газета «Центр Азии»

Четверг, 28 марта 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2014 >ЦА №16 >Вера Лапшакова. Общее, как воздух

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Вера Лапшакова. Общее, как воздух

Люди Центра Азии ЦА №16 (2 — 8 мая 2014)

(Окончание. Начало в №15 от 25 апреля 2014 года)


Наш центр – не резервация


Вера Лапшакова. Общее, как воздух– Вера Николаевна, не ощущаете ли вы в названии – Центр русской культуры – некую ограниченность: только одной, и никакой больше?

– Не ощущаю, потому что ее нет. Знаете, когда позвали руководить Центром русской культуры, долго смеялась: «В каком же месте я русская?» Только, наверное, в голове.

Уверена, что не по крови, а по духу русская частичка есть в каждом человеке, который, как и я, родился и вырос в СССР, какой бы национальности он ни был. Да, огромная страна распалась, но всех нас продолжает объединять русский язык. Как бы мы без него понимали друг друга?

И наш центр – не резервация для представителей одной национальности, он открыт для всех. Поэтому мне особенно дорог проект Ассамблеи народов Республики Тыва – общественной организации, которая создана в ноябре 2011 года и работает именно на базе Центра русской культуры. Ассамблея эта призвана объединять все национальные диаспоры, землячества, общественные объединения, созданные для того, чтобы сохранять и развивать культуру и языки народов мира, помогая людям раскрывать свои традиции и обмениваться ими с другими.

Идея создания такой общественной организации возникла после того, как мы с нашей известной альпинисткой Марианной Кыргыс в апреле 2010 года побывали в Москве на пятом съезде Ассамблеи народов России. Эта поездка так впечатлила, что поняли: эта та идея, за которую надо хвататься.

– Впечатлил съезд? Вера Николаевна, не могу поверить, что вы с вашим темпераментом можете быть в восторге от длиннющего заседания. Меня, например, всевозможные заседалки с постными президиумами и сонными докладами по бумажкам приводят в ужас – более получаса такой муки с потерей драгоценного времени не выдерживаю.

– Больше впечатлило, конечно, не заседание, а человеческое общение, особенно – через культуру на проходившем одновременно Всероссийском фестивале национальных культур «Радуга России».

А все казенное и бездушное мне тоже претит, как и вам. Так что с заседалками у нас в ассамблее как раз – большая проблема. Марианна Кызыл-ооловна как сотрудница аппарата правительства в силу своего опыта государственной службы – единственный человек, который призывает нас к иерархической структуре и организованным заседаниям, но пока безуспешно. Мне легче, когда мы просто собрались, попили чаю, пообщались – без всяких президиумов, по-человечески.

– Кажется, это – по-человечески – у вас получается: слышала, как взрослые мужчины – активисты ассамблеи называли вас, ее председателя, «наша мама».

– Это они так шутят. Какая мама, я им по возрасту только в сестры гожусь. И сама отношусь к ним, как к братьям. Знаю, что каждый из них обязательно откликнется, если будет нужна его помощь.

Вот, например, Вейсал Сейфал Оглы Акперов. Он, кстати, первым из новообразованных национально-культурных объединений официально зарегистрировал в Туве азербайджанскую диаспору. Вейсал – мусульманин, а как помог, когда мы 31 августа 2011 года ждали Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и зашивались с новым Воскресенским собором по полной.

Вход в храм не успели доделать и решили декорировать его белой и красной тканями. Занимались этим девушки из городской библиотеки имени Крупской, большие молодцы, легкие на подъем: позвали помочь – всегда откликнутся. А строительные степлеры ломались, и скобы – тоже. И вот уже остался только один, и скобы закончились, а дело не сделано – не успеваем. Стою совершенно замотанная, не знаю, куда бежать. И тут Вейсал подъезжает. Спокойно так спрашивает: «Чем помочь?» Выдыхаю: «Скобы, степлеры!» «Сколько?» И тут же все привез.

Вейсал Акперов – человек мира, он, прошедший Афган, как никто другой знает цену дружбе и взаимовыручке. В любой момент могу ему позвонить – поможет. И его супруга Светлана Сычкова – тоже. Проводим в центре встречу в национальной гостиной – наша русская жена азербайджанские лакомства для общего стола готовит – долму, пахлаву. Светлой души она человек, и дом их всегда открыт и полон друзей.

Очень доверительные отношения сложились у нас и с активистом армянского землячества Вааном Геворговичем Андросяном. Он, строитель, многие проблемы Центра русской культуры помогает решать. Затеяли, к примеру, ремонт в фойе, а для этого сто литров краски нужно. Денег на это нет, и Ваан эту краску пожертвовал, ремонт на его средства провели.

Киргизская диаспора – это Куттбек Шеймиевич Туюков. Но Куттбеком его никто не называет, все называют вторым именем – Алмаз. И он действительно алмаз в нашей ассамблее. Сам пришел в Центр русской культуры сразу после его открытия с предложением организовать киргизский концерт. И с тех пор во всех делах ассамблеи участвует вместе со своей диаспорой. Есть у него замечательная черта – душой болеет за все, что делает, он настоящий патриот своего народа в самом лучшем смысле этого слова.

Куттбек занимается строительством и очень заботится о людях, которые приезжают к нам из Киргизии на работу. Очень старается, чтобы они адаптировались в новой среде. Занимается их регистрацией, организовал для земляков общежитие, построил спортивный зал, купил тренажеры, тренера пригласил, чтобы ребята после работы знали, чем заняться.

Туюков – настоящий лидер диаспоры. Люди идут к нему со всеми вопросами, начиная с устройства детей в детский сад, школу и заканчивая проводами в последний путь. И он помогает, не считаясь с личным временем и затратами.

Позаботился и о красивых национальных костюмах, в которых киргизская диаспора во всех городских мероприятиях участвует. А какие они вкусные лепешки пекут, балуют ими нас.

Нам часто не хватает средств на костюмы или обувь для выступлений самодеятельных коллективов, и киргизские предприниматели постоянно выручают: однажды собрали целый мешок белых сапожек, в другой раз, когда встречали Олимпийский огонь, привезли нашим девушкам, ждавшим на морозе, белые перчатки.

– А зачем им все это нужно: жертвовать, помогать, принимать участие?

– Все очень просто. Они понимают, что Центр русской культуры – это и их дом, то место, которое всех нас объединяет.


«Маски-шоу» с проверкой паспортов


Вера Лапшакова. Общее, как воздухКак-то все очень гладко получается – никаких трудностей.

– Трудностей хватает, но они преодолимы. Самым сложным было убедить диаспоры официально зарегистрироваться. Объясняю: пока вы не юридическое лицо, вас как национально-культурного объединения просто нет. Решили пойти навстречу – разрешили диаспорам регистрироваться по адресу центра, предложили помощь по оформлению документов, сдаче отчетностей. И сегодня официально уже зарегистрированы азербайджанцы, армяне, немцы, готовятся к регистрации буряты, монголы.

Всякое в нашей работе случается, и неприятные моменты тоже бывают. К примеру, приехали мы 28 декабря 2013 года к представителям киргизской диаспоры, чтобы вместе отметить Новый год. Подготовили концерт, привезли подарки, а хозяева в спортзале общежития накрыли красивый стол, собрали жен, детей.

И тут приезжает ФСБ и начинается программа «Маски-шоу» с проверкой соблюдения паспортно-визового режима. Понимаю, что это их работа, но зачем было делать все это, когда люди собрались на добрый новогодний праздник? Как объяснить детям, почему Дед Мороз не водит с ними хоровод и не дарит подарки, а стоит в сторонке и ждет, пока дяденьки в масках и с оружием проверяют документы?

При этом многие из киргизской диаспоры уже имеют гражданство России и не считают нужным постоянно ходить с документами. Их женам пришлось ехать домой за паспортами. Новогодний праздник был безнадежно испорчен.

Все это длилось так долго и было настолько психологически неприятно, что, в конце концов, чтобы это прекратилось, мне пришлось звонить руководителям, благо за время работы в центре и ассамблее накопилось много деловых контактов.

– И сколько же у вас таких деловых контактов?

– Полтысячи – точно есть. Памяти обычного мобильного телефона для их хранения уже не хватало, пришлось переходить на айфон. Кому-то могу в любое время позвонить, и днем, и ночью, и мы любой вопрос решим. А кому-то – только раз в год, но именно в тот важный момент, когда нужна именно его помощь. И он ответит, поможет.

Не за деньги – за идею

– В апреле 2013 года к двум вашим должностям, штатной – директора и общественной – председателя, прибавилась третья – помощник главы Республики Тыва по вопросам реализации национальной политики и формирования межнациональных отношений. И как же вы помогаете Шолбану Валерьевичу все это реализовывать и формировать?

– Да это не я, а он мне помогает. Центр русской культуры – это, безусловно, инициатива Шолбана Валерьевича Кара-оола. Стопроцентно уверена: если бы не его заинтересованность, направляющая рука, поддержка и контроль, ничего бы не получилось. Он сказал: «Центр русской культуры нужен Туве. Надо взяться и сделать, ребята, и не говорите, что это невозможно». Всегда восхищаюсь его умением мотивировать людей на результат.

При этом о строительстве нового задания и речи быть не могло, на него ни в республиканском, ни в муниципальном бюджетах денег просто не было и не предвиделось даже в туманном будущем. Исходить нужно было из реальности. А реальность была такова: когда меня в декабре 2008 года назначили директором, имелось только старое здание, в котором прежде располагался кинотеатр – «Пионер», а потом «Отчугаш», находившийся в ведении «Тывакиновидеоцентра». Причем, прежний собственник вывез из него все, вплоть до проводов. Собирались и подержанные кресла из зала вывезти, мы их яростно отстаивали. Спасибо Анатолию Партизановичу Дамба-Хуураку, именно он помог сохранить кресла, иначе сегодняшним посетителям просто не на чем было бы сидеть.

Но главная проблема была в том, что здание считалось аварийным, западная стена имела отклонение на девять градусов. Чтобы разобраться в этом, специалисты с линейкой все облазили, по сантиметрам выверяли. Александр Свинцов придумал конструкцию укрепления стены, а институтом «Тувагражданпроект» был создан проект реконструкции. И настолько хорошо все было сделано, что последовавшие землетрясения здание выдержало без малейших повреждений, укрепляющие стену брусья даже не пошевелились в своих пазах.

Многое удалось только благодаря энтузиазму и заинтересованности тех, кто над этим проектом работал, среди них – Виктор Тунёв, Сергей Качан, Юрий Ооржак, Олег Грайзер, Хвичия Джумбер. Мэр Кызыла Владислав Ховалыг ежедневно по утрам лично контролировал все работы. Одно такое утро окончательно определило мое отношение к нему Вера Лапшакова. Общее, как воздухкак руководителю. Владислав Товарищтайович увидел на территории горы строительного мусора и, понимая, что люди уже зашиваются, сам взялся за лопату.

Огромную работу закончили в рекордный срок – за девять месяцев, и в сентябре 2010 года уже разрезали ленточку. Причем, накануне открытия здание еще стояло в лесах. Приехавшие из поселка Курагино Красноярского края гости изумились: «Вы, наверное, сумасшедшие, как вы завтра собираетесь открываться?» «Не волнуйтесь, все будет сделано в срок». И действительно, вечером закончили белить потолок, к утру убрали леса.

А ведь нужно еще и оформление сцены. Для нее купили занавесочки из самого дешевого белого ситца – на что денег хватило. Решили нарисовать на них символические русские березки. Идея неплохая, но выяснилось, что никто из нас рисовать-то и не умеет. И тут появляется художник Анатолий Тюлюш – пришел на торжество. Узнав про нашу беду, как был, в парадном костюме, берется за баллончики с краской работу и рисует березки – неземную красоту. Да так рисует, что у нас эти занавеси вплоть до прошлого года висели.

Так что в рождении центра – труд множества людей, которые не за деньги работали – за идею.

Человек может только сам себя исправить

– Интернационализм в вашем понимании?

– Я этого слова не понимаю и не принимаю. Для меня оно – безликое, казенщиной пахнет, показным советским прошлым, когда на сцене по красным датам календаря выстраивали казенную дружбу народов во всевозможных костюмах: русские – обязательно в сарафанах, украинцы – в каких-то дурацких цветочках на головах.

– А толерантность – понятие, пришедшее на смену интернационализму?

– Глупое слово. Что такое толерантность? Терпимость. А это значит, что я не принимаю человека, не понимаю, а просто терплю.

Боже упаси и от заумного новомодного слова мультикультурализм, его нормальный человек сразу и не выговорит, сложно даже понять, что оно означает. Россия – особая странна, и понятия в ней должны быть свои собственные, а не созданные идеологами запада.

В жизни все должно быть проще: мы должны просто понимать, уважать и принимать друг друга. Воспринимать живущего рядом таким, какой он есть, со всеми его плюсами и минусами, личными и национальными особенностями. А строгать и делать из него квадратик – нет. Он же не пытается строгать из меня квадратик, если я – треугольничек.

Пытаться переделывать и исправлять бесполезно. Человек может только сам себя исправить.

– Свои собственные недостатки исправляете?

– Стараюсь. Прежде была такой максималисткой! Для меня серого цвета не существовало, только белое и черное, без полутонов.

Еще недостаток – шумная, излишне эмоциональная. Первое время меня даже боялись в мэрии. Когда приходила в департамент финансов и начинала махать руками и громко объяснять, какой должен быть штат центра, сотрудницы думали, что я жутко ругаюсь. Только потом стали понимать, что я всю жизнь так эмоционально разговариваю. Сейчас научилась сдерживаться, хватать себя за загривок: «Спокойно, не ори».


Раскрыть цветочки ягодками


Вера Лапшакова. Общее, как воздух Сегодняшний штат Центра русской культуры?

– Изначально нам дали десять ставок, за неполных шесть лет добавилась ставка аккомпаниатора. И благодаря воле мэра прибавилось шесть ставок по гражданско-правовым договорам. Это помогло объединить в центре профессионалов – руководителей пяти коллективов. Эти ансамбли – постоянные участники наших традиционных рождественских и пасхальных концертов, массовых городских, республиканских праздников.

Они – основа нашего коллектива. Глубоко убеждена: учреждение культуры без самодеятельных коллективов – мертво и только съедает бюджет учредителя. Миссия учреждения культуры – просветительная, а чему оно учит, если не работает с каждым индивидуально? Если бы культура полностью выполняла эту свою основную функцию, общество вылечилось бы от многих социальных болезней.

Все коллективы – самодеятельные, а надо иметь профессиональный русский ансамбль. Это принципиально, если мы говорим об объединяющей роли русского языка. Но такой штатный профессиональный коллектив – пока из области грез.

– Какой из самодеятельных коллективов вам особенно дорог?

– Всех ценю: и артистов, и их руководителей, которые всегда нацелены на результат и всегда приходят на выручку друг другу. Они – моя большая любимая семья.

Но «Раздолье» – тринадцать человек, которые уже пять лет занимаются, безусловно, особенно дорогой для меня песенный ансамбль, потому что он был первым: мы вместе все ошибки переживали, вместе учились создавать коллектив. Моей задачей было поддержать людей, чтобы они поверили: их завтра не бросят, не оставят без костюмов, без сцены, без художественного руководителя.

А еще нужно было раскрыть цветочки ягодками, чтобы человек сам вырастил их в себе и хотел отдавать, поделиться с другими, чтобы выращенное не завяло в нем.

– Удалось раскрыть эти цветочки талантов?

– Думаю, да. «Раздолье» – им сегодня руководит Виктор Ковалев – взрослый коллектив. И многие из его участников кардинально поменяли взгляд на мир. Одна из исполнительниц, раскрывшая в ансамбле свой талант и красоту, поделилась: «Знаете, если бы не пришла в «Раздолье», то так и терпела бы мужа-алкоголика, тихо плача в четырех стенах. А тут почувствовала свое внутреннее «я», сама себя стала уважать, и внучка, видя бабушку на сцене, гордится мною».

Наши младшие – ансамбль детской народной песни «Канитель» – ребятишки от трех до десяти, ими руководит Ольга Сокольникова, она же – художественный руководитель всего центра.

«Капитошки» работают в жанре эстрадной песни, это дети от пяти до тринадцати лет, занимается с ними Марина Харченко, она же – художественный руководитель взрослого ансамбля «Ойда», коллектива с серьезной заявкой на профессиональный.

МВера Лапшакова. Общее, как воздухарина – удивительно работоспособный человек. Сегодня она еще и третий ансамбль курирует – девичий «Ивушки», детище заслуженной артистки Республики Тыва Елены Сибирцевой. Пока Елена в декретном отпуске, сохраняет и развивает ее наработки. «Ивушки» – это студентки Кызылского колледжа искусств, в том числе и моя дочка Антонина Лапшакова. Тоня изучает теорию музыки, играет на фортепиано. Ей деваться некуда, раз мама работает в культуре, во всем помогает мне.

– И супруг – тоже помощник, ведь ему тоже некуда деваться от вашей культурной деятельности?

– Здесь – по-другому. Прожили вместе 22 года, и в какой-то момент отношения просто закончились. Стало ясно, что наши интересы уже никак не соприкасаются. Супруг не понимал моего рвения на работе, его оно раздражало, так же, как и моя вынужденная публичность. Редко удавалось прийти домой раньше десяти вечера.

Зачем жить во взаимном раздражении, если у нас разные взгляды на жизненные ценности? И 31 декабря 2013 года мы с Анатолием развелись. Так что в новый год ступила свободным человеком.

– Для некоторых женщин развод – драма и крушение всей жизни.

– Никакой драмы, наоборот, развод принес облегчение. Стало легко дышать, потому что отпала необходимость оправдываться за то, что занимаюсь любимым делом.

И мне повезло, что вокруг – люди, которым тоже интересно жить только так. Я ведь живу работой. Она для меня – всё. Могу проснуться ночью, записать возникшую мысль, то, что не додумала днем. Потом опять падаю, сплю, потом опять просыпаюсь, записываю новую идею. И так много раз. Бывает, совсем не сплю и в пять утра уже еду на работу, чтобы успеть выполнить то, что запланировала.


Не раздражаясь различиями


– Планов так много, что на осуществление их не хватает дня?

– Да, еще очень много надо сделать, потому что мы развиваемся, а вместе с этим возникают и новые проблемы. Дело в том, что нам уже давно не хватает площадей. Коллективы могут репетировать только в зрительном зале, а зал этот постоянно занят – мероприятие за мероприятием. И не только по плану центра, но и неожиданные.

Вот недавно пришли буддисты – приехал очень сильный учитель Шивалха Ринпоче, чтобы проводить занятия с верующими. Нужен зал на три дня. Бесплатно, потому что у религиозной организации нет денег, чтобы платить за аренду. Дала зал, язык не повернулся отказать друзьям-буддистам, ведь человек приехал учить людей добру. Но при этом на три дня сорвался репетиционный график коллективов, а сотрудники, чтобы приготовить центр к предстоящему празднику Пасхи, вынуждены были работать допоздна.

И я всегда пред этим трудным выбором: как сделать так, чтобы на минимуме площади разместить всех, кому нужен наш центр. При этом он – муниципальное автономное учреждение, а это значит, что мы должны сами зарабатывать – на мероприятиях, аренде.

Гостевой дом на большой площадке за зданием стал бы отчасти решением этой проблемы – двухэтажный деревянный домик в стиле русской избы. На втором этаже – репетиционный зал и одновременно – концертно-гостевой. На первом – кухня и трапезная: деревянные столы, лавки. Чтобы можно было здесь и чаю попить, и мастер-классы кухни разных народов устраивать. Я заболела мечтой об этом доме.

На все праздники в Кызыле мы обязательно выходим с национальной кухней, город уже и представить не может, что ее не будет. То пловом на сто килограммов кормили на площади Арата, то выставляли стокилограммовые блинные, хлебные дома, составленные из выпечки разных народов. Спасибо нашему партнеру – кондитерской «Эдем», в которой реализуются эти наши съедобные проекты.

Дом этот – не просто шедевр кондитерского искусства, в нем – глубокий смысл. Хлеб – это объединяющее понятие, которое всем знакомо и близко. Так же, как и чай, поэтому хочу еще обязательно праздник чая провести.

Убеждена: культура – это основа, та ниточка, которая свяжет все, что трещит. Когда человек творит – поет, рисует, танцует – он рождает внутри себя прекрасное и отдает его. А когда это происходит, и рождается действительно прекрасное, человек уже не может делать зло.

Есть идея – осуществить проект межрегиональной академии национальных культур, в которой каждая национальность могла бы свою культуру показать, гордиться ею и одновременно знать и соседскую культуру, и понимать ее. Не раздражаясь различиями. Мы придумали интересную форму реализации, руки чешутся сделать.


И крест, и субурган


Вера Лапшакова. Общее, как воздух Уже тесно в рамках одной республики, на межрегиональную деятельность замахиваетесь?

– А почему – нет? Опыт такой работы накоплен. Например, у нас крепкая дружба с селом Верхнеусинское Ермаковского района Красноярского края. Красивейшее место, и люди в нем замечательные. В этом русском селе живут 48 тувинских семей – 360 человек. И когда Сайлык Тюлюш и Андрей Тас-оол предложили идею возведения около села буддийского субургана, односельчане и глава Верхнеусинского Александр Васильевич Екимов их поддержали. Когда объяснили, что такое субурган, одна пожилая женщина сказала: «Дело нужное, это ведь то же самое, что наша православная часовня».

Одна добрая идея породила другую: жители решили поставить близ села еще и большой православный крест. Он был установлен в День крещения Руси – 28 июля 2013 года, и в этот же день приехавшие из Кызыла ламы освятили место для будущего субургана.

В Центре русской культуры провели благотворительный марафон с концертом, собрали средства на строительство субургана, а когда приступили к нему, приятно порадовало желание верхнеусинцев помочь, причем – безвозмездно.

Когда, например, расписали субурган золотой краской, выяснилось, что она тусклая, не блестит. И верхнеусинский предприниматель Виктор Черноусов привез нам три баллончика золотой краски, после которой субурган засверкал так, что любо-дорого.

Так что теперь возле красноярского села Верхнеусинское и большой православный крест стоит, и буддийский субурган.

– Национализм в вашем понимании?

– Отвратительное понятие. Национализм не в том проявляется, например, что при мне говорят между собой на тувинском или на другом языке. Ну и пусть, если людям на родном языке проще выразить друг другу свои мысли.

Национализм – это, прежде всего, неуважение к другому человеку. Когда национальное самосознание становится гипертрофированным, это страшно. Я до восьми лет говорила только на украинском языке, но сегодняшние этнические заморочки в Украине меня раздражают, это – перегиб.

Никто не лучше другого: ни по цвету кожу, ни по разрезу глаз, ни по рождению. Когда говорят: я – лучше всех, потому что моя нация лучше или моя вера лучше – это самый страшный грех.



Фото Ай-кыс Монгуш, Виталия Шайфулина, Ильи Гладышева и из личного архива Веры Лапшаковой.



Интервью Надежды Антуфьевой с Верой Лапшаковой

«Общее, как воздух» войдёт пятьдесят восьмым номером

в пятый том книги «Люди Центра Азии», который выйдет в свет в июле 2014 года – к столетнему юбилею единения России и Тувы, столетию города Кызыла.



Фото:

1. Вера Николаевна Лапшакова, директор Центра русской культуры и председатель совета

Ассамблеи народов Республики Тыва с активистами ассамблеи. Слева направо Вейсал Сейфал Оглы Акперов, Куттбек Шеймиевич Туюков, Ваан Геворгович Андросян. Кызыл, 10 апреля 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

2. Гостеприимный стол киргизской диаспоры. В центре – руководитель диаспоры Куттбек Туюков, которого все называют Алмазом, и директор Центра русской культуры, председатель совета Ассамблеи народов Республики Тыва Вера Лапшакова. Кызыл, 5 апреля 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

3. Шолбан Кара-оол с красавицами ансамбля «Ойда» – очередной день рождения Центра русской культуры. Республика Тыва, Кызыл. 8 ноября 2013 года. Фото Виталия Шайфулина.

4. Сашенька Суднишникова – юная солистка ансамбля «Канитель». Руководитель ансамбля – Ольга Сокольникова. Республика Тыва, Кызыл. 8 ноября 2013 года. Фото Виталия Шайфулина.

5. Общий хлебно-блинный дом от Центра русской культуры. Республика Тыва, Кызыл, площадь Арата, праздник Масленицы. 2 марта 2014 года.

5. Самодеятельные творческие коллективы Центра русской культуры после пасхального концерта. Директор центра Вера Лапшакова – в верхнем ряду в центре. Республика Тыва, Кызыл. 20 апреля 2014 года. Фото Ильи Гладышева.

Надежда АНТУФЬЕВА antufeva@centerasia.ru

 (голосов: 16)
Опубликовано 2 мая 2014 г.
Просмотров: 7537
Версия для печати

Также в №16:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru