газета «Центр Азии» №43 (1 — 8 ноября 2004)
Закон и общество

ЛЬГОТЫ СОХРАНИТЬ ХОТИМ, НО ДЕНЕГ НА НИХ НЕ ИМЕЕМ

1 ноября 2004 г.

Депутаты Законодательной палаты и Правительство республики намерены сохранить 25-процентную надбавку к зарплате сельских учителей и работников культуры.

Принятие знаменитого федерального закона № 122 существенно изменило жизнь тридцати трёх миллионов льготников-россиян. Но не только о монетизации льгот и о судьбе ветеранов труда шла речь в этом законе. Он в значительной степени изменил систему образования, здравоохранения и культуры.

27 октября на очередном заседании осенней сессии депутаты Законодательной палаты Великого Хурала рассмотрели восемь законопроектов, внесённых в связи с принятием федерального закона № 122. В их числе – изменения в законы РТ «Об образовании», «О культуре», «Об охране и использовании историко-культурного наследия народов РТ», принятые в первом чтении. На первое чтение был внесён и проект нового закона РТ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Финансовое содержание всех этих сфер теперь должны обеспечить региональная власть и местное самоуправление. Самым бюджетозатратным для Тувы, безусловно, будет закон об образовании. Его реализация обойдётся республиканскому бюджету в два миллиарда 328 миллионов пятьсот тысяч рублей. Причём, 246,1 миллиона рублей ещё предстоит дополнительно изыскивать.

По выражению министра образования Тувы Петра Морозова, с введением нового федерального законодательства режим особого благоприятствования для образования закончился. Федеральный закон об образовании 1994 года гарантировал приоритетность образования. В новом федеральном и республиканском законах такого пункта нет. Теперь совместное учредительство возможно только в негосударственных образовательных учреждениях. Нет понятия «собственности» государственных общеобразовательных учреждений, здания и имущество будут находиться у государственных школ в оперативном управлении, упразднена аренда. Зато все доходы от дополнительных платных услуг образовательными учреждениями будут использоваться самостоятельно. Теряют свою самостоятельность филиалы вузов, у них не будет своих банковских счетов.

Образовательные учреждения с нового года переходят в ведение местного самоуправления. Финансирование муниципальных школьных и дошкольных учреждений (кроме ЖКХ) будет осуществляться через субвенцию из республиканского бюджета. То есть, органы государственной власти республики обязаны профинансировать школы и детские сады, которые не смогут содержать местные администрации.

И ещё один очень важный пункт республиканского закона об образовании. Всем сельским учителям сохраняется 25-процентная надбавка к заработной плате, которую федеральный центр отказался выплачивать со следующего года. Эту обязанность на себя берёт республиканская власть. Разумеется, за счёт субвенций из федерального бюджета.

Такая же 25-процентная надбавка и льготы по оплате коммунальных услуг сохраняются и для сельских работников культуры, что предусмотрено в изменениях республиканского закона «О культуре». На 25-процентную добавку сельским работникам культуры в 2005 году понадобится более восьми миллионов рублей и более миллиона рублей – на льготы по ЖКХ.

В ведение субъектов РФ и местного самоуправления передаются клубы, библиотеки, музеи, народно-художественные промыслы. Более чётко прописаны положения о разграничении статуса памятников культурного наследия. В зависимости от того, признан тот или иной объект культуры памятником республиканского или местного значения, будет осуществляться финансирование его содержания и сохранения. Новым законодательством предусмотрено освобождение объектов социально-культурной сферы от уплаты налога на имущество и на землю.

Депутат Анатолий Дамба-Хуурак в ходе обсуждения высказал общее опасение депутатов. Реформа местного самоуправления, передача полномочий предполагает проведение инвентаризации как госимущества, так и собственности местного самоуправления. Новые законы в республиканский парламент представляются, а ясной картины разделения собственности нет. Какие конкретно памятники культуры отнесены к местным, какие образовательные и культурные учреждения будут иметь статус республиканских? Сколько денег на них потребуется? Сколько денег есть сейчас? Каков реальный дефицит по каждому объекту? Все эти вопросы пока остаются открытыми. Сможет ли республиканское правительство ответить на них до конца года?

Ещё один закон, принятый тувинскими законодателями в первом чтении – «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это гуманный и довольно смелый шаг республиканских властей. Дело в том, что о тысяче сто детях-сиротах Тувы, обучающихся в системе профтехобразования, должна позаботиться республика. Новый закон гарантирует им бесплатное получение общего среднего, среднего профессионального образования, трудоустройство и получение бесплатного жилья. Цена этого закона – почти 84 миллиона рублей. Из них 70 миллионов (сумма, получаемая из федерального бюджета на содержание профтехобразования в Туве) ещё предстоит защитить в Москве. По поводу остальной суммы заместитель министра финансов республики Мария Нурсат кратко сказала: «Надо изыскивать».

Марина ЧАНЗАН
http://www.centerasia.ru/issue/2004/43/1289-lgoty-sokhranit-khotim-no-deneg-na-nikh.html