газета «Центр Азии» №46 (19 25 ноября 2010) Люди Центра Азии Нам не нужно изображать любовь20 ноября 2010 г. |
Станислав и Луиза – творческий семейный дуэт. Они вместе уже четырнадцать лет: сыграно множество ролей, получено несметное количество наград, а зрительская любовь измерена овациями, цветами и откровенным обожанием. Что это такое – быть постоянно вместе? На работе и дома, в гастрольных поездках и на официальных мероприятиях, фестивалях, конкурсах, репетициях. Как сохранить нежность, живость в отношениях и посредством театрального искусства рассказать о своей любви тысячам восторженных зрителей? Об этом – интервью со звездной парой: Народным артистом Тувы Станиславом Ирилем и Заслуженной артисткой республики Луизой Мортай-оол.
Никто не дёргает, кроме рыбы
– Станислав, первый вопрос к вам – о детстве. – Обыкновенное детство мальчика из многодетной семьи, родившегося четвертым из пяти детей в семье в селе Хорум-Даг Дзун-Хемчикского района, а вырос в поселке Кызыл-Тайга Сут-Хольского района. К сожалению, родителей я потерял в раннем детстве, и это грусть и печаль всей моей жизни. Меня воспитала бабушка – Тазына Севековна Ондар, рядом были братья Сергей и Альберт, сестры Саяна и Саида, друзья, одноклассники. Много времени посвящал помощи по хозяйству: заготавливал сено, ухаживал за скотом. – Ваше увлечение рыбалкой тоже из детства? – Да. Рыбачить меня научил брат, и это занятие из детской забавы переросло в настоящее хобби. Сейчас рыбалка для меня – главный отдых: никто не дергает, кроме рыбы. – На что ловите? – Тайменя – на мыша, но больше предпочитаю на мошку, и чтобы обязательно – хариус. На Уш-Бельдире, конечно же, сиг – главная рыба. Я частенько выезжаю на природу: вожу своих друзей из других регионов, знаете, как интересно за ними наблюдать! Они в такой восторг приходят от наших красот, такие эмоции, а у меня в душе гордость поднимается за наш родной край. Не мыслю себя без нашей природы: горы, реки, степи и долины – такая красота! Очень люблю бывать у табунщиков: поговорить, услышать новые мелодии, ведь вся моя творческая жизнь подпитывается истинно народным фольклором – это мои корни, моя основа. – Луиза тоже с вами на рыбалку ездит? – Рыбалка – это для мужчин. Я люблю разнообразие компаний: ездил с Орланом Дамба-Хуураком, Алексеем Кууларом, с командой Олега Сарыглара. На аржааны, конечно же, с Луизой. Мы не можем надолго расставаться. В следующей жизни стану балериной
– Луиза, а какой вы были в детстве? – Родом я из Улуг-Хемского района, поселка Кок-Чыраа. Также как и в семье Стаса, нас пятеро: три брата, две сестры, я – самая старшая. Мама моя, Светлана Оюновна Бирилей – учитель русского языка и литературы шагонарской средней школы №2, работает по сей день, папа Сентябрь Донгакович всю свою жизнь проработал в совхозе «Улуг-Хая» инженером-механиком, сейчас на пенсии. Сколько себя помню – всегда танцевала. Родные говорят, что ходить и танцевать начала одновременно, посмотреть на меня собирались все родственники, которые по окончании моих выступлений одаривали конфетами и монетами, так что зарабатывать я начала рано. Мама хорошо шила, она-то и привила мне вкус, умение одеваться, выглядеть красиво. Какие у меня были красивые платья! Но больше всего запомнила сшитые для танцев – беленькая юбочка, такая же маечка. Вот радость-то была! Помню, как перед зеркалом красовалась и танцевала, танцевала, причем – на пальцах, в простых тапочках. А когда училась в шестом классе, у нас появился телевизор, и я впервые увидела балет и белые блестящие тапочки на ногах балерин, уже позже узнала, что