(Окончание. Начало в №24 от 3 июля 2015 года)
Пенсионер без пенсии
– Юрий Михайлович, а ваши
дети мотоциклами интересуются?
– У меня их двое – девочки,
и обе – долгожданные. Младшей Анютке – два годика. Олеся ее девятого июля
родила – в свой день рождения, вот такой подарок сделала и себе, и мне.
Старшей – Ксюше – восемь
лет, и она мотаками так интересуется, что, как говорится, все спицы проверила,
все шипы на колесах погрызла. Очень любит, когда ее на мотоцикле катаю.
– У Ксюши – мальчишечье
воспитание?
– Это точно. Потому что
много времени проводит со мной, с рождения. Олеся уже через два месяца после
родов вышла на работу, а я трудился посменно – сутки через трое, поэтому с
Ксюшей почти постоянно были вместе. Мы любим семьей отдыхать у Малого Енисея,
Ксюша у нас – опытный рыбак.
Таскаю с собой дочь на
байкерские фестивали. Она всех тувинских и многих засаянских байкеров знает.
Очень любознательная и общительная – обязательно к каждому подойдет и
расспросит, кто он, откуда, чем занимается.
Особенно восхищается
известным на весь мир мотопутешественником Игорем Соколовым. Он родом из Баку,
долгое время жил во Владивостоке, у него там свой мотоциклетный бизнес, сейчас
он обосновался в Камбодже.
Игорь, которого еще
называют Синус, на байке «Хонда Супер магна», он его называет «Зайка», в
путешествиях по Европе, Азии, Северной Америке и Австралии около четырехсот
тысяч километров проехал.
В Кызыл он приехал в 2010
году, и неделю жил у нас дома – мы его не хотели отпускать, да он и сам не
особо рвался уезжать, понравилось ему в Туве.
– А где вы живете?
– Мы строим дом под
Кызылом, в районе Вавилинского затона, это место Пий-Хемским районом считается.
Двухэтажный дом уже почти готов, в нем и живем. Еще гараж возводим, а на его
крыше хотим пристройку сделать, чтобы было, где разместить приезжающих гостей.
В строительстве мне очень
помогает Олеся, скоро вот будем вместе пол в подвале бетоном заливать.
Поддерживают стройку и ребята-байкеры. Поставили баню, даже из Хакасии и
Красноярского края помощники приезжали.
По дому с женой тоже всё
делаем вместе – она, например, готовит, а я – мою полы и посуду. И Ксения
помощницей растет, у нее пока две обязанности: хорошо учиться и присматривать
за младшей сестрой. Она ответственно подходит к поставленным задачам, но знает,
что если ослушается – накажу.
– Вы такой строгий отец?
– Очень даже, могу и
ремешком поддать – чуть-чуть. Меня так мама в детстве воспитывала.
– Юрий Михайлович, а где вы
работаете?
– Раньше был сотрудником
МВД: начинал в милиции общественной безопасности, потом перешел в криминальную
полицию, после чего служил в СОБРе – специальном отряде быстрого реагирования.
В 1995 и 1996 годах
проходил службу в Таджикистане на афганской границе. Три раза был в Чечне –
сначала в 2000 году, потом в 2006 и 2008 годах. Эти командировки на Северный
Кавказ по полгода длились.
А три года назад меня
сократили, до пенсии не дали дослужить двенадцать месяцев. Не повезло, попал в
первую волну сокращений в органах МВД. И теперь не получаю пенсию, которую
заслужил. Утроился в службу безопасности в один из банков Кызыла – зарабатываю
себе новую, гражданскую, пенсию.
Колыбельная мотора
– Кто привил вам любовь к
мотоциклам?
– А она мне с молоком
матери передалась. Мама моя, Людмила Ивановна Ким, наполовину кореянка. Она с
четырнадцати лет на мотоцикле. Начинала с того, что гоняла по улицам села
Ырбан, где жила, потом начала в мотокроссах участвовать – в Туве и за Саянами.
А в Шушенском разбилась и серьезно пострадала – на этом для нее мотожизнь и
закончилась.
Я в Ырбане 15 марта 1976
года родился. Мама часто меня брала с собой в лес по грибы и по ягоды, пока она
их собирала, спал в люльке мотоцикла под шум мотора. Как только он заглохнет,
сразу просыпался и начинал орать и плакать. А колыбельная мотора успокаивала,
так и началась моя неразрывная связь с мотоциклами.
В восемь лет начал учиться
ездить на мотовелике «ЗИФ-5», чтобы его купить, год собирал и сдавал бутылки.
Поеду – грохнусь. Встану, отряхнусь, сяду за руль, только вперед – опять в
кювет. Каждый вечер весь в синяках и ссадинах домой приходил, но мама не
ругала, а наоборот – давала советы.
Мама огромную роль в моей
жизни сыграла – меня и сестру Любу воспитала и на ноги подняла. Отца, Михаила
Лаврентьевича Ильяшевича, не стало, когда мне пять лет было. Он погиб во время
пожара, ночью из-за проводки загорелся наш дом.
Отец проснулся, в дыму и
огне начал искать сестру и меня: он думал, что мы испугались пожара и где-то
спрятались в доме. Не знал, что нас уже вытащили наружу. В итоге отец получил
ожоги девяноста пяти процентов тела, боролся за жизнь сутки, и умер в больнице
села Тоора-Хем.
Почти сразу после нашей
семейной трагедии мы уехали в село Знаменка Минусинского района Красноярского
края, а потом вернулись в Туву – обосновались в Кызыле. Когда учился в
начальных классах, с нами начал жить Леонид Петрович
Мартыненко, он стал моим отчимом. Он очень хорошо к нам с
сестрой Любой относился, и мы к нему. Но он рано ушел из жизни.
Многое для меня сделали
родные братья мамы, мои дяди – Владимир Иванович, Анатолий Иванович и Аркадий
Иванович Кимы. Обучали как обращаться с техникой, инструментами. Так научился
работать на конных граблях, косить сено литовкой.
Колонна из тридцати пяти
мотоциклов
–Как давно вы проводите в
Туве мотофестивали?
– С 2011 года. Нынешний
«Окраина-2015», его мы под Сарыг-Сепом провели, уже пятый. В его организации
нам активно помогла Вера Николаевна Лапшакова, первый заместитель министра
культуры Тувы.
Давно сотрудничаем с
Центром русской культуры, вместе участвуем в акции «Свеча памяти» 22 июня и в
мероприятиях в День Победы 9 мая. Моя Ксюша занимается вокалом в детском
ансамбле при Центре русской культуры «Канительки», которым руководит Ольга
Сокольникова, а ее супруг Сергей Сокольников, Заслуженный артист республики,
часто приезжает к нам на фестивали со своей гитарой, он всегда желанный гость,
засаянские байкеры без ума от его песен.
Также в проведении
фестиваля под Сарыг-Сепом нам помогают руководители Каа-Хемского района,
местного отделения полиции и ГИБДД – тоже друзья байкеров. Подсказывают, как
правильно оформить
нужные документы, чтобы организация форума была законной,
обеспечивают безопасность.
– Мне на фестивале
понравилось, особенно – полевая кухня.
– Это заслуга члена нашего
клуба Дмитрия Мельникова, он все дни готовил и кормил участников и гостей
форума. Была и уха, и каша с тушенкой, и горячий чай. И, конечно, гвоздь меню –
баранина по-тувински.
Фестиваль «Окраина-2015»
начался 12 июня. Когда встретили засаянских гостей, все вместе сделали круг
почета по Кызылу – так мы поздравили жителей и гостей столицы Тувы с Днем
России. Это было здорово – колонна из тридцати пяти мотоциклов проехала по
улицам Кызыла и закончила мини-вояж у скульптурного комплекса «Центр Азии».
После небольшой экскурсии
колонна двинулась к Сарыг-Сепу, не доезжая несколько километров до села, на
одной из полян мы и развернули фестиваль. В этом году на «Окраину-2015»
приехали байкеры из Красноярска, Абакана, Саяногорска, Курагино, Зеленогорска,
Томска, Омска, Ачинска, Кемерово и Кызыла.
Гостям всё очень
понравилось – и природа, и еда, и концерт, особенно – самодеятельный
фольклорный коллектив «Туралыг» из села Кок-Хаак Каа-Хемского района. Айбек Сат
и Буян Орустук так исполнили горловое пение, что сорвали шквал аплодисментов,
зрители-байкеры не хотели их отпускать.
Мы – не дураки
– Заметил, что на фестивале
«Окраина-2015» байкеры пили пиво. Здоровый образ жизни не приветствуется?
– Крепкое спиртное не
употребляем. А вот на пиво сухого закона нет, так уж сложилось на любом
байкфесте.
– А как же дети, которые
вместе с вами приехали на фестиваль?
– Для детей – специальная
развлекательная программа в зоне отдыха – игры, резиновый детский бассейн, а
приглядывают за ребятишками женщины. И туда, где байкеры пьют пиво, их не
пускаем. Мы же не дураки на глазах у своих же дочерей и сыновей употреблять, мы
в первую очередь родители, а потом уже – байкеры.
– Есть ли у байкеров
неписанные законы?
– Есть. Например, того, кто
спровоцирует драку, все легонечко пинают в пятую точку. Вроде бы, наказание
нестрашное, но когда таких пинков около сотни – это весьма внушительно.
– Приходилось кого-то
исключать из клуба?
– Было такое один раз.
Человек пропал на длительное время – не приходил на собрания, не помогал в
организации клубных мероприятий. Перестал быть частью нашего движения. Мы не
знали где он, что с ним. Через год товарищ все-таки объявился, да еще и с
претензиями, что мы забыли про него. В итоге созвали общее собрание членов
клуба с правом голоса и исключили этого человека.
Для исключения по нашему
уставу достаточно одного серьезного нарушения не только на дороге, но и в
повседневной жизни. Например, если он занимает у кого-то деньги от имени клуба
и не отдает, или устраивает пьяные драки. Обратно в клуб такому человеку дороги
нет.
Был случай, когда член
клуба ушел сам. Это один из основателей – Михаил Гаджиев. Он пришел к нам и
сказал, что не может больше оставаться в клубе: большая загруженность на работе.
С табуретки – на «Хонду»
– Помнится, в 2011 году на
фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» под город Чадан прибыл внушительный
десант байкеров из других регионов. Это вы их созвали?
– Да. Приезжали ребята из
красноярского клуба «Кентавр» и абаканского «Стальной Феникс». Им очень
понравился фестиваль. Организаторы «Устуу-Хурээ» встретили нас очень
гостеприимно, даже разместили рядом с сотрудниками ОМОНа. Было забавно, что
люди вокруг шутили, мол, это нас к ним приставили, чтобы омоновцев охранять.
Одним из кентавров был дядя
Саша – Александр Матвеев – человек в наших кругах известный. Он на своей «Хонде
Голд винг» объездил всю Америку и Европу – был в трех крайних точках
континента: западной в Португалии, южной в Испании и северной в Норвегии.
Его «Хонда» тогда стоила
около трех миллионов рублей. Это и дорогой тюнинг, который делали сначала в
Москве, потом – в Италии, это и светомузыка из двух тысяч светодиодов, это и
сто десять лошадиных сил мощности, это и двести сорок километров в час на спидометре,
это и акустическая система стоимостью пятнадцать тысяч долларов.
– А какая разница между
американским «Харлей Девидсоном» и японской «Хондой»?
– «Харлей» – бренд, так как
именно с него и началось все мотоциклетное движение. А японские мотоциклы у сибирских
байкеров больше распространены. Это и широкий вторичный рынок, и доступные
запчасти.
Но на самом деле без
разницы – американский, японский, российский, немецкий или китайский у байкера
мотоцикл. Бывает, что человек начинает с «табуретки» – многокубового скутера. А
потом, увлекшись, движется дальше.
– Вы все свои мотоциклы
помните?
– Конечно. Начиная с
детского мотовелика «ЗИФ-5». Потом появились уже мотоциклы, отечественные –
«Минск», «Восход», «ИЖ-Планета-5».
Машину для мотогонок
собрал, когда в секции мотокросса занимался. Мне там дали раму, а все остальное
сам приладил.
Потом купил себе «Ямаху» –
«Yamaha YZF-1000 Thunderace», потом ее продал, подкопил денег, и взял другую –
«Yamaha VX-1000», после чего сел на «Сузуки» – «Suzuki-DRZ-400».
Сейчас катаюсь на «Хонде» –
«Honda-XL-1000 Varadero». Стоит такой байк четыреста тысяч рублей, но с рук
купил его дешевле. Денег у друзей назанимал, потом полгода долги отдавал.
– Видел, что один из членов
клуба «Кочевники Азии» ездит на необычном трехколесном мотоцикле, сильно
отличающемся от тех, что у остальных байкеров.
– Это канадский байк
«BRP-Spider» объемом тысяча кубических сантиметров. Его владелец – Илья Дьяков.
Этот мотак – реально крутой, он стоит около полутора миллиона рублей. В нем
столько электроники, что не всякая машина имеет.
Плюс электроусилитель руля,
подогрев ручек и сидений, отличная акустика и радиоприемник. Еще у «BRP-Spider»
двигатель сам глушится и притормаживает байк, если одно колесо оторвалось.
Четыре колеса везут тело, а два –
душу
– С кем из засаянских
единомышленников чаще всего общаетесь?
– Хорошо знаем ребят из
абаканского клуба «Стальной Феникс», саяногорского «Легион-19», красноярского
«Кентавра», зеленогорского «Лед и пламень», кемеровского «Колесницы дорог».
Общаемся с омичами из байк-движения «Легион-55» и томичами из клуба «Стальной
ветер». Этим не ограничиваемся – немного знакомы с байкерами Калуги и
Смоленска.
У нас, байкеров, сезоны
короткие, стараемся за этот срок как можно больше накрутить километров на свой
спидометр – съездить в разные места, встретиться с братьями по духу, с которыми
давно не виделись, познакомиться с новыми людьми.
– Сколько километров вы
накрутили в одном мотопробеге?
– Мой самый длительный
пробег сравнительно небольшой – до Новокузнецка и обратно: в 2011 году ездил на
байк-фестиваль «Кузня-2011».
А вот ребята из нашего
клуба «Кочевники Азии» в 2014 году ездили в Крым, почти сразу после того, как
полуостров присоединился к России. Очень хотели поддержать крымских байкеров в
их радости возвращения домой, ну, и, конечно, отдохнуть в этом прекрасном
уголке планеты. В общей сложности туда и обратно мужики проехали шестнадцать
тысяч километров, были в пути двадцать семь дней.
В этом году клубом ездили в
Курагинский и Каратузский районы Красноярского края. Наш пробег был посвящен
семидесятилетию Победы и назывался «Моя малая родина». Участвовали и в
международном автопробеге «Моя великая Победа» по западным районам Тувы.
А 17 июля мы клубом
«Кочевники Азии» поедем в Красноярский край, где под Дивногорском состоится
фестиваль на «Манском плёсе», после чего отправимся на Байкал. Хороший будет
мотопробег.
– Расстояния немалые,
трудно приходится в дороге?
– Трудности никого из нас
не пугают, ведь пробег на мотоцикле – особый кайф. Как часто говорят сами
байкеры: «Четыре колеса везут тело, а два колеса – душу».
Фото автора.
Интервью Константина Куцевалова с
Юрием Ильяшевичем «Герой асфальта» войдёт четырнадцатым номером в шестой том
книги «Люди Центра Азии», который сразу же после выхода в свет в июле 2014 года
пятого тома книги начала готовить редакция газеты «Центр Азии».
Фото:
1. Семья мотокочевников
Ильяшевичей: Юрий Михайлович и Олеся Николаевна с младшей дочерью Анной и
старшей Ксенией. Республика Тыва, Пий-Хемский район, Вавилинский затон. 28 июня
2015 года. Фото Константина Куцевалова.
2. Мотоучитель и
мотоученик: Юрий Ильяшевич с мамой Людмилой Ким. Республика Тыва, Пий-Хемский
район. 28 июня 2015 года. Фото Константина Куцевалова.
3. Байкер Дмитрий Мельников, а по совместительству –
шеф-повар фестиваля «Окраина-2015». Республика Тыва, Кызыл. 24 мая 2015 года.
Фото Константина Куцевалова.
4. Хоомей покорил и
байкеров. Слева направо: Юрий Ильяшевич, участники фольклорного коллектива
«Туралыг» Айбек Сат и Буян Орустук, заместитель президента мотоклуба «Кочевники
Азии» Эдуард Чемерский. Республика Тыва, Каа-Хемский район, мотоциклетный форум
«Окраина-2015». 13 июня 2015 года. Фото Константина Куцевалова.
5. У мотоцикла бывает и три колеса. Кочевник Азии Илья
Дьяков на канадском байке
«BRP-Spider». Республика Тыва, Кызыл. 24 мая 2015 года.
Фото Константина Куцевалова.
6. Байкеры и байкерши из
Кызыла, Красноярска, Зеленогорска, Курагино, Абакана, Саяногорска – участники
мотоциклетного форума «Окраина-2015» Республика Тыва, Кызыл, 12 июня 2015 года.
Фото Константина Куцевалова.
<!--
EndFragment
-->
<!--
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Table Normal";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:Calibri;
mso-fareast-language:RU;}
-->