– Ошибка,
которая особенно раздражает вас в устной
и письменной речи, Людмила Валентиновна?
– Когда
неправильно произносят и пишут глагол
«положить», например: «Витя, ложи эту
тетрадь на стол». Нужно четко знать, что
этот глагол не употребляется без
приставок: положить, наложить, приложить.
Чтобы не ошибаться, используя,
несуществующий глагол «ложи», нужно
употреблять глагол «клади», который,
наоборот, не пишется и не произносится
с приставками.
Ещё
часто ошибаются, когда говорят «хочете»
или «хотишь», правильно – хотите, хочешь.
А как используют аббревиатуру ФГОС, что
означает Федеральный государственный
образовательный стандарт? Эта аббревиатура
произносится так – «фгос», а не «фэгэос»,
как многие думают.
Дети
нашего детского сада №29 могут сказать
неправильно: научилися, получилося,
старалися. Сразу же их поправляю и
объясняю, что правильно будет только
так: научились, получилось, старались.
Режет
слух, когда слышу: «ВозбУ́ждено уголовное
дело», вместо «ВозбужденО́ уголовное
дело». В правоохранительных и судебных
структурах работают взрослые и солидные
люди с высшим образованием, которые,
считаю, не должны так неправильно
говорить.
– Ошибка,
которую вы сами постоянно делаете и
пытаетесь исправить.
– Раньше
ошибалась при произношении слова
рефлексия. Ударение ставила то на «и»,
то на вторую «е». Только недавно заучила,
что правильно говорить следует так:
«рефлЕ́ксия».
Наш
детский сад посещают дети с дефектами
речи – не произносят некоторые гласные
и согласные звуки. Чтобы это исправить,
с ребятами занимается логопед, а мы,
воспитатели, эти занятия потом закрепляем,
отрабатывая звуки. Проводим и мероприятия
по рефлексии – ребенок должен расслабиться
и перейти из одного состояния в другое.
Поэтому слово «рефлексия» мы используем
часто.
Очень
важно, чтобы воспитатель сам произносил
звуки и слова правильно.
– Ваше
любимое правило русского языка?
– «ЖИ»,
«ШИ» пиши с буквой «И». Занимаясь с
детсадовцами, часто этим правилом
пользуюсь, ведь мы готовим детей к школе.
Наши воспитанники уже знают, что такое
предложение, что оно состоит из слов, а
слова – из букв. Усвоили, что предложение
всегда начинается с большой буквы.
– Какого
писателя вы считаете эталоном русской
словесности?
– Еще
в школе открыла для себя Сергея Есенина,
очень люблю Михаила Лермонтова, особенно
его прозу. Еще нравится Валентин Пикуль,
особенно роман «Честь имею». Привлекает
слог Эдуарда Тополя. Он очень красиво
пишет о Родине.
– По
какому произведению вам было бы интересно
написать диктант?
– Мы
всем коллективом, проверяя свои знания
русского языка, уже писали диктант –
по рассказу Ивана Тургенева «Муму».
Многим потом было стыдно за свой великий
и могучий.
Допустили
элементарные ошибки: не знали правил
пунктуационного оформления причастных
и деепричастных оборотов, разницы в
употреблении тире и дефиса.
– Ваш
главный учитель русского языка?
– Моя
мама Нина Гавриловна Лучихина. Она
работала учителем начальных классов в
первой и пятнадцатой кызыльских школах
и русским языком со мной занималась
серьезно. В нашем доме было много книг,
а чтение, как известно, способствует
развитию зрительной памяти и грамотности.
Я
окончила одиннадцатую школу Кызыла в
1974 году. У меня были прекрасные учителя
русского языка: Светлана Васильевна
Макарова, Ирина Николаевна Добычина.
Повезло мне с преподавателями и в
Кызылском государственном педагогическом
институте: Регина Рафаиловна Бегзи,
Мария Андреевна Хадаханэ. Мария Андреевна
так читала лекции, что я слушала, открыв
рот.
Филологический
факультет по специальности русский
язык и литература окончила в 1978 году.
Начинала работать в каа-хемском детском
саду № 12, потом в детском саду № 31 Кызыла,
после устроилась в мой любимый детский
сад № 29, где работаю до сих пор. Скоро
исполнится тридцать пять лет, как я
работаю в дошкольном образовании.
– Какие
орфографические и стилистические
оплошности вы замечали в тувинских
газетах, журналах, телевизионных и
радиопрограммах?
– В
блоке рекламы на одном из каналов видела
рекламу, сопровождающуюся призывом:
«Заключайте договорА́». Пора бы
рекламщикам это слово выучить и
произносить правильно – договО́ры.
Недавно, прогуливаясь по так называемому
Тувинскому Арбату, заметила закусочную,
на которой крупными буквами написано:
«Лола кобаб». Ужас! Что же это за блюдо
такое – лола кобаб? Правильно –
люля-кебаб, и никак иначе.
– Монофон
– это рассказ, все слова в котором
начинаются на одну букву. Составьте по
этому принципу хотя бы одно предложение.
Ваша буква – «Л».
– Монофон
– прекрасная зарядка для ума. Нижегородский
писатель, подполковник ФСБ в отставке
Николай Культяпов, чьё имя занесено в
«Книгу рекордов Гиннеса» стал автором
оригинального текста под названием
«Ольгин остров» объемом шестнадцать
тысяч слов, начинающихся на одну букву
«О». К сочинительству его вдохновила
присказка про отца Онуфрия и обнаженную
Ольгу.
Позже
Культяпов побил свой рекорд, написав
роман «Приключения пехотинца Павла
Петрова» объемом в восемьдесят шесть
тысяч слов на букву «П». Писатель заметил,
что в «Толковом словаре русского языка»
под редакцией Даля больше всего слов
именно на «П».
А
вот мой монофон. Написала его вместе с
ребятами детского сада № 29. «Лепит Лиза
ласточку. Ласточка летит легко. Любит
Лиза ласковую ласточку-лапочку. Лети-лети,
ласточка, лети-лети, любимая.
– Замечательно,
Людмила Валентиновна, а как пишется и
что означает слово нигилизм?
– Как
писать, знаю. И значение – тоже. Нигилизм
– это отрицание установленных норм.
– Совершенно
верно, Людмила Валентиновна. Согласно
«Большому толковому словарю русского
языка» под редакцией Сергея Кузнецова,
нигилизм – это полное отрицание всего:
установившихся общественных норм,
ценностей, авторитетов.
Теперь
ваша очередь: называйте слово, а я
попытаюсь правильно написать его и
объяснить, что оно значит.
Людмила
Валентиновна озадачила меня словом
медиация. Написал правильно, но значение
сказать не смог. Людмила Валентиновна
объяснила, что медиация – это урегулирование
споров без обращения в суд. Теперь буду
знать.
Автор
проекта, который будет продолжаться
весь 2014 год, объявленный в Туве Годом
русского языка, – Надежда Антуфьева.
Фото:
Людмила
Валентиновна Маклакова со своими
воспитанниками, которые сами изобразили
любимую букву «Л», так как с неё начинается
имя Людмила. Кызыл, детский сад № 29. 25
сентября 2014 года. Фото Константина
Куцевалова.