их называют пуанты, то мечта танцевать так же, как они, завладела всем моим существом. Я все время просилась в балетную школу, но когда начались наборы, уже не подошла по возрасту. Так и ношу эту детскую мечту в своем сердце. В следующей жизни обязательно стану балериной! – А если сейчас вернуть все назад, и вам бы пришлось выбирать между театром и балетом? – Боюсь даже подумать, но, наверное, я бы изменила театру с балетом. – Но все-таки вы стали актрисой, как это произошло? – В Туву в 1983 году приехала комиссия Московского государственного музыкального училища имени Гнесиных, и я решила попробовать свои силы. Весь прикол, как говорит сейчас молодежь, был в том, что я тогда не пела, а училище-то музыкальное, набирался курс актеров музыкальной комедии. Поначалу меня не хотели принимать, но мудрая женщина, педагог от Бога Евгения Короткова настояла, чтобы меня взяли. – Чем вы ее очаровали? – Ей понравилась моя пластичность, умение двигаться, естественность, наверное. Она так и сказала: ритм чувствует, пластична, а петь научим. Вот и научили. Очень благодарна всем своим педагогам, всем режиссерам, с которыми работала, ведь каждый творческий человек дает тебе что-то новое и интересное. Выжили и выучились– Получается, что вы, Луиза, по специальности – актриса музыкальной комедии, а Станислав – актер театра и кино? – Да. Он – выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства и часто вспоминает эти славные времена. Да вы у него, у самого спросите. Станислав: О! Студенческие годы – это один из самых прекрасных периодов моей жизни, хотя учеба в Санкт-Петербурге пришлась на самый конец восьмидесятых – начало девяностых годов. Смена денег, ваучеры, талоны. Нехватка абсолютно всего: зубной пасты, мыла, табака, самых простых продуктов, не говоря уже о деликатесах. Сам иногда вспоминаю и не понимаю, как мы выжили, выучились. – Да еще и по Европе гастролировали! – Это вы о нашей группе «Ростки»? Это было в 1992 году, вместе с однокурсниками Откуном Достаем и Оолаком Ондаром создали инструментальную группу: играли на национальных инструментах, исполняли горловое пение. Сейчас в это трудно поверить, но нам удалось записать альбом, найти влиятельного продюсера, который организовал нам гастрольный тур по Европе. Были мы в Брюсселе, Гааге, играли на улицах Амстердама. Старая добрая Европа – изобилие и покой, а главное – сказочная красота и сытость. Вот мы там поели! И поиграли: и в клубах, и на улицах. Удача «Росткам» сопутствовала везде. – А на учебу времени хватало? – Хватало, потому что учились мы с огромным желанием. Вы же понимаете, что нам приходилось сложнее, чем русскоязычным студентам, поэтому библиотека была нашим домом родным: читали, читали и еще раз читали. Много работали над актерским мастерством. Надо было работать над речью, осваивать сцендвижение, фехтование, танцы. Руководитель курса Анатолий Самойлович Шведерский, наш мастер, отдавал студентам весь свой талант и душу. Конечно, мы не могли подвести ни его, ни нашу академию – одну из лучших в мире школ театрального искусства. Служение на театре– Поговорим о вашем совместном с Луизой служении на театре. – Правильно вы сказали. В театральном мире не говорят «работаю в театре», а именно – «служу на театре». Может быть, лучше Луиза расскажет и о своих ролях, и о наших общих работах? – Надеюсь, вы не всегда так вместо себя ловко подставляете супругу? – Конечно, нет, только когда что-то легкое и необременительное. – Хорошо, продолжим с Луизой. Что для вас – театр? – Театр для меня – это жизнь, не представляю себя вне сцены. И если регулярно не играю, не чувствую атмосферу зала, то это меня страшно угнетает. Хотя жаловаться мне грех, ролей сыграно немало, причем, очень разных: это Мерандолина из «Трактирщицы» Гольдони, озорная Долумаа из спектакля Кудажи «Проделки Долумы», Ольга Ларина из спектакля «И жизнь, и слезы, и любовь» по «Евгению Онегину» Пушкина. Ой, можно я просто назову еще несколько спектаклей, и все? Потому что много получается, надо же и про работы Стаса и наши совместные рассказать. Дальше – принцесса из сказки «Охотник Кудер» по пьесе Серен-ола. Яркая, запоминающаяся Титания из шекспировского «Сна в летнюю ночь», Беатриче из спектакля «Слуга двух господ» Гольдони в постановке Амаду Мамодакова – алтайского актера и режиссера, активно снимающегося на центральном телевидении и в кино. – А можно поподробнее про Амаду Мамодакова, которого зрители помнят по сериалу «Центральный округ», где он в образе оперативника и в компании таких звезд как Владимир Меньшов, Сергей Горобченко, Татьяна Арнгольдтс, и по культовому фильму «Звезда», где ему досталась роль представителя одного из народов Крайнего Севера. Он в жизни так же обаятелен? – Еще лучше! Умница, интеллигентный, контактный, с великим чувством юмора. В кино он зажат в рамки определенного образа, а в жизни любой человек намного интереснее, пусть даже и с недостатками. Спектакль «Слуга двух господ», который Мамодаков поставил на сцене нашего муздрамтеатра, получился настолько необычный, что вызвал много интересных споров. То, что это – большая удача режиссера и актеров, занятых в постановке – сомнению не подлежит. Наш уголок– С какого спектакля начался ваш актерский дуэт со Станиславом? – Со спектакля «Аргада-Чыыш» – «Собрание в лесу» Хертека Ширин-оола, нашего великого актера, режиссера, драматурга, одного из наших учителей. Это был очень смелый спектакль, на злобу дня, где действующие лица – звери в человеческом обличии, и все прекрасно понимали, какие люди скрываются за образами животных. Это было в 1997 году. Я играла Лису, Стас – Марала. – Близко знающие вас люди утверждают, что именно с этого спектакля начался и ваш семейный дуэт. – Доля правды в этом есть. К тому времени я уже была вдовой: мой первый супруг Айдын Мортай-оол, талантливый актер театра, ушел из жизни молодым. Старший наш сын Ай-Хаан жил с его мамой, тоже талантливой актрисой театра Валентиной Оюновной Мортай-оол. Бабушка так любила старшего внука, который во всем напоминал отца, что с моей стороны было бы жестокостью лишить ее этого счастья – родного человека рядом. И я уступила ее просьбам: Ай-Хаан живет с бабушкой. Младшему сыну Чаяну было шесть лет, и он Стаса принял сразу же. Очень любил к нему в гости ходить и всегда очень ждал его в гости к нам. Официально мы оформили отношения в августе 2001 года, до этого все некогда было в ЗАГС сходить. И с тех пор мы – полноценная семья. – У вас есть семейный талисман, Луиза? – Не талисман, а семейный уголок для уединения, молитв. В тувинской семье, считаю, должен быть такой уголок буддийской веры, и я его в доме сделала, собираю туда все атрибуты. Раньше как-то не придавала этому особого значения, молодая была, а теперь с годами приходит осмысление, хочется оберегать свой домашний очаг. Со всеми своими радостями и горестями мы идем в этот уголок молитв. Особенно – перед важными делами, перед дорогой. И я, и Стас, и сын наш Чаян – все мы почитаем и оберегаем наш уголок. Особое место в судьбе– Каждая тувинская актриса мечтает сыграть Кару в спектакле «Хайыраан бот» («Кара и Седип») Виктора Кок-оола. Вам это удалось, да еще в паре с любимым человеком. Это помогало? – Да. Спектакль занял совершенно особое место в нашей судьбе. Нам не нужно было изображать любовь, она присутствовала рядом, я ощущала ее в каждом взгляде, прикосновении и отвечала тем же. Этот легендарный спектакль – визитная карточка нашего театра, это что-то такое, без чего ты не мыслишь ни себя, ни своей работы. В разные годы многие режиссеры ставили этот спектакль. Нам посчастливилось поработать над этим материалом под руководством Народного артиста Тувы, Заслуженного артиста России Алексея Кара-ооловича Ооржака. В его версии – это красивая легенда, где все построено на тончайших сравнениях, философски и мудро. Режиссер, как творец, имеет право на собственное мнение, несмотря на привычку зрителей к другой трактовке. – Сыграв в спектакле «Кара и Седип» влюбленную пару, вы навсегда вошли в историю тувинского театра. Можно это назвать пределом мечтаний? – Предела для мечты нет. Осуществив одно, сразу думаешь о другом, а со временем мечты меняются. В юности мечтала играть Джульетту, теперь, если и сыграю, то, скорее всего, ее нянюшку. Но мечтать надо, чтобы было к чему стремиться. Не надо слишком часто возвращаться назад– Станислав, теперь – о ваших работах. – Все свои роли я люблю, но выделяю образ молодого Субедея из спектакля «Кто ты, Субедей – Маадыр?» по пьесе Эдуарда Мижита. Моего героя в зрелом возрасте играл Хертек Олбезекович Ширин-оол, актер, не терпевший малейшей неточности, требовательный и жесткий. Моя задача состояла в том, чтобы не быть слабее и не испортить созданный им образ исторической личности. Конечно же, роль Седипа, но не буду повторяться, Луиза все правильно рассказала об этой работе. Надо вспомнить и о роли Санчо Панса в «Дон Кихоте», и о табунщике Бала из спектакля «Вернись, мой друг, вернись». – Это роль, за которую вы получили высокую награду на фестивале «Сибирский транзит» в 2002 году? – Верно, был такой факт в моей биографии. А из последних работ – конечно же, Кудус-оол из спектакля «Культегин». Особенно мне нравится характеристика моего героя: то ли шаман, то ли сумасшедший. Образ сложный, но яркий, сильный и очень наполненный по внутреннему ощущению. Ролей было много, и рассказу о них можно посвятить много времени, но не надо слишком часто возвращаться назад, лучше думать о том, что ждет впереди. Душа песни просит
– Обозначим еще одну грань вашего со Станиславом семейного творчества – вокальный дуэт. Когда вы запели вместе? Луиза: Стали вместе жить и запели. Мы поем не только на работе, но и дома, в машине едем – тоже поем. Душа песни просит. Станислав: Пение – это порыв души. Пою – всегда. И друг у друга мы учимся постоянно. Я думаю, когда кончается процесс взаимного обучения, кончается и общение. Потому что брать нечего и отдавать нечего. И не хочется. – Знаю, что в становлении дуэта Ириль – Мортай-оол огромное участие принимала ныне покойная Серафима Андреевна Калинина. Станислав: Это так. И мы Серафиме Андреевне очень благодарны. Светлая ей память. – Какая из исполняемых вами песен самая любимая? Станислав: «Эглип Келем» – «Возвращайся», слова и музыка Альберта Хомушку. – А не хотелось бы исполнить что-нибудь этакое, не свойственное вам, или боитесь быть не понятыми? Станислав: Боязни нет, но надо сделать так, чтоб уж наверняка, не хочется огорчать своих зрителей. Хотя мы – люди азартные, если уж загоримся, то что-нибудь придумаем. Абсолютно счастлив только кретин
– Станислав, вы считаете себя счастливым человеком? – Абсолютно счастливым всю жизнь может быть только кретин. Человеческая особенность в том, что мы постоянно ищем счастья. У меня была масса счастливых минут. Кто-то из известных мыслителей сказал, что дружба с великим человеком – дар богов. Мне посчастливилось дружить с Олегом Сарыгларом. Дорожу каждым днем, когда нам удавалось быть вместе. Мне посчастливилось работать и общаться с такими талантливыми людьми как Алексей Ооржак и Валерий Шульга, выходить на сцену с такими великими талантами как Хертек Ширин-оол и Александр Салчак. Меня окружают весьма глубокие и жаждущие знаний люди. И это не просто счастливейшие минуты, а дни, часы. Иногда и мгновения запоминаются на всю жизнь, и в них ощущается вечность. Жизнь продолжает преподносить мне множество интересных счастливых встреч и уроков. Главный вывод, который сделал – очень важно и очень сложно оставаться человеком. – А чего вам не хватает? – Всегда вспоминаю свою маму, мне ее очень не хватает. Братья, сестры – это хорошо, но мама – святое. Когда вижу черствое отношение к матери, мне всегда хочется сказать этому человек: береги свою маму, она – самое дорогое в жизни. А в работе мне не хватает времени, иногда – терпения. Неважно где ты был, важно, куда ты возвращаешься– А как у вас с доверием? Присутствует ли в семье такой порок – ревность? Станислав: Если честно, то я немного ревнивый. У Луизы есть поклонники, которые дарят цветы, актрисы не могут без этого. Стараюсь реагировать на них спокойно, такая уж у нее работа. Но одну не оставляю, на все встречи и концерты ездим вместе. Луиза – мой тыл, о котором я всегда мечтал, мне нравится ее способность обеспечить в семье уют и покой, хотя она иногда и бывает очень взрывной. А я сам стараюсь не давать повода для ревности. Хотя, по большому счету, и это не главное. Моя жена говорит так: «Неважно, где ты был, важно, куда ты возвращаешься». Луиза: Мужчина – собственник – не для меня. Стас дает мне возможность пококетничать, это очень мудро – именно когда тебе дают свободу, никогда и не захочешь ею воспользоваться. А ревную ли я? Наверное – да. Мне, кажется, ревность присутствует в каждом человеке, просто не надо на этом зацикливаться, а больше доверять. – Луиза, у вас и у Станислава множество разных наград и званий, а мы как-то не поговорили на эту тему. – И не будем. Наши достижения – это наши роли, наши песни. Любовь зрителей не сравнится ни с чем. Не скрою, получать дипломы и призы очень даже приятно, и мы радуемся не только за себя, но и за своих коллег, которые получают заслуженное признание. – Станислав, вы с Луизой – лауреаты государственной премии Тувы имени Хургулек Конгар. Это вам льстит? – Я не совсем понимаю это слово – льстит. Мы работали, наше творчество оценили, мы довольны. – А что вы первым делом купили на полученную премию для своей семьи, Луиза? – Большой красивый холодильник, я так давно такой хотела. Удивительные страны– Знаю, как вы любите наши родные места, но если бы вам предложили на выбор любую страну, какой бы вы отдали предпочтение, Станислав? – Отвечаю – Японии. Удивительная страна, недаром же говорят, что японцы произошли от инопланетян. Там иначе: отношение к жизни, пища, дороги, чувство ответственности перед обществом и природой. Глубоко философское отношение к миру и отсутствие такой простой вещи – пыли. А их чайные церемонии! А любование сакурой! Яркая ассоциация с одним из первых спектаклей, сыгранных на тувинской сцене – «Масляный ад» Тикамацу. Когда был в Японии, всегда об этом вспоминал. В Японии одеваются просто, так как очень жарко, кофе пьют холодным, даже в аэропорту нас встречали ледяным кофе. Когда наш самолет садился, глядя в иллюминаторы, думали, что падаем в океан: он садился прямо на воду, взлетная полоса – на воде. Смотришь: справа – вода, слева – вода, вместо горизонта – тоже вода, и очень много кораблей. Удивило, как японцы любят карликовые деревья, как они их украшают. На фруктовых деревьях каждый фрукт бумажкой обворачивают, и так весь сад. Очень поразило – все делают гимнастику: на улице, в парках, скверах. Где находятся, там и делают упражнения. Так здорово: здоровый образ жизни. Жили мы в маленьких домиках: тишина, спали на полу. Снаружи домики выглядят под старину, а внутри – современная техника. Солнце встает рано-рано утром, действительно – Страна восходящего солнца. Выхожу на улицу, а там сидит кот, в Японии это священное животное, он на меня так важно глянул, как бы поприветствовал. Мы в Японию ездили с Надеждой Куулар, с нами трое танцоров: по приглашению на «Экспо-2005», где мы представляли Россию. Все страны показывали свои достижения, а мы представляли горловое пение. В финале во время нашего выступления подключился целый национальный оркестр, а потом включились барабанщики, а потом и все участники, и пошла такая импровизация на тувинскую тему! На поле начали танцевать, танцевали все, от мала до велика, такое запоминающееся зрелище. Удивительная страна. Побывав там однажды, навсегда влюбился в нее. – А вы, Луиза, где бы хотели пожить, кроме Тувы? – Точный ответ дать не могу, но очень понравилась Турция. Солнце, пальмы, кипарисы, ажурные минареты, множество магазинчиков, базарчиков и лавочек. Удивительный запах специй и свежего кофе, который варят на каждом углу и подают в каждом магазинчике. Все это увидела и ощутила в этом году во время поездки в старинный турецкий город Адана, где наш театр на двенадцатом Международном театральном фестивале представлял не только Туву, но и всю Россию. Бросок из зимы в лето, после сибирских морозов попадаешь в сказочный мир с мечетями и старинными улочками, цветущими деревьями и Средиземным морем. Полный восторг, я даже однажды ущипнула себя за руку: не сон ли это? Все стремительно, эмоционально, на таком подъеме и спектакль «Культегин» был отыгран. Множество жизней– Станислав, актерская жизнь – это… – Ни минуты покоя. Актер – это не профессия, это призвание: жить чужой жизнью, обыгрывать чужие чувства и проживать множество жизней, как свою. – Луиза, ваш основной жизненный вывод? – Безвыходных положений нет, всегда надо искать выход. Кто ищет – всегда найдет. – Любимый цвет? Станислав: Белый. Луиза: Красный. – Любимая пища? Станислав: Хлеб. Луиза: Жареная картошка. – Вид спорта? Станислав: Хуреш. Луиза: Хуреш. – Любимый праздник? Станислав: Международный день театра. Луиза: Новый год. – Любимый композитор? Станислав: Китаро, Япония. Луиза: Чайковский, Россия. – Время года? Станислав: Лето. Луиза: Осень. – Пожелание людям? Станислав: Творчества! Луиза: Любви! Фото автора, из личного архива Станислава Ириля и Луизы Мортай-оол и архива газеты «Центр Азии». Фото: 2. Фирменная улыбка Луизы. 3. «Дон Кихот» на сцене Тувинского музыкально-драматического театра. Дон Кихот – Эдуард Ондар (младший), Санчо Панса – Станислав Ириль. 2008 год. 4. Сцена из спектакля «Кто ты, Субедей – Маадыр?» Субедей – Станислав Ириль, жена Субедея – Луиза Мортай-оол, их сын – Дамба Кан-оол, а первым исполнителем этой роли был Чаян Мортай-оол. 2006 год. 5. Стремительно и эмоционально. Стас и Луиза – в волнах Средиземного моря. Турция, март 2010 года. 6. Звездная пара – Станислав Ириль и Луиза Мортай-оол. |
Беседовала Людмила ВОЛОШИНА http://www.centerasia.ru/issue/2010/46/3652-nam-ne-nuzhno-izobrazhat-lyubov.html |