газета «Центр Азии» №37 (9 — 16 октября 2015)
Люди Центра Азии

Ангыр Хертек. Если будем мы сильными духом

12 октября 2015 г.

(Окончание. Начало в №36 от 2 октября 2015 года)

 

Слепота – не преграда

 

Ангыр Хертек. Если будем мы сильными духом – Незрячие люди, которые стали для вас примером стойкости в достижении цели, Ангыр Байыр-оолович?

– Такие примеры – рядом. В 1991 году я учился в Москве с людьми, незрячими с рождения. Один из них – молодой человек из Ярославля – Вячеслав, который с отличием окончил физико-математический факультет обычного университета.

Олег Николаевич Смолин – незрячий с рождения, он смог добиться огромных успехов. Профессор Российской академии образования, депутат Государственной думы с 1993 года, в настоящее время заместитель председателя комитета по образованию. Или другой незрячий депутат – Владимир Вшивцев. Спортсмен, бывший афганец, потерявший зрение на войне.

У нас в Туве есть и свои примеры для подражания. Анатолий Мижит-Доржуевич Монгуш – Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Тыва. Он с самого основания нашего клуба слепых руководил коллективом художественной самодеятельности инвалидов. После его смерти клубу было присвоено его имя.

Солаан Кыргысович Базыр-оол – наш знаменитый незрячий баянист, композитор, Заслуженный работник культуры Тувинской АССР, художественный руководитель сельских и районных домов культуры. 9 сентября мы в своем клубе провели специальную встречу в честь восьмидесятилетия со дня его рождения.

На нее мы пригласили народного писателя Тувы Черлиг-оола Куулара, который поделился своими воспоминаниями о Солаане Базыр-ооле. Они были близко знакомы и в память о незрячем композиторе Черлиг-оол Чышкынмаевич в 1980 году написал повесть «Шораан».

Из поселка КаАнгыр Хертек. Если будем мы сильными духом а-Хем приехали сотрудники Центра культуры имени Солаана Базыр-оола Саирмаа Оюн и Сылдыс Мандып-оол. Они исполнили три песни композитора. А потом пели члены нашего общества, песни, музыку мы очень любим.

Вот так, в теплом семейном кругу, мы вспомнили Солаана Кыргысовича, оставившего нам десятки прекрасных музыкальных произведений, которые до сих пор любимы народом. И слепота не стала для него преградой.

– А среди нынешних членов общества есть талантливые люди?

– Есть, и немало. Например, Станислав Ооржак – дипломированный артист-кукольник, закончивший Московский государственный специализированный институт искусств. Сейчас он работает в Театре юного зрителя.

В музыкальном колледже города Курска учатся три девушки из Тувы: Иргит Шораана, Иргит Шончалай, Сотпа Наньмулуна. Все трое – из Монгун-Тайгинского района. Есть у нас и свой профессиональный музыкант. Это Владимир Ооржак, который закончил Кызыльский колледж искусств.

Талантливая молодежь есть. Другое дело – её трудоустройство. Сейчас, когда и здоровый-то человек не может найти работу, нам, инвалидам, говорить не о чем.

– Но ведь есть примеры, когда незрячие работают массажистами, педагогами и даже юристами.

– И нередко. Если есть целеустремленность, незрячие юноши и девушки могут получить в учебных заведениях страны и среднее специальное, и высшее образование.

Например, у нас в обществе была Лолита Монгуш. Окончив специализированную школу для незрячих в Абакане, она поступила в Санкт-Петербургский государственный университет на факультет тифлопедагогики. Закончила его с отличием. Вышла замуж и теперь проживает за пределами Тувы.

А сейчас в медицинском колледже для инвалидов по зрению в Самарской области профессию массажиста получает Айдыс Бады, паренек из поселка Хову-Аксы.

–Знаю, что вы долго добивались того, чтобы в Кызыле был открыт специализированный класс для слабовидящих и незрячих детей.

– Этого решения мы добивались, начиная с 1993 года. И только в 2000 году такой класс благодаря тогдашнему министру образования Петру Александровичу Морозову все-таки был создан.

До этого незрячие школьники сидели по домам. Некоторые родители отвозили их в Абакан в специализированную школу для слабовидящих и незрячих детей. Эта проблема волновала меня не только как незрячего, но и как бывшего педагога.

Так как таких детей в Туве было не очень много, в кызыльской школе номер четыре сначала был открыт только один специализированный класс, в котором ученики работали только с книгами с укрупненным шрифтом, а также с рельефно-точечным шрифтом Брайля. Специализированной техники совсем не было. И только несколько лет назад Министерство образования приобрело для класса два компьютера со специальной программой Джос.

Сейчас в четвертой школе есть два класса, где обучаются слабовидящие дети: третий и одиннадцатый. В каждом – по четыре ученика, таковы требования к подобным классам. Для остальных детей организовано надомное обучение.

– Ребята из районов тоже обучаются в этом классе?

– К сожалению, нет. Так как четвертая школа – муниципальная, здесь могут учиться только дети с кызыльской регистрацией.

В районах организовано надомное дистанционное обучение. Подразумевается, что у ребенка в доме стоит компьютер, при помощи которого он получает все необходимые знания.

Но точно ли у всех незрячих детей есть такая техника, мне неизвестно. Скорее всего, нет. Ведь один только компьютер с брайлевским дисплеем стоит около двухсот тысяч рублей. Зато благодаря ему тотально слепые и слабовидящие люди могут делать практически любую работу на компьютере не хуже зрячих.

 

Особые мобильники и трости

 

– Но веАнгыр Хертек. Если будем мы сильными духом дь средства реабилитации инвалидов должны выделяться им бесплатно.

– Да, это так. Они выдаются инвалидам за счет федеральных средств. Это различные виды тростей белого цвета, электронные лупы для слабовидящих, тифломагнитофоны, тифлофлэшплееры для прослушивания говорящих книг, говорящие тонометры, термометры.

Федеральный перечень этих технических средств утвержден и действует вот уже почти десять лет.

Но ведь время не стоит на месте, появляются современные оборудования для облегчения жизни инвалидов. Например, есть мобильные телефоны с речевым выходом, а также говорящие компьютеры. Но их нет в этом перечне. Поэтому такую необходимую технику мы вынуждены приобретать за собственные средства. Всероссийское общество слепых не раз вносило предложение по дополнению федерального перечня, но пока нет никаких результатов.

Радует, что государство стало поддерживать некоммерческие общественные организации специальными грантами. Три года назад мы выиграли федеральный грант в семьсот тысяч рублей. На эти деньги купили комплект класса компьютерной грамотности со специальной программой Джос, чтобы обучать инвалидов по зрению.

В этом году у нас очередная победа. Пройдя конкурсный отбор среди социально ориентированных некоммерческих организаций Тувы, стали обладателями республиканского гранта. Когда получим эти двести двадцать пять тысяч рублей, закупим современные мобильные телефоны со специальной программой для незрячих и организуем для членов общества краткосрочные курсы, на которых обучим пользоваться ими.

– Это здорово, что вы не плачетесь на отсутствие средств, а используете все возможные пути их привлечения по общественной линии. Скажите, а как распределяются среди незрячих обязательные технические средства реабилитации?

– Для бесплатного получения технических средств реабилитации инвалиду по зрению нужно оформить индивидуальную программу реабилитации. В ней указывают индивидуальные особенности инвалида и даются основания для получения этих средств.

Эту программу составляет региональное Бюро медико-социальной экспертизы. Ее инвалид по зрению направляет в местное отделение Фонда социального страхования, который и занимается выдачей технических средств реабилитации. Правда, чтобы получить необходимое, приходится долго ждать. Здесь все зависит от финансирования. Например, если мы заказываем сто тонометров, то закупают всего сорок. Поэтому есть очередность при их раздаче. Сначала получают первые в очереди, а остальным приходится ждать следующего распределения.

– Самое доступное из средств технической реабилитации, наверное, трости?

– Да. Слабовидящие люди тростью почти не пользуются, она нужна только тотально слепым. Срок эксплуатации трости два года. Но они часто ломаются, потому что из алюминия сделаны. Порой, уже через три или четыре месяца трость приходит в негодность.

У меня такой случай был. Стою, чтобы дорогу перейти. Тут проезжает машина, да так близко, что задевает своими колесами конец моей тросточки. В итоге она превратилась в клюшку.

А самые лучшие трости – это лыжные палки. Помните такие, от советских лыж? Они были сделаны из очень прочного металла. Я долго такой палкой пользовался.

– На вашей нынешней трости вижу светоотражающие элементы.

– Да, по всем стандартам. А сейчас появились трости даже с GPS-навигатором. Такую новинку в 2012 году придумал одиннадцатиклассник из Армавира Павел Курбацкий.

Эта трость прокладывает дорогу, сканирует препятствия, сообщает время и погоду на улице. Работает на аккумуляторной батарейке. Стоит не очень дорого: около пятнадцати тысяч рублей, кажется. Вот бы нам пару – тройку таких тростей.

 

Без поводыря

 

– У Ангыр Хертек. Если будем мы сильными духом Мажита Салимовича Исмакова, незрячего председателя Кызыльской городской организации Всероссийского общества инвалидов, был замечательный помощник – собака-поводырь Еремей. А после его смерти в 2011 году поводырь поменял хозяина: уехал в Хакасию, в город Черногорск. Почему в Кызыле не нашлось желающих стать хозяином этого умного пса?

– Собака-поводырь – тоже одно из средств реабилитации инвалидов по зрению, она также вносится в индивидуальную программу реабилитации инвалида.

В Московской области у Всероссийского общества слепых есть специальный центр подготовки таких собак.

Но собака-поводырь для незрячего человека не только огромная помощь, но и огромная ответственность. Во-первых, ее три, четыре раза в день нужно выгуливать. Каждый ли незрячий сможет это сделать? Во-вторых, нужно кормить. Деньги на покупку еды для нее выделяются, но их не хватает. Придется тратить свои.

В-третьих, у нас в городе много бродячих собак. А что, если они накинутся на собаку-поводыря? В четвертых, чтобы получить собаку, нужно собрать много различных документов и справок. Вот из-за таких трудностей незрячие и не хотят заводить четвероногого друга.

– На улицах города можно встретить семейные пары, в которых оба супруга незрячие.

– Да. У нас есть немало семейных пар. Это Николай Павлович и Татьяна Егоровна Золотухины, Андрей Викторович и Наталья Михайловна Безносовы, Геннадий Биче-оолович и Зинаида Даржааевна Монгуши, Юрий Сергеевич и Эмма Сазыгбановна Ганаширины.

Обычно инвалиды по зрению находят друг друга на совместных мероприятиях, на предприятии. У них рождаются нормальные, здоровые дети, хотя иногда у некоторых проблемы со зрением всё же есть.

Такого, чтобы незрячий жил один, нет. И я тоже: после жены женился во второй раз. У моей супруги Часкалмыы Чамбаловны нормальное зрение.

 

Сразу три юбилея

 

Ангыр Хертек. Если будем мы сильными духом Интересное совпадение: в 2015 году Всероссийское общество слепых отмечает свое девяностолетие, и для Тувинского регионального отделения этот год – юбилейный.

– Мы в Туве даже двойной юбилей отмечаем: пятидесятипятилетие со дня создания отделения и сорокапятилетие нашего учебно-производственного предприятия.

Если кратко, то история такая. В 1960 году по решению Всероссийского общества слепых в Тувинской автономной области было создано Общество слепых. До этого, с 1958 года, в Кызыле работала первичная организация слепых при Красноярском крае. По поручению горисполкома Кызыла в создании областной организации активно участвовал Сергей Полушпаевич Серен, который и стал ее первым руководителем.

После него председателем был фронтовик Анатолий Васильевич Десяткин. Он также стал первым директором учебно-производственного предприятия, которое было открыто 1 апреля 1970 года. Так был решен вопрос с трудоустройством инвалидов республики. С 1988 года и по сей день им руководит Людмила Максимовна Джевало.

Был решен и жилищный вопрос. В 1982 году в эксплуатацию сдали пятиэтажный дом под номером пять по улице Кечил-оола. Его построили за счет средств Всероссийского общества слепых с долевым участием горисполкома города Кызыла. Квартиры в трех подъездах этого дома распределили среди инвалидов по зрению.

На первом этаже этого дома сейчас располагается наше правление, первичная организация, клуб, где мы вместе проводим праздники, мероприятия, празднуем дни рождения, библиотека.

 

Говорящие книги

 

– БАнгыр Хертек. Если будем мы сильными духом иблиотека играет важную роль в жизни общества?

– Еще бы! Что бы мы без нее делали? Такая специализированная библиотека для незрячих и слабовидящих – единственная на всю республику.

Она была создана в 1986 году, и сейчас в картотеке – семьсот пятнадцать читателей со всей Тувы. Самому старшему – девяносто восемь лет, это Агбан Шинчап Сундуевна. Самому младшему – Вадиму Оленину – четыре годика.

Библиотека по ведомственной принадлежности относится к министерству культуры, но мы ее сотрудниц своими считаем, без них мы бы не справились с потоком информации.

Среда – это наш информационный день. Библиотекари читают нам последние новости – зарубежные, российские и местные. Особое внимание – тем, что касаются членов нашего общества.

На одной из недавних встреч мы узнали, что специалисты из Санкт-Петербурга изобрели 3D-очки для незрячих людей. Две микровидеокамеры и GPS-навигатор собирают данные об окружающей обстановке и передают в карманный компьютер. А он, в свою очередь, озвучивает голосом: какой сигнал светофора работает в данный момент, какие препятствия ждут впереди, каким маршрутом лучше добраться до нужного места. Вот какое полезное устройство.

– Вижу, что библиотека по своим фондам и оборудованию старается не отставать от времени.

– Это так. Есть читающая машина с синтезатором речи, книги с рельефно-точечным шрифтом, плоскопечатные книги с укрупненным шрифтом, говорящие книги на аудиокассетах, флешкартах и MP3-плеерах, детские тактильные книги, рельефно-графические пособия.

По инициативе директора библиотеки Аиды Конгаровны Дагба появилось сорок восемь говорящих книг на тувинском языке: произведения тувинских классиков, народные сказки. Их озвучивали разные люди: актриса Национального муздрамтеатра Надежда Наксыл, учитель тувинского языка и литературы Лидия Ооржак, преподаватель автомобильной школы ДОСААФ Анатолий Намдак, дикторы тувинского радио Карина Монгуш и Владимир Ооржак, а также сами библиотекари.

А еще они выпустили два компакт-диска с аудиоэкскурсиями «Сокровища Долины царей Тувы» и «Кызыл – город в Центре Азии». Используя специальную рельефную графику и брайлевский шрифт, создали двадцать экземпляров «Тувинских народных сказок».

– Как же обозначали в этой книге три особых тувинских буквы, ведь в азбуке Брайля их нет?

– Помогли коллеги из Татарстана, так как их алфавит во многом похож на наш, тувинский. Поэтому позаимствовали обозначение букв у них.

Для создания таких книг для незрячих в библиотеке специальное оборудование есть: ноутбук с брайлевским дисплеем и принтер. А для создания осязательных рисунков используется термопечь. Так что с техникой проблем нет. А вот с помещением – есть: всё оборудование вместе со специализированной литературой – в маленькой комнатушке.

 

А значит – полноценная жизнь

 

– Сколько сегодня членов в вашей общественной организации?

– Шестьсот восемьдАнгыр Хертек. Если будем мы сильными духом есят два человека. Это инвалиды по зрению первой, второй и третьей групп. У нас есть специальные членские книжки. И обязательные членские взносы: годовой – десять рублей.

Сначала мы выявляем незрячих, вовлекаем их в члены общества, затем начинается их социальная и профессиональная реабилитация. Она проходит в реабилитационном центре слепых в города Бийске Алтайского края. Там они живут и учатся четыре, пять месяцев.

Незрячих учат чтению и письму по системе Брайля, ориентированию, а также элементарным трудовым навыкам: вязанию, столярному делу, ремонту обуви, изготовлению валенок, переплетному делу, компьютерной грамотности.

Всё это бесплатно за счет государства и средств Всероссийского общества слепых. Инвалиды оплачивают только проезд туда и обратно.

Самое главное – в наше общество идут не за материальными благами. Членство в обществе слепых – это, прежде всего, живое общение. А значит – полноценная жизнь.

 

Фото Василия Балчый-оола, Ай-кыс Монгуш, Виталия Шайфулина.

 

Интервью Юлии Манчин-оол с Ангыром Хертеком «Если будем мы сильными духом» войдёт двадцать первым в шестой том книги «Люди Центра Азии», который после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги продолжает готовить редакция газеты «Центр Азии».

Фото:

1. Тур вальса: Ангыр Байыр-оолович Хертек и Галина Санааевна Мунзук. Республика Тыва, Кызыл, клуб Тувинского регионального отделения Всероссийского общества слепых. 9 сентября 2015 года. Фото Василия Балчый-оола.

2. Ангыр Хертек, Кертик-оол Данзын, Саирмаа Оюн и Алдын-Кыс Монгуш исполняют песню композитора Солаана Базыр-оола «Чаа-Холдун айдынында» – «Светлой ночью в Чаа-Холе». Кызыл, клуб Тувинского регионального отделения Всероссийского общества слепых. 9 сентября 2015 года. Фото Василия Балчый-оола.

3. Пальцы незрячего человека – особенно чувствительны. Ангыр Хертек пишет письмо, используя брайлевский алфавит. Кызыл, 4 сентября 2015 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

4. Мажит Исмаков, незрячий председатель Кызыльской городской организации Всероссийского общества инвалидов, с собакой-поводырем Еремеем. Республика Тыва, Кызыл. 29 августа 2007 года. Фото Виталия Шайфулина из четвертого тома книги «Люди Центра Азии».

5. Наталья Безносова слушает газету «Центр Азии» с помощью читающей машины с синтезатором речи. Кызыл, Тувинская республиканская специализированная библиотека для незрячих и слабовидящих. Кызыл, 4 сентября 2015 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

6. Системный администратор библиотеки Анай-Хаак Базыр у ноутбука с брайлевским тиснителем. Кызыл, Тувинская республиканская специализированная библиотека для незрячих и слабовидящих. Кызыл, 4 сентября 2015 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

7. В семейной обстановке. Члены Тувинского регионального отделения Всероссийского общества слепых и их друзья после праздничного утренника, посвященного восьмидесятилетию со дня рождения незрячего музыканта и композитора Солаана Базыр-оола.

В центре второго ряда – председатель общества Ангыр Хертек, справа от него – народный писатель Тувы Черлиг-оол Куулар.

Кызыл, клуб Тувинского регионального отделения Всероссийского общества слепых. 9 сентября 2015 года. Фото Василия Балчый-оола.

<!-- EndFragment --> <!-- /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Table Normal"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:Calibri; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} -->
Юлия МАНЧИН-ООЛ
http://www.centerasia.ru/issue/2015/37/5255-angir-khertek.-esli-budem-mi-silnimi.html