газета «Центр Азии» №17 (6 — 12 мая 2011)
Ваше мнение

Мир безграничных возможностей: обучение в США – не мечта, а реальность

7 мая 2011 г.

Мир безграничных возможностей: обучение в США – не мечта, а реальностьМы живем в мире безграничных возможностей.
Девять штатов и двенадцать городов США, одиннадцать высших учебных заведений – всего за три месяца.
Мечта? Нет, реальность.
Мне посчастливилось выиграть грант программы Фулбрайта, крупнейшего фонда Государственного департамента США, и с 20 января по 20 апреля пройти стажировку в международных службах американских университетов.
В группе российских администраторов международного образования (Russian International Education Administrators) представляла Тувинский государственный университет, а мои коллеги – учебные заведения Москвы, Омска, Рязани, Самары, Сочи, Казани, Твери, Ульяновска.
Кызыл – Москва – Атланта (штат Джорджия) – Миннеаполис и Сент-Пол (Миннесота) – Сан-Франциско (Калифорния) – Вашингтон – Аннаполис (Мэриленд) – Нью-Йорк – Монтклэр (Нью-Джерси) – Денвер (Колорадо) – Бойсе (Айдахо) – Сиэтл и Беллингем (Вашингтон) – вот география этой поездки.

So, Welcome You to the United States of America! Добро пожаловать в Соединенные Штаты Америки!
После двенадцатичасового перелета из Москвы «Боинг» приземлился в городе Атланта штата Джорджия.
Первое, что привлекло внимание – абсолютная чистота, везде.
Второе – доброжелательные люди, бесконечно повторяющие «excuse me» – «прошу прощения», хотя и непонятно – за что, «you are welcome» – «всегда рады, добро пожаловать». Ощущение взаимопонимания, радости и свободы.
Первый месяц – интенсивный тренинг в университете Миннесоты. Огромный университетский комплекс расположен в городах Миннеаполис и Сент-Пол, которые называют «Городами-близнецами». Здесь обучаются 51721 студент, из них  – 5167 иностранных.
В международной службе университета – более шестидесяти работников, которые непосредственно работают с иностранными студентами. Программа нашего обучения включала лекции, встречи с сотрудниками, преподавателями и иностранными студентами, культурные мероприятия: посещение театров, музеев.
Штат Миннесоту американцы в шутку называют «холодильником Америки». В конце января – начале февраля здесь было минус 30 градусов. Даже для меня, сибирячки, было холодновато, хотя мои друзья-американцы смеялись: для тебя – это рай.
Миннесота известна ее бывшей хоккейной командой «Minnesota North Stars» – «Северные звезды Миннесоты». Сейчас эта команда играет за штат Техас и называется «Даллас Старз». И, самое главное, Миннесота – это место тысячи озер. 40 из них – в самом городе Миннеаполисе.

В Сан-Франциско штата Калифорния наша группа участвовала в конференции Ассоциации администраторов международного образования – Association International Education Administrators Conference.
Более шестисот сотрудников международных отделов университетов США и 35 стран обсуждали проблемы и перспективы интернационализации университетского образования, сотрудничества университетов мира.
Сан-Франциско – один из красивейших городов Америки. Этому городу, пожалуй, посвящено больше всего песен, в том числе – известный хит Скотта Маккензи «Сан-Франциско». Больше всего мне понравился национальный природный памятник – парк, где растут гигантские секвойи.
Из Сан-Франциско – в столицу Америки – Вашингтон. В течение четырех дней – участие в официальных встречах с представителями Бюро по делам образования и культуры Государственного департамента США, посещение достопримечательностей.
Больше всего вдохновил визит в здание Конгресса США, удивило и порадовало то, что вход во все центральные музеи – бесплатный.
В Нью-Йорке мы жили в историческом районе – Манхэттене, поэтому у нас была возможность посетить достопримечательности города. Одна из впечатляющих улиц Нью-Йорка – Бродвей, самая широкая и длинная улица города. Нашей группе удалось посмотреть мюзикл-шоу «Билли Эллиот» в Имперском театре Бродвея.
Побывали и у главной достопримечательности Нью-Йорка – статуи Свободы» – на острове Свободы, в трех километрах от Манхэттена. Мне удалось подняться на пьедестал статуи и подержать маленький факел. Невероятное ощущение!

Система высшего образования США считается одной из лучших в мире. Высшее образование получают в течение четырех лет в колледже или университете. Они классифицируются на частные и вузы штатов.
Одна из главных особенностей американской системы высшего образования – нет единого общегосударственного стандарта образования. Каждый вуз самостоятельно определяет программы обучения, количество зачетных единиц, правила поступления. И сумму оплаты за обучение.
В основном, сумма зависит от того, из какого штата студент: местный или приезжий. Приезжие платят за обучение в два раза дороже. Примерная стоимость: от 5000 до 60000 долларов за один академический год.
Иностранные студенты платят за обучение в три раза дороже. Стоимость определяется также уровнем престижности университета или колледжа.
Престижными считаются частные вузы: Гарвардский, Пристонский, Йельский, Мичиганский, Стэнфордский, Чикагский, Колумбия, Пенсильвания. Из государственных университетов: Калифорнии (Беркли), Калифорнии (Лос-Анджелес), Миннесота, Вашингтон.
Несмотря на высокую стоимость обучения, поток иностранных студентов в американских вузах увеличивается с каждым годом.
По сведениям Института международного образования (Нью-Йорк), количество иностранных студентов в 2007-2008 учебном году – 623805 человек, а в 2009-2010 учебном году – уже 690923. Из них 127628 студентов – из Китая, 104897 – из Индии, 72153 – из Южной Кореи. Из России – 4827 человек. Россия – на 25 месте в рейтинге студентов, выезжающих на учебу в США.
Учебные заведения создают все необходимые условия для иностранных студентов: комфортные апартаменты, учебная литература, свободный выбор предметов для сдачи зачетных единиц, карточная система обслуживания в библиотеках, ресторанах университетов, бесплатный доступ к Интернету, посещения разнообразных спортивных клубов при университетах.
Кроме того – возможности подработки на неполный рабочий день, отслеживания своей успеваемости на сайте университета, сдачи зачетов через электронную почту.

За три месяца пребывания в США мы посетили крупные университеты и колледжи, образовательные центры.
И, что было особенно важно для меня – Государственный университет Бойсе штата Айдахо, который является партнером Тувинского государственного университета.
В течение пятидневного визита удалось обсудить перспективы двустороннего сотрудничества между Тувинским государственным университетом и университетом Бойсе: обмен студентами, преподавателями, проведение совместных исследований по истории и этнографии тувинцев.
Программа Фулбрайта помогла не только больше узнать о системе образования США, американской культуре, но и дала возможность общения с профессионалами в международной деятельности.
Очень важно изучение американского опыта работы с иностранными студентами, ведь студенты из-за рубежа учатся и у нас в Туве. Сегодня в Тувинском государственном университете обучаются 14 иностранных стажеров и студентов из Австралии, Азербайджана, Нигерии, Монголии и США.

Реальных возможностей обучения в Соединенных Штатах Америки несколько.
Для студентов и преподавателей университетов – участие в программах «Межгосударственная программа: США – Россия (Улучшение научной и образовательной деятельности в сфере высшего образования)», студенческого обмена «IREX» отдела образовательных и культурных программ Государственного департамента США.
Кроме того – программы Фулбрайта Государственного департамента США: стажировки для проведения научно-исследовательской работы, обмена учеными, магистерские, аспирантские, для преподавателей английского языка – программы международного обучения Фонда Форда, Совета международных программ.
Финалисты программ получают гранты для обучения в университетах США, при этом виза, поездка и проживание полностью оплачиваются программами.
Для старшеклассников и молодежи Тувы есть возможность участия в программах «FLEX» Госдепартамента США: возможность годичного обучения в общеобразовательных школах с проживанием в американских семьях. Требования к участникам – учащимся восьмых, девятых, десятых классов – хорошее знание английского языка: грамматика, чтение, аудирование.
Есть программа «Молодые лидеры России и США» (Айрекс-IREX), «Программа поддержки молодежных инициатив» (Айрекс-IREX), программа малых грантов Посольства США в Москве.

Отбор в программы – серьезный, но пройти его – реально. Я, например, прошла три этапа конкурса.
На первом этапе – подачи заявки в режиме он-лайн и отправка документов, которые включали биографию, эссе (описание работы), цель поездки. Второй этап состоял из двух туров: сдача интернет-экзамена на знание английского языка и собеседование с представителями офиса Фулбрайта в Москве. На третьем этапе решение о прохождении в финал принимает головной офис Фулбрайта в Нью-Йорке.
В программах обучения в США могут принять участие все желающие. Одно из важных условий – знание английского языка. И в этом вам помогут – уже нынешним летом.
Для всех желающих совершенствовать английский язык на базе Тувинского государственного университета ежегодно организуются международный летний лагерь для школьников (при финансовой поддержке офиса английского языка Посольства США в Москве) и международная летняя школа по углубленному изучению иностранных языков.
Мы живем в мире безграничных возможностей. Надо просто сделать один шаг, чтобы мечта стала реальностью. Удачи и активного погружения в международное образование, молодежь Тувы!

 

Фото: Преподаватель Тувинского государственного университета Сайзана Товуу со студентами Западно-Вашингтонского университета. США, апрель 2011 года.

Сайзана ТОВУУ, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии, заведующая сектором международных и межрегиональных связей Тувинского государственного университета. sayzanat@mail.ru
http://www.centerasia.ru/issue/2011/17/3870-mir-bezgranichnikh-vozmozhnostey.html