газета «Центр Азии» №16 (2 — 8 мая 2014)
Люди Центра Азии

Вера Лапшакова. Общее, как воздух

2 мая 2014 г.

(Окончание. Начало в №15 от 25 апреля 2014 года)


Наш центр – не резервация


Вера Лапшакова. Общее, как воздух– Вера Николаевна, не ощущаете ли вы в названии – Центр русской культуры – некую ограниченность: только одной, и никакой больше?

– Не ощущаю, потому что ее нет. Знаете, когда позвали руководить Центром русской культуры, долго смеялась: «В каком же месте я русская?» Только, наверное, в голове.

Уверена, что не по крови, а по духу русская частичка есть в каждом человеке, который, как и я, родился и вырос в СССР, какой бы национальности он ни был. Да, огромная страна распалась, но всех нас продолжает объединять русский язык. Как бы мы без него понимали друг друга?

И наш центр – не резервация для представителей одной национальности, он открыт для всех. Поэтому мне особенно дорог проект Ассамблеи народов Республики Тыва – общественной организации, которая создана в ноябре 2011 года и работает именно на базе Центра русской культуры. Ассамблея эта призвана объединять все национальные диаспоры, землячества, общественные объединения, созданные для того, чтобы сохранять и развивать культуру и языки народов мира, помогая людям раскрывать свои традиции и обмениваться ими с другими.

Идея создания такой общественной организации возникла после того, как мы с нашей известной альпинисткой Марианной Кыргыс в апреле 2010 года побывали в Москве на пятом съезде Ассамблеи народов России. Эта поездка так впечатлила, что поняли: эта та идея, за которую надо хвататься.

– Впечатлил съезд? Вера Николаевна, не могу поверить, что вы с вашим темпераментом можете быть в восторге от длиннющего заседания. Меня, например, всевозможные заседалки с постными президиумами и сонными докладами по бумажкам приводят в ужас – более получаса такой муки с потерей драгоценного времени не выдерживаю.

– Больше впечатлило, конечно, не заседание, а человеческое общение, особенно – через культуру на проходившем одновременно Всероссийском фестивале национальных культур «Радуга России».

А все казенное и бездушное мне тоже претит, как и вам. Так что с заседалками у нас в ассамблее как раз – большая проблема. Марианна Кызыл-ооловна как сотрудница аппарата правительства в силу своего опыта государственной службы – единственный человек, который призывает нас к иерархической структуре и организованным заседаниям, но пока безуспешно. Мне легче, когда мы просто собрались, попили чаю, пообщались – без всяких президиумов, по-человечески.

– Кажется, это – по-человечески – у вас получается: слышала, как взрослые мужчины – активисты ассамблеи называли вас, ее председателя, «наша мама».

– Это они так шутят. Какая мама, я им по возрасту только в сестры гожусь. И сама отношусь к ним, как к братьям. Знаю, что каждый из них обязательно откликнется, если будет нужна его помощь.

Вот, например, Вейсал Сейфал Оглы Акперов. Он, кстати, первым из новообразованных национально-культурных объединений официально зарегистрировал в Туве азербайджанскую диаспору. Вейсал – мусульманин, а как помог, когда мы 31 августа 2011 года ждали Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и зашивались с новым Воскресенским собором по полной.

Вход в храм не успели доделать и решили декорировать его белой и красной тканями. Занимались этим девушки из городской библиотеки имени Крупской, большие молодцы, легкие на подъем: позвали помочь – всегда откликнутся. А строительные степлеры ломались, и скобы – тоже. И вот уже остался только один, и скобы закончились, а дело не сделано – не успеваем. Стою совершенно замотанная, не знаю, куда бежать. И тут Вейсал подъезжает. Спокойно так спрашивает: «Чем помочь?» Выдыхаю: «Скобы, степлеры!» «Сколько?» И тут же все привез.

Вейсал Акперов – человек мира, он, прошедший Афган, как никто другой знает цену дружбе и взаимовыручке. В любой момент могу ему позвонить – поможет. И его супруга Светлана Сычкова – тоже. Проводим в центре встречу в национальной гостиной – наша русская жена азербайджанские лакомства для общего стола готовит – долму, пахлаву. Светлой души она человек, и дом их всегда открыт и полон друзей.

Очень доверительные отношения сложились у нас и с активистом армянского землячества Вааном Геворговичем Андросяном. Он, строитель, многие проблемы Центра русской культуры помогает решать. Затеяли, к примеру, ремонт в фойе, а для этого сто литров краски нужно. Денег на это нет, и Ваан эту краску пожертвовал, ремонт на его средства провели.

Киргизская диаспора – это Куттбек Шеймиевич Туюков. Но Куттбеком его никто не называет, все называют вторым именем – Алмаз. И он действительно алмаз в нашей ассамблее. Сам пришел в Центр русской культуры сразу после его открытия с предложением организовать киргизский концерт. И с тех пор во всех делах ассамблеи участвует вместе со своей диаспорой. Есть у него замечательная черта – душой болеет за все, что делает, он настоящий патриот своего народа в самом лучшем смысле этого слова.

Куттбек занимается строительством и очень заботится о людях, которые приезжают к нам из Киргизии на работу. Очень старается, чтобы они адаптировались в новой среде. Занимается их регистрацией, организовал для земляков общежитие, построил спортивный зал, купил тренажеры, тренера пригласил, чтобы ребята после работы знали, чем заняться.

Туюков – настоящий лидер диаспоры. Люди идут к нему со всеми вопросами, начиная с устройства детей в детский сад, школу и заканчивая проводами в последний путь. И он помогает, не считаясь с личным временем и затратами.

Позаботился и о красивых национальных костюмах, в которых киргизская диаспора во всех городских мероприятиях участвует. А какие они вкусные лепешки пекут, балуют ими нас.

Нам часто не хватает средств на костюмы или обувь для выступлений самодеятельных коллективов, и киргизские предприниматели постоянно выручают: однажды собрали целый мешок белых сапожек, в другой раз, когда встречали Олимпийский огонь, привезли нашим девушкам, ждавшим на морозе, белые перчатки.

– А зачем им все это нужно: жертвовать, помогать, принимать участие?

– Все очень просто. Они понимают, что Центр русской культуры – это и их дом, то место, которое всех нас объединяет.


«Маски-шоу» с проверкой паспортов


Вера Лапшакова. Общее, как воздухКак-то все очень гладко получается – никаких трудностей.

– Трудностей хватает, но они преодолимы. Самым сложным было убедить диаспоры официально зарегистрироваться. Объясняю: пока вы не юридическое лицо, вас как национально-культурного объединения просто нет. Решили пойти навстречу – разрешили диаспорам регистрироваться по адресу центра, предложили помощь по оформлению документов, сдаче отчетностей. И сегодня официально уже зарегистрированы азербайджанцы, армяне, немцы, готовятся к регистрации буряты, монголы.

Всякое в нашей работе случается, и неприятные моменты тоже бывают. К примеру, приехали мы 28 декабря 2013 года к представителям киргизской диаспоры, чтобы вместе отметить Новый год. Подготовили концерт, привезли подарки, а хозяева в спортзале общежития накрыли красивый стол, собрали жен, детей.

И тут приезжает ФСБ и начинается программа «Маски-шоу» с проверкой соблюдения паспортно-визового режима. Понимаю, что это их работа, но зачем было делать все это, когда люди собрались на добрый новогодний праздник? Как объяснить детям, почему Дед Мороз не водит с ними хоровод и не дарит подарки, а стоит в сторонке и ждет, пока дяденьки в масках и с оружием проверяют документы?

При этом многие из киргизской диаспоры уже имеют гражданство России и не считают нужным постоянно ходить с документами. Их женам пришлось ехать домой за паспортами. Новогодний праздник был безнадежно испорчен.

Все это длилось так долго и было настолько психологически неприятно, что, в конце концов, чтобы это прекратилось, мне пришлось звонить руководителям, благо за время работы в центре и ассамблее накопилось много деловых контактов.

– И сколько же у вас таких деловых контактов?

– Полтысячи – точно есть. Памяти обычного мобильного телефона для их хранения уже не хватало, пришлось переходить на айфон. Кому-то могу в любое время позвонить, и днем, и ночью, и мы любой вопрос решим. А кому-то – только раз в год, но именно в тот важный момент, когда нужна именно его помощь. И он ответит, поможет.

Не за деньги – за идею

– В апреле 2013 года к двум вашим должностям, штатной – директора и общественной – председателя, прибавилась третья – помощник главы Республики Тыва по вопросам реализации национальной политики и формирования межнациональных отношений. И как же вы помогаете Шолбану Валерьевичу все это реализовывать и формировать?

– Да это не я, а он мне помогает. Центр русской культуры – это, безусловно, инициатива Шолбана Валерьевича Кара-оола. Стопроцентно уверена: если бы не его заинтересованность, направляющая рука, поддержка и контроль, ничего бы не получилось. Он сказал: «Центр русской культуры нужен Туве. Надо взяться и сделать, ребята, и не говорите, что это невозможно». Всегда восхищаюсь его умением мотивировать людей на результат.

При этом о строительстве нового задания и речи быть не могло, на него ни в республиканском, ни в муниципальном бюджетах денег просто не было и не предвиделось даже в туманном будущем. Исходить нужно было из реальности. А реальность была такова: когда меня в декабре 2008 года назначили директором, имелось только старое здание, в котором прежде располагался кинотеатр – «Пионер», а потом «Отчугаш», находившийся в ведении «Тывакиновидеоцентра». Причем, прежний собственник вывез из него все, вплоть до проводов. Собирались и подержанные кресла из зала вывезти, мы их яростно отстаивали. Спасибо Анатолию Партизановичу Дамба-Хуураку, именно он помог сохранить кресла, иначе сегодняшним посетителям просто не на чем было бы сидеть.

Но главная проблема была в том, что здание считалось аварийным, западная стена имела отклонение на девять градусов. Чтобы разобраться в этом, специалисты с линейкой все облазили, по сантиметрам выверяли. Александр Свинцов придумал конструкцию укрепления стены, а институтом «Тувагражданпроект» был создан проект реконструкции. И настолько хорошо все было сделано, что последовавшие землетрясения здание выдержало без малейших повреждений, укрепляющие стену брусья даже не пошевелились в своих пазах.

Многое удалось только благодаря энтузиазму и заинтересованности тех, кто над этим проектом работал, среди них – Виктор Тунёв, Сергей Качан, Юрий Ооржак, Олег Грайзер, Хвичия Джумбер. Мэр Кызыла Владислав Ховалыг ежедневно по утрам лично контролировал все работы. Одно такое утро окончательно определило мое отношение к нему Вера Лапшакова. Общее, как воздухкак руководителю. Владислав Товарищтайович увидел на территории горы строительного мусора и, понимая, что люди уже зашиваются, сам взялся за лопату.

Огромную работу закончили в рекордный срок – за девять месяцев, и в сентябре 2010 года уже разрезали ленточку. Причем, накануне открытия здание еще стояло в лесах. Приехавшие из поселка Курагино Красноярского края гости изумились: «Вы, наверное, сумасшедшие, как вы завтра собираетесь открываться?» «Не волнуйтесь, все будет сделано в срок». И действительно, вечером закончили белить потолок, к утру убрали леса.

А ведь нужно еще и оформление сцены. Для нее купили занавесочки из самого дешевого белого ситца – на что денег хватило. Решили нарисовать на них символические русские березки. Идея неплохая, но выяснилось, что никто из нас рисовать-то и не умеет. И тут появляется художник Анатолий Тюлюш – пришел на торжество. Узнав про нашу беду, как был, в парадном костюме, берется за баллончики с краской работу и рисует березки – неземную красоту. Да так рисует, что у нас эти занавеси вплоть до прошлого года висели.

Так что в рождении центра – труд множества людей, которые не за деньги работали – за идею.

Человек может только сам себя исправить

– Интернационализм в вашем понимании?

– Я этого слова не понимаю и не принимаю. Для меня оно – безликое, казенщиной пахнет, показным советским прошлым, когда на сцене по красным датам календаря выстраивали казенную дружбу народов во всевозможных костюмах: русские – обязательно в сарафанах, украинцы – в каких-то дурацких цветочках на головах.

– А толерантность – понятие, пришедшее на смену интернационализму?

– Глупое слово. Что такое толерантность? Терпимость. А это значит, что я не принимаю человека, не понимаю, а просто терплю.

Боже упаси и от заумного новомодного слова мультикультурализм, его нормальный человек сразу и не выговорит, сложно даже понять, что оно означает. Россия – особая странна, и понятия в ней должны быть свои собственные, а не созданные идеологами запада.

В жизни все должно быть проще: мы должны просто понимать, уважать и принимать друг друга. Воспринимать живущего рядом таким, какой он есть, со всеми его плюсами и минусами, личными и национальными особенностями. А строгать и делать из него квадратик – нет. Он же не пытается строгать из меня квадратик, если я – треугольничек.

Пытаться переделывать и исправлять бесполезно. Человек может только сам себя исправить.

– Свои собственные недостатки исправляете?

– Стараюсь. Прежде была такой максималисткой! Для меня серого цвета не существовало, только белое и черное, без полутонов.

Еще недостаток – шумная, излишне эмоциональная. Первое время меня даже боялись в мэрии. Когда приходила в департамент финансов и начинала махать руками и громко объяснять, какой должен быть штат центра, сотрудницы думали, что я жутко ругаюсь. Только потом стали понимать, что я всю жизнь так эмоционально разговариваю. Сейчас научилась сдерживаться, хватать себя за загривок: «Спокойно, не ори».


Раскрыть цветочки ягодками


Вера Лапшакова. Общее, как воздух Сегодняшний штат Центра русской культуры?

– Изначально нам дали десять ставок, за неполных шесть лет добавилась ставка аккомпаниатора. И благодаря воле мэра прибавилось шесть ставок по гражданско-правовым договорам. Это помогло объединить в центре профессионалов – руководителей пяти коллективов. Эти ансамбли – постоянные участники наших традиционных рождественских и пасхальных концертов, массовых городских, республиканских праздников.

Они – основа нашего коллектива. Глубоко убеждена: учреждение культуры без самодеятельных коллективов – мертво и только съедает бюджет учредителя. Миссия учреждения культуры – просветительная, а чему оно учит, если не работает с каждым индивидуально? Если бы культура полностью выполняла эту свою основную функцию, общество вылечилось бы от многих социальных болезней.

Все коллективы – самодеятельные, а надо иметь профессиональный русский ансамбль. Это принципиально, если мы говорим об объединяющей роли русского языка. Но такой штатный профессиональный коллектив – пока из области грез.

– Какой из самодеятельных коллективов вам особенно дорог?

– Всех ценю: и артистов, и их руководителей, которые всегда нацелены на результат и всегда приходят на выручку друг другу. Они – моя большая любимая семья.

Но «Раздолье» – тринадцать человек, которые уже пять лет занимаются, безусловно, особенно дорогой для меня песенный ансамбль, потому что он был первым: мы вместе все ошибки переживали, вместе учились создавать коллектив. Моей задачей было поддержать людей, чтобы они поверили: их завтра не бросят, не оставят без костюмов, без сцены, без художественного руководителя.

А еще нужно было раскрыть цветочки ягодками, чтобы человек сам вырастил их в себе и хотел отдавать, поделиться с другими, чтобы выращенное не завяло в нем.

– Удалось раскрыть эти цветочки талантов?

– Думаю, да. «Раздолье» – им сегодня руководит Виктор Ковалев – взрослый коллектив. И многие из его участников кардинально поменяли взгляд на мир. Одна из исполнительниц, раскрывшая в ансамбле свой талант и красоту, поделилась: «Знаете, если бы не пришла в «Раздолье», то так и терпела бы мужа-алкоголика, тихо плача в четырех стенах. А тут почувствовала свое внутреннее «я», сама себя стала уважать, и внучка, видя бабушку на сцене, гордится мною».

Наши младшие – ансамбль детской народной песни «Канитель» – ребятишки от трех до десяти, ими руководит Ольга Сокольникова, она же – художественный руководитель всего центра.

«Капитошки» работают в жанре эстрадной песни, это дети от пяти до тринадцати лет, занимается с ними Марина Харченко, она же – художественный руководитель взрослого ансамбля «Ойда», коллектива с серьезной заявкой на профессиональный.

МВера Лапшакова. Общее, как воздухарина – удивительно работоспособный человек. Сегодня она еще и третий ансамбль курирует – девичий «Ивушки», детище заслуженной артистки Республики Тыва Елены Сибирцевой. Пока Елена в декретном отпуске, сохраняет и развивает ее наработки. «Ивушки» – это студентки Кызылского колледжа искусств, в том числе и моя дочка Антонина Лапшакова. Тоня изучает теорию музыки, играет на фортепиано. Ей деваться некуда, раз мама работает в культуре, во всем помогает мне.

– И супруг – тоже помощник, ведь ему тоже некуда деваться от вашей культурной деятельности?

– Здесь – по-другому. Прожили вместе 22 года, и в какой-то момент отношения просто закончились. Стало ясно, что наши интересы уже никак не соприкасаются. Супруг не понимал моего рвения на работе, его оно раздражало, так же, как и моя вынужденная публичность. Редко удавалось прийти домой раньше десяти вечера.

Зачем жить во взаимном раздражении, если у нас разные взгляды на жизненные ценности? И 31 декабря 2013 года мы с Анатолием развелись. Так что в новый год ступила свободным человеком.

– Для некоторых женщин развод – драма и крушение всей жизни.

– Никакой драмы, наоборот, развод принес облегчение. Стало легко дышать, потому что отпала необходимость оправдываться за то, что занимаюсь любимым делом.

И мне повезло, что вокруг – люди, которым тоже интересно жить только так. Я ведь живу работой. Она для меня – всё. Могу проснуться ночью, записать возникшую мысль, то, что не додумала днем. Потом опять падаю, сплю, потом опять просыпаюсь, записываю новую идею. И так много раз. Бывает, совсем не сплю и в пять утра уже еду на работу, чтобы успеть выполнить то, что запланировала.


Не раздражаясь различиями


– Планов так много, что на осуществление их не хватает дня?

– Да, еще очень много надо сделать, потому что мы развиваемся, а вместе с этим возникают и новые проблемы. Дело в том, что нам уже давно не хватает площадей. Коллективы могут репетировать только в зрительном зале, а зал этот постоянно занят – мероприятие за мероприятием. И не только по плану центра, но и неожиданные.

Вот недавно пришли буддисты – приехал очень сильный учитель Шивалха Ринпоче, чтобы проводить занятия с верующими. Нужен зал на три дня. Бесплатно, потому что у религиозной организации нет денег, чтобы платить за аренду. Дала зал, язык не повернулся отказать друзьям-буддистам, ведь человек приехал учить людей добру. Но при этом на три дня сорвался репетиционный график коллективов, а сотрудники, чтобы приготовить центр к предстоящему празднику Пасхи, вынуждены были работать допоздна.

И я всегда пред этим трудным выбором: как сделать так, чтобы на минимуме площади разместить всех, кому нужен наш центр. При этом он – муниципальное автономное учреждение, а это значит, что мы должны сами зарабатывать – на мероприятиях, аренде.

Гостевой дом на большой площадке за зданием стал бы отчасти решением этой проблемы – двухэтажный деревянный домик в стиле русской избы. На втором этаже – репетиционный зал и одновременно – концертно-гостевой. На первом – кухня и трапезная: деревянные столы, лавки. Чтобы можно было здесь и чаю попить, и мастер-классы кухни разных народов устраивать. Я заболела мечтой об этом доме.

На все праздники в Кызыле мы обязательно выходим с национальной кухней, город уже и представить не может, что ее не будет. То пловом на сто килограммов кормили на площади Арата, то выставляли стокилограммовые блинные, хлебные дома, составленные из выпечки разных народов. Спасибо нашему партнеру – кондитерской «Эдем», в которой реализуются эти наши съедобные проекты.

Дом этот – не просто шедевр кондитерского искусства, в нем – глубокий смысл. Хлеб – это объединяющее понятие, которое всем знакомо и близко. Так же, как и чай, поэтому хочу еще обязательно праздник чая провести.

Убеждена: культура – это основа, та ниточка, которая свяжет все, что трещит. Когда человек творит – поет, рисует, танцует – он рождает внутри себя прекрасное и отдает его. А когда это происходит, и рождается действительно прекрасное, человек уже не может делать зло.

Есть идея – осуществить проект межрегиональной академии национальных культур, в которой каждая национальность могла бы свою культуру показать, гордиться ею и одновременно знать и соседскую культуру, и понимать ее. Не раздражаясь различиями. Мы придумали интересную форму реализации, руки чешутся сделать.


И крест, и субурган


Вера Лапшакова. Общее, как воздух Уже тесно в рамках одной республики, на межрегиональную деятельность замахиваетесь?

– А почему – нет? Опыт такой работы накоплен. Например, у нас крепкая дружба с селом Верхнеусинское Ермаковского района Красноярского края. Красивейшее место, и люди в нем замечательные. В этом русском селе живут 48 тувинских семей – 360 человек. И когда Сайлык Тюлюш и Андрей Тас-оол предложили идею возведения около села буддийского субургана, односельчане и глава Верхнеусинского Александр Васильевич Екимов их поддержали. Когда объяснили, что такое субурган, одна пожилая женщина сказала: «Дело нужное, это ведь то же самое, что наша православная часовня».

Одна добрая идея породила другую: жители решили поставить близ села еще и большой православный крест. Он был установлен в День крещения Руси – 28 июля 2013 года, и в этот же день приехавшие из Кызыла ламы освятили место для будущего субургана.

В Центре русской культуры провели благотворительный марафон с концертом, собрали средства на строительство субургана, а когда приступили к нему, приятно порадовало желание верхнеусинцев помочь, причем – безвозмездно.

Когда, например, расписали субурган золотой краской, выяснилось, что она тусклая, не блестит. И верхнеусинский предприниматель Виктор Черноусов привез нам три баллончика золотой краски, после которой субурган засверкал так, что любо-дорого.

Так что теперь возле красноярского села Верхнеусинское и большой православный крест стоит, и буддийский субурган.

– Национализм в вашем понимании?

– Отвратительное понятие. Национализм не в том проявляется, например, что при мне говорят между собой на тувинском или на другом языке. Ну и пусть, если людям на родном языке проще выразить друг другу свои мысли.

Национализм – это, прежде всего, неуважение к другому человеку. Когда национальное самосознание становится гипертрофированным, это страшно. Я до восьми лет говорила только на украинском языке, но сегодняшние этнические заморочки в Украине меня раздражают, это – перегиб.

Никто не лучше другого: ни по цвету кожу, ни по разрезу глаз, ни по рождению. Когда говорят: я – лучше всех, потому что моя нация лучше или моя вера лучше – это самый страшный грех.



Фото Ай-кыс Монгуш, Виталия Шайфулина, Ильи Гладышева и из личного архива Веры Лапшаковой.



Интервью Надежды Антуфьевой с Верой Лапшаковой

«Общее, как воздух» войдёт пятьдесят восьмым номером

в пятый том книги «Люди Центра Азии», который выйдет в свет в июле 2014 года – к столетнему юбилею единения России и Тувы, столетию города Кызыла.



Фото:

1. Вера Николаевна Лапшакова, директор Центра русской культуры и председатель совета

Ассамблеи народов Республики Тыва с активистами ассамблеи. Слева направо Вейсал Сейфал Оглы Акперов, Куттбек Шеймиевич Туюков, Ваан Геворгович Андросян. Кызыл, 10 апреля 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

2. Гостеприимный стол киргизской диаспоры. В центре – руководитель диаспоры Куттбек Туюков, которого все называют Алмазом, и директор Центра русской культуры, председатель совета Ассамблеи народов Республики Тыва Вера Лапшакова. Кызыл, 5 апреля 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

3. Шолбан Кара-оол с красавицами ансамбля «Ойда» – очередной день рождения Центра русской культуры. Республика Тыва, Кызыл. 8 ноября 2013 года. Фото Виталия Шайфулина.

4. Сашенька Суднишникова – юная солистка ансамбля «Канитель». Руководитель ансамбля – Ольга Сокольникова. Республика Тыва, Кызыл. 8 ноября 2013 года. Фото Виталия Шайфулина.

5. Общий хлебно-блинный дом от Центра русской культуры. Республика Тыва, Кызыл, площадь Арата, праздник Масленицы. 2 марта 2014 года.

5. Самодеятельные творческие коллективы Центра русской культуры после пасхального концерта. Директор центра Вера Лапшакова – в верхнем ряду в центре. Республика Тыва, Кызыл. 20 апреля 2014 года. Фото Ильи Гладышева.

Надежда АНТУФЬЕВА antufeva@centerasia.ru
http://www.centerasia.ru/issue/2014/16/4988-vera-lapshakova.-obschee-kak-vozdukh.html