Редко приходится радоваться творческим успехам
коллег – фундаментальные работы рождаются в Туве нечасто. И это понятно, ведь
для их появления на свет необходимо соединение профессионализма с опытом,
таланта с титаническим трудом, продуманной идеи с ее финансированием. В случае
с документальным фильмом «От Белоцарска до Кызыла. Город нашей судьбы» всё это
сошлось.
Проект ГТРК «Тыва», автором и ведущим которого
выступил заместитель директора Виталий Кузнецов, он же сценарист и ведущий
документальной киноленты, не зря получил в 2014 году финансовую поддержку
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Эта государственная
финансовая помощь оказывается только при осуществлении социально значимых
проектов.Фильм о нашем городе в центре Азии стал, считаю, именно таким –
значимым – вкладом в историю. Историю в переплетении фактов, архивных
кинокадров, фотографий, документов. И судеб людских – комментарии старожилов и
современников города оживляют ленту, придают ей персонифицированную окраску.
Столетнюю историю Кызыла – с 1914 до 2014 год –
Виталий Кузнецов вместил в пятьдесят шесть минут. Этот час без четырех минут
пролетает для зрителя незаметно. И благодаря динамично смонтированному
материалу – качественный зрительный и звуковой ряд. И благодаря умелой работе
опытного специалиста телекомпании – главного оператора Буяна Сундуя. Но
основная фигура, на которой держится фильм, это сам его автор и ведущий.
Вот он – весь в черном,
только шарфик в белую полоску – идет по зимнему Кызылу. Легкое пальто,
начищенные парадные ботинки, головной убор отсутствует. Изо рта – пар:
снималось в декабре, в тридцатиградусный мороз. Вот – в красном цвете – за столом,
в руке – лупа: читает обнаруженные в архиве заинтересовавшие его казусные
постановления городской власти.
Всё это – живо,
увлеченно, чувствуется, что Виталий Анатольевич произносит не написанный кем-то
текст, а свой собственный – прочувствованный, пережитый. Наслаждается каждой
новой исторической находкой, каждой деталью.
Вот кызыльчанин Михаил
Тимченко делится своим открытием: ему удалось установить отчество Габаева –
Константинович. Автор фильма радуется вместе с Тимченко, для него это важно, он
хочет, чтобы это стало важным и для нас. Почему? Об этом Виталий Кузнецов
рассказал «Центру Азии» после завершения работы над проектом:
«Значительный кусок
фильма посвящен идее построить город именно здесь – в районе горы Виланы, у
слияния двух Енисеев, хотя раньше это место не пользовалось особой
популярностью ни у русских переселенцев, ни у тувинцев. И не просто город, а с
перспективой, чтобы он стал в будущем центром всего Урянхайского края. Кто
стоял за этой идеей? До сих пор многие жители Тувы так ведь и не знают, а кто
собственно начал строить здесь населенный пункт, который начинался как
Белоцарск, пережил несколько переименований, чтобы в итоге стать Кызылом.
У каждого города есть
свой творец. Творцом Белоцарска сначала в голове, затем на бумагах, а потом и в
реальном исполнении был российский чиновник Владимир Габаев, обрусевший осетин.
Именно он, превозмогая бюрократию и скрытое, а то и явное сопротивление многих,
настоял на строительстве нынешней столицы Тувы».
Столь же увлеченно, с
яркими деталями – раскрывает автор свое видение эпохи и дальше: первые
постройки, Гражданская и Великая Отечественная войны, вхождение Тувинской
Народной Республики в состав СССР, и далее – город становится большой
стройплощадкой, расцвет культуры, здравоохранения, изобилие в магазинах,
контрастом с тем, что за Саянами.
Конец восьмидесятых –
девяностые годы: реальная жизнь без прикрас. Митинги, демонстрации, талоны на
продукты и продтовары, водочным автор уделил особое внимание.
Пустые полки магазинов,
холод в замороженном городе, наводнения, пожары, шокирующая картина с голой
дамой в кабинете нестандартного мэра Александра Кашина – все это узнаваемо, мы
пережили это вместе. Это объединяет. И цепляет.
«Это был трудный, но
очень увлекательный проект, – рассказывает Виталий Кузнецов. – Пришлось рыть
тонны архивных бумаг, изучать сотни свидетельств, встречаться со специалистами.
Бесценны свидетельства очевидцев. Большую помощь оказали сотрудники
Национального музея, Госархвива. И конечно, – творческая группа самой компании:
от режиссеров до специалистов компьютерной графики, которые в течение трех
месяцев работали над созданием ленты».
Радует, что и газета
«Центр Азии» смогла оказать скромную помощь коллегам: в кадре промелькнули
несколько снимков девяностых годов из ее фотоархива.
«От Белоцарска до Кызыла» – уже второй опыт работы
Кузнецова в жанре историко-документального фильма. В конце 2013 года вышла
лента «Выбор на века. История в лицах» – о взаимоотношениях Российской империи
и Урянхая,
которые вылились в 1914 году в установление
российского протектората.
Новая ступень – его
вторая попытка создания в Туве авторского документального кино: история столицы
глазами того, для кого она дорога, созданная для тех, кому она столь же близка.
«Провинциальный город со столичной судьбой», – найденная автором образная
исторически точная характеристика Кызыла, претендующая на то, чтобы стать
крылатой фразой, методом кольцевой композиции звучит в начале фильма и в финале
– в качестве четко поставленной точки.
Из недостатков: дважды
просмотрев ленту, заметила три. В своей грамотной речи – хороший русский язык –
Виталий Анатольевич трижды допустил употребление слова-паразита «вообще».
Позволил себе неточную числовую формулировку «более пяти тысяч жителей», а это
– любая цифра после пяти тысяч, хоть миллион. И еще – в кадре промелькнула пара
фото не из кызыльской истории: да, реальные очереди начала девяностых, но не
наши, из другого региона России, это видно сразу.
И еще существенный минус.
Тем, кто не вписался в утренний показ фильма в программе ГТРК «Тыва», увидеть и
обсудить фильм не удастся. Я в телевизор никогда не вписываюсь, поэтому
насладиться работой коллег смогла только в любезно предоставленной по моей
просьбе записи.
Полагаю, что руководству
гостелерадиокомпании стоит серьезно подумать над тем, чтобы шире
популяризировать свою удачную работу, хотя бы организовав специальный живой
показ с обсуждением. Вместе с еще одним крупным трудом, так же завершенном в
2014 году при поддержке Федерального агентства по печати и массовым
коммуникациям, – охватывающим несколько регионов страны документальным фильмом
с романтичным названием «В поисках белого оленя». Эту вещь мне, увы, посмотреть
не удалось, а очень любопытно: нашли ли коллеги своего сказочного оленя?
Фото: Автор историко-документального фильма «От Белоцарска
до Кызыла. Город нашей судьбы» Виталий Кузнецов с изображением теперь уже
старого, снесенного, обелиска «Центр Азии», история которого тоже нашла
отражение в киноленте. У камеры – главный оператор фильма Буян Сундуй. Кызыл,
государственная телерадиокомпания «Тыва». 16 марта 2014 года. Фото Шолбана
Салчака.
Надежда АНТУФЬЕВА, главный редактор газеты «Центр Азии». antufeva@centerasia.ru