газета «Центр Азии»

Суббота, 8 мая 2021 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2007 >ЦА №20 >КЫЗЫЛЬСКИЕ МАРШРУТКИ: НЕСКОЛЬКО МИНУТ СТРАХА

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

КЫЗЫЛЬСКИЕ МАРШРУТКИ: НЕСКОЛЬКО МИНУТ СТРАХА

ЦА №20 (25 мая — 1 июня 2007)

Кызыльские маршрутки: несколько минут страха. Фотоколлаж Виталия Шайфулина.

В ходе эксперимента, проведенного корреспондентом газеты «Центр Азии», выяснились интересные факты в работе маршрутных такси. Вместо 360 зарегистрированных «Газелей», которые должны нас возить, на деле их оказалось гораздо больше. Оказалось, что возить нас и наших детей может практически любой желающий.

Типичные нарушения

ОТСУТСТВИЕ ЧЕКОВ, ЛИЦЕНЗИОННЫХ КАРТОЧЕК И ДОСТУПНЫХ ГЛАЗУ ПАССАЖИРА ФИО ВОДИТЕЛЯ, КОНДУКТОРА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

При этом качество обслуживания пассажиров «частниками» остается на крайне низком уровне. Каждый в Кызыле не раз испытал на собственном опыте их наглость, нарушения правил дорожного движения, безопасности и откровенное хамство.

Но законы для них, как и для всех, все-таки существуют. Пусть работники маршруток следуют им с точностью до наоборот, нам, пассажирам, не мешало бы знать эти законы и приучать водителей и кондукторов к законопослушности и культурному поведению.

Из одиннадцати маршруток, на которых я ездила по заданию редакции, лишь в одной все было на месте. И чек мне выдали, и лицензии висели, и фамилия, имя, отчество хозяина были указаны. Предприниматель Павел Васильевич Сальников, желтая «Газель» АА608, маршрут №15.

На удивление правильные работники, тем более по сравнению с остальными, в чьих «Газелях» не было абсолютно ничего – ни чеков, ни лицензий.

Назвать свои фамилии все они отказались. Но это им не помогло: сама того не зная, я помогла Федеральной службе по надзору в сфере транспорта – Управлению государственного автодорожного надзора по РТ ( транспортной инспекции) в их нелегком деле.

Вот десять маршруток, нарушивших лицензионные требования:1. АА 707 – маршрут №15, предприниматель Эдуард Долгар-оолович Куулар.2. АА 464 – маршрут №15, предприниматель Оксана Доткан-ооловна Сенди.3. АА 821 – маршрут №3/15, предприниматель Елена Владимировна Межерак.4. АВ 216 – маршрут №15, предприниматель Эльдона Дамдын-ооловна Монгуш.5. АА 719 – маршрут №4а, предприниматель Саяна Сергеевна Комбу.6. АВ 223 –маршрут №15, Мира Болатовна Кужугет.7. К 819АМ – маршрут №15, нет лицензии.8. АА 994 – маршрут №2а, нет лицензии.9. АА 180 – маршрут №15, нет лицензии.10. АВ 351 – маршрут №14, нет лицензии.

В результате эксперимента выяснилось, что любой человек может сесть за баранку «Газели», возить нас, наших детей и получать деньги. А транспортную инспекцию, чей автомобиль вместе с патрульной машиной ГИБДД стоит напротив остановки «Почта», они либо объезжают по улице Ленина, либо в дни проверок вообще съезжают с маршрута.

Тем более, как признаются сами «газелисты», с появлением мобильной связи вообще жить стало прекрасно: когда надо, предупреждают друг друга о проверках. Среди водителей бытует поговорка «газелист» «газелисту» – друг, брат и товарищ».

Что делать, если вы столкнулись с этим нарушением?

В вежливой форме поинтересуйтесь, знают ли кондуктор и водитель, что чеки должны выдаваться в течение их рабочего дня, а не до пяти-шести часов (распространенный миф, который рассказывали мне кондукторы некоторых «Газелей»).

И о том, что лицензии – обязательны, а фамилии работников должны быть доступны для любого пассажира – вывешены в салоне. Если этого нет, пишите жалобу в Межрайонную ИФНС России №1 по РТ – налоговую инспекцию, на имя исполняющей обязанности начальника Шолбаны Олчейбен, или звоните по телефону 5-44-20.

Налоговый инспектор вместе с транспортной инспекцией по результатам рейда оштрафует нарушителя на 3000 рублей.

Совет из жизни: как коллега коллеге говорю!

С заговорщическим видом подмигните кондуктору или водителю и прошепчите: «Коллега, я с шестьсот семьдесят второго, чисто по-дружески предупреждаю: на этой неделе будет облава из налоговой инспекции! Будут проверять все документы и кассовые аппараты! Так что готовьтесь, говорят, такой жесткой проверки еще не было!»

Если водитель побелеет, покраснеет, а еще лучше – позеленеет, значит, с документацией здесь явно не все в порядке! И этот самый порядок в данной маршрутке поспешат навести.

ПЕРЕГРУЗ

Всем знакомая ситуация: сначала вас просят подвинуться, посадить пассажира, которому не хватило места. Затем таких бедолаг становится все больше – кто-то на чьих-то коленях, кто-то стоит, согнувшись буквой «зю».

И вот на вас уже нагло наваливаются всем телом, а то и не одним, несмотря на то, что вы и так полусидите на краешке сиденья, хотя заплатили кровные десять рублей за то, чтобы во время поездки с комфортом на нем развалиться.

Что делать, если вы столкнулись с этим нарушением?

Запоминайте номер «Газели» и обращайтесь с письменной жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта Управление государственного автодорожного надзора по РТ – транспортную инспекцию. Заявление пишется на имя руководителя. Обязательно укажите свои фамилию, имя, отчество, домашний адрес, правильно укажите номер «Газели» и вид нарушения. Перегруз – это нарушение лицензионных требований и условий, несоблюдение пассажировместимости.

Предпринимателя-нарушителя ждет штраф от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда. Инспектора ГИБДД вправе оштрафовать водителя «Газели» на 100 рублей, даже если лишним был один человек.

Вместимость «Газели» – 13 человек, реже встречаются 15-местные «Газели», иногда контролеры, чтобы заработать побольше, набивают в салон до тридцати человек!

Совет из жизни: насыпьте кондуктору соль на сахар!

Проберитесь как можно ближе к кондуктору, навалитесь на него всем телом – чтоб жизнь медом не казалась! Если как следует придавить кондуктора к стеклу, вы точно увидите положительный результат.

Побывав в шкуре пассажира, кондуктор будет думать, прежде чем набивать маршрутку как банку с кильками, да и водителю расскажет о своих впечатлениях.

ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ

Если водители «Газелей», забыв о пассажирах, начинают гонки не на жизнь, а на смерть, выпрыгивать из-за этого из машины на ближайшей остановке – значит, опустить руки, тем самым потакая гонщикам. Они и не заметят вашего возмущения, просто продолжат гонку.

Наклейки в салонах «Несколько минут страха – и вы дома!», конечно, шутка. Но в каждой шутке есть доля правды: «газелисты» в Кызыле постоянно превышают допустимую скорость – 40 километров в час, нимало не заботясь о безопасности пассажиров.

Пассажиров они в грош не ставят, за глаза называя «баранами» и «червонцами». Да и в глаза хамят, украшая салоны пренебрежительными наклейками: «Любишь кататься, люби и денежки платить!» «Как заплатишь, так и поедешь!», «Заходи, садись, пристегнись и заткнись!»

Что делать, если вы столкнулись с этим нарушением?

Для того чтобы немедленно остановить гонку, нужно как можно строже сообщить водителю, что вы немедленно звоните в дежурную часть ГИБДД. Если не подействует, то действительно звонить с мобильного телефона и как можно громче объяснять ситуацию.

Совет из жизни: кореш, ты что-то попутал!

Способ первый – истошно закричать, что за ближайшим кустом находится пост ГИБДД, расположившийся внепланово для выявления нарушителей.

Способ второй – вспомните лексику Доцента из кинофильма «Джентльмены удачи» и доходчиво объясните, что вы на короткой ноге с Кабаном/Лосем/Гусем/ и т.д., и что вам не нравится, когда вас везут «не фартово». Реакция не заставит себя ждать.

ГРОМКАЯ МУЗЫКА

Тоже явление повседневное – как же ехать с ветерком, да без музыки? По словам водителей «Газелей», весь «кайф обламывается».

«Але, але, Вася? Перезвони, я в маршрутке!» А почему, собственно, не поговорить по телефону в маршрутке? Да потому что громкость тяжелого «металла» работники маршрутных такси не будут убавлять ни за какие коврижки.

Ни по просьбе дедушек и бабушек, у которых от такой музыки голова болит, ни просьбе женщины с маленьким ребенком, который элементарно просыпается и плачет от такого грохота.

Что делать, если вы столкнулись с этим нарушением?

Как оказалось, музыка, в принципе, не запрещена в автотранспорте. Но если это «Красная плесень» или «Сектор газа» с матами в репертуаре или другая некультурная музыка или же громкость действительно превышала все дозволенные децибелы, пишите заявление-жалобу на имя мэра и несите в 105 кабинет мэрии Кызыла – в отдел по приему заявлений от граждан.

Вашу жалобу рассмотрят в течение двух дней, водителя вызовут на ежемесячную комиссию, в состав которой входят и представители транспортной инспекции, и оштрафуют за некультурное поведение.

Совет из жизни: поразите водителя своими вокальными данными!

Практически любому исполнителю можно вполне прилично подпевать. Не знаете слов иностранной рок-группы, творения которой включены в маршрутке на полную катушку?

Тем лучше, смело подпевайте, как можете, да от всей души. Остальные пассажиры, наверняка, поймут, в чем дело, и возможно, у вас даже получится хор голодных кошек.

После этого водитель наверняка возмутится и попросит быть потише. Ах, потише.… В этот момент очень важно перекрыть их музыку своим, почти как у Шаляпина, голосом. После такой пытки водитель стопроцентно сдастся, и остаток пути вы будете заслуженно наслаждаться тишиной и покоем.

НАКАЗАТЬ РУБЛЁМ!

Пассажиры сами разбаловали работников маршрутных такси – своей нетребовательностью, безразличием, неумением отстаивать свои права.

По словам ведущего специалиста отдела транспорта, энергетики, связи и реформы ЖКХ мэрии Кызыла Артыша Сарыглара, за месяц от граждан поступает всего три-четыре письменные жалобы на «газелистов», а устные возмущения к делу не пришьешь. В основном, это жалобы на перегрузы и некультурное поведение.

Через день-два после поступления жалоба рассматривается сотрудниками отдела. Раз в месяц созывается комиссия по безопасности, в состав которой входят и представители транспортной инспекции. Нарушители вызываются «на ковер» и наказываются. Наказываются рублем.

За предпринимательскую деятельность – перевозку пассажиров без лицензии – штраф от 40 до 50 МРОТ. За нарушение лицензионных требований и условий – от 30 до 40 МРОТ. За грубые нарушения – от 40 до 50 МРОТ или административное приостановление действия лицензии до 90 суток.

Если предупреждения и штрафы предприниматель получает неоднократно, направляется ходатайство в транспортную инспекцию о приостановлении действия лицензии. Но это бывает редко, ведь сами граждане не доводят дело до письменной жалобы, ленятся. Отсюда и такая расслабленность работников маршрутных такси.

В транспортную инспекцию люди тоже не спешат жаловаться. За 2007 год поступило только десять жалоб от потребителей транспортных услуг – пассажиров. Все жалобы – на превышение скорости, перегруз и откровенное хамство.

По каждой жалобе проводится внеплановая проверка: выявляется нарушение, материалы направляются в суд. С начала 2007 года отработано восемь жалоб, по шести предприниматели понесли административное наказание – заплатили штрафы. Две жалобы находятся на рассмотрении.

При таких массовых нарушениях со стороны «газелистов» эти письменные жалобы – капля в море. Но пока мы, пассажиры, сами не возьмемся за обеспечение своей собственной безопасности на дорогах, ничего не изменится.

Предлагаю: записывайте нарушения и номера «Газелей» всю неделю, а затем пишите заявление. Как сообщили в транспортной инспекции, после этого можно не волноваться: никуда вызывать вас не будут, инспектора сами разберутся с нарушителями.

А спорить, кричать и топать ногами бесполезно – в ответ в лучшем случае вас могут обложить трехэтажным матом, в худшем – вернут деньги и попросят выйти из маршрутки.

Так что, как говорил мультяшный мужчина в самом расцвете сил: «Спокойствие, только спокойствие!» На дорогах Кызыла все в порядке: несколько минут страха – и вы дома!

Телефоны и адреса, по которым нужно обращаться в случае нарушений в маршрутных такси

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта – Управление государственного автодорожного надзора по РТ ( Транспортная инспекция)Адрес: г. Кызыл, ул. Калинина, 11.Телефон: 5-22-00, приемная руководителя Николая Клементьевича Балуева.

Управление транспорта, энергетики и связи мэрии КызылаАдрес: г. Кызыл, ул. Ленина, 32.Телефоны: 1-32-65, начальник управления Елена Яковлевна Годяева;3-41-93, ведущий специалист Артыш Нарын-оолович Сарыглар.

Налоговая инспекция (Межрайонная ИФНС России №1 по РТ)Адрес: г. Кызыл, ул. Московская, 8Телефон: 5-44-20, приемная и.о. начальника Шолбаны Валерьевны Олчейбен.

Дежурная часть УГИБДД МВД по РТАдрес: Кызыл, ул. Ровенская, 36.Телефон: 3-68-11.

Лиза КУЦЕВАЛОВА

 (голосов: 0)
Опубликовано 25 мая 2007 г.
Просмотров: 4387
Версия для печати

Также в №20:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2021 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru