газета «Центр Азии» №13 (3 9 апреля 2009) Люди Центра Азии Бусы, серьги и кинжал4 апреля 2009 г. |
Костюмы аржаанского царя и его супруги были реконструированы специалистами Эрмитажа на основе точно зафиксированного археологами расположения золотых украшений одежд. Приблизительное представление об этих костюмах дают манекены, экспонировавшиеся на выставках в Эрмитаже и в музеях Германии. Фотографии манекенов можно увидеть в Национальном музее республики Тува в первом зале аржаанской экспозиции. Увидеть – и сделать кое-какие интересные выводы. Об особенностях мужского наряда мы уже рассказывали в предыдущем очерке. Теперь сравним его с женским.
Спутница скифского властителя занимала почти равное с ним положение в мире живых и в мире мертвых.
И выполнены они были в несколько более простой, нежели литье, технике тиснения. Они образовывали необычный узор – пламевидный, со свисающими вниз языками. Попытаемся представить себе, как выглядели обряженные для погребальной церемонии фигуры царя и царицы. Горящие золотым огнем головные уборы, округлый мужской и высокий женский, ниспадали на плечи, соприкасаясь с плечевыми накидками. Накидки эти, что-то вроде плащей, оформлены по нижнему краю фестонами, напоминающими языки пламени. На них – цепочки золотых зверей, сливающиеся в круговороте огневидного орнамента. Тяжелые серьги с нитями бус дополняли верх женского наряда. А низ – это золотые штаны, золотые обкладки обуви, тоже с украшениями в виде языков огня. Все это пламенеет на солнце, создавая ощущение огненного вихря. К сожалению, мы не знаем и никогда не узнаем, каких цветов были плащи, кафтаны, рубашки погребенных, были ли они украшены пестрыми аппликациями и оторочены разноцветными мехами. Но точно знаем, что в цветовой гамме женского наряда золотое изобилие дополнялось мягким свечением янтаря, небесным цветом бирюзы и темно-золотистым блеском пирита.
Об этом рассказывает Константин Чугунов: «В районе грудной клетки погребенной, среди золотых бляшек костюма также найдено большое количество разнообразных бус. Здесь обнаружены мелкие Вероятно, было значительное количество стеклянных бус, для которых микроклимат могилы оказался губителен и сохранились только их мелкие обломки. Возможно, бусами был вышит нагрудник. Наличие нагрудника косвенно подтверждает расположение крупных бирюзовых и янтарных бусин каплевидной формы, а также золотых округлых подвесок, группирующихся в районе пояса и перед грудью погребенной. Они могли быть нашиты на нижний край нагрудника. Здесь же, в группах по три экземпляра, найдены биконические золотые подвески. Либо они украшали нагрудник, либо были вплетены в косы. К личным украшениям женщины относится браслет в виде витой золотой цепочки, найденный на ее левом запястье. Он был обнаружен после удаления правого крыла таза мужчины, которое упало в процессе разложения тел». Нагрудник, аналогичный тому, о котором говорит Чугунов, был найден в Пятом Пазырыкском кургане (Горный Алтай) в 1949 году. Пазырыкский нагрудник представлял собой весьма яркое и пестрое дополнение к женскому наряду: разноцветные меха, узоры из крашеной кожи, золотые бараньи головки. Если костюм аржаанской царицы украшал подобный предмет, да еще расшитый бусинами из бирюзы, янтаря, пирита и цветного стекла, то общий вид этого костюма был куда пестроцветнее, чем это изображено на реконструкциях, сделанных в Эрмитаже.
Янтарь, украшавший некогда перси царицы, был подвергнут специальному лабораторному анализу.
Что касается стеклянных бусин, то они в те давние времена производились только в одном уголке вселенной: в Восточном Средиземноморье, в Финикии. Тоже не ближний свет. Заметьте: еще не существует классическая Эллада, Рим – крохотный городишко, затерянный в волчьих дебрях Лация. Еще не родился Сиддхарта Гаутама, которому суждено стать Буддой; и человечество не знает ни алфавитного письма, ни монеты. И в это время неведомые нам люди совершают путешествия через горные хребты и великие реки, буквально – «за тридевять морей», доставляют царям и царицам центрально-азиатской Скифии ценные товары с балтийских и средиземноморских берегов.
Рассматривая наряд царицы, невозможно не вспомнить о еще одном предмете, который, правда, был найден лежащим отдельно.
Пектораль удивительно современна по дизайну. Выстави ее сейчас на самой престижной ювелирной экспозиции мира – и она будет иметь несомненный успех. Многие, многие светские модницы будут мечтать украсить свою шею золотым полумесяцем из сокровищницы аржанской царицы. Пектораль почему-то не была надета на шею усопшей, а повешена в западном, «женском» углу погребального сруба на вертикальную жердь, вставленную в пол. Истлели кожаные ремешки, на которых пектораль висела, обломилась и упала жердь, и золотой полумесяц оказался на полу. На нем мы снова видим образы зверей, только они не лежат и не идут плавно, а мчатся в сумасшедшем галопе. Их образы подчинены экспрессии стремительного бега: задние ноги отброшены назад и удлинены по сравнению с передними, поджатыми. Головы копытных высоко подняты, их черты упрощены и сильно стилизованы. Летящая стремительность их поз подчеркнута тем, что фигуры не примыкают друг к другу плотно, как на шпильках и гривне. Разделяющее их пространство заполнено резным вихревым орнаментом. Куда и от кого мчатся олени, косули, козлы и кабаны? Вот хищники, настигающие их гигантскими прыжками: знакомый нам зверь из породы кошачьих и новый, невиданный образ с тяжелой мордой и острыми ушами. Кто это? Волк? Помесь волка с медведем? Неведомый, но страшный хищник мчится по пятам за ветвисторогим оленем. Образ оленя выделяется из общего ритма: он расположен в самом центре пекторали, в нижнем, более широком ряду, и поэтому он крупнее и заметнее всех остальных животных. Важная деталь обоих костюмов – пояса, портупеи и ножны с кинжалами и наборами ножей. Скифы были прежде всего воинами, причем, не только мужчины, но и женщины. Во То, что осталось от царского оружия из Аржаана-2, собрано в отдельной витрине. Это два кинжала (специалисты называют их акинаками), четыре ножа, золотые украшения ремней и ножен. Акинак аржаанского царя массивнее, крупнее, чем у царицы, и украшен он богаче. Этот кинжал – один из самых удивительных экспонатов аржаанской коллекции. Собственно, это, скорее, не кинжал а короткий меч: его длина 38 см, а вместе с ножнами – около 45 см. Он сделан из железа, что уже само по себе необычно: до сих пор считалось, что скифы стали использовать железо лишь на исходе своей истории, на три-четыре столетия позже аржаанской эпохи. Напомним читателю, что курган Аржаан-2 датируется серединой VII века до н.э. В те времена железо было редкостью, и ценилось, пожалуй, дороже золота. Середина клинка и вся поверхность рукояти, навершия и гарды покрыты изображениями, среди которых можно вновь различить знакомых нам животных. Два страшных тигра терзают косулю. Их симметрично изогнутые тела образуют гарду и навершие рукояти. Вдоль оси рукояти и клинка ползут друг за другом копытные и хищники. По краям их образы переходят в вихревой орнамент. Эти изображения выполнены из тончайшей золотой нити и золотой фольги, закрепленной на железной поверхности каким-то загадочным способом. Во всяком случае, специалистам Эрмитажа так и не удалось до конца раскрыть секрет их изготовления. А ведь технология эта настолько совершенна, что позволила золотым зверям пережить двадцать семь столетий, на протяжении которых гладкая железная поверхность превратилась в бугристое поле ржавчины.
Акинак, да и все остальные выполненные из железа и инкрустированные золотом предметы из аржаанской коллекции – не только шедевры древнескифского искусства, Там, где в погребении находилось железо (на поясах царя и царицы и в северном углу сруба, где лежали стрелы и чекан), перед археологами предстали спекшиеся комки бурой ржавчины, готовой рассыпаться в труху при первом же прикосновении. Извлечь эти бесформенные конгломераты из погребения удалось с большим трудом, а обнаружить золотой рисунок и восстановить его стало возможно только в реставрационных лабораториях Эрмитажа. Реставрация одного только царского акинака продолжалась больше года. Повозиться пришлось и с маленьким изящным женским кинжалом, и с ножами, рукояти которых тоже покрыты золотым орнаментом. Зато теперь они представляют собой одно из лучших украшений экспозиции Национального музея Республики Тыва. Не менее удивительны и насыщены информацией другие предметы вооружения аржаанского царя. Это целый оружейный набор: чекан, лук, стрелы, футляр-горит, портупейные ремни. Часть этих предметов выставлена в соседней витрине. О них и о заключенных в них тайнах мы расскажем в следующий раз.
(Продолжение: «Полет волшебной стрелы» – в № 15 от 17 апреля)
Фото: 1. Пектораль. 2. Акинак (мужской кинжал) до реставрации. 3. Акинак в ходе реставрации. 4. Акинак после реставрации. 5. Акинак после реставрации. Фрагмент. Фото 2, 3, 4, 5 стоят рядом 6. Женский кинжал после реставрации. 7. Козлик. Украшение ножен женского кинжала. |
Анджей ИКОННИКОВ-ГАЛИЦКИЙ http://www.centerasia.ru/issue/2009/13/2539-busi-sergi-i-kinzhal.html |