газета «Центр Азии» №16 (18 — 24 апреля 2003)
Культурная жизнь

ПРЕССА ТУВЫ И О ТУВЕ

18 апреля 2003 г.

“Эфир”
Редактор Александр Филатенко

В номере 15 Владимир Багай-оол информирует о том, что  «У Шериг-оола Ооржака есть все шансы стать премьером еще раз». Он сообщает, что прошел всего год, и трудно судить об итогах деятельности Шериг-оола  Ооржака на посту премьера, что на прошлых выборах он поддержал именно Ш. Ооржака потому, что тот его попросил об этом сам, и еще из идейных соображений, а сейчас идет подготовка к следующим выборам премьера и т.д.

Автор ухитрился сделать и открытие в области политологии: «Харизма лидера – это не только умение  красиво говорить, но и его конкретные реальные дела и заботы». 

«Политическая харизма» - одна из тех категорий социологии, дискуссии о которой идут практически постоянно. Одни ученые говорят о неадекватности и нецелесообразности использования данного понятия, другие широко используют его в исследованиях современных политических процессов. Большая часть объяснительных моделей феномена харизмы так или иначе основывается на подходе Макса Вебера, который ввел это понятие в научный оборот. Харизма, по Веберу, выступает основой одного из типов легитимного господства – харизматического (наряду с легально-рациональным и традиционным). Вебер заимствовал понятие «харизма» из словаря раннего христианства. В частности, он ссылается на работу «Церковное право» Рудольфа Зоома.

Уж каких только не было работ о политической харизме, в некоторых не обходится без вездесущего Фрейда, например, есть мнение, что при определенных условиях «часть либидо, сексуальной энергии каждого члена массы, посредством механизма перенесения на Я-идеал, переносится на харизматического лидера». Но Владимир Багай-оол дает свое, совершенно удивительное определение харизмы. Хотя, энциклопедический словарь, не мудрствуя лукаво, не вдаваясь в глубины нашего подсознания, дал простое и ясное толкование: «Харизма (милость, божественный дар), исключительная одаренность; харизматическая личность – человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанном на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме, «святости».

Для себя можно считать еще проще, например, поэту дается талант от Бога, не обязательно учиться в литературном институте для того, чтобы писать гениальные стихи, существует еще и талант лидера, который тоже дается от Бога. К харизматическим лидерам относят Сталина и Гитлера, Гагарина и Распутина. Им не надо было учиться, чтобы привлекать к себе внимание, чтобы уверенно вести за собой. Впрочем, и учеба никому не мешала, но талант, харизма – либо есть, либо нет.

Подозреваю, что термин «харизма» В.Багай-оол использовал вместо какого-то другого, хотя, может быть, действительно это заявка на политологическое открытие.

Но это сущие пустяки, если сравнивать с историческими открытиями И. Бадра в номере 16. В публикации его характеризуют как публициста, писателя, поэта, историка, певца, композитора и богослова, пишут о том, что его исследования длились около трех десятков лет. Если бы не упоминания о том, что Игорь Бадра историк, и о длительности исследований, можно было бы посчитать  публикацию «Саяно-алтай – родина Христа… и русских?» поэтическим преувеличением. «Что такое этот VII век (до нашей эры)? Не было еще многих египетских пирамид, не говоря уже о более молодых цивилизациях, где появлялись племена русских, немцев, турок…».

Дивное историческое открытие. Не нужно заниматься никакими исследованиями, чтобы узнать, что пирамиды в Египте строились с 26 по 13 век до нашей эры, а в 13 веке их сменили скальные захоронения.

Что касается «более молодых цивилизаций», то к седьмому веку до нашей эры успел исчезнуть с лица земли Ашурбанипал со своим народом, оставив нам свою прекрасную библиотеку. Микены уже пережили свой расцвет, уже построен город Рим, хотя Древнеримская цивилизация еще не сменила Древнегреческую. К седьмому веку уже создали свои законы спартанец Ликург и афинянин Солон, уже написал свои басни Эзоп, дано уже отошли в прошлое Семирамида и царь Соломон. А Гомер и тогда уже был полулегендарным величайшим поэтом всех времен и народов.

Как это ни грустно, курганы Аржаана – далеко не самые древние  сооружения на земле. Что касается меня лично, то я нисколько не сомневаюсь, что именно Тува была прародиной большинства народов, что именно Тува является и моей прародиной, и что именно моя многажды прапрабабушка захоронена в кургане. Хотя доказать это не берусь. Но вот то, что Саяно-Алтай является и родиной Христа, это конечно, мягко говоря, странновато. Впрочем, об этом в данной публикации ни слова, вероятно, будет в обещанном продолжении.

“Информ плюс”
Редактор Эльвира Лифанова

В номере 15 – маленькая заметка А. Чимит «В детских садах кормят на 26 рублей в день». И это еще хорошо, в начале 90-х, говорят воспитатели, было гораздо хуже. Но дети совершенно не видят цельного молока, которого должны выпивать  по 0,5-0,6 литров в сутки, постоянные перебои с кисломолочной продукцией.

Никто не пробовал выделять на своего ребенка по одному проценту дохода семьи? Или кормить его на 26 рублей в день? А чужих детей – запросто!

Но еще больше на своих и чужих дети делятся, когда речь идет о школах. Если приходится учиться в три смены, если школы переполнены, значит, что школ просто не хватает.

В том же номере 15 опубликована заметка А. Переляевой «Чиновники нарушили права детей». Это о слиянии школ №6 и №10. У большинства из нас (слава Богу!), дети нормальные.  Но не всем так повезло, и дети с задержкой в умственном развитии тоже должны где-то учиться. Учеников из шестой школы перевели в десятую, разгрузив тем самым школы №1, №10 и №15. В десятой школе просто не в состоянии обеспечить нормальные условия для учебы детей, там нет группы продленного дня, нет двухразового питания, после занятий ученики остаются без присмотра, что недопустимо для детей с задержкой в развитии.

Суд признал незаконными все эти преобразования, шестую школу вернули ее бывшим владельцам, и можно радоваться, что права детей защищены.

Если бы не одно «но». Теперь ученики школ №1, №10 и №15 будут учиться в еще более уплотненных школах. Недолго и здоровому ребенку начать «тормозить в развитии» в переполненном классе, занимаясь в третью  и четвертую (!) смену. Как с их правами?

Ирина Качан
http://www.centerasia.ru/issue/2003/16/1990-pressa-tuvi-i-o-tuve.html