(Окончание.
Начало в №9 от 13 марта, №10 от 20 марта 2015 года)
Бои для пенсионеров
– Существует
стереотипное представление о шамане как о мрачном, замкнутом в себе колдуне,
общаться с которым, если уж доведется, надо с большой осторожностью во
избежание непредсказуемых поступков с его стороны. Вы, Лазо Довуевич, какой-то
нетрафаретный шаман: общительный человек с широким кругом увлечений, среди
которых и спорт, и музыка.
Знаю, что и свое
шестидесятипятилетие нестандартно отпраздновали: не за скучный стол с алкоголем
посадили гостей, а предложили и в спортивном зале побороться, и на сцену с
горловым пением выйти.
– Почему я так
отпраздновал. Сидел и думал: 17 февраля уже шестьдесят пять стукнет – серьезный
возраст. Некоторые мои друзья-ровесники спиваются, некоторые руки опустили,
считая себя уже никому не нужными пенсионерами. Но ведь мы – не беспомощные
старики, еще полны сил и можем показать свою молодецкую удаль – пример молодым.
Подумал-подумал и сделал
так: пригласил своих друзей из Кызыла и районов, с кем вместе когда-то в
соревнованиях участвовал, на сценах выступал. Не все приехать смогли: кто
постеснялся – зубов нет, кто на здоровье сослался, на домашние заботы. В
конкурсе хоомея – горлового пения, например, рассчитывал на тридцать человек,
приехали одиннадцать. В Центре развития тувинской традиционной культуры и
ремесел свое мастерство показывали.
Шахматистов, они по
швейцарской системе играли, больше собралось – тридцать человек. Шахматы и
бильярд – самые любимые мои виды спорта, смолоду ими занимался, а еще
волейболом, лыжами, вольной борьбой, хурешем.
Двадцать два моих
друга-хурешиста приехали на соревнования ветеранов. Две категории. Младшая – от
пятидесяти пяти лет, начала пенсионного возраста, до шестидесяти, двенадцать
человек в ней боролись. Старшая – от шестидесяти и выше – десять человек. В
спортивном зале «Автомобилист» сразились.
– И кто же самым
старшим борцом-молодцом оказался?
– Семидесятилетний Михаил
Очурович Монгуш, он второе место в своей категории занял. Совсем немного
уступил победителю – Валерию Бугалтеровичу Шараю, ему 61 год. А в младшей
категории победил Владимир Семис-оолович Монгуш – пятьдесят пять лет.
Самый старший из
шахматистов – восьмидесятилетний Ондар Соднамович Алдын-оол. Старший среди
горловиков – Эрес-оол Чамыянович Куулар, ему семьдесят один год.
Все очень довольными
остались. Некоторые даже плакали от радости: не забыты ветераны.
Шаман – тоже артист
– Когда началось ваше
увлечение горловым пением?
–У нас в юрте большая
ценность была – патефон. И несколько пластинок. Когда мне пятнадцать лет было,
Содуй-оол, муж сестры, купил пластинку, которая всех нас поразила: с нее, в
Москве сделанной, полилось пение по-тувински – хоомей.
Мне так любопытно стало:
как это наши тувинцы в граммофоне поют? И однажды, когда взрослые после араки
заснули, тайком унес патефон в лес и разобрал. Но ничего, кроме деталей, внутри
не нашел. Огорченный, собрал разобранное, тихонько поставил патефон назад,
никто и не догадался о моем эксперименте.
Но льющийся из патефона
хоомей так задел душу, что когда уходил в степь пасти овец, стал подражать
исполнителям. Когда уже на тракторе работал, старался так петь, чтобы заглушить
звук мотора.
А на сцену вывел меня
Заслуженный работник культуры республики Марк Мырцынмаевич Оюн, он о себе в
Пий-Хемском районе добрую память оставил – очень увлеченным музыкой был
человек, и меня в художественную самодеятельность втянул.
В июне 1981 года
Министерство культуры Тувинской АССР организовало в Кызыле первый
республиканский фестиваль хоомея. Принял в нем участие, диплом лауреата получил
– за многообразие стилей и высокое мастерство. До сих пор его храню.
После этого солистом
пригласили в ансамбль «Саяны» и сразу же – осенью восемьдесят первого поехал с
ансамблем на первые гастроли «Золотое кольцо Кавказа». Начали с города
Грозного, затем Ессентуки, Минеральные воды.
Очень интересно было в
«Саянах» работать. Гастроли – каждый год, почти всю страну увидел: Абхазия,
Азербайджан, Армения, Грузия, Краснодарский край, Осетия, Украина, средняя
полоса России. В Ленинграде обновляли программу. Но началась перестройка, а с
ней – финансовые трудности, и закончились гастроли «Саян».
– Так вот откуда ваша
артистичность – профессиональные навыки сказываются. Последующие поездки по
стране и за рубеж – уже в качестве шамана – можно считать своеобразными
шаманскими гастролями?
– Да, можно и так
считать. Ведь приходится камлать, очищение проводить в самых разных местах: и
на природе, и в театрах. Один раз даже в президентском дворце.
Плётка для президента Латвии
– О президентском
дворце поподробнее, пожалуйста.
– Это в январе 2004 года
было, в Риге. Там в театре проводил шаманские обряды. Полный зал людей
собрался, и среди них оказались сын и дочь президента Латвии. Они так
впечатлились, что рассказали об этом матери и предложили ей пригласить шамана в
президентский дворец, чтобы провел обряд очищения.
– В то время
президентом Латвийской Республики была женщина – Вайра Вике-Фрейберга. Это о
ней речь?
– Да. Вот у меня
фотографии сохранились от той встречи – с президентом и ее мужем запечатлен
после того, как провел обряд очищения. Интересно тогда получилось. Охранники
очень растерялись, не знали, как себя вести: такой странный человек в необычном
наряде, с бубном, медвежьей лапой. А когда стал плеткой хлестать президента,
они и вовсе в ужас пришли, занервничали. Смотрю, а она им знак подает: ничего
страшного, не мешайте, пусть продолжает.
– Зачем же вы хлестали
плеткой латвийского президента?
– Без нее обряд очищения
нельзя провести. Кымчы – плетка – важный инструмент шамана, символ его силы.
Плеткой бью по тому, что нуждается в очищении от нечистой силы: по стенам и
углам помещений, по предметам. И по людям тоже.
У меня
их три. Вот эта,
из конского хвоста, очень жесткая, применяется и к мужчинам, и к женщинам в
сложных случаях. Две другие – не такие жесткие. Сплетенная из хвоста сарлыка –
только для женщин. А эта – из кожи сарлыка – только для мужчин.
– И больно бьете?
– Нет, конечно. Вы не
думайте, я же не со всей силы бью, а символически, тем более – женщин.
Президент очень довольной осталась, подарила мне на память и в знак дружбы
янтарь, сказала, что особенный, потому что большого размера. Янтарь этот в знак
уважения к ней на самом видном месте шаманского костюма прикрепил, у горловины.
– Да, вижу, слева, у
сердца. А украшение справа – желтое, в тон янтаря – тоже чей-то подарок?
– Тоже подарок – муфтия
Турции. Это окаменевшее дерево, много веков под водой пролежавшее. Муфтий
подарил его в знак понимания, когда мы в Турции встретились.
Я много езжу по России,
за границей не раз бывал, с самыми разными людьми встречался, представителями
разных религий. Ко всем всегда с уважением отношусь, и костюм это уважение
символизирует.
Мексиканские страсти
– Какие еще дружеские
сувениры привезли из своих зарубежных поездок?
– Вот этот браслет,
символизирующий двенадцать животных, индейский шаман подарил. Змеиную шкуру и
змеиное масло – мексиканские шаманы. С ними в сентябре 2014 года познакомился:
в ретрит-центре на полуострове Юкатан. Там проходила встреча желающих заняться духовными
практиками с шаманами севера и юга Мексики, с североамериканскими шаманами. И
российская делегация – пять человек – была приглашена.
О, непростая была дорога:
из Москвы в Мехико четырнадцать часов летели. А прилетели – таможня не
пропускает: собаки начали принюхиваться к бубнам, они же натуральные. И их
конфисковали, сказав: ввоз вещей, изготовленных из животных, запрещен, заберете
при вылете из Мексики. В том числе и мой бубен из натуральной кожи горного
козла забрали.
Как без бубна работать?
Как без рук оставили. Очень я переживал из-за этого. А дальше странные
совпадения случились. На побережье Мексики обрушился ураган «Одиль», а 16
сентября у них большой праздник был – День независимости, и когда национальный
флаг стали поднимать, он от каната оторвался.
– Неужели это вы, Лазо
Довуевич, специально такие неприятности на Мексику насылали из-за их таможенных
правил? Как-то слишком недружественно получается, вы же незлой человек.
– Нет, ничего я не
насылал, такими злыми делами не занимаюсь. Это местные шаманы встревожились,
сочли плохим знаком и решили, что духи показывают свой гнев из-за того, что
гостей-шаманов обидели. Прощения у нас попросили. И выручили – одолжили свои
бубны. Но у них они пластиковые, эффект совсем не тот. В Мексике в сентябре жарко,
в шортиках ходил, а камлал по всем правилам – с костром и в полном шаманском
облачении.
Природные средства
–
Сколько же весит
ваше полное шаманское облачение? Судя по количеству предметов, украшающих
костюм, килограммов пятнадцать.
– Не угадали. Больше.
Тридцать килограммов. Он легче первого, потому что основа – из плащевой ткани.
А первый весил тридцать восемь кило, потому что основа из кожи была – кожаное
пальто перекроил, вдобавок клыками кабана украсил. Когда в Туву приезжал
исследователь шаманизма Олард Диксон, я ему этот костюм подарил – для музея.
– Непростое это,
оказывается, занятие – камлать. Находить общий язык с духами, когда на тебе –
тридцать килограммов, наверное, очень физически тяжело?
– Ничего, привык уже.
Конечно, очень много сил уходит, восстанавливаю их своим способом: всё с себя
снимаю, чай пью, потом плеткой сам себя: раз, раз, раз. И всё – снова полон
сил.
У меня свои снадобья есть
– исключительно природные. Так считаю: сам себя излечил ими. Вспомнил, как с
мамой собирал лечебные растения и со временем придумал для себя рецепт напитка:
четырнадцать трав и корений, струя кабарги, желчь медведя, пантокрин. А еще –
муравьиные капли. Мама в августе начинала муравьев собирать. И я так делаю.
– Как же вы собираете
муравьев, по одному отлавливаете?
– Зачем по одному?
Делается так: берется бутылка из-под шампанского, в нее наливается вино кагор –
две ложки. Бутылка горлышком вверх ставится на муравейник.
– Так она же
муравейник раздавит, всю муравьиную жизнь порушит.
– Надо осторожно поставить,
аккуратно. Потом лежишь, смотришь. Слабые и больные муравьи до середины
доползут и падают. А здоровые внутрь залезают и в кагоре остаются. День, два
это простоит, еще кагора добавил, закупорил, семь дней подержал, процедил.
Пьется каплями.
– Только своими
средствами и лечитесь, лекарства из аптеки не принимаете?
– Приходится принимать, я
же не волшебник, а человек. Вот спина заболела, диклофенак прописали.
Не шаманская болезнь, а белая
горячка
– Сейчас появилось
много желающих называться шаманами: это стало считаться выгодным делом. Вы как
уже ветеран помогаете начинающим?
– Помогаю, но
не всем.
Очень много самозванцев развелось, дурят людей. По этому поводу даже с Монгушем
Бораховичем Кенин-Лопсаном приходилось спорить.
– Как же вы решились
перечить самому Монгушу Бораховичу, пожизненному президенту тувинских шаманов,
живому сокровищу шаманизма?
– А что оставалось
делать? Присылает Монгуш Борахович ко мне человека с запиской: «Любимый мой
шаман, хороший шаман, красивый шаман, у этого человека – шаманская болезнь
началась, помоги ему, он хочет стать таким, как ты». К нему-то человек этот
трезвым приходит, и он не замечает неладного, а я начинаю вникать,
расспрашивать про сны и видения кандидата в шаманы и понимаю, что у него –
обыкновенная белая горячка от пьянства. Вот ему и мерещатся всякие чудеса и
ужасы.
Иногда и жена с ним
приходит. Выгоняю мужа, начинаю ее расспрашивать. А она – причитать: «Ой,
помоги, шаман, не знаю, как жить дальше, что делать: всё время пьет, всё уже из
дома пропил».
Много таких случаев было.
Так прямо и давал ответы Монгушу Бораховичу: «Шаманом быть не может, у человека
– белая горячка».
А тем, у кого
действительно есть способности, помогаю: атрибутику сделать, защитные обереги
для себя сделать. Некоторые простые люди сильнее шаманов бывают, и надо
оберегаться, чтоб они силой твоей не воспользовались. Вот Чодуре из
Бай-Тайгинского района помог: у нее действительно была шаманская болезнь, и она
хорошей шаманкой стала.
Излечить добротой
– Украшенн
ые
разноцветными шнурами и бусами черепа наверху юрты, над дымоходом, для чего вам
служат?
– Для защиты очага.
Черепа – из разных районов Тувы. Медвежий – из Тоджинского, овечий с четырьмя
рогами – из Бай-Тайгинского, щуки – из Тере-Хольского. Щука – дух воды, в ней –
разные злаки: рожь, пшеница, овес, пшено. Ее использую, когда шаманы собираются
вместе и просят дождя во время засух, но это происходит очень редко.
– Эффектные черные
перья на вашей парадной шаманской шапке от какой птицы?
– Это перья грифа, и
сзади тоже гриф сидит – его череп. Это память о Василии Оюновиче Янчате, Герое
Социалистического Труда, который всю жизнь в совхозе «Победа» трудился. Он мне
тушу грифа подарил.
Лапа этого грифа – и в
самом активном защитном ээрене – амулете, который при очищении использую. В
одной связке – лапа медведицы, клык дикого кабана, лапа грифа, волчья лопатка,
мошонки медведя и быка, череп рыси.
– На лапе грифа –
кольцо, медвежья лапа и другие составляющие этой связки украшены цепочками
ярких бусинок. Это, чтобы задобрить духов убитых животных?
– Да, правильно –
для
этого. Чтобы не обижались, а помогали, потому что их чтят.
– С какими просьбами к
вам чаще всего обращаются?
– С разными. Только
поминальные обряды не провожу: шаман, помогающий живущим, не должен этого
делать, иначе духи верхнего и нижнего миров запутаются.
Очищение квартир, зданий,
организаций просят провести. Овюрские таможенники часто приезжают, просят порчу
снять, которую им из-за границы наслали. Часто и наши начальники разные ко мне
в юрту приходят, просят обряд провести, боль облегчить, и московских
начальников привозят. Иногда просят: к нам комиссия приезжает, сделай так,
чтобы проверка как-то помягче прошла.
Мне все равно, кто
приходит – важный чин, или бабушка бедная, которая сидит и плачет, а я ее
душистым чаем пою, успокаиваю. Так считаю: шаман должен вылечить своей
добротой. Своей добротой ты должен излечить человека, который пришел к тебе с
горем.
– Так все-таки что
получилось: мальчику, родившемуся под покровительством четвертой звезды в
созвездии Большой Медведицы, всё же удалось стать счастливым – на шестом
десятке лет?
– Получается, что
удалось, потому что нашел в этом мире свое место, на котором нужен людям. И
потому что сохраняю народные традиции. Очень приятно было получить в январе
2014 года почетную грамоту главы Тувы Шолбана Кара-оола, в которой так и написано:
«За вклад в сохранение духовных традиций и культурных ценностей тувинского
народа».
Фото Василия Балчый-оола
и из личного архива Лазо Монгуша.
Фото:
1. Ветераны
борьбы хуреш – участники соревнований в честь шестидесятипятилетия Лазо
Монгуша. Стоят слева направо: секундант Шолбан Ондар, борцы Борис Донгак и
Александр Оюн, Лазо Монгуш, борцы Михаил Монгуш и Валерий Шарай, секундант
Валерий Монгуш.
Сидят: борцы
Андрей Биче-оол, Алексей Салчак, Владимир Монгуш, Василий Чазыр. Республика
Тыва, Кызыл, спортивный зал «Автомобилист», 1 марта 2015 года.
2. Лазо Монгуш –
новоиспеченный солист ансамбля «Саяны». Кызыл, осень 1981 года.
3. Ветераны
хоомея встретились на конкурсе в честь шестидесятипятилетия своего товарища
Лазо Монгуша.
Стоят слева
направо: Эрес-оол Хертек, Андрей Опей, Герман Куулар, Ангыр-оол Хертек,
Геннадий Донгак, Владимир Куулар.
Сидят Солаан
Монгуш, Валерий Монгуш, Лазо Монгуш, Алексей Донгак, Эрес-оол Куулар, Ачын-оол
Монгуш. Республика Тыва, Кызыл, Центр развития тувинской традиционной культуры
и ремесел. 27 февраля 2015 года. Фото Василия Балчый-оола.
4. Вайра
Вике-Фрейберга, президент Латвийской Республики с июля 1999 года по июль 2007
года, ее супруг Имантс Фрейбергс с тувинским шаманом Лазо Монгушем. Латвия,
Рига, президентский дворец. Январь 2004 года.
5. Шаманы разных
континентов: тувинский и мексиканский – встреча на полуострове Юкатан. Лазо
Монгуш в Мексике, сентябрь, 2014 года.
6. Костюм шамана
Лазо Монгуша спереди. У горловины – два особых подарка: муфтия Турции и
президента Латвии. 28 февраля 2015 года. Фото Василия Балчый-оола.
7. Три плетки
шамана Лазо Монгуша. Снизу вверх: из конского хвоста, из кожи сарлыка, из
хвоста сарлыка. 28 февраля 2015 года. Фото Василия Балчый-оола.
8. Этот защитный
ээрен – амулет – Лазо Монгуш считает самым активным из своих шаманских ээренов.
В одной связке – лапа медведицы, клык дикого кабана, лапа грифа, волчья
лопатка, мошонки медведя и быка, череп рыси. 28 февраля 2015 года. Фото Василия
Балчый-оола.
9. Лазо Монгуш –
шаманское камлание в тувинской степи. 15 июня 2014 года. Фото Василия
Балчый-оола.
Интервью Надежды Антуфьевой с Лазо
Монгушем «Четвёртая звезда» войдёт седьмым номером в шестой том книги «Люди
Центра Азии», который сразу же после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома
книги начала готовить редакция газеты «Центр Азии».