«Ты тоже плакала?» – спрашивала у
своей подруги женщина с красными от слез глазами, выходя из зрительного зала
Национального музыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола после
просмотра спектакля «Дуруяалар» – «Журавли» режиссера Марины Идам по
одноименной пьесе молодого драматурга Салима Монгуша, написанной специально к
семидесятой годовщине Победы.
Действительно, спектакль получился настолько душераздирающим,
что даже мужчины не сдерживают слез. Его создатели безжалостно погружают
зрителей в самое пекло войны, повествуя о подвиге бойцов тувинского
добровольческого кавалерийского эскадрона под командованием Героя Советского
Союза, гвардии капитана Кечил-оола Тулуша зимой 1944 года при освобождении от
фашистов Западной Украины.
Пьеса основана на
реальных событиях, прототипы героев – тувинские добровольцы. Созданию драмы
предшествовала огромная кропотливая работа по сбору материала. Помогли в этом
воспоминания и письма в архивах, книгах, фотографии, видеоматериалы, личные
встречи автора с потомками добровольцев. Он метил в сердца и души не только
старшего, но и молодого поколения. И попал в точку, раскрыв тему любви, более
всего волнующую молодежь.
Думая о тувинских
добровольцах, мы чаще представляем себе храбро сражавшихся бесстрашных воинов,
упуская из виду то, что это были молодые люди, только-только начавшие свою
жизнь. И им было страшно на войне.
Что заставляло молодых
людей остервенело бросаться на врага, так, что даже фашисты прозвали их Der
Schwarze Tod – Черная Смерть? Ответ дает повествование от первого лица,
последнего дожившего до наших дней добровольца, обозначенного в программке
спектакля Эне – Бабушка (Анна Шириин-оол).
Прообраз героини не оставляет
сомнений. Перед нами Вера Байлак. Она рассказывает своей внучке, современной
школьнице (Айзана Чылбак-оол), о своих боевых товарищах, о том, как они любили,
о чем мечтали.
На фоне сценографии в
решении Начына Шалыка – гробов-окопов и изрытого снарядами неба –
разворачиваются истории нескольких пар. Перед нами – недавно поженившиеся
пулеметчик Кошкар-оол (Уран-оол Стал-оол) и санитарка Часкал (Аржаана Куулар),
ожидающие рождения ребенка старший лейтенант Доржу (Орлан Оюн) и санитарка
Багбуужап (Тана Дулуш), мечтающие о детях старший лейтенант Дончут (Айдын
Бады-Сагаан) и его молодая супруга Дарыяа (Надежда Ооржак), еще не признавшиеся
друг другу в любви Биче-кыс (Айдыс Даржай) и Бичен (Сайлык Шулуу-Маадыр).
Все типажи подобраны точно, характеры прорисованы
четко. Возможно, этому способствовал оригинальный прием, использованный
драматургом и режиссером.
Обычно при новой
постановке всем дают пьесу, чтобы они прочитали ее, а затем приступают к
застольным репетициям – читкам. В случае с «Журавлями» актеров известили, кого
они играют, но никому не выдали пьесы. Растерянным актерам дали задание – в
течение нескольких дней самим найти материал о своих героях.
Актриса театра Аржаана
Куулар так рассказывает о своих поисках: «Мне досталась роль Часкал Допуйовны
Сарыглар. Первым делом я бросилась к драматургу Салиму Сергеевичу с просьбой
подсказать хотя бы то, откуда она родом. Но он был непреклонен. В это время в
Кызыле была Надежда Наксыл, наша актриса, преподающая сейчас в Москве в
щепкинском училище. Она поинтересовалась моей ролью и неожиданно сказала, что
дочка моей героини Зина Долаан была ее одноклассницей, жили они в Чадане. Не
буду скрывать, очень много о своей героине я вычитала в Интернете. Она
санитарка пулеметного взвода, была очень жизнерадостной и веселой девушкой,
легкой на подъем. С детства хорошо ездила верхом, что ей очень помогло на
фронте. С мужем Кошкар-оолом ушла на фронт сразу после женитьбы».
Репетиции тоже давались
непросто. В спектакле есть очень эффектные батальные сцены. Звуки пулеметных
очередей, сценические взрывы, запах гари заставляют зрителей вжиматься в
сиденья, затыкая уши. При постановке этих сцен особенно трудно было
актрисам-девушкам, которые не знали, что делать с автоматами.
Сложности были и у
режиссера. Выручил командный дух. Актер театра Леонид Кан-оол, в настоящее
время получающий специальность режиссера в Санкт-Петербургской академии
театрального искусства, многое подсказал при построении мизансцен.
Настоящим испытанием для
психики стали для актрис монологи скорби. Так, возлюбленный санитарки Часкал,
Кошкар-оол, в одном из боев погибает под взрывом вражеского снаряда.
Аржаана Куулар
рассказывает, что эти сцены давались очень тяжело: «Пропускать через себя горе
героини было очень страшно и больно. На первой репетиции я рыдала навзрыд и
долго не могла успокоиться. Режиссер Марина Каадыр-ооловна пришла меня
успокаивать, обняла и тоже начала плакать вместе со мной. В это время за
кулисами стояла и плакала Надя Ооржак. А на монологе Нади я тоже не могла
сдержать слез.
Играя в «Журавлях», кожей
почувствовала войну. Словно это я, Аржаана Куулар, была на фронте и пережила
весь этот ужас. А после спектакля совсем иначе стала смотреть на мир: увидела
всю прелесть мирной жизни, поняла, что друг друга надо беречь».
Создатели спектакля не
забыли показать и мудрость капитана Кечил-оола Тулуша (Мерген Хомушку),
комиссара Байысклана Монгуша (Леонид Ондар), старшего лейтенанта Бурзекея Сата
(Олег Сат), бережно, по-отечески, опекавших от беды слишком темпераментных и
бесстрашных земляков, хотя и сами были молоды – всем около тридцати.
Отдельно показана история
Бегзи-Хуурака Донгака (Эдуард Ондар), прославленного борца Тувы с титулом
Арзылан – Лев, однажды голыми руками одолевшего сразу семерых вооруженных
фашистов.
Спектакль, посвященный
тем, кто выжил и тем, кто не вернулся с войны, превратившись в белых журавлей,
понятен всем зрителям. Он затрагивает души, потому что показывает войну без
прикрас.
Фото:
1. Им так хотелось счастья. Сцена из спектакля «Журавли».
Часкал – Аржаана Куулар, Багбуужап – Тана Дулуш, Дарыяа – Надежда Ооржак.
Кызыл, Национальный музыкально-драматический театр имени Виктора Кок-оола. 9
мая 2015 года. Фото Виктории Хомушку.
2. Они были молодыми. Сцена из спектакля «Журавли». Кызыл,
Национальный музыкально-драматический театр имени Виктора Кок-оола. 9 мая 2015
года. Фото Виктории Хомушку.