газета «Центр Азии» №10 (13 — 19 марта 2009)

ИСТОКИ МОРЯ КРОВИ.Чингисхан – без тайны

14 марта 2009 г.

altДождались. Фильм Андрея Борисова «Тайна Чингис Хаана» выпущен в прокат.

Его особенно ждали в Туве.

Еще бы, это первая за несколько десятилетий картина, в которой снята большая группа тувинских артистов. И в самой главной роли – тоже актер Тувинского музыкально-драматического театра, реально претендующий, уже в двадцать первом веке, на мировую славу Максима Мунзука двадцатого века.

 

Его снимали два с половиной года – с апреля 2005 по сентябрь 2007. В том числе и в Туве – в июле-августе 2005.

Потом долго монтировали, озвучивали. Рекламировали и продвигали.

И вот 11 марта 2009 года в Москве, премьерой в кинотеатре «Пушкинский» фильм начал свою прокатную жизнь. С 12 марта его уже могут увидеть в кинотеатрах России все желающие. И очароваться или разочароваться «Тайной Чингис Хаана» – в зависимости от вкуса.

Именно в таком написании – Чингис Хаан. Андрей Борисов, а это первый фильм театрального режиссера и министра культуры Якутии, выбрал монгольско-якутское правописание титула, придуманного для себя Темучином. «Чингис» («тенгис») – море, «хаан» можно перевести и как «правитель», «князь», и как «кровь».

А образно это можно перевести, как угодно. Правитель степного моря. Князь крови. Князь моря крови.

И правописание можно выбрать на свой вкус. Чингис Хаан, как у Борисова. Чингисхан – как в Большом энциклопедическом словаре. Чингиз-хан, как у писателя Василия Яна.

Впрочем, самому носителю титула было бы абсолютно все равно, ведь он ни писать, ни читать не умел.

Зато завоевал целую империю – от Пекина до Каспия. Цена империи – 18 миллионов человеческих жизней. «Всего лишь» в три с половиной раза меньше, чем в развязанной Гитлером Второй мировой войне: 62 миллиона погибших.

Впрочем, это море крови большого похода на юг и запад в фильме деликатно не фигурирует – только его истоки.

ИСТОКИ МОРЯ КРОВИ.Чингисхан – без тайныДетство и юность, взросление, любовь к первой жене Борте и бесконечные междоусобные войны за женщин, скот, власть в монгольской степи. Летят стрелы, льется слишком алая бутафорская кровь, и падают на землю отрубленные резиновые головы.

Кровь врага, хлынувшая на белую рубаху беременной жены. Алое на светлом – поэзия жестокости, обычной для того времени. Увы, не только для того.

Батальные сцены – при минимуме всадников – эффектны. Без компьютерного размножения войска. Здесь брали не количеством, а качеством. И никакого пластика, оружие и доспехи на каждом воине из массовки – натуральные, вес – 15-20 килограммов.

В замедленном ритме первых сцен – малыш, неуверенно выходящий из темноты юрты в степь и писающий там – ощущается влияние Тарковского.

Но в чем все же тайна Князя моря крови? Без разъяснения отца фильма этого не понять.

И это пояснение Андрей Борисов дал тувинскому зрителю в Кызыле – 27 февраля, на закрытом просмотре в кинотеатре «Отчугаш», подчеркнутая скромность которого резко диссонировала с величественностью представленного зрелища.

Андрей Савич раскрыл свой главный закодированный замысел: «Тайна Чингисхана в том, что ему покровительствовал сам Бог-отец, христианский Бог».

Символизирует это неожиданное покровительство брат Иоанн – католический миссионер, проповедующий в монгольской степи детям и взрослым. Актер, очень похожий на Иисуса Христа, проходит через весь фильм, и его не берут ни летящие стрелы, ни мечи. Да и сами монголы щадят и даже прислушиваются к нему.

Но почему же, когда он в разгар битвы с огромным крестом в гуще боя кричит озверевшим от крови воинам: «Запомните: все люди – братья!», это вызывает смех в зале?

Да потому, по моему мнению, что фигура эта – неестественна здесь, неорганична и явно надуманна. Поэтому и выглядит комично, а вовсе не символично и толерантно, как планировалось для проката.

Тема Чингисхана на кинорынке ХХI века не нова.

В 2002 году вышел художественно-документальный фильм британской BBC, в 2006 – китайский сериал. В 2007 году – японский «Великий монгол» и «Монгол» Сергея Бодрова.

И ни один из них не окупил в прокате затраченные на него средства. Бюджет «Тайны» тоже немал – 10 миллионов долларов.

Для того, чтобы успешно конкурировать с предшественниками и обеспечить сборы в кинотеатрах, нужно было не только выдать что-то новенькое, но и угодить и востоку, и западу. И деликатно сгладить сведения из российских учебников о монголо-татарском иге, крепко засевшие в памяти даже неисправимых троечников.

И постарались угодить. В результате – смех в зале, хотя комедия не планировалась. Естественная реакция зрителей: «Не верю!»

Смотреть ли «Тайну Чингис Хаана»? Да. Необычайно приятно узнавать в кадре своих тувинских актеров.

Ради этого узнавания таких знакомых и родных лиц очень стоит потратиться на билет. Они – убедительны. В эффектных костюмах, на эффектном фоне – радуют глаз.

Только очень советую: перед просмотром фильма подготовьтесь. Прочитайте хоть что-то из истории, чтобы понимать происходящее. Потому что сценарий явно не дотягивает, действующих лиц с короткими фразами так много, что к концу длящегося два часа и семь минут фильма можно окончательно запутаться: кто кого и за что убивает.

Впрочем, это не так уж и важно. Можно просто наслаждаться операторской работой. Она завораживает: солнце, небо, вода, ветер становятся одними из главных героев фильма.

Они – прекрасны. Даже прекраснее, чем в жизни.

На снимке: кадр из фильма «Тайна Чингис Хаана».

Только в «Центре Азии».

Конкурс на знание Чингисхана!

Фамилии тувинских актеров, занятых в фильме, не назывались умышленно.

В следующем номере «Центра Азии» вас ждет фотоконкурс на знание наших артистов, и не только их.

Готовьтесь: будет интересно.

Рубрику ведет главный редактор «ЦА» Надежда АНТУФЬЕВА antufeva@tuva.ru
http://www.centerasia.ru/issue/2009/10/2493-istoki-morya-krovi.chingiskhan-bez-tayni.html