газета «Центр Азии» №49 (8 — 15 декабря 2006)
Власть и общество

Как потратить миллионы, полученные учебными заведениями Тувы в рамках приоритетного национального проекта "Образование"

8 декабря 2006 г.

Дочка пришла из гимназии с известием: «В кабинете технологии появились новые швейные машинки, с кучей программ. Кажется, их купили на тот самый миллион!» «Тот самый» – это миллион рублей, который кызыльская гимназия № 5 получила в качестве «президентского» гранта по результатам конкурса среди учебных заведений, проходившего впервые в этом году – в рамках проекта «Образование».

Классный руководитель Елизавета Борисовна Волобуева подтвердила: да, современные машинки в кабинет технологии закуплены именно на эти деньги, и не только машинки, но и оверлоги. Еще у нас будет кабинет ЛФК (лечебной физкультуры) со всеми тренажерами, а также новые компьютеры. Оборудование пока поступает, вот когда установим – приходите.

Всего таких учебных заведений, внедряющих инновационные технологии в образовательный процесс и ставших «миллионерами», в Туве 15, из них пять – в Кызыле, остальные 10 – в районах, в том числе и в райцентрах – Шагонаре, Кызыл-Мажалыке, Чаа-Холе, и маленьких селах – таких как Сизим, Кара-Холь. Участвовали в конкурсе 48 учебных заведений. (Полный список школ-победителей был опубликован в №28 «Центра Азии» от 14 июля 2006 года).

Миллион, который получил каждый из победителей, нужно до конца года потратить на строго определенные цели – на приобретение лабораторного оборудования и программного обеспечения, модернизацию материально-технической базы, повышение квалификации и переподготовку педагогов.

Это правило – для всех, независимо от статуса учебного заведения и его местонахождения – в столице или в маленьком селе.

Почему такие строгости – понятно: в российских школах, даже считающихся лучшими в смысле материального обеспечения, слишком много чего не хватает. Расходование средств, как не раз уже заявлял министр образования России Андрей Фурсенко, под строгим контролем властей – от федеральных до муниципальных, а также множества контролирующих органов, в том числе прокуратуры, Счетной палаты и даже отделов по борьбе с экономическими преступлениями. Объяснение простое: всегда найдутся желающие «погреть руки» на государственных денежках.

Несмотря на такой контроль в прессе, в том числе в таком уважаемом и серьезном издании как «Российская газета», уже мелькают сообщения об экзотических путях использования гранта. Одна небольшая школа приобрела ... горнолыжное снаряжение. Причем, воспитывать чемпионов-горнолыжников там никто не планировал. Деньги другой школы «попридержал» глава местной администрации. Третий случай, выуженный из Интернета – фирма деньги за оборудование получила и исчезла, так ничего и не поставив в школу. Теперь ищут и деньги, и фирму.

А как в Туве тратятся 15 миллионов рублей, которые суммарно получили школы-победители?

Заместитель министра образования РТ Анна Салчак сообщила: специалисты министерства (в нем создан специальный отдел по реализации приоритетного национального проекта «Образование») ведут еженедельный мониторинг расходования средств. И заверила, что случаи, о которых сказано выше, у нас исключены.

«Деньги, поступившие из федерального бюджета для победителей конкурса среди учебных заведений, были без проволочек зачислены на специальные счета школ, – отметила заместитель министра. – На что их потратить – решали сами учебные заведения, но с учетом тех направлений расходования средств, которые были определены федеральным министерством.

Знаю, что во многих школах решения принимались после нескольких обсуждений в педагогических коллективах. Все директора понимают, за каждый рубль из миллиона отвечают лично. К 15 декабря на специальных счетах не должно остаться ни рубля. Думаю, что это условие будет выполнено».

В общей сложности, на приобретение лабораторного оборудования школы-победители запланировали потратить шесть миллионов 413 тысяч 596 рублей.

На начало декабря потрачено уже четыре миллиона 776 тысяч 534 рубля. Это 74 процента от запланированного. В школах ждут поступления оборудования для кабинетов физики, химии, часть его уже получена.

На повышение квалификации педагогов – это острейшая необходимость для всех школ, в том числе работающих в инновационном режиме – было решено направить суммарно один миллион 863 тысячи 296 рублей. Фактически на начало декабря потрачено на эти цели один миллион 316 тысяч 733 рубля (70 процентов). Кто-то предпочел отправить педагогов, внедряющих инновационные программы, на специальные семинары, кто-то – на курсы повышения квалификации. География – от Москвы, Новосибирска до Улан-Удэ и Кызыла.

На модернизацию материально-технической базы школ, судя по планам, будет направлено, пять миллионов 795 тысяч 417 рублей. Уже израсходовано три миллиона 703 тысячи 185 рублей (63, 8 процента).

На приобретение программного и методического обеспечения запланирована более скромная сумма – 927 тысяч 691 рубль. Израсходовано пока только 482 тысячи 149 рублей (51, 9 процента). Судя по сообщениям в СМИ, именно эта статья расходов вызывает больше вопросов и споров. Всем известно: лицензионное программное обеспечение – вещь очень дорогая. Пользуются ли им в школах сейчас? Вопрос скорей риторический. И вряд ли его можно решить в рамках одного миллиона.

«Передовиком» в освоении миллиона оказался государственный лицей РТ.

И не удивительно: в этом учебном заведении, уже давно шагающем в ногу со временем, над судьбой миллиона долго не раздумывали. Директор гослицея Татьяна Санчаа поделилась:

«Весь миллион ушел у нас на сеть, чтобы «связать» все имеющиеся компьютеры, и лицензионное программное обеспечение – оно очень дорогое. У нас есть системный администратор, его мы направили на курсы повышения квалификации в Новосибирск.

Президент России четко сказал: деньги, полученные по этому гранту, должны пойти на реализацию программы развития учебных заведений. Мы так и сделали. Разработали конкретный проект, его и реализуем. Вы же знаете, что мы уделяем самое серьезное внимание информатизации учебного процесса, и считаем, что должны быть в этом лидерами.

А лицензионное программное обеспечение нам жизненно необходимо. Во-первых, за работу с использованием пиратских программ когда-то ведь будут серьезно наказывать, а мы – законопослушны, должны и учеников воспитывать законопослушными. Во-вторых, мы выпускаем серьезную продукцию, в том числе учебные видеофильмы, делать надо это на законных основаниях. Сейчас как раз наши специалисты занимаются установкой оборудования.

Что касается миллиона – это не очень большие деньги. Для обеспечения учебного процесса на современном уровне нужно гораздо больше. К тому же, лабораторное оборудование, которое предлагалось закупить, на самом деле очень дорогое. Например, кабинет физики – около шестисот тысяч рублей. И не факт, что оно позволит охватить все разделы физики».

В гимназии №9 того дня, когда все оборудование поступит и будет установлено, ждут с воодушевлением.

Как сообщила директор Валентина Домур-оол, будет в учебном заведении лингафонный кабинет, оборудованный не только наушниками, но и компьютерами. Заказано также оборудование для ЛФК и многое другое. Запланированные на повышение квалификации педагогов 188 тысяч рублей потрачены полностью. Трое учителей побывали в Москве на семинаре для педагогов школ, являющихся федеральными экспериментальными площадками. Двое направлены в Улан-Удэ – на семинар национальных школ.

До 15 декабря, когда все миллионы должны быть израсходованы, осталась только неделя.

Еще более тридцати процентов средств остается на счетах. В министерстве образования заверяют, что все под контролем: договоры на поставку оборудования и обучение заключены. И предлагают еще вернуться к теме, что мы обязательно сделаем.

Анна ЛАЧУГИНА
http://www.centerasia.ru/issue/2006/49/624-kak_potratit_milliony.html