«А сколько платите?» – в последнее время все чаще приходится слышать этот вопрос, когда речь заходит о работе. Вопрос, конечно, не криминальный. Люди интересуются, сколько будут по-лучать за свой труд – это нормально. Ненормально то, что этот вопрос звучит именно первым.
Неважно, какая работа, неважно, соответствуют ли ее требованиям твоя квалификация. И уж совсем неважно – будет ли эта работа тебе по душе, принесет ли радость творчества, ощущение того, что приносишь пользу людям. Что вы говорите какие-то глупости: эти понятия давно устаре-ли. Сколько платят – главное. Ничего не имеет значения – только деньги. Грустно. И как же скучно с такими людьми.
И, как праздник общения, как солнечный луч – люди иного склада. Есть они, остались еще и не переве-дутся никогда.
Сижу седьмого апреля на сольном концерте солистки государственного оркестра Тувинской филармонии Софьи Кара-оол и ушам, и глазам своим не верю: и это поет наша Софья?
Конечно, я слышала, и не раз, ее пение, но все как-то отрывочно, а этот сольный концерт (как они нечас-ты) показал такое многообразие и глубину ее таланта! Голос широчайшего диапазона, которому, кажется, подвластно все: и классические арии, и джаз, и русские, тувинские народные песни. От ее «Ариозо матери» – мороз по коже! Волшебный голос, проникающий в душу. Да ей в Большом театре петь! Буря аплодисмен-тов, огромный ворох цветов!
Бежим поздравлять за кулисы. Даже немного робеем: как подойти сейчас к ней, только что державшей в своей власти зал? Но царица сцены уже сняла концертное платье и снова стала привычной для нас Соней – маленькой, скромной, в обычных своих простеньких джинсах и курточке. Соней, живущей с мужем и взрос-лым сыном в комнатушке общежития, Соней получающей три тысячи рублей зарплаты и не имеющей никаких «заслуженных» званий. И она никогда не будет просить прибавки. И она никогда не спросит: «Сколько за-платите за песню?» Он просто не умеет зарабатывать своим талантом. И не хочет думать о деньгах. Она хо-чет только петь. Добрая, милая, незаметная в толпе женщина-подросток с волшебным голосом.
Софья, Вы знаете, что Вы – гениальны?
Софья Кара-оол – солнечное исключение. Но она не одна такая.
Вот ее коллеги из музыкально-драматического театра: ради того, чтобы со своим концертным номером вый-ти на сцену театра 31 марта – в день его семидесятилетнего юбилея, днями пропадали в театре. Ради двух минут выхода. И никаких требований «сверхурочных».
Параллельно юбилею собирались на «Золотую маску» в Москву – сколько неплановой сверхурочной рабо-ты. Ехали в поезде – с кучей груза декораций, в плацкартном вагоне – и заслуженные, и незаслуженные, питаясь сухими макаронами, жили в Москве в гостинице с одним душем на весь коридор – и ничего, не воз-роптали.
Пугались ценам в супергастрономе «Елисеевский»: ой, как дорого, даже колбаса к завтраку не по финан-сам, пока кто-то не объяснил, что надо ходить в другой магазин, подешевле – за углом. И по-детски радова-лись трем с половиной тысячам, которые в качестве подарка на каждого привалили им от сенатора-банкира Пугачева, смеялись: вот теперь и в «Елисеевский» можно.
Бытовые и финансовые проблемы их не угнетали: счастливы были: играют «Короля Лира» на московской сцене.
Но ожидания не оправдались: не нашим праздником оказалась 17 апреля торжественная церемония вру-чения национальной театральной премии в Большом театре – среди смокингов и бабочек, зеленого бархата кресел, золота лож и люстр.
Ни в одной из четырех номинаций, по которым выдвигался наш театр, высшую театральную премию полу-чить не удалось.На сцену выходили другие.
В номинации «Лучший спектакль в театре драмы», в которой номинировался «Король Лир», «Золотой маски» удостоился спектакль «Три сестры» (театр «Мастерская Петра Фоменко», г. Москва).
Петр Фоменко завоевал и вторую «Маску» – в номинации «Лучшая работа режиссера в театре драмы» (в ней номинировался Алексей Ооржак). Сразу двумя наградами был, и кажется, искренне, удивлен и сам удостоенный. «Спасибо, но это перебор», – сказал Фоменко со сцены.
Лучшим исполнителем мужской роли (за это звание боролся Лир – Александр Салчак) признан москов-ский актер Василий Бочкарев, Малый театр, роль Прибыткова в «Последней жертве».
«Маска» в номинации «Лучшая работа художника в театре драмы» (среди претендентов на нее был наш Валерий Шульга) тоже осталась в Москве. Ее получил Александр Боровский – за оформление спектакля «Шинель» в театре «Современник».
Что скрывать: разочарование сильное, хоть на одну из четырех масок, но надеялись железно: и номи-нанты, и мы, театралы. Все огорчены так, что готовы опустить руки: ради чего все эти огромные затраты, финансовые, и физические? Ожидаемого триумфа культуры Тувы в столице не получилось.
Пытаются говорить обычное в таких случаях: все куплено и распределено заранее. Винят изнеженную сто-личную театральную критику, оценившую спектакль снисходительно-прохладно, усмотрев в нем налет «про-винциальности». Пытаются усмотреть корень проблемы и в себе: может быть, слишком рано начали в столице «отмечать-обмывать» предполагаемую победу?
Думаю, не стоит так уж комплектовать. Это не поражение. Ведь уже одно то, что из 392 спектаклей по всей стране только 42 было отобрано на «Золотую маску», в том числе и наш «Король Лир» – это уже успех. Име-на наших номинантов, слова «Тувинский музыкально-драматический театр, город Кызыл» звучали под сво-дами Большого театра. Фото Ооржака, Салчака и Шульги (правда, увы, ужасного качества) были показаны во время трансляции церемонии по РТР на всю страну.
Нет, дорогие мои, любимые, это не поражение. Вы были в столице, вам стоя аплодировал московский зри-тель. Вы жили шекспировской жизнью на сцене Российского академического молодежного театра так, что вас понимали даже без синхронного перевода, просто снимали наушники и сопереживали. Искренне и увлечен-но.
Так же, как искренне и увлеченно любите вы свой театр, как не можете жить без сцены.
Вот почему я так люблю бывать за кулисами нашего театра. Вот почему так люблю общаться со всеми преданными творчеству людьми, живущими странной, непонятной на обывательский взгляд, суматошно-взбалмошной жизнью со своими, особыми, ценностями.
Вы такие: вы никогда не разбогатеете. Потому что у вас другое богатство. Потому что у вас есть другая цель. У вас есть душа.
И как все-таки скучно с теми, кто всегда спрашивает только одно: «А сколько платите?» Таким больше ни-чего не интересно.
И как хорошо, что есть – другие.