(Окончание. Начало в №15 от 25 апреля 2014
года)
Наш центр – не резервация
– Вера Николаевна, не
ощущаете ли вы в названии – Центр русской культуры – некую ограниченность:
только одной, и никакой больше?
– Не ощущаю, потому что ее
нет. Знаете, когда позвали руководить Центром русской культуры, долго смеялась:
«В каком же месте я русская?» Только, наверное, в голове.
Уверена, что не по крови, а
по духу русская частичка есть в каждом человеке, который, как и я, родился и
вырос в СССР, какой бы национальности он ни был. Да, огромная страна распалась,
но всех нас продолжает объединять русский язык. Как бы мы без него понимали
друг друга?
И наш центр – не резервация
для представителей одной национальности, он открыт для всех. Поэтому мне
особенно дорог проект Ассамблеи народов Республики Тыва – общественной
организации, которая создана в ноябре 2011 года и работает именно на базе
Центра русской культуры. Ассамблея эта призвана объединять все национальные
диаспоры, землячества, общественные объединения, созданные для того, чтобы
сохранять и развивать культуру и языки народов мира, помогая людям раскрывать
свои традиции и обмениваться ими с другими.
Идея создания такой
общественной организации возникла после того, как мы с нашей известной
альпинисткой Марианной Кыргыс в апреле 2010 года побывали в Москве на пятом
съезде Ассамблеи народов России. Эта поездка так впечатлила, что поняли: эта та
идея, за которую надо хвататься.
–
Впечатлил съезд? Вера Николаевна, не могу поверить, что вы с вашим
темпераментом можете быть в восторге от длиннющего заседания. Меня, например,
всевозможные заседалки с постными президиумами и сонными докладами по бумажкам
приводят в ужас – более получаса такой муки с потерей драгоценного времени не
выдерживаю.
– Больше впечатлило,
конечно, не заседание, а человеческое общение, особенно – через культуру на
проходившем одновременно Всероссийском фестивале национальных культур «Радуга
России».
А все казенное и бездушное
мне тоже претит, как и вам. Так что с заседалками у нас в ассамблее как раз –
большая проблема. Марианна Кызыл-ооловна как сотрудница аппарата правительства
в силу своего опыта государственной службы – единственный человек, который
призывает нас к иерархической структуре и организованным заседаниям, но пока
безуспешно. Мне легче, когда мы просто собрались, попили чаю, пообщались – без
всяких президиумов, по-человечески.
– Кажется, это –
по-человечески – у вас получается: слышала, как взрослые мужчины – активисты
ассамблеи называли вас, ее председателя, «наша мама».
– Это они так шутят. Какая
мама, я им по возрасту только в сестры гожусь. И сама отношусь к ним, как к
братьям. Знаю, что каждый из них обязательно откликнется, если будет нужна его
помощь.
Вот, например, Вейсал Сейфал
Оглы Акперов. Он, кстати, первым из новообразованных национально-культурных
объединений официально зарегистрировал в Туве азербайджанскую диаспору. Вейсал
– мусульманин, а как помог, когда мы 31 августа 2011 года ждали Патриарха
Московского и Всея Руси Кирилла и зашивались с новым Воскресенским собором по
полной.
Вход в храм не успели
доделать и решили декорировать его белой и красной тканями. Занимались этим
девушки из городской библиотеки имени Крупской, большие молодцы, легкие на
подъем: позвали помочь – всегда откликнутся. А строительные степлеры ломались,
и скобы – тоже. И вот уже остался только один, и скобы закончились, а дело не
сделано – не успеваем. Стою совершенно замотанная, не знаю, куда бежать. И тут
Вейсал подъезжает. Спокойно так спрашивает: «Чем помочь?» Выдыхаю: «Скобы,
степлеры!» «Сколько?» И тут же все привез.
Вейсал
Акперов – человек мира, он, прошедший Афган, как никто другой знает цену дружбе
и взаимовыручке. В любой момент могу ему позвонить – поможет. И его супруга
Светлана Сычкова – тоже. Проводим в центре встречу в национальной гостиной –
наша русская жена азербайджанские лакомства для общего стола готовит – долму,
пахлаву. Светлой души она человек, и дом их всегда открыт и полон друзей.
Очень доверительные
отношения сложились у нас и с активистом армянского землячества Вааном
Геворговичем Андросяном. Он, строитель, многие проблемы Центра русской культуры
помогает решать. Затеяли, к примеру, ремонт в фойе, а для этого сто литров
краски нужно. Денег на это нет, и Ваан эту краску пожертвовал, ремонт на его
средства провели.
Киргизская диаспора – это
Куттбек Шеймиевич Туюков. Но Куттбеком его никто не называет, все называют
вторым именем – Алмаз. И он действительно алмаз в нашей ассамблее. Сам пришел в
Центр русской культуры сразу после его открытия с предложением организовать
киргизский концерт. И с тех пор во всех делах ассамблеи участвует вместе со
своей диаспорой. Есть у него замечательная черта – душой болеет за все, что
делает, он настоящий патриот своего народа в самом лучшем смысле этого слова.
Куттбек занимается
строительством и очень заботится о людях, которые приезжают к нам из Киргизии
на работу. Очень старается, чтобы они адаптировались в новой среде. Занимается
их регистрацией, организовал для земляков общежитие, построил спортивный зал,
купил тренажеры, тренера пригласил, чтобы ребята после работы знали, чем
заняться.
Туюков – настоящий лидер
диаспоры. Люди идут к нему со всеми вопросами, начиная с устройства детей в
детский сад, школу и заканчивая проводами в последний путь. И он помогает, не
считаясь с личным временем и затратами.
Позаботился и о красивых
национальных костюмах, в которых киргизская диаспора во всех городских
мероприятиях участвует. А какие они вкусные лепешки пекут, балуют ими нас.
Нам часто не хватает средств
на костюмы или обувь для выступлений самодеятельных коллективов, и киргизские
предприниматели постоянно выручают: однажды собрали целый мешок белых сапожек,
в другой раз, когда встречали Олимпийский огонь, привезли нашим девушкам,
ждавшим на морозе, белые перчатки.
– А зачем им все это нужно:
жертвовать, помогать, принимать участие?
– Все очень просто. Они
понимают, что Центр русской культуры – это и их дом, то место, которое всех нас
объединяет.
«Маски-шоу» с проверкой паспортов
–
Как-то все очень гладко получается
– никаких трудностей.
– Трудностей хватает, но они
преодолимы. Самым сложным было убедить диаспоры официально зарегистрироваться.
Объясняю: пока вы не юридическое лицо, вас как национально-культурного
объединения просто нет. Решили пойти навстречу – разрешили диаспорам
регистрироваться по адресу центра, предложили помощь по оформлению документов,
сдаче отчетностей. И сегодня официально уже зарегистрированы азербайджанцы,
армяне, немцы, готовятся к регистрации буряты, монголы.
Всякое
в нашей работе случается, и неприятные моменты тоже бывают. К примеру, приехали
мы 28 декабря 2013 года к
представителям киргизской диаспоры, чтобы вместе отметить Новый год.
Подготовили концерт, привезли подарки, а хозяева в спортзале общежития накрыли
красивый стол, собрали жен, детей.
И тут приезжает ФСБ и
начинается программа «Маски-шоу» с проверкой соблюдения паспортно-визового
режима. Понимаю, что это их работа, но зачем было делать все это, когда люди
собрались на добрый новогодний праздник? Как объяснить детям, почему Дед Мороз
не водит с ними хоровод и не дарит подарки, а стоит в сторонке и ждет, пока
дяденьки в масках и с оружием проверяют документы?
При этом многие из
киргизской диаспоры уже имеют гражданство России и не считают нужным постоянно
ходить с документами. Их женам пришлось ехать домой за паспортами. Новогодний
праздник был безнадежно испорчен.
Все это длилось так долго и
было настолько психологически неприятно, что, в конце концов, чтобы это
прекратилось, мне пришлось звонить руководителям, благо за время работы в
центре и ассамблее накопилось много деловых контактов.
– И сколько же у вас таких
деловых контактов?
– Полтысячи – точно есть.
Памяти обычного мобильного телефона для их хранения уже не хватало, пришлось
переходить на айфон. Кому-то могу в любое время позвонить, и днем, и ночью, и
мы любой вопрос решим. А кому-то – только раз в год, но именно в тот важный
момент, когда нужна именно его помощь. И он ответит, поможет.
Не за деньги – за идею
– В
апреле 2013 года к двум вашим должностям, штатной – директора и общественной –
председателя, прибавилась третья – помощник главы Республики Тыва по вопросам
реализации национальной политики и формирования межнациональных отношений. И
как же вы помогаете Шолбану Валерьевичу все это реализовывать и формировать?
– Да это
не я, а он мне помогает. Центр русской культуры – это, безусловно, инициатива
Шолбана Валерьевича Кара-оола. Стопроцентно уверена: если бы не его
заинтересованность, направляющая рука, поддержка
и контроль, ничего бы не получилось. Он сказал: «Центр русской культуры нужен
Туве. Надо взяться и сделать, ребята, и не говорите, что это невозможно».
Всегда восхищаюсь его умением мотивировать людей на результат.
При этом о строительстве
нового задания и речи быть не могло, на него ни в республиканском, ни в
муниципальном бюджетах денег просто не было и не предвиделось даже в туманном
будущем. Исходить нужно было из реальности. А реальность была такова: когда
меня в декабре 2008 года назначили директором, имелось только старое здание, в
котором прежде располагался кинотеатр – «Пионер», а потом «Отчугаш»,
находившийся в ведении «Тывакиновидеоцентра». Причем, прежний собственник вывез
из него все, вплоть до проводов. Собирались и подержанные кресла из зала
вывезти, мы их яростно отстаивали. Спасибо Анатолию Партизановичу
Дамба-Хуураку, именно он помог сохранить кресла, иначе сегодняшним посетителям
просто не на чем было бы сидеть.
Но главная проблема была в
том, что здание считалось аварийным, западная стена имела отклонение на девять
градусов. Чтобы разобраться в этом, специалисты с линейкой все облазили, по
сантиметрам выверяли. Александр Свинцов придумал конструкцию укрепления стены,
а институтом «Тувагражданпроект» был создан проект реконструкции. И настолько
хорошо все было сделано, что последовавшие землетрясения здание выдержало без
малейших повреждений, укрепляющие стену брусья даже не пошевелились в своих
пазах.
Многое удалось только
благодаря энтузиазму и заинтересованности тех, кто над этим проектом работал,
среди них – Виктор Тунёв, Сергей Качан, Юрий Ооржак, Олег Грайзер, Хвичия
Джумбер. Мэр Кызыла Владислав Ховалыг ежедневно по утрам лично контролировал
все работы. Одно такое утро окончательно определило мое отношение к нему
как
руководителю. Владислав Товарищтайович увидел на территории горы строительного
мусора и, понимая, что люди уже зашиваются, сам взялся за лопату.
Огромную работу закончили в
рекордный срок – за девять месяцев, и в сентябре 2010 года уже разрезали
ленточку. Причем, накануне открытия здание еще стояло в лесах. Приехавшие из
поселка Курагино Красноярского края гости изумились: «Вы, наверное,
сумасшедшие, как вы завтра собираетесь открываться?» «Не волнуйтесь, все будет
сделано в срок». И действительно, вечером закончили белить потолок, к утру
убрали леса.
А ведь нужно еще и
оформление сцены. Для нее купили занавесочки из самого дешевого белого ситца –
на что денег хватило. Решили нарисовать на них символические русские березки.
Идея неплохая, но выяснилось, что никто из нас рисовать-то и не умеет. И тут
появляется художник Анатолий Тюлюш – пришел на торжество. Узнав про нашу беду,
как был, в парадном костюме, берется за баллончики с краской работу и рисует
березки – неземную красоту. Да так рисует, что у нас эти занавеси вплоть до
прошлого года висели.
Так что в рождении центра –
труд множества людей, которые не за деньги работали – за идею.
Человек может только сам себя исправить
– Интернационализм в вашем
понимании?
– Я этого слова не понимаю и
не принимаю. Для меня оно – безликое, казенщиной пахнет, показным советским прошлым,
когда на сцене по красным датам календаря выстраивали казенную дружбу народов
во всевозможных костюмах: русские – обязательно в сарафанах, украинцы – в
каких-то дурацких цветочках на головах.
– А толерантность – понятие,
пришедшее на смену интернационализму?
– Глупое слово. Что такое
толерантность? Терпимость. А это значит, что я не принимаю человека, не
понимаю, а просто терплю.
Боже упаси и от заумного
новомодного слова мультикультурализм, его нормальный человек сразу и не
выговорит, сложно даже понять, что оно означает. Россия – особая странна, и
понятия в ней должны быть свои собственные, а не созданные идеологами запада.
В жизни все должно быть
проще: мы должны просто понимать, уважать и принимать друг друга. Воспринимать
живущего рядом таким, какой он есть, со всеми его плюсами и минусами, личными и
национальными особенностями. А строгать и делать из него квадратик – нет. Он же
не пытается строгать из меня квадратик, если я – треугольничек.
Пытаться переделывать и
исправлять бесполезно. Человек может только сам себя исправить.
– Свои собственные
недостатки исправляете?
– Стараюсь. Прежде была
такой максималисткой! Для меня серого цвета не существовало, только белое и
черное, без полутонов.
Еще
недостаток – шумная, излишне эмоциональная. Первое время меня даже боялись в
мэрии. Когда приходила в департамент финансов и начинала махать руками и громко
объяснять, какой должен быть штат центра, сотрудницы думали, что я жутко
ругаюсь. Только потом стали понимать, что я всю жизнь так эмоционально
разговариваю. Сейчас научилась сдерживаться, хватать себя за загривок:
«Спокойно, не ори».
Раскрыть цветочки ягодками
–
Сегодняшний штат Центра
русской культуры?
– Изначально нам дали десять
ставок, за неполных шесть лет добавилась ставка аккомпаниатора. И благодаря
воле мэра прибавилось шесть ставок по гражданско-правовым договорам. Это
помогло объединить в центре профессионалов – руководителей пяти коллективов.
Эти ансамбли – постоянные участники наших традиционных рождественских и
пасхальных концертов, массовых городских, республиканских праздников.
Они – основа нашего
коллектива. Глубоко убеждена: учреждение культуры без самодеятельных коллективов
– мертво и только съедает бюджет учредителя. Миссия учреждения культуры –
просветительная, а чему оно учит, если не работает с каждым индивидуально? Если
бы культура полностью выполняла эту свою основную функцию, общество вылечилось
бы от многих социальных болезней.
Все коллективы –
самодеятельные, а надо иметь профессиональный русский ансамбль. Это
принципиально, если мы говорим об объединяющей роли русского языка. Но такой
штатный профессиональный коллектив – пока из области грез.
– Какой из самодеятельных
коллективов вам особенно дорог?
– Всех
ценю: и артистов, и их руководителей, которые всегда нацелены на результат и
всегда приходят на выручку друг другу. Они – моя большая любимая семья.
Но
«Раздолье» – тринадцать человек, которые уже пять лет занимаются, безусловно,
особенно дорогой для меня песенный ансамбль, потому что он был первым: мы
вместе все ошибки переживали, вместе учились создавать коллектив. Моей задачей
было поддержать людей, чтобы они
поверили: их завтра не бросят, не оставят без костюмов, без сцены, без
художественного руководителя.
А еще нужно было раскрыть
цветочки ягодками, чтобы человек сам вырастил их в себе и хотел отдавать,
поделиться с другими, чтобы выращенное не завяло в нем.
– Удалось раскрыть эти
цветочки талантов?
– Думаю,
да. «Раздолье» – им сегодня руководит Виктор Ковалев – взрослый коллектив. И
многие из его участников кардинально поменяли взгляд на мир. Одна из
исполнительниц, раскрывшая в ансамбле свой талант и красоту, поделилась:
«Знаете, если бы не пришла в «Раздолье», то так и терпела бы мужа-алкоголика,
тихо плача в четырех стенах. А тут почувствовала свое внутреннее «я», сама себя
стала уважать, и внучка, видя бабушку на сцене, гордится мною».
Наши младшие – ансамбль
детской народной песни «Канитель» – ребятишки от трех до десяти, ими руководит
Ольга Сокольникова, она же – художественный руководитель всего центра.
«Капитошки» работают в жанре
эстрадной песни, это дети от пяти до тринадцати лет, занимается с ними Марина
Харченко, она же – художественный руководитель взрослого ансамбля «Ойда»,
коллектива с серьезной заявкой на профессиональный.
М
арина – удивительно
работоспособный человек. Сегодня она еще и третий ансамбль курирует – девичий
«Ивушки», детище заслуженной артистки Республики Тыва Елены Сибирцевой. Пока
Елена в декретном отпуске, сохраняет и развивает ее наработки. «Ивушки» – это
студентки Кызылского колледжа искусств, в том числе и моя дочка Антонина
Лапшакова. Тоня изучает теорию музыки, играет на фортепиано. Ей деваться
некуда, раз мама работает в культуре, во всем помогает мне.
– И супруг – тоже помощник,
ведь ему тоже некуда деваться от вашей культурной деятельности?
– Здесь – по-другому.
Прожили вместе 22 года, и в какой-то момент отношения просто закончились. Стало
ясно, что наши интересы уже никак не соприкасаются. Супруг не понимал моего
рвения на работе, его оно раздражало, так же, как и моя вынужденная
публичность. Редко удавалось прийти домой раньше десяти вечера.
Зачем жить во взаимном
раздражении, если у нас разные взгляды на жизненные ценности? И 31 декабря 2013
года мы с Анатолием развелись. Так что в новый год ступила свободным человеком.
– Для некоторых женщин
развод – драма и крушение всей жизни.
– Никакой драмы, наоборот,
развод принес облегчение. Стало легко дышать, потому что отпала необходимость
оправдываться за то, что занимаюсь любимым делом.
И мне повезло, что вокруг –
люди, которым тоже интересно жить только так. Я ведь живу работой. Она для меня
– всё. Могу проснуться ночью, записать возникшую мысль, то, что не додумала
днем. Потом опять падаю, сплю, потом опять просыпаюсь, записываю новую идею. И
так много раз. Бывает, совсем не сплю и в пять утра уже еду на работу, чтобы
успеть выполнить то, что запланировала.
Не раздражаясь различиями
– Планов так много, что на
осуществление их не хватает дня?
– Да, еще очень много надо
сделать, потому что мы развиваемся, а вместе с этим возникают и новые проблемы.
Дело в том, что нам уже давно не хватает площадей. Коллективы могут
репетировать только в зрительном зале, а зал этот постоянно занят – мероприятие
за мероприятием. И не только по плану центра, но и неожиданные.
Вот недавно пришли буддисты
– приехал очень сильный учитель Шивалха Ринпоче, чтобы проводить занятия с
верующими. Нужен зал на три дня. Бесплатно, потому что у религиозной организации
нет денег, чтобы платить за аренду. Дала зал, язык не повернулся отказать
друзьям-буддистам, ведь человек приехал учить людей добру. Но при этом на три
дня сорвался репетиционный график коллективов, а сотрудники, чтобы приготовить
центр к предстоящему празднику Пасхи, вынуждены были работать допоздна.
И я всегда пред этим трудным
выбором: как сделать так, чтобы на минимуме площади разместить всех, кому нужен
наш центр. При этом он – муниципальное автономное учреждение, а это значит, что
мы должны сами зарабатывать – на мероприятиях, аренде.
Гостевой дом на большой
площадке за зданием стал бы отчасти решением этой проблемы – двухэтажный
деревянный домик в стиле русской избы. На втором этаже – репетиционный зал и
одновременно – концертно-гостевой. На первом – кухня и трапезная: деревянные
столы, лавки. Чтобы можно было здесь и чаю попить, и мастер-классы кухни разных
народов устраивать. Я заболела мечтой об этом доме.
На все праздники в Кызыле мы
обязательно выходим с национальной кухней, город уже и представить не может,
что ее не будет. То пловом на сто килограммов кормили на площади Арата, то
выставляли стокилограммовые блинные, хлебные дома, составленные из выпечки
разных народов. Спасибо нашему партнеру – кондитерской «Эдем», в которой
реализуются эти наши съедобные проекты.
Дом этот – не просто шедевр
кондитерского искусства, в нем – глубокий смысл. Хлеб – это объединяющее
понятие, которое всем знакомо и близко. Так же, как и чай, поэтому хочу еще
обязательно праздник чая провести.
Убеждена: культура – это
основа, та ниточка, которая свяжет все, что трещит. Когда человек творит –
поет, рисует, танцует – он рождает внутри себя прекрасное и отдает его. А когда
это происходит, и рождается действительно прекрасное, человек уже не может
делать зло.
Есть идея – осуществить
проект межрегиональной академии национальных культур, в которой каждая
национальность могла бы свою культуру показать, гордиться ею и одновременно
знать и соседскую культуру, и понимать ее. Не раздражаясь различиями. Мы
придумали интересную форму реализации, руки чешутся сделать.
И крест, и субурган
–
Уже тесно в рамках одной
республики, на межрегиональную деятельность замахиваетесь?
– А почему – нет? Опыт такой
работы накоплен. Например, у нас крепкая дружба с селом Верхнеусинское Ермаковского
района Красноярского края. Красивейшее место, и люди в нем замечательные. В
этом русском селе живут 48 тувинских семей – 360 человек. И когда Сайлык Тюлюш
и Андрей Тас-оол предложили идею возведения около села буддийского субургана,
односельчане и глава Верхнеусинского Александр Васильевич Екимов их поддержали.
Когда объяснили, что такое субурган, одна пожилая женщина сказала: «Дело
нужное, это ведь то же самое, что наша православная часовня».
Одна
добрая идея породила другую: жители решили поставить близ села еще и большой
православный крест. Он был установлен в День крещения Руси – 28 июля 2013 года,
и в этот же день приехавшие из Кызыла ламы освятили место для будущего
субургана.
В Центре русской культуры
провели благотворительный марафон с концертом, собрали средства на
строительство субургана, а когда приступили к нему, приятно порадовало желание
верхнеусинцев помочь, причем – безвозмездно.
Когда, например, расписали
субурган золотой краской, выяснилось, что она тусклая, не блестит. И верхнеусинский
предприниматель Виктор Черноусов привез нам три баллончика золотой краски,
после которой субурган засверкал так, что любо-дорого.
Так что теперь возле
красноярского села Верхнеусинское и большой православный крест стоит, и
буддийский субурган.
– Национализм в вашем
понимании?
– Отвратительное понятие.
Национализм не в том проявляется, например, что при мне говорят между собой на
тувинском или на другом языке. Ну и пусть, если людям на родном языке проще
выразить друг другу свои мысли.
Национализм – это, прежде
всего, неуважение к другому человеку. Когда национальное самосознание
становится гипертрофированным, это страшно. Я до восьми лет говорила только на
украинском языке, но сегодняшние этнические заморочки в Украине меня
раздражают, это – перегиб.
Никто не лучше другого: ни
по цвету кожу, ни по разрезу глаз, ни по рождению. Когда говорят: я – лучше
всех, потому что моя нация лучше или моя вера лучше – это самый страшный грех.
Фото Ай-кыс Монгуш, Виталия Шайфулина,
Ильи Гладышева и из личного архива Веры
Лапшаковой.
Интервью Надежды Антуфьевой с Верой
Лапшаковой
«Общее, как воздух» войдёт пятьдесят восьмым номером
в пятый том книги «Люди Центра Азии», который выйдет
в свет в июле 2014 года – к
столетнему юбилею единения России и Тувы, столетию города Кызыла.
Фото:
1. Вера Николаевна Лапшакова, директор Центра русской
культуры и председатель совета
Ассамблеи народов Республики Тыва с активистами ассамблеи.
Слева направо Вейсал Сейфал Оглы Акперов, Куттбек Шеймиевич Туюков, Ваан
Геворгович Андросян. Кызыл, 10 апреля 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.
2. Гостеприимный стол киргизской диаспоры. В центре –
руководитель диаспоры Куттбек Туюков, которого все называют Алмазом, и директор
Центра русской культуры, председатель совета Ассамблеи народов Республики Тыва
Вера Лапшакова. Кызыл, 5 апреля 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.
3. Шолбан Кара-оол с красавицами ансамбля «Ойда» – очередной
день рождения Центра русской культуры. Республика Тыва, Кызыл. 8 ноября 2013
года. Фото Виталия Шайфулина.
4. Сашенька Суднишникова – юная солистка ансамбля
«Канитель». Руководитель ансамбля – Ольга Сокольникова. Республика Тыва, Кызыл.
8 ноября 2013 года. Фото Виталия Шайфулина.
5. Общий хлебно-блинный дом от Центра русской культуры.
Республика Тыва, Кызыл, площадь Арата, праздник Масленицы. 2 марта 2014 года.
5. Самодеятельные творческие коллективы Центра русской
культуры после пасхального концерта. Директор центра Вера Лапшакова – в верхнем
ряду в центре. Республика Тыва, Кызыл. 20 апреля 2014 года. Фото Ильи
Гладышева.