газета «Центр Азии»

Четверг, 22 августа 2019 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2015 >ЦА №10 >Провинциальный город со столичной судьбой: Виталий Кузнецов уложил сто лет Кызыла в 56 минут

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Провинциальный город со столичной судьбой: Виталий Кузнецов уложил сто лет Кызыла в 56 минут

Культурная жизнь ЦА №10 (20 — 26 марта 2015)

Провинциальный город со столичной судьбой: Виталий Кузнецов уложил сто лет Кызыла в 56 минутРедко приходится радоваться творческим успехам коллег – фундаментальные работы рождаются в Туве нечасто. И это понятно, ведь для их появления на свет необходимо соединение профессионализма с опытом, таланта с титаническим трудом, продуманной идеи с ее финансированием. В случае с документальным фильмом «От Белоцарска до Кызыла. Город нашей судьбы» всё это сошлось.

Проект ГТРК «Тыва», автором и ведущим которого выступил заместитель директора Виталий Кузнецов, он же сценарист и ведущий документальной киноленты, не зря получил в 2014 году финансовую поддержку Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Эта государственная финансовая помощь оказывается только при осуществлении социально значимых проектов.Фильм о нашем городе в центре Азии стал, считаю, именно таким – значимым – вкладом в историю. Историю в переплетении фактов, архивных кинокадров, фотографий, документов. И судеб людских – комментарии старожилов и современников города оживляют ленту, придают ей персонифицированную окраску.

 

Столетнюю историю Кызыла – с 1914 до 2014 год – Виталий Кузнецов вместил в пятьдесят шесть минут. Этот час без четырех минут пролетает для зрителя незаметно. И благодаря динамично смонтированному материалу – качественный зрительный и звуковой ряд. И благодаря умелой работе опытного специалиста телекомпании – главного оператора Буяна Сундуя. Но основная фигура, на которой держится фильм, это сам его автор и ведущий.

Вот он – весь в черном, только шарфик в белую полоску – идет по зимнему Кызылу. Легкое пальто, начищенные парадные ботинки, головной убор отсутствует. Изо рта – пар: снималось в декабре, в тридцатиградусный мороз. Вот – в красном цвете – за столом, в руке – лупа: читает обнаруженные в архиве заинтересовавшие его казусные постановления городской власти.

Всё это – живо, увлеченно, чувствуется, что Виталий Анатольевич произносит не написанный кем-то текст, а свой собственный – прочувствованный, пережитый. Наслаждается каждой новой исторической находкой, каждой деталью.

Вот кызыльчанин Михаил Тимченко делится своим открытием: ему удалось установить отчество Габаева – Константинович. Автор фильма радуется вместе с Тимченко, для него это важно, он хочет, чтобы это стало важным и для нас. Почему? Об этом Виталий Кузнецов рассказал «Центру Азии» после завершения работы над проектом:

«Значительный кусок фильма посвящен идее построить город именно здесь – в районе горы Виланы, у слияния двух Енисеев, хотя раньше это место не пользовалось особой популярностью ни у русских переселенцев, ни у тувинцев. И не просто город, а с перспективой, чтобы он стал в будущем центром всего Урянхайского края. Кто стоял за этой идеей? До сих пор многие жители Тувы так ведь и не знают, а кто собственно начал строить здесь населенный пункт, который начинался как Белоцарск, пережил несколько переименований, чтобы в итоге стать Кызылом.

У каждого города есть свой творец. Творцом Белоцарска сначала в голове, затем на бумагах, а потом и в реальном исполнении был российский чиновник Владимир Габаев, обрусевший осетин. Именно он, превозмогая бюрократию и скрытое, а то и явное сопротивление многих, настоял на строительстве нынешней столицы Тувы».

Столь же увлеченно, с яркими деталями – раскрывает автор свое видение эпохи и дальше: первые постройки, Гражданская и Великая Отечественная войны, вхождение Тувинской Народной Республики в состав СССР, и далее – город становится большой стройплощадкой, расцвет культуры, здравоохранения, изобилие в магазинах, контрастом с тем, что за Саянами.

Конец восьмидесятых – девяностые годы: реальная жизнь без прикрас. Митинги, демонстрации, талоны на продукты и продтовары, водочным автор уделил особое внимание.

Пустые полки магазинов, холод в замороженном городе, наводнения, пожары, шокирующая картина с голой дамой в кабинете нестандартного мэра Александра Кашина – все это узнаваемо, мы пережили это вместе. Это объединяет. И цепляет.

«Это был трудный, но очень увлекательный проект, – рассказывает Виталий Кузнецов. – Пришлось рыть тонны архивных бумаг, изучать сотни свидетельств, встречаться со специалистами. Бесценны свидетельства очевидцев. Большую помощь оказали сотрудники Национального музея, Госархвива. И конечно, – творческая группа самой компании: от режиссеров до специалистов компьютерной графики, которые в течение трех месяцев работали над созданием ленты».

Радует, что и газета «Центр Азии» смогла оказать скромную помощь коллегам: в кадре промелькнули несколько снимков девяностых годов из ее фотоархива.

 

«От Белоцарска до Кызыла» – уже второй опыт работы Кузнецова в жанре историко-документального фильма. В конце 2013 года вышла лента «Выбор на века. История в лицах» – о взаимоотношениях Российской империи и Урянхая,

которые вылились в 1914 году в установление российского протектората.

Новая ступень – его вторая попытка создания в Туве авторского документального кино: история столицы глазами того, для кого она дорога, созданная для тех, кому она столь же близка. «Провинциальный город со столичной судьбой», – найденная автором образная исторически точная характеристика Кызыла, претендующая на то, чтобы стать крылатой фразой, методом кольцевой композиции звучит в начале фильма и в финале – в качестве четко поставленной точки.

Из недостатков: дважды просмотрев ленту, заметила три. В своей грамотной речи – хороший русский язык – Виталий Анатольевич трижды допустил употребление слова-паразита «вообще». Позволил себе неточную числовую формулировку «более пяти тысяч жителей», а это – любая цифра после пяти тысяч, хоть миллион. И еще – в кадре промелькнула пара фото не из кызыльской истории: да, реальные очереди начала девяностых, но не наши, из другого региона России, это видно сразу.

И еще существенный минус. Тем, кто не вписался в утренний показ фильма в программе ГТРК «Тыва», увидеть и обсудить фильм не удастся. Я в телевизор никогда не вписываюсь, поэтому насладиться работой коллег смогла только в любезно предоставленной по моей просьбе записи.

Полагаю, что руководству гостелерадиокомпании стоит серьезно подумать над тем, чтобы шире популяризировать свою удачную работу, хотя бы организовав специальный живой показ с обсуждением. Вместе с еще одним крупным трудом, так же завершенном в 2014 году при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, – охватывающим несколько регионов страны документальным фильмом с романтичным названием «В поисках белого оленя». Эту вещь мне, увы, посмотреть не удалось, а очень любопытно: нашли ли коллеги своего сказочного оленя?

 

Фото: Автор историко-документального фильма «От Белоцарска до Кызыла. Город нашей судьбы» Виталий Кузнецов с изображением теперь уже старого, снесенного, обелиска «Центр Азии», история которого тоже нашла отражение в киноленте. У камеры – главный оператор фильма Буян Сундуй. Кызыл, государственная телерадиокомпания «Тыва». 16 марта 2014 года. Фото Шолбана Салчака.

Надежда АНТУФЬЕВА, главный редактор газеты «Центр Азии». antufeva@centerasia.ru

 (голосов: 5)
Опубликовано 22 марта 2015 г.
Просмотров: 5266
Версия для печати

Также в №10:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2019 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru