газета «Центр Азии»

Суббота, 15 мая 2021 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2003 >ЦА №45 >КОГДА-НИБУДЬ МЫ ВСЕ НАЧНЕМ РАБОТАТЬ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

КОГДА-НИБУДЬ МЫ ВСЕ НАЧНЕМ РАБОТАТЬ

Культурная жизнь ЦА №45 (7 — 13 ноября 2003)

Не все очевидное – истинно, не все прописные истины действительно верны. Но есть такие, с которыми действительно не поспоришь. Нет, сейчас я не о том, что настоящую дружбу или любовь нельзя купить за деньги. Тема нынешнего обзора – работа. Труд – источник всех благ, но это еще и наше конституционное право. Все имеют право на труд, но не все им пользуются. Хотя, частенько, о других своих правах не забывают.

“Тувинская правда”
Редактор Олег Гаврилов

Письмо ветерана труда Л. Первухина «Возрождать традиции аратства» опубликовано в номере от тридцатого октября. «Гляжу я на некоторых нынешних селян и диву даюсь: когда и где они порастеряли умение трудиться на земле? Зато научились воровству и прочим пакостям», –  пишет автор. Он вспоминает годы своей юности: «Все старались делать сами. Сеяли пшеницу, овес, ячмень, рожь, просо, коноплю, лен. Все огородное так и лезло из земли – картошка, овощи, подсолнухи, арбузы, дыни. Из семян подсолнуха давили масло. Убранные коноплю и лен мочили в прудах, ткали холстину, из которой шили рубахи. Из конопли сучили крепкие веревки».

Все это читается как описание далеких былинных времен. Сажать коноплю (!), делать из нее веревки (!).  И такое было. «Та сплошная коллективизация, теперешняя перестройка сильно подкосили крепкое крестьянство», – мнение автора.  Ну, что было, то было: коллективизация, перестройка, отмена крепостного права, что для некоторых молодых людей явления одного порядка – что-то из истории, все это уже прошло. А как сейчас жить?

В том же номере – письмо жителя Хайыракана Д. Бавуу «Отповедь лентяю». Оно, в принципе, о том  же. Автор встретил давнего знакомого из сумона Арыг-Узуу, который немало жаловался на свое житье-бытье: «И работы нет достойной, и семья живет впроголодь, и за проезд нечем платить». А когда автор спросил жалобщика, как его приусадебный участок, кормятся ли они с него, то услышал в ответ: «Какой там! Весь огород чашпаном зарос». Дальше можно не разговаривать. Вот тебе и корень всех бед. Не чашпан, конечно, а обыкновенная лень. Впрочем, и чашпан – как ее символ. 

“Эфир”
Редактор Александр Филатенко

В сорок пятом номере газеты – совершенно примечательный заголовок у одной из коротких новостей: «В хозяйствах Тандинского района намолачивают с гектара столько же зерна, сколько посеяли».

Никаких комментариев тут не надо. Да, люди трудились, сеяли, ухаживали за полем, собирали – и все это  совершенно зря.  Бывает и такой труд. Конечно, это прискорбно, но нельзя ведь опускать руки, по крайней мере, люди попытались что-то сделать.

Или вот: «Медики Тувы зарегистрировали непривычно раннюю вспышку простудных заболеваний». У медиков много работы. Палаты отделения респираторных инфекций переполнены. А причина в том, что: «именно на период резкого спада суточных температур пришелся пик очередной попытки шантажа энергетиками городских властей. Люди мерзли и дома, и на улице, в школах и конторах». И такая работа тоже бывает. Она очень нужна, нужно лечить людей, но ведь ее могло и не быть, медики  могли заниматься другими проблемами, уделять больше внимания лечению других заболеваний.

“ТЫВА РЕСПУБЛИКА”
Редактор Маадыр-оол Калчан

«Даже если хочешь работать» – так называется заметка  Сай-Суу Оруйгу в номере 46. Она пишет о городском центре занятости.

В Кызыле есть место, где помогают людям найти работу. Здесь говорят, какие документы нужно заполнять, что приносить, какое пособие можно получать – это знать необходимо. Здесь можно устроиться и на курсы по востребованным ныне специальностям. Директор центра – Галина Александровна Сергеева. Она рассказывает о том, что постоянно проводятся ярмарки труда, о том, как можно найти работу на этих ярмарках.

Тех, кто не получил работу, снова ставят на учет. И цифры все время меняются. Самое тревожно то, что молодые не хотят работать. Есть люди, которые отказываются от предложенной работы и желают просто получать государственные деньги.

Кто хочет работать – найдет работу, а те, кто приходит сюда с иждивенческим настроением – те и не ищут работу.

Но даже если и хочешь работать, могут быть проблемы. Не всегда есть работа по специальности и не всем хочется менять свою специальность.

Проблемы с трудоустройством могут быть разные.

“Тыванын аныяктары”
Редактор Вера Куулар

Одна из самых страшных проблем описана Галиной Маспык-оол в статье «Кто остановил бег такси» (№ 45).

Мы часто слышим рекламу «Такси, такси – вези, вези». Услышав эти слова, задумываешься, кто работает в этом такси. Говорят, вот, молодые хотят быстро заработать, другие вторят, за тысячу с лишним никто работать не хочет.

Конечно, молодым хочется иметь больше денег, хорошо зарабатывать, поэтому, несмотря на то, что то и дело пропадают таксисты, они все равно идут работать в такси, потому что живые деньги каждый день на руках имеют водители такси и маршруток.

Проблема зарплаты – не основная, которая поднимается в статье, но и она имеет самостоятельную ценность. Зарабатывать тысячу с небольшим в месяц – это почти как собирать столько же зерна, сколько сеять. После оплаты всех коммунальных услуг – много ли останется? Денег все равно не будет хватать ни на что.

Сейчас в Кызыле более  20 таксофирм, их количество может и увеличиться, будет конкуренция, и это хорошо. Таксисты хорошо зарабатывают. Благодаря такси люди имеют возможность ездить не только по Кызылу, но и в кожууны. Это все здорово, но тут начинаются и проблемы. Точнее – трагедии. 

С начала этого года угнано около  восьмидесяти машин. Среди пропавших таксистов – Николай Бабак. В июне этого года он сообщил по рации, что повез пассажиров в Сукпак, и бесследно исчез, до сих пор о нем ничего не известно. Нет ни его, ни машины. Осталась только плачущая мать. С каждым месяцем тает надежда найти его. 

Автор пишет, что  в номере 40 газеты сообщали об исчезнувшем водителе из фирмы «Тыва-Такси». В течение сорока одного дня Артыша, пропавшего водителя, никто не видел. В течение сорока одного дня он не позвал жену – «Наташенька», в течение сорока одного дня он не поднял на руки своего сына. В течение сорока одного дня не обнял, не поцеловал маму.

Черные вороны над ним кружились, на лицо садились, а Артыш не шевелился. Его убили жестокие бесчеловечные люди. Он лежал, задушенный ремнем безопасности.

Бедная мать и жена получили тело с марлевой повязкой на лице. Жена опознала только кроссовки, джинсы и обручальное кольцо на пальце. Это кольцо они вдвоем купили в универмаге «Саяны». Купили два одинаковых кольца. Разве они могли подумать, когда подбирали кольца с одинаковой огранкой, что по этой огранке она будет его когда-нибудь опознавать…

Артыш был очень тихим, скромным, пил только пиво, да и то – до третьего тоста – за любовь. Матери говорил, что ему жалко тратить заработанные деньги даже на пиво.

Мать горюет: она всегда говорила ему: «Уважай людей, доверяй им, будь скромным, добрым». Если бы она его не так воспитала, а говорила бы «не доверяй людям», может быть, его бы и не убили…

Нашли его по дороге из Кызыла в Бай-Хаак. Нашли под черемухой, где были разбросаны бутылки из-под дорогой водки и пачки сигарет «Тройка». Как он принял смерть – об этом знают только убийцы.

Тяжело осознавать, что он не на войне погиб, а погиб от рук негодяев. Найдя тело сына, родители похоронили его на кладбище родного Шагонара, так Артыш вернулся домой и спит в родной земле.

Артыш хотел работать. И он нашел работу. А потом он нашел свою смерть. Не раз в печати появлялись сообщения и о трагедиях из-за грабителей-скотокрадов. Люди могут работать. И хотят работать. В конце концов, они имеют на это право. Горстка мерзавцев не дает им работать. Когда ущемляются чьи-либо политические права, или происходят какие-либо нарушения во время избирательного процесса – поднимается большой шум.

Но все это несравнимо по значимости с нашей проблемой, когда нарушаются основные права человека – право на жизнь, право на труд.

Ирина Качан

 (голосов: 0)
Опубликовано 7 ноября 2003 г.
Просмотров: 3387
Версия для печати

Также в №45:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2021 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru