газета «Центр Азии»

Пятница, 29 марта 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2015 >ЦА №11 >Лазо Монгуш. Четвёртая звезда

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

aqua-brand.ru

Лазо Монгуш. Четвёртая звезда

Люди Центра Азии ЦА №11 (27 марта — 2 апреля 2015)

 

Лазо Монгуш. Четвёртая звезда(Окончание. Начало в №9 от 13 марта, №10 от 20 марта 2015 года)

 

 

Бои для пенсионеров

– Существует стереотипное представление о шамане как о мрачном, замкнутом в себе колдуне, общаться с которым, если уж доведется, надо с большой осторожностью во избежание непредсказуемых поступков с его стороны. Вы, Лазо Довуевич, какой-то нетрафаретный шаман: общительный человек с широким кругом увлечений, среди которых и спорт, и музыка.

Знаю, что и свое шестидесятипятилетие нестандартно отпраздновали: не за скучный стол с алкоголем посадили гостей, а предложили и в спортивном зале побороться, и на сцену с горловым пением выйти.

– Почему я так отпраздновал. Сидел и думал: 17 февраля уже шестьдесят пять стукнет – серьезный возраст. Некоторые мои друзья-ровесники спиваются, некоторые руки опустили, считая себя уже никому не нужными пенсионерами. Но ведь мы – не беспомощные старики, еще полны сил и можем показать свою молодецкую удаль – пример молодым.

Подумал-подумал и сделал так: пригласил своих друзей из Кызыла и районов, с кем вместе когда-то в соревнованиях участвовал, на сценах выступал. Не все приехать смогли: кто постеснялся – зубов нет, кто на здоровье сослался, на домашние заботы. В конкурсе хоомея – горлового пения, например, рассчитывал на тридцать человек, приехали одиннадцать. В Центре развития тувинской традиционной культуры и ремесел свое мастерство показывали.

Шахматистов, они по швейцарской системе играли, больше собралось – тридцать человек. Шахматы и бильярд – самые любимые мои виды спорта, смолоду ими занимался, а еще волейболом, лыжами, вольной борьбой, хурешем.

Двадцать два моих друга-хурешиста приехали на соревнования ветеранов. Две категории. Младшая – от пятидесяти пяти лет, начала пенсионного возраста, до шестидесяти, двенадцать человек в ней боролись. Старшая – от шестидесяти и выше – десять человек. В спортивном зале «Автомобилист» сразились.

– И кто же самым старшим борцом-молодцом оказался?

– Семидесятилетний Михаил Очурович Монгуш, он второе место в своей категории занял. Совсем немного уступил победителю – Валерию Бугалтеровичу Шараю, ему 61 год. А в младшей категории победил Владимир Семис-оолович Монгуш – пятьдесят пять лет.

Самый старший из шахматистов – восьмидесятилетний Ондар Соднамович Алдын-оол. Старший среди горловиков – Эрес-оол Чамыянович Куулар, ему семьдесят один год.

Все очень довольными остались. Некоторые даже плакали от радости: не забыты ветераны.

 

Шаман – тоже артист

 

Лазо Монгуш. Четвёртая звезда– Когда началось ваше увлечение горловым пением?

–У нас в юрте большая ценность была – патефон. И несколько пластинок. Когда мне пятнадцать лет было, Содуй-оол, муж сестры, купил пластинку, которая всех нас поразила: с нее, в Москве сделанной, полилось пение по-тувински – хоомей.

Мне так любопытно стало: как это наши тувинцы в граммофоне поют? И однажды, когда взрослые после араки заснули, тайком унес патефон в лес и разобрал. Но ничего, кроме деталей, внутри не нашел. Огорченный, собрал разобранное, тихонько поставил патефон назад, никто и не догадался о моем эксперименте.

Но льющийся из патефона хоомей так задел душу, что когда уходил в степь пасти овец, стал подражать исполнителям. Когда уже на тракторе работал, старался так петь, чтобы заглушить звук мотора.

А на сцену вывел меня Заслуженный работник культуры республики Марк Мырцынмаевич Оюн, он о себе в Пий-Хемском районе добрую память оставил – очень увлеченным музыкой был человек, и меня в художественную самодеятельность втянул.

В июне 1981 года Министерство культуры Тувинской АССР организовало в Кызыле первый республиканский фестиваль хоомея. Принял в нем участие, диплом лауреата получил – за многообразие стилей и высокое мастерство. До сих пор его храню.

После этого солистом пригласили в ансамбль «Саяны» и сразу же – осенью восемьдесят первого поехал с ансамблем на первые гастроли «Золотое кольцо Кавказа». Начали с города Грозного, затем Ессентуки, Минеральные воды.

Очень интересно было в «Саянах» работать. Гастроли – каждый год, почти всю страну увидел: Абхазия, Азербайджан, Армения, Грузия, Краснодарский край, Осетия, Украина, средняя полоса России. В Ленинграде обновляли программу. Но началась перестройка, а с ней – финансовые трудности, и закончились гастроли «Саян».

– Так вот откуда ваша артистичность – профессиональные навыки сказываются. Последующие поездки по стране и за рубеж – уже в качестве шамана – можно считать своеобразными шаманскими гастролями?

– Да, можно и так считать. Ведь приходится камлать, очищение проводить в самых разных местах: и на природе, и в театрах. Один раз даже в президентском дворце.

 

Плётка для президента Латвии

 

Лазо Монгуш. Четвёртая звезда– О президентском дворце поподробнее, пожалуйста.

– Это в январе 2004 года было, в Риге. Там в театре проводил шаманские обряды. Полный зал людей собрался, и среди них оказались сын и дочь президента Латвии. Они так впечатлились, что рассказали об этом матери и предложили ей пригласить шамана в президентский дворец, чтобы провел обряд очищения.

– В то время президентом Латвийской Республики была женщина – Вайра Вике-Фрейберга. Это о ней речь?

– Да. Вот у меня фотографии сохранились от той встречи – с президентом и ее мужем запечатлен после того, как провел обряд очищения. Интересно тогда получилось. Охранники очень растерялись, не знали, как себя вести: такой странный человек в необычном наряде, с бубном, медвежьей лапой. А когда стал плеткой хлестать президента, они и вовсе в ужас пришли, занервничали. Смотрю, а она им знак подает: ничего страшного, не мешайте, пусть продолжает.

– Зачем же вы хлестали плеткой латвийского президента?

– Без нее обряд очищения нельзя провести. Кымчы – плетка – важный инструмент шамана, символ его силы. Плеткой бью по тому, что нуждается в очищении от нечистой силы: по стенам и углам помещений, по предметам. И по людям тоже.

У меняЛазо Монгуш. Четвёртая звезда их три. Вот эта, из конского хвоста, очень жесткая, применяется и к мужчинам, и к женщинам в сложных случаях. Две другие – не такие жесткие. Сплетенная из хвоста сарлыка – только для женщин. А эта – из кожи сарлыка – только для мужчин.

– И больно бьете?

– Нет, конечно. Вы не думайте, я же не со всей силы бью, а символически, тем более – женщин. Президент очень довольной осталась, подарила мне на память и в знак дружбы янтарь, сказала, что особенный, потому что большого размера. Янтарь этот в знак уважения к ней на самом видном месте шаманского костюма прикрепил, у горловины.

– Да, вижу, слева, у сердца. А украшение справа – желтое, в тон янтаря – тоже чей-то подарок?

– Тоже подарок – муфтия Турции. Это окаменевшее дерево, много веков под водой пролежавшее. Муфтий подарил его в знак понимания, когда мы в Турции встретились.

Я много езжу по России, за границей не раз бывал, с самыми разными людьми встречался, представителями разных религий. Ко всем всегда с уважением отношусь, и костюм это уважение символизирует.

Мексиканские страсти

 

Лазо Монгуш. Четвёртая звезда– Какие еще дружеские сувениры привезли из своих зарубежных поездок?

– Вот этот браслет, символизирующий двенадцать животных, индейский шаман подарил. Змеиную шкуру и змеиное масло – мексиканские шаманы. С ними в сентябре 2014 года познакомился: в ретрит-центре на полуострове Юкатан. Там проходила встреча желающих заняться духовными практиками с шаманами севера и юга Мексики, с североамериканскими шаманами. И российская делегация – пять человек – была приглашена.

О, непростая была дорога: из Москвы в Мехико четырнадцать часов летели. А прилетели – таможня не пропускает: собаки начали принюхиваться к бубнам, они же натуральные. И их конфисковали, сказав: ввоз вещей, изготовленных из животных, запрещен, заберете при вылете из Мексики. В том числе и мой бубен из натуральной кожи горного козла забрали.

Как без бубна работать? Как без рук оставили. Очень я переживал из-за этого. А дальше странные совпадения случились. На побережье Мексики обрушился ураган «Одиль», а 16 сентября у них большой праздник был – День независимости, и когда национальный флаг стали поднимать, он от каната оторвался.

– Неужели это вы, Лазо Довуевич, специально такие неприятности на Мексику насылали из-за их таможенных правил? Как-то слишком недружественно получается, вы же незлой человек.

– Нет, ничего я не насылал, такими злыми делами не занимаюсь. Это местные шаманы встревожились, сочли плохим знаком и решили, что духи показывают свой гнев из-за того, что гостей-шаманов обидели. Прощения у нас попросили. И выручили – одолжили свои бубны. Но у них они пластиковые, эффект совсем не тот. В Мексике в сентябре жарко, в шортиках ходил, а камлал по всем правилам – с костром и в полном шаманском облачении.

 

Природные средства

 

Лазо Монгуш. Четвёртая звездаСколько же весит ваше полное шаманское облачение? Судя по количеству предметов, украшающих костюм, килограммов пятнадцать.

– Не угадали. Больше. Тридцать килограммов. Он легче первого, потому что основа – из плащевой ткани. А первый весил тридцать восемь кило, потому что основа из кожи была – кожаное пальто перекроил, вдобавок клыками кабана украсил. Когда в Туву приезжал исследователь шаманизма Олард Диксон, я ему этот костюм подарил – для музея.

– Непростое это, оказывается, занятие – камлать. Находить общий язык с духами, когда на тебе – тридцать килограммов, наверное, очень физически тяжело?

– Ничего, привык уже. Конечно, очень много сил уходит, восстанавливаю их своим способом: всё с себя снимаю, чай пью, потом плеткой сам себя: раз, раз, раз. И всё – снова полон сил.

У меня свои снадобья есть – исключительно природные. Так считаю: сам себя излечил ими. Вспомнил, как с мамой собирал лечебные растения и со временем придумал для себя рецепт напитка: четырнадцать трав и корений, струя кабарги, желчь медведя, пантокрин. А еще – муравьиные капли. Мама в августе начинала муравьев собирать. И я так делаю.

– Как же вы собираете муравьев, по одному отлавливаете?

– Зачем по одному? Делается так: берется бутылка из-под шампанского, в нее наливается вино кагор – две ложки. Бутылка горлышком вверх ставится на муравейник.

– Так она же муравейник раздавит, всю муравьиную жизнь порушит.

– Надо осторожно поставить, аккуратно. Потом лежишь, смотришь. Слабые и больные муравьи до середины доползут и падают. А здоровые внутрь залезают и в кагоре остаются. День, два это простоит, еще кагора добавил, закупорил, семь дней подержал, процедил. Пьется каплями.

– Только своими средствами и лечитесь, лекарства из аптеки не принимаете?

– Приходится принимать, я же не волшебник, а человек. Вот спина заболела, диклофенак прописали.

 

 

 

 

Не шаманская болезнь, а белая горячка

 

– Сейчас появилось много желающих называться шаманами: это стало считаться выгодным делом. Вы как уже ветеран помогаете начинающим?

– Помогаю, но Лазо Монгуш. Четвёртая звездане всем. Очень много самозванцев развелось, дурят людей. По этому поводу даже с Монгушем Бораховичем Кенин-Лопсаном приходилось спорить.

– Как же вы решились перечить самому Монгушу Бораховичу, пожизненному президенту тувинских шаманов, живому сокровищу шаманизма?

– А что оставалось делать? Присылает Монгуш Борахович ко мне человека с запиской: «Любимый мой шаман, хороший шаман, красивый шаман, у этого человека – шаманская болезнь началась, помоги ему, он хочет стать таким, как ты». К нему-то человек этот трезвым приходит, и он не замечает неладного, а я начинаю вникать, расспрашивать про сны и видения кандидата в шаманы и понимаю, что у него – обыкновенная белая горячка от пьянства. Вот ему и мерещатся всякие чудеса и ужасы.

Иногда и жена с ним приходит. Выгоняю мужа, начинаю ее расспрашивать. А она – причитать: «Ой, помоги, шаман, не знаю, как жить дальше, что делать: всё время пьет, всё уже из дома пропил».

Много таких случаев было. Так прямо и давал ответы Монгушу Бораховичу: «Шаманом быть не может, у человека – белая горячка».

А тем, у кого действительно есть способности, помогаю: атрибутику сделать, защитные обереги для себя сделать. Некоторые простые люди сильнее шаманов бывают, и надо оберегаться, чтоб они силой твоей не воспользовались. Вот Чодуре из Бай-Тайгинского района помог: у нее действительно была шаманская болезнь, и она хорошей шаманкой стала.

 

Излечить добротой

 

– УкрашеннЛазо Монгуш. Четвёртая звездаые разноцветными шнурами и бусами черепа наверху юрты, над дымоходом, для чего вам служат?

– Для защиты очага. Черепа – из разных районов Тувы. Медвежий – из Тоджинского, овечий с четырьмя рогами – из Бай-Тайгинского, щуки – из Тере-Хольского. Щука – дух воды, в ней – разные злаки: рожь, пшеница, овес, пшено. Ее использую, когда шаманы собираются вместе и просят дождя во время засух, но это происходит очень редко.

– Эффектные черные перья на вашей парадной шаманской шапке от какой птицы?

– Это перья грифа, и сзади тоже гриф сидит – его череп. Это память о Василии Оюновиче Янчате, Герое Социалистического Труда, который всю жизнь в совхозе «Победа» трудился. Он мне тушу грифа подарил.

Лапа этого грифа – и в самом активном защитном ээрене – амулете, который при очищении использую. В одной связке – лапа медведицы, клык дикого кабана, лапа грифа, волчья лопатка, мошонки медведя и быка, череп рыси.

– На лапе грифа – кольцо, медвежья лапа и другие составляющие этой связки украшены цепочками ярких бусинок. Это, чтобы задобрить духов убитых животных?

– Да, правильно –Лазо Монгуш. Четвёртая звезда для этого. Чтобы не обижались, а помогали, потому что их чтят.

– С какими просьбами к вам чаще всего обращаются?

– С разными. Только поминальные обряды не провожу: шаман, помогающий живущим, не должен этого делать, иначе духи верхнего и нижнего миров запутаются.

Очищение квартир, зданий, организаций просят провести. Овюрские таможенники часто приезжают, просят порчу снять, которую им из-за границы наслали. Часто и наши начальники разные ко мне в юрту приходят, просят обряд провести, боль облегчить, и московских начальников привозят. Иногда просят: к нам комиссия приезжает, сделай так, чтобы проверка как-то помягче прошла.

Мне все равно, кто приходит – важный чин, или бабушка бедная, которая сидит и плачет, а я ее душистым чаем пою, успокаиваю. Так считаю: шаман должен вылечить своей добротой. Своей добротой ты должен излечить человека, который пришел к тебе с горем.

– Так все-таки что получилось: мальчику, родившемуся под покровительством четвертой звезды в созвездии Большой Медведицы, всё же удалось стать счастливым – на шестом десятке лет?

– Получается, что удалось, потому что нашел в этом мире свое место, на котором нужен людям. И потому что сохраняю народные традиции. Очень приятно было получить в январе 2014 года почетную грамоту главы Тувы Шолбана Кара-оола, в которой так и написано: «За вклад в сохранение духовных традиций и культурных ценностей тувинского народа».


Фото Василия Балчый-оола и из личного архива Лазо Монгуша.

 

Фото:

1. Ветераны борьбы хуреш – участники соревнований в честь шестидесятипятилетия Лазо Монгуша. Стоят слева направо: секундант Шолбан Ондар, борцы Борис Донгак и Александр Оюн, Лазо Монгуш, борцы Михаил Монгуш и Валерий Шарай, секундант Валерий Монгуш.

Сидят: борцы Андрей Биче-оол, Алексей Салчак, Владимир Монгуш, Василий Чазыр. Республика Тыва, Кызыл, спортивный зал «Автомобилист», 1 марта 2015 года.

2. Лазо Монгуш – новоиспеченный солист ансамбля «Саяны». Кызыл, осень 1981 года.

3. Ветераны хоомея встретились на конкурсе в честь шестидесятипятилетия своего товарища Лазо Монгуша.

Стоят слева направо: Эрес-оол Хертек, Андрей Опей, Герман Куулар, Ангыр-оол Хертек, Геннадий Донгак, Владимир Куулар.

Сидят Солаан Монгуш, Валерий Монгуш, Лазо Монгуш, Алексей Донгак, Эрес-оол Куулар, Ачын-оол Монгуш. Республика Тыва, Кызыл, Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел. 27 февраля 2015 года. Фото Василия Балчый-оола.

4. Вайра Вике-Фрейберга, президент Латвийской Республики с июля 1999 года по июль 2007 года, ее супруг Имантс Фрейбергс с тувинским шаманом Лазо Монгушем. Латвия, Рига, президентский дворец. Январь 2004 года.

5. Шаманы разных континентов: тувинский и мексиканский – встреча на полуострове Юкатан. Лазо Монгуш в Мексике, сентябрь, 2014 года.

6. Костюм шамана Лазо Монгуша спереди. У горловины – два особых подарка: муфтия Турции и президента Латвии. 28 февраля 2015 года. Фото Василия Балчый-оола.

7. Три плетки шамана Лазо Монгуша. Снизу вверх: из конского хвоста, из кожи сарлыка, из хвоста сарлыка. 28 февраля 2015 года. Фото Василия Балчый-оола.

8. Этот защитный ээрен – амулет – Лазо Монгуш считает самым активным из своих шаманских ээренов. В одной связке – лапа медведицы, клык дикого кабана, лапа грифа, волчья лопатка, мошонки медведя и быка, череп рыси. 28 февраля 2015 года. Фото Василия Балчый-оола.

9. Лазо Монгуш – шаманское камлание в тувинской степи. 15 июня 2014 года. Фото Василия Балчый-оола.

Интервью Надежды Антуфьевой с Лазо Монгушем «Четвёртая звезда» войдёт седьмым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который сразу же после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги начала готовить редакция газеты «Центр Азии».

 

Надежда АНТУФЬЕВА antufeva@centerasia.ru

 (голосов: 13)
Опубликовано 29 марта 2015 г.
Просмотров: 9310
Версия для печати

Также в №11:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru