Мы, в большинстве своем, живем ради детей. Или, по крайней мере, думаем так: принимая важные решения по охране материнства и детства или подсчитывая барыши от очередной выгодной сделки, беря очередную «подработку» или отправляя ребенка на «заработки» – попрошайничать.
Мы, в большинстве своем, любим детей, но из нашей частной любви и заботы в российском обществе почему-то никак не складывается по-настоящему заботливое отношение к детям. Количество несчастных ребятишек – голодных, бездомных, брошенных отцами и матерями, страдающих от жестокого обращения в семьях, в школах, на улице, погибающих от рук преступников – растет в геометрической прогрессии. Май 2005 года это наглядно продемонстрировал.
* Среди бела дня исчезли пятеро красноярских школьников. И вместо того, чтобы объявить чрезвычайную ситуацию со всеми вытекающими из этого действиями и пойти прочесывать город и окрестности, люди в погонах и без оных пичкали общество сообщениями о склонности пропавших мальчишек к бродяжничеству.
Говорят, что их активно, без сна и отдыха, искали. Наверное, это правда. Но правда и то, что нашли – только обгорелые до неузнаваемости останки. И снова пытались говорить, уже с приглашением на телевидение губернатора, про ответственность родителей и власти. Получился разговор о беспомощности тех и других.
* К сожалению, даже нормальная семья не всегда может защитить, уберечь ребенка. Дети-сироты, дети, брошенные родителями, дети, живущие в неблагополучнх семьях, в группу риска попадают автоматически. В России, как заявил с 1 июня министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев, 770 тысяч детей живут именно в неблагополучных семьях, а 440 тысяч детей вообще не имеют семьи. В Туве, где еще несколько десятилетий назад не было не только детских домов, но и понятия «брошенный ребенок», уже сейчас в социальных учреждениях живут полтысячи детей. И мест там не хватает. А всего «опекаемых детей», как сказано в постановлении правительства республики от 30 мая 2005 года, в Туве сейчас четыре тысячи 852. Опекают их по-разному.
* У нас немало опекунов – людей, пытающихся заменить родителей. Но, как оказалось, не зря ходит упорная молва о том, что опекунство нередко оформляется ради опекунского пособия. В канун Международного дня защиты детей, который в обыденном сознании давно уже превратился в веселый праздник, когда ребятишкам прощаются все шалости, дарятся подарки, председатель правительства вынужден был обратиться к жителям республики. Повод – случаи жестокого обращения с детьми. В августе 2004 года в Чаа-Холе покончила с собой 15-летняя Ольга Сотпа, не выдержав издевательств со стороны опекуна. Случаи жестокого обращения с опекаемыми детьми зафиксированы также в Ак-Дуруге Чаа-Хольского кожууна, В Дзун-Хемчикском кожууне, в детском доме г. Кызыла. О том, как мы любим детей, говорят цифры: в 2004 году в РТ возбуждено 51 уголовное дело по фактам ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, а только за пять месяцев 2005 – уже 24.
* И вряд ли эти родители вспомнили, что 1 июня был День защиты детей, что дети любят подарки. А праздник, по традиции, был добрым и суматошным. С множеством развлечений и сладостей, рисунками на асфальте – о мире, детстве, спорте. Рисовали дети только яркими красками. Они верят, что мы их любим.