газета «Центр Азии» №47 (25 ноября — 2 декабря 2005)
Культурная жизнь

СВЯЗЫВАЮЩИЕ СЕРЕБРЯУЮ НИТЬ

25 ноября 2005 г.

С 17 по 21 ноября в музыкально-драматическом театре не иссякал поток желающих увидеть спектакли знаменитого не только у себя в республике, но и во всем мире Саха академического театра имени Платона Ойунского. Четыре лучших жемчужины из россыпи блистательных постановок были представлены тувинскому зрителю якутскими актерами. Две из них «Кыыс Дэбилийэ» – героический эпос народа Саха-Олонхо и «Макбет» Ионеско были удостоены «Золотой маски» – высшей награды престижного театрального фестиваля в 2002 и 2005 годах.

Художественный руководитель театра, Заслуженный деятель искусств России и Якутии, лауреат Государственных премий СССР и РФ Андрей Борисов в нашей республике стал широко известен этим летом. И неудивительно. Международный кинопроект художественного фильма «По велению Чингисхана», генеральным продюсером и художественным руководителем которого он является, связал его имя с нашей республикой надолго, если не навсегда.

Много общего у тувинского и якутского театров. «Символично, что в этом году оба театра будут отмечать свои юбилеи: тувинский – 26 марта – семидесятилетний, якутский – 23 декабря – восьмидесятилетний, – сказала перед началом спектакля «По велению Чингисхана» и.о. министра культуры и национальной политики РТ Зоя Самдан. – Наш театр носит имя народного писателя Виктора Кок-оола, знаменитого артиста, драматурга, писателя и Саха академический театр носит имя драматурга, писателя, государственного деятеля Платона Ойунского. Тувинский театр в этом году принимал участие во многих международных театральных фестивалях и вернулся домой с высокими наградами. Для Саха театра этот год оказался таким же плодотворным».

В знак уважения и дружбы Зоя Самдан преподнесла своему коллеге – министру культуры и духовного развития Республики Саха Якутия Андрею Борисову тувинский национальный костюм.

Андрей Борисов, председатель жюри различных международных фестивалей, давно знаком с творчеством наших артистов, высоко ценит тувинский театр и его главного режиссера Алексея Ооржака: «Тувинский театр – уникальный. И то, что зрительный зал сегодня полон, заслуга не только известности Саха театра, а еще и показатель того, что в Туве очень любят и ценят театр».

Гастроли открылись премьерой спектакля по роману Николая Логинова «По велению Чингисхана». «Мне кажется, что бездуховность кроется в отрыве человека от того, что было вчера, в глубине веков. И художник должен рассказать об этом образно, ярко, эмоционально. Предназначение искусства – разбудить в зрителе художника. Не указывать, не декларировать, не морализировать даже, а всколыхнуть в человеке интуицию, заставить его вспомнить о том, что у каждого разумного существа есть душа», – так определяет сверхзадачу своего творчества Андрей Борисов.

И ему удается оживить события глубокой древности на театральных подмостках. История развертывается под темным пологом Вселенной, на котором вместо звезд и узора созвездий – летящие светлые линии наскальных петроглифов.

Действие спектакля не подчиняется течению времени. Только что красавица Оэлун подняла стрелу молодого воина. Только-только свершилось на глазах зрителей превращение Золушки-Оэлун в принцессу – невесту Есугея. И вот уже на повозке везут оплакивать багатура. Осиротели дети. Скорбные женщины в черном напоминают римских плакальщиц античных времен. Тонкими деталями режиссер подчеркивает космополитизм происходящего, не привязывая сюжет к отдельно взятому народу.

Спектакль «По велению Чингисхана» – мужской спектакль, он о дружбе и предательстве, о долге и жестокости, о душевном смятении и метаниях героев. Женская тема прорисовывается легкими штрихами, но все равно заставляет сопереживать. Сцена, в которой после позорного плена у меркитов Борте должна была быть убита мужем, растрогала многих. Отношение героев спектакля к женщине и любви даже в такой жестокий век сближает и роднит их с сегодняшними современниками.

Связь времен не прерывается. Об этом явлении Андрей Борисов говорит так: «Сейчас каждый идущий по улице старик по-своему король Лир. Вот истинный герой нашего времени! Когда мы репетируем, мы поражаемся современности Шекспира. Все конфликты, темы, описанные четыре века назад, актуальны и для нашего общества».

Гастроли закончились. Четыре спектакля якутского театра нашли отклик у тувинского зрителя. Мы еще раз поняли, что и думаем, и чувствуем, и воспринимаем одинаково. На прощание Андрей Борисов сказал слова благодарности: «Спасибо министерству культуры и Зое Баировне Самдан за помощь в организации таких больших гастролей. Очень благодарны тувинскому академическому театру, а академическим он будет обязательно, его режиссеру Алексею Ооржаку. Мне ваш поэт Александр Даржай сказал сегодня: «Ребята-якуты, вы восстанавливаете утраченную связь времен. Вы связываете ту серебряную нить, которая связывала нас в древности». И я говорю вам «спасибо» за то, что вы дали возможность связать серебряную нить нашей дружбы, наших культур, наших народов. Очень ждем тувинский театр к нам на гастроли. Обещаем: залы будут переполнены, потому что у вас удивительный театр. И мы не говорим: «До свидания». Мы говорим: «Здравствуйте!»

Зоя Самдан обещала отправить тувинскую делегацию на юбилей Саха театра и оказать содействие в организации гастролей Тувинского музыкально-драматического театра на якутской земле. Саха театр продолжил гастроли в Хакасии, а Андрей Борисов улетел в Париж, чтобы защитить в международной организации ЮНЕСКО проект своего национального театр олонхо, как уникального явления и объекта нематериальной культуры всего мира.

Сайлана САЛЧАК, пресс-секретарь Министерства культуры и национальной политики РТ
http://www.centerasia.ru/issue/2005/47/365-svyazyvayuschie_serebryauyu_nit.html