газета «Центр Азии»

Пятница, 4 октября 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2009 >ЦА №13 >Бусы, серьги и кинжал

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

http://john-gold.ru/ - модные парные кольца в Москве. . Настоящие коралловые бусы ручной работы

Бусы, серьги и кинжал

Люди Центра Азии ЦА №13 (3 — 9 апреля 2009)

Бусы, серьги и кинжал(Продолжение. Начало в № 8 от 27 февраля, № 9 от 6 марта, № 10 от 13 марта, № 11 от 20 марта)

Костюмы аржаанского царя и его супруги были реконструированы специалистами Эрмитажа на основе точно зафиксированного археологами расположения золотых украшений одежд. Приблизительное представление об этих костюмах дают манекены, экспонировавшиеся на выставках в Эрмитаже и в музеях Германии.

Фотографии манекенов можно увидеть в Национальном музее республики Тува в первом зале аржаанской экспозиции. Увидеть – и сделать кое-какие интересные выводы.

Об особенностях мужского наряда мы уже рассказывали в предыдущем очерке. Теперь сравним его с женским.

 

Спутница скифского властителя занимала почти равное с ним положение в мире живых и в мире мертвых.

Бусы, серьги и кинжалОб этом говорит тот факт, что ее одежды были декорированы в общем-то так же, как у ее супруга. Такие же величественные хищники неподвижно ступали по укрывавшей ее плечи накидке, только было их чуть поменьше – 2293 золотых пантеры.

И выполнены они были в несколько более простой, нежели литье, технике тиснения. Они образовывали необычный узор – пламевидный, со свисающими вниз языками.

Попытаемся представить себе, как выглядели обряженные для погребальной церемонии фигуры царя и царицы. Горящие золотым огнем головные уборы, округлый мужской и высокий женский, ниспадали на плечи, соприкасаясь с плечевыми накидками.

Накидки эти, что-то вроде плащей, оформлены по нижнему краю фестонами, напоминающими языки пламени. На них – цепочки золотых зверей, сливающиеся в круговороте огневидного орнамента.

Тяжелые серьги с нитями бус дополняли верх женского наряда. А низ – это золотые штаны, золотые обкладки обуви, тоже с украшениями в виде языков огня. Все это пламенеет на солнце, создавая ощущение огненного вихря.

К сожалению, мы не знаем и никогда не узнаем, каких цветов были плащи, кафтаны, рубашки погребенных, были ли они украшены пестрыми аппликациями и оторочены разноцветными мехами. Но точно знаем, что в цветовой гамме женского наряда золотое изобилие дополнялось мягким свечением янтаря, небесным цветом бирюзы и темно-золотистым блеском пирита.

Об этом рассказывает Константин Чугунов:

«В районе грудной клетки погребенной, среди золотых бляшек костюма также найдено большое количество разнообразных бус. Здесь обнаружены мелкие Бусы, серьги и кинжалцилиндрические бусы из бирюзы и янтаря, граненые просверленные кристаллы пирита, небольшие золотые бусы, спаянные из двух половинок.

Вероятно, было значительное количество стеклянных бус, для которых микроклимат могилы оказался губителен и сохранились только их мелкие обломки. Возможно, бусами был вышит нагрудник.

Наличие нагрудника косвенно подтверждает расположение крупных бирюзовых и янтарных бусин каплевидной формы, а также золотых округлых подвесок, группирующихся в районе пояса и перед грудью погребенной. Они могли быть нашиты на нижний край нагрудника.

Здесь же, в группах по три экземпляра, найдены биконические золотые подвески. Либо они украшали нагрудник, либо были вплетены в косы.

К личным украшениям женщины относится браслет в виде витой золотой цепочки, найденный на ее левом запястье. Он был обнаружен после удаления правого крыла таза мужчины, которое упало в процессе разложения тел».

Нагрудник, аналогичный тому, о котором говорит Чугунов, был найден в Пятом Пазырыкском кургане (Горный Алтай) в 1949 году.

Пазырыкский нагрудник представлял собой весьма яркое и пестрое дополнение к женскому наряду: разноцветные меха, узоры из крашеной кожи, золотые бараньи головки.

Если костюм аржаанской царицы украшал подобный предмет, да еще расшитый бусинами из бирюзы, янтаря, пирита и цветного стекла, то общий вид этого костюма был куда пестроцветнее, чем это изображено на реконструкциях, сделанных в Эрмитаже.

Янтарь, украшавший некогда перси царицы, был подвергнут специальному лабораторному анализу.

Бусы, серьги и кинжалПо составу присутствующих в нем кислот удалось определить, что это янтарь балтийский. Это значит, что уже в VII веке до н.э. между Центральной Азией и Северной Европой – а это расстояние в пять-шесть тысяч километров – существовали торговые связи, функционировали пути сообщения.

Что касается стеклянных бусин, то они в те давние времена производились только в одном уголке вселенной: в Восточном Средиземноморье, в Финикии. Тоже не ближний свет.

Заметьте: еще не существует классическая Эллада, Рим – крохотный городишко, затерянный в волчьих дебрях Лация. Еще не родился Сиддхарта Гаутама, которому суждено стать Буддой; и человечество не знает ни алфавитного письма, ни монеты.

И в это время неведомые нам люди совершают путешествия через горные хребты и великие реки, буквально – «за тридевять морей», доставляют царям и царицам центрально-азиатской Скифии ценные товары с балтийских и средиземноморских берегов.

Рассматривая наряд царицы, невозможно не вспомнить о еще одном предмете, который, правда, был найден лежащим отдельно.

Бусы, серьги и кинжалЭто шейное украшение в виде полумесяца – пектораль, вырезанная из толстого золотого листа и украшенная необычными изображениями. Сейчас она красуется в отдельной витрине в центре зала специального хранения тувинского Национального музея.

Пектораль удивительно современна по дизайну. Выстави ее сейчас на самой престижной ювелирной экспозиции мира – и она будет иметь несомненный успех. Многие, многие светские модницы будут мечтать украсить свою шею золотым полумесяцем из сокровищницы аржанской царицы.

Пектораль почему-то не была надета на шею усопшей, а повешена в западном, «женском» углу погребального сруба на вертикальную жердь, вставленную в пол.

Истлели кожаные ремешки, на которых пектораль висела, обломилась и упала жердь, и золотой полумесяц оказался на полу. На нем мы снова видим образы зверей, только они не лежат и не идут плавно, а мчатся в сумасшедшем галопе. Их образы подчинены экспрессии стремительного бега: задние ноги отброшены назад и удлинены по сравнению с передними, поджатыми.

Головы копытных высоко подняты, их черты упрощены и сильно стилизованы. Летящая стремительность их поз подчеркнута тем, что фигуры не примыкают друг к другу плотно, как на шпильках и гривне. Разделяющее их пространство заполнено резным вихревым орнаментом.

Куда и от кого мчатся олени, косули, козлы и кабаны? Вот хищники, настигающие их гигантскими прыжками: знакомый нам зверь из породы кошачьих и новый, невиданный образ с тяжелой мордой и острыми ушами.

Кто это? Волк? Помесь волка с медведем? Неведомый, но страшный хищник мчится по пятам за ветвисторогим оленем. Образ оленя выделяется из общего ритма: он расположен в самом центре пекторали, в нижнем, более широком ряду, и поэтому он крупнее и заметнее всех остальных животных.

Важная деталь обоих костюмов – пояса, портупеи и ножны с кинжалами и наборами ножей.

Скифы были прежде всего воинами, причем, не только мужчины, но и женщины. Во Бусы, серьги и кинжалвсяком случае, оружие нередко находят в погребениях знатных скифских дам.

То, что осталось от царского оружия из Аржаана-2, собрано в отдельной витрине. Это два кинжала (специалисты называют их акинаками), четыре ножа, золотые украшения ремней и ножен.

Акинак аржаанского царя массивнее, крупнее, чем у царицы, и украшен он богаче. Этот кинжал – один из самых удивительных экспонатов аржаанской коллекции. Собственно, это, скорее, не кинжал а короткий меч: его длина 38 см, а вместе с ножнами – около 45 см.

Он сделан из железа, что уже само по себе необычно: до сих пор считалось, что скифы стали использовать железо лишь на исходе своей истории, на три-четыре столетия позже аржаанской эпохи.

Напомним читателю, что курган Аржаан-2 датируется серединой VII века до н.э. В те времена железо было редкостью, и ценилось, пожалуй, дороже золота. Середина клинка и вся поверхность рукояти, навершия и гарды покрыты изображениями, среди которых можно вновь различить знакомых нам животных.

Два страшных тигра терзают косулю. Их симметрично изогнутые тела образуют гарду и навершие рукояти. Вдоль оси рукояти и клинка ползут друг за другом копытные и хищники. По краям их образы переходят в вихревой орнамент.

Эти изображения выполнены из тончайшей золотой нити и золотой фольги, закрепленной на железной поверхности каким-то загадочным способом. Во всяком случае, специалистам Эрмитажа так и не удалось до конца раскрыть секрет их изготовления. А ведь технология эта настолько совершенна, что позволила золотым зверям пережить двадцать семь столетий, на протяжении которых гладкая железная поверхность превратилась в бугристое поле ржавчины.

Акинак, да и все остальные выполненные из железа и инкрустированные золотом предметы из аржаанской коллекции – не только шедевры древнескифского искусства, Бусы, серьги и кинжално еще и памятник эрмитажным реставраторам.

Там, где в погребении находилось железо (на поясах царя и царицы и в северном углу сруба, где лежали стрелы и чекан), перед археологами предстали спекшиеся комки бурой ржавчины, готовой рассыпаться в труху при первом же прикосновении.

Извлечь эти бесформенные конгломераты из погребения удалось с большим трудом, а обнаружить золотой рисунок и восстановить его стало возможно только в реставрационных лабораториях Эрмитажа.

Реставрация одного только царского акинака продолжалась больше года. Повозиться пришлось и с маленьким изящным женским кинжалом, и с ножами, рукояти которых тоже покрыты золотым орнаментом. Зато теперь они представляют собой одно из лучших украшений экспозиции Национального музея Республики Тыва.

Не менее удивительны и насыщены информацией другие предметы вооружения аржаанского царя. Это целый оружейный набор: чекан, лук, стрелы, футляр-горит, портупейные ремни.

Часть этих предметов выставлена в соседней витрине. О них и о заключенных в них тайнах мы расскажем в следующий раз.

(Продолжение: «Полет волшебной стрелы» – в № 15 от 17 апреля)

Фото: 1. Пектораль.

2. Акинак (мужской кинжал) до реставрации.

3. Акинак в ходе реставрации.

4. Акинак после реставрации.

5. Акинак после реставрации. Фрагмент.

Фото 2, 3, 4, 5 стоят рядом

6. Женский кинжал после реставрации.

7. Козлик. Украшение ножен женского кинжала.

Анджей ИКОННИКОВ-ГАЛИЦКИЙ

 (голосов: 6)
Опубликовано 4 апреля 2009 г.
Просмотров: 11457
Версия для печати

Также в №13:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru