газета «Центр Азии»

Вторник, 28 мая 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2014 >ЦА №24 >Фанфары в центре Азии: музыка без границ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Фанфары в центре Азии: музыка без границ

Культурная жизнь ЦА №24 (27 июня — 3 июля 2014)

«Фанфары в центре Азии: музыка без границНет, вы сумасшедшие люди, как можно соединять в фестивале столько всего и сразу!» – весело изумлялся в Кызыле латвийский профессор Янис Пуриньш.

Сумасшедшие люди – это организаторы второго Международного фестиваля духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». Посвященный столетию единения России и Тувы, столетию города Кызыла, он проходил в республике со 2 по 6 июня и дал старт масштабным культурным мероприятиям, связанным с юбилеями.

В темпе фестиваля

 

Масштаб тувинских фанфар определяла и насыщенная программа, и высочайший уровень профессионализма участников.

Янис Пуриньш – президент Балтийской ассоциации духовых оркестров, профессор Латвийский академии музыки имени Язепа Витола – за тридцатишестилетнюю творческую деятельность основал несколько духовых коллективов, которые становились победителями престижных европейских конкурсов, дирижировал оркестрами в Швеции, Германии, Норвегии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, Эстонии, Литве, России, Словении, США. Он, один из основателей ежегодного Форума дирижеров духовых оркестров и ансамблей стран Балтии, устраивает творческие летние лагеря для юных музыкантов, входит в жюри многих международных музыкальных форумов.

И этот очень занятой человек, побывав на фанфарах в Туве в сентябре 2012 года, сдержал свое обещание и принял самое деятельное участие в фестивале и в 2014 году.

Перелет Рига – Москва, затем Москва – Абакан, пять часов через горы Саяны в автомобиле до Фанфары в центре Азии: музыка без границКызыла, открытие фестиваля, встречи с коллегами-музыкантами и официальными лицами – такими были только первые сутки фанфар для господина Пуриньша.

Он посетил все концерты, давал мастер-классы, консультировал, работал в жюри, выступал на конференции, отвечал на вопросы журналистов, завязывал контакты с музыкантами и дирижерами, строил вместе с ними планы дальнейшей совместной работы. И при этом всегда был бодр и подтянут – ни признака усталости.

В том же темпе вместе со сбивавшимися с ног организаторами жили и все почетные гости, состав которых заставлял удивляться участников, зрителей и журналистов.

 

Знакомство с Россией началось с села Бурен-Хем

 

Адам Фрей – один из лучших исполнителей на диковинном для России эуфониуме – басовом музыкальном инструменте семейства туб. Дает концерты по всему миру, выступая в качестве солиста с самыми именитыми оркестрами. Специально для него написаны и аранжированы 90 прФанфары в центре Азии: музыка без границоизведений.

Концерты Адама Фрея распланированы на многие месяцы вперед. В России до нынешнего лета он не был ни разу. В начале июня его ждали в Пекине, а он уехал в Туву.

Длительный перелет – из штата Джорджия в Нью-Йорк, затем в Москву, оттуда – в Абакан, потом автомобильная дорога до Кызыла – не смогли заставить Адама 2 июня отказаться от поездки в Каа-Хемский район – в село Бурен-Хем. Там в 18 часов начался концерт Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ под управлением народного артиста России, генерал-лейтенанта Валерия Халилова. В толпе зрителей на деревенском стадионе мало кто знал, что вместе с ними аплодировал военным музыкантам Адам Фрей – человек, впервые видевший Россию.

Через день он вышел на сцену Национального музыкально-драматического театра с духовым оркестром Правительства Тувы под управлением Тимура Дулуша. С его соло на эуфониуме и тувинским горловым пением в стиле каргыраа в исполнении Артыша Ооржака прозвучал «Гобой Габриэля» Эннио Морриконе.

Затем были несколько сольных номеров Адама, в том числе – из репертуара «Битлз». Публика восторженно аплодировала. Выступал Адам Фрей и на закрытии фестиваля, исполнив со сводным оркестром под управлением Петра Казимира «Ля бель Американо» Джона Хартмана в собственной аранжировке.

За несколько недель до фестиваля Адам написал нам: «С нетерпением жду встречи с новыми друзьями, узнав о прекрасной земле и её замечательной культуре! Мы все говорим на языке музыки, и я надеюсь своими выступлениями показать теплоту и дружбу музыки во всем мире».

И все дни в Туве он делился этой теплотой. Грустил лишь о том, что снова вдали от своей семьи, от двухлетней дочки. И в редкие свободные минуты втягивал свое семейство в орбиту фестиваля, сообщая супруге по скайпу о своих впечатлениях и знакомя с новыми друзьями. На заключительной пресс-конференции гость из Америки признался: «В Туве я насладился музыкой, здесь действительно была очень яркая и насыщенная программа».

Позитивный образ

 

Если бы на фестивале присуждали приз «За самый позитивный образ», его, несомненно, вручили бы представителю Венгрии – профессору Йожефу Чикоте, президенту Восточно-Европейской ассоциации духовых оркестров и ансамблей. Везде, где появлялся Йожеф, начиналось веселье, сияли радостные лица. Больше всего его интересовали дети и студенты.

Этот большой улыбчивый профессор появился на публике со строгим лицом лишь несколько раз – когда дирижировал сводным оркестром, исполнявшим «Маленькую венгерскую рапсодию» Альфреда Бёзендорфера, и когда сообщал о том, что на фестиваль в Венгрию приглашен Духовой оркестр Правительства Тувы, отобранный в числе десяти лучших коллективов.

Еще он запомнился тем, что на закрытии форума, присоединившись со своими коллегами к сводному оркестру во время исполнения пьесы Александра Гилева для тубы с оркестром «Частушка», устроил настоящий бой на ударных с дирижером из Монголии Баастом Тогсбаяром. Чуть ранее он лично вручал Баасту диплом – как дирижеру отмеченного на конкурсе сводного оркестра Детской творческой лаборатории имени Константина Тамдына.

Еще один почетный гость – заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов Московского государственного университета культуры и искусств, Заслуженный работник культуры и искусств России, шеф-редактор журнала «Оркестр», профессор Анатолий Дудин работал на фестивале так, словно принимал бесконечный и очень важный экзамен.

Организатор всероссийских и международных фестивалей, с легкой руки которого началось несколько лет назад успешное продвижение тувинского духового оркестра в России и в мире, он как раз был одним из тех, для кого «Фанфары в центре Азии» 2014 года начались много месяцев назад.

АФанфары в центре Азии: музыка без границнатолий Леонидович входил в состав оргкомитета, помогал разрабатывать необходимые документы. В рамках фестиваля под руководством профессора Дудина прошли выездные курсы повышения квалификации МГУКИ. За три дня, помимо работы в жюри и на курсах, мастер-классов, он провел еще десятки индивидуальных встреч с музыкантами и дирижерами. И, как всегда, передал важнейшие подарки для оркестров – ноты.

Позже всех добрался на фестиваль маэстро Наохико Хатано, известный дирижер из Японии, композитор, аранжировщик, преподаватель университета Тамагава. Привыкшему к точности японцу пришлось провести несколько часов в аэропорту Иркутска – рейс на Кызыл задерживался.

Самолет совершил посадку в столице Тувы, когда церемония открытия фестиваля была в самом разгаре. Господин Хатано успел наверстать упущенные часы – сразу окунулся во все мероприятия фестиваля. После закрытия форума он продолжал активно знакомиться с Тувой, даже заставил поволноваться организаторов: отправился с местными музыкантами отдыхать на Дус-Холь, забыв об этом предупредить. Вернувшись в Токио, написал, что впечатлен всем, что увидел и услышал.

Особенное событие – участие военного оркестра Минобороны России

 

Совершено особенное событие в рамках фестиваля – участие в нем Центрального военного оркестра Министерства обороны России под управлением начальника военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ – главного военного дирижера, Заслуженного деятеля искусств и Народного артиста России, генерал-лейтенанта Валерия Халилова.

Эта часть программы согласовывалась в высших эшелонах власти. С просьбой направить коллектив в Туву на фестиваль к министру обороны России Сергею Шойгу обращался глава республики Шолбан Кара-оол. Согласие было получено.

Знаменитый коллектив – семьдесят девять человек – прибыл в Кызыл спецрейсом за два дня до офФанфары в центре Азии: музыка без границициального открытия фестиваля. 1 июня в Хабаровске закончился форум военных оркестров «Амурские волны», в котором наши гости также участвовали. Высокое военное руководство посчитало, что дважды гонять самолет через всю страну – сначала возвращать музыкантов в Москву, а через день отправлять в Туву – неэффективно.

Благодаря такому стечению обстоятельств жители Каа-Хемского и Дзун-Хемчикского районов первыми в республике увидели выступления знаменитого на весь мир оркестра, а фестиваль «Фанфары в центре Азии» стал первым из юбилейных мероприятий, добравшимся до глубинки.

Как там принимали военных музыкантов, которые в большинстве своем оказались не просто молодыми, а даже юными, как приветствовали дирижеров – генерал-лейтенанта, народного артиста России Валерия Халилова; полковника, Заслуженного артиста России Сергея Дурыгина; капитана Андрея Нисенбаума, солистов – это надо было видеть.

Духовую классику, русские песни и даже женскую ностальгическую «Зачем вы, девушки, красивых любите?» все встречали восторженно. Оказалось, для коренных жителей Тувы быть включенными в общую культуру страны – не менее важно, чем любить потрясающую по силе и красоте национальную музыку.

Гости показали большое уважение ко всему, чем так дорожат в Туве, и, казалось, не замечали наши скромные возможности. Искренне интересовались всем вокруг, побывали в храме Устуу-Хурээ, восстановленном по инициативе и активном участии тувинских музыкантов с помощью министра обороны Сергея Шойгу и главы Тувы Шолбана Кара-оола, во время выступлений выкладывались на всю катушку – и на деревенском стадионе, и на чаданской улице, и в театре.

Во время парада в Кызыле Центральный военный оркестр шел последним, пропустив вперед все гражданