газета «Центр Азии» №15 (20 27 апреля 2007)ШКОЛА - МЕСТО ДЛЯ НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН20 апреля 2007 г. |
![]() -Уровень педагогического мастерства не зависит от того, где живет и работает учитель, важно его отношение к своему труду, – такой вывод сделал министр образования Республики Тыва Петр Морозов на церемонии закрытия республиканских конкурсов педагогического мастерства – 2007: «Учитель года» и «Воспитатель года». Конкурсы, в рамках национального проекта «Образование», проводились с 19 по 23 марта, в них участвовали 27 учителей и 15 воспитателей. И каждый из них, по словам министра, достоин высокой награды: «Все 42 конкурсанта – это действительно лучшие из лучших. Особенно в этом году нас порадовали участники из глубинки. Учителя из далеких сел Сизима, Мугур-Аксы, Бай-Тала, из города Чадана составили серьезную конкуренцию педагогам столичных школ». Лучшим из лучших признан Николай Геннадьевич Качурин, учитель истории средней школы села Сизим Каа-Хемского кожууна. Николай Геннадьевич получил диплом первой степени и будет представлять республику на Всероссийском конкурсе «Учитель года – 2007». Как победитель республиканского этапа он стал номинантом на денежное поощрение Президента России – 100 тысяч рублей. Победитель конкурса «Воспитатель года» Ирина Степановна Ренева, инструктор по физическому воспитанию дошкольного учреждения «Ручеек» поселка Каа-Хем Кызылского кожууна, стала номинантом на денежное поощрение Председателя Правительства РТ. Дипломы второй степени и денежные премии Министерства образования вручены кызыльчанам: Чечене Алдын-ооловне Намзырай, учителю русского языка и литературы гимназии № 9, и Евгении Викторовне Савельевой, воспитателю ДОУ №35. Дипломы третьей степени получили Орлан Достай-оолович Хомушку, учитель русского языка и литературы средней школы села Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна, Наталья Александровна Подкопаева, воспитатель ДОУ «Солнышко» города Шагонара, Алевтина Тенек-ооловна Салчак, музыкальный руководитель ДОУ «Хунчугеш» села Ишкин Сут-Хольского кожууна. Были определены и лучшие в различных номинациях: «Сердце отдаю детям» – учитель тувинского языка и литературы школы села Бай-Тал Бай-Тайгинского кожууна Орлан Банкет-оолович Салчак и воспитатель ДОУ «Диинчигеш» села Тоора-Хем Тоджин-ского кожууна Яна Степановна Кара-Сал; «Лучшая педагогическая концепция» – учитель русского языка и литературы школы №1 г.Чадана Майгуль Еркебалиновна Кабимульдинова; «За педагогическое мастерство» – учитель-логопед школы №1 г.Кызыла Инна Абриковна Круглова; «Учитель-исследователь» – учитель географии лицея № 15 г. Кызыла Ирина Владимировна Коробейникова; «За творчество и вдохновение» – учитель математики школы №3 поселка Кызыл-Мажалык Ольга Дугур-ооловна Монгуш; «Открытие конкурса» – учитель начальных классов из поселка Бай-Хаак Тандин-ского кожууна Анжелика Семеновна Намчак-оол. Чтобы заинтересовать и поддержать молодежь, в рамках конкурса учредили новую номинацию «Молодой специалист в области образования» (возраст учителя до 25 лет) и «Молодой учитель» (стаж работы от года до 5 лет). Таких участников было семеро. Молодые учителя дали прекрасные уроки – наравне с опытными педагогами. Победили Вера Владимировна Фаткулина, учитель истории школы №12 г. Кызыла и Сайзана Сергеевна Товуу, учитель английского языка средней школы села Сукпак Кызылского кожууна. Молодой специалист из этой же школы Сылдыс Артурович Тулуш отмечен в номинации «Надежда конкурса». Единственный мужчина-воспитатель, участвовавший в конкурсе, – Аяс Александрович Донгак, инструктор по физическому воспитанию детского сада № 37 г.Кызыла, стал победителем в номинации «Молодой воспитатель». Четко и слаженно, без единой заминки отработал коллектив кызыльской школы №1, где второй раз проходил республиканский конкурс. Не только конкурсантам, но и организаторам, членам жюри было действительно комфортно работать здесь. Порадовали и ученики этой школы: активностью на уроках, уровнем знаний и навыков, развитием речи, воспитанностью. Традиционно конкурс «Учитель года» проводился каждые два года. В связи с реализацией национального проекта «Образование» – для поднятия статуса учителя, развития соревновательного духа среди педагогов, стимулирования учителей – Министерство образования республики приняло решение проводить конкурс педагогического мастерства ежегодно. Большая подготовительная работа, проделанная оргкомитетом, позволила провести конкурс на высоком уровне. После районных и городских этапов на базе школы-интерната был организован обучающий семинар для участников республиканского этапа, на котором своим опытом поделились участники предыдущих всероссийских конкурсов – Любовь Петровна Шумова, Зинаида Васильевна Дехтяр. Мы рассказали и о тех недостатках, недочетах, которые были на прошлогоднем конкурсе: вплоть до внешнего вида, поворотов, держания указки, даже соответствия костюма педагога тематике урока. И труды сотрудников министерства были оправданы – все показанные уроки были проведены на высоком уровне. Если в прошлом году были уроки, после которых становилось даже неловко за учителя, то в этом году не было ни одного «провального». Использование компьютерных презентаций на уроках было уместно и оправдано. Жюри убедилось: использование компьютера на уроке – это не просто конкурсная заготовка, педагоги действительно умело пользуются его возможностями на ежедневных занятиях. В жюри работали очень компетентные люди: сотрудники Центра мониторинга качества образования, Института развития национальной школы, учителя высшей категории образовательных учреждений республики, преподаватели ТГУ, победители республиканских конкурсов и номинаций Всероссийского конкурса «Учитель года», специалисты Министерства образования. Критерии, по которым оценивались конкурсанты, были составлены и отработаны еще в прошлом году. При этом был учтен опыт других регионов и Всероссийского конкурса «Учитель года России». Разумеется, были дополнения этого года. В итоге конкурсный урок жюри оценивало по тридцати двум критериям! Конкурсные этапы помогают учителю раскрыть свое педагогическое мастерство, наглядно продемонстрировать свою ежедневную кропотливую работу, общую и речевую культуру, педагогический имидж. А главное – то, что он любит детей. Жюри убедилось: учителям было интересно присутствовать на уроках коллег. Молодому учителю из Ак-Довуракской школы № 1 Надежде Геннадьевне Хомушку выпала честь открыть конкурс. Она справилась, несмотря на то, что совсем еще недавно была студенткой. В остальные дни молодой педагог посещала все уроки, все защиты и мастер-классы, записывала все в толстую тетрадь: «Я очень многому научилась. Это были хорошие курсы для меня». Педагоги не только представляли себя, но и учились у коллег. И при этом очень тепло относились друг к другу: подбадривали добрым словом, сопереживали, как ученики перед серьезным экзаменом. Это и был экзамен педагогического мастерства. «Это действительно проверка педагогического мастерства, – утверждает Ирина Владимировна Коробейникова, победитель в номинации «Учитель-исследователь», учитель географии лицея №15 Кызыла. – Представить свой труд на высоком республиканском уровне – это решительный шаг для каждого учителя. По накалу эмоций я для себя приравняла участие в конкурсе «Учитель года» к прыжку с парашютом. И парашют раскрылся! Порадовало то, что коллеги были очень доброжелательны друг к другу. Каждый старался сопереживать, помогать чем-то особенно на втором этапе, когда проходила защита своих концепций. Уровень мастерства высокий, было чему поучиться». Конкурсная неделя не только учила, но и удивляла. Приятно удивили и порадовали мужчины. Молодой учитель Орлан Достай-оолович Хомушку из Монгун-Тайги, получивший диплом «Было легко вести урок, ведь городские дети хорошо говорят по-русски, – поделился впечатлениями Орлан Достай-оолович. – В Монгун-Тайге у меня задача сложней: я должен решать проблему развития русского языка, прививать детям интерес к нему. Ребята смотрят телевизор, воспринимают информацию, но не общаются по-русски, потому что в семье нет речевой среды. Они практикуются только на уроках. Поэтому я всегда использую элементы игры, чтобы каждый урок был уроком развития речи. Мы – граждане России и должны свободно говорить на русском языке. Я почувствовал значимость русского языка на личном опыте, когда из глубинки приехал поступать в Тувинский университет. Сколько было огорчений, я был просто подавлен, что не мог свободно говорить, выражать свои мысли. Мне пришлось много заниматься, и теперь я работаю со своими учениками, чтобы у них не было проблем, когда они поедут учиться или служить в армию. Я очень люблю свою работу и свой седьмой класс. Постоянно думал: как они там без меня — эти дни? Признаюсь, когда решил участвовать в конкурсе, было страшновато: такие критерии были предъявлены! Но я согласен с этими высокими требованиями: на нас всегда смотрят дети, особенно в маленьком селе. Поэтому учитель во всем, начиная с одежды, должен быть примером для подражания. Учителю нельзя расслабляться. Я рад, что увидел, как работают педагоги-мастера, что познакомился, пообщался с ними и получил мощный заряд для того, чтобы двигаться вперед». Его поддержал и коллега из села Бай-Тал Бай-Тайгинского кожууна – Орлан Банкет-оолович Салчак, победитель в номинации «Сердце отдаю детям»: «Республиканский конкурс для меня – очень важный момент в жизни. Участвуя в нем, я увидел творчески работающих учителей, теперь хочу применить их технологии, их опыт. На конкурсе я увидел, что количество мужчин в образовании прибавляется. И не только в нашей Бай-Тальской школе, где из 50 учителей, 18 – мужчины. И это – здорово! Школа – место для настоящего мужчины!» Молодой педагог из Сукпакской школы Сылдыс Артурович Тулуш согласен с этим мнением: «Я теперь даже думать не буду уходить из образования. У меня такое чувство – хочется работать и работать, и только в школе. У меня столько планов!» 21 год – педагогический стаж победителя конкурса – Николая Геннадьевича Качурина, приехавшего в село Сизим по распределению после окончания Брянского пединститута. «Сначала меня тянуло на родину, но потом настолько привык к нашему чудному, первозданному краю, что когда побывал там прошлой осенью, Брянск показался мне маленьким и тесным, – признался Николай Геннадьевич. – Наши таежные просторы мне больше по душе». Учитель истории и обществознания из маленькой сизимской школы в верховье Енисея считает, что нельзя отставать от времени: «Дети сейчас развитые, современные, поэтому и учитель должен соответствовать их запросам. Я максимально использую компьютер на уроках истории. Не только показываю слайды для иллюстрации материала, а использую программы, с помощью которых можно моделировать, например, изменять ход какого-то сражения. Жизнь меняется, история изучает общество, которое постоянно находится в развитии, поэтому в трактовке каких-то событий, фактов часто сталкиваются противоположные точки зрения. На своих уроках я никогда не навязываю детям свою точку зрения, они должны уметь делать вывод сами. Я люблю любознательных, спорящих учеников, которые задают вопросы, думают, рассуждают. И такие ученики у меня, слава Богу, есть!» Николай Геннадьевич считает, что любой учитель, особенно работающий в селе, нуждается в общении с коллегами, чтобы высказать свою точку зрения, обменяться мнениями: «Это был слет самых сильных учителей, поэтому эта неделя общения очень много мне дала. Победа в конкурсе была для меня несколько неожиданной. Это очень ответственно, придется потрудиться!» И трудиться он уже начал – идет подготовка к всероссийскому этапу, который, в рамках национального проекта «Образование», пройдет в сентябре 2007 года. На нем учителю из таежного села Республики Тыва предстоит показать себя в числе лучших учителей России. |
Светлана МОНГУШ http://www.centerasia.ru/issue/2007/15/683-shkola_mesto_dlya_nastoyaschikh_muzhchin.html |