного склада. Есть они, остались еще и не переве-дутся никогда.

Сижу седьмого апреля на сольном концерте солистки государственного оркестра Тувинской филармонии Софьи Кара-оол и ушам, и глазам своим не верю: и это поет наша Софья?

Конечно, я слышала, и не раз, ее пение, но все как-то отрывочно, а этот сольный концерт (как они нечас-ты) показал такое многообразие и глубину ее таланта! Голос широчайшего диапазона, которому, кажется, подвластно все: и классические арии, и джаз, и русские, тувинские народные песни. От ее «Ариозо матери» – мороз по коже! Волшебный голос, проникающий в душу. Да ей в Большом театре петь! Буря аплодисмен-тов, огромный ворох цветов!

Бежим поздравлять за кулисы. Даже немного робеем: как подойти сейчас к ней, только что державшей в своей власти зал? Но царица сцены уже сняла концертное платье и снова стала привычной для нас Соней – маленькой, скромной, в обычных своих простеньких джинсах и курточке. Соней, живущей с мужем и взрос-лым сыном в комнатушке общежития, Соней получающей три тысячи рублей зарплаты и не имеющей никаких «заслуженных» званий. И она никогда не будет просить прибавки. И она никогда не спросит: «Сколько за-платите за песню?» Он просто не умеет зарабатывать своим талантом. И не хочет думать о деньгах. Она хо-чет только петь. Добрая, милая, незаметная в толпе женщина-подросток с волшебным голосом.

Софья, Вы знаете, что Вы – гениальны?

 Софья Кара-оол – солнечное исключение. Но она не одна такая.

Вот ее коллеги из музыкально-драматического театра: ради того, чтобы со своим концертным номером вый-ти на сцену театра 31 марта – в день его семидесятилетнего юбилея, днями пропадали в театре. Ради двух минут выхода. И никаких требований «сверхурочных».

Параллельно юбилею собирались на «Золотую маску» в Москву – сколько неплановой сверхурочной рабо-ты. Ехали в поезде – с кучей груза декораций, в плацкартном вагоне – и заслуженные, и незаслуженные, питаясь сухими макаронами, жили в Москве в гостинице с одним душем на весь коридор – и ничего, не воз-роптали.

Пугались ценам в супергастрономе «Елисеевский»: ой, как дорого, даже колбаса к завтраку не по финан-сам, пока кто-то не объяснил, что надо ходить в другой магазин, подешевле – за углом. И по-детски радова-лись трем с половиной тысячам, которые в качестве подарка на каждого привалили им от сенатора-банкира Пугачева, смеялись: вот теперь и в «Елисеевский» можно.

Бытовые и финансовые проблемы их не угнетали: счастливы были: играют «Короля Лира» на московской сцене.

 Но ожидания не оправдались: не нашим праздником оказалась 17 апреля торжественная церемония вру-чения национальной театральной премии в Большом театре – среди смокингов и бабочек, зеленого бархата кресел, золота лож и люстр.

Ни в одной из четырех номинаций, по которым выдвигался наш театр, высшую театральную премию полу-чить не удалось.На сцену выходили другие.

В номинации «Лучший спектакль в театре драмы», в которой номинировался «Король Лир», «Золотой маски» удостоился спектакль «Три сестры» (театр «Мастерская Петра Фоменко», г. Москва).

Петр Фоменко завоевал и вторую «Маску» – в номинации «Лучшая работа режиссера в театре драмы» (в ней номинировался Алексей Ооржак). Сразу двумя наградами был, и кажется, искренне, удивлен и сам удостоенный. «Спасибо, но это перебор», – сказал Фоменко со сцены.

Лучшим исполнителем мужской роли (за это звание боролся Лир – Александр Салчак) признан москов-ский актер Василий Бочкарев, Малый театр, роль Прибыткова в «Последней жертве».

«Маска» в номинации «Лучшая работа художника в театре драмы» (среди претендентов на нее был наш Валерий Шульга) тоже осталась в Москве. Ее получил Александр Боровский – за оформление спектакля «Шинель» в театре «Современник».

 Что скрывать: разочарование сильное, хоть на одну из четырех масок, но надеялись железно: и номи-нанты, и мы, театралы. Все огорчены так, что готовы опустить руки: ради чего все эти огромные затраты, финансовые, и физические? Ожидаемого триумфа культуры Тувы в столице не получилось.

Пытаются говорить обычное в таких случаях: все куплено и распределено заранее. Винят изнеженную сто-личную театральную критику, оценившую спектакль снисходительно-прохладно, усмотрев в нем налет «про-винциальности». Пытаются усмотреть корень проблемы и в себе: может быть, слишком рано начали в столице «отмечать-обмывать» предполагаемую победу?

Думаю, не стоит так уж комплектовать. Это не поражение. Ведь уже одно то, что из 392 спектаклей по всей стране только 42 было отобрано на «Золотую маску», в том числе и наш «Король Лир» – это уже успех. Име-на наших номинантов, слова «Тувинский музыкально-драматический театр, город Кызыл» звучали под сво-дами Большого театра. Фото Ооржака, Салчака и Шульги (правда, увы, ужасного качества) были показаны во время трансляции церемонии по РТР на всю страну.

Нет, дорогие мои, любимые, это не поражение. Вы были в столице, вам стоя аплодировал московский зри-тель. Вы жили шекспировской жизнью на сцене Российского академического молодежного театра так, что вас понимали даже без синхронного перевода, просто снимали наушники и сопереживали. Искренне и увлечен-но.

Так же, как искренне и увлеченно любите вы свой театр, как не можете жить без сцены.

 Вот почему я так люблю бывать за кулисами нашего театра. Вот почему так люблю общаться со всеми преданными творчеству людьми, живущими странной, непонятной на обывательский взгляд, суматошно-взбалмошной жизнью со своими, особыми, ценностями.

Вы такие: вы никогда не разбогатеете. Потому что у вас другое богатство. Потому что у вас есть другая цель. У вас есть душа.

И как все-таки скучно с теми, кто всегда спрашивает только одно: «А сколько платите?» Таким больше ни-чего не интересно.

И как хорошо, что есть – другие.

Надежда АНТУФЬЕВА

 (голосов: 2)
Опубликовано 2 мая 2006 г.
Просмотров: 3973
Версия для печати

Также в №16:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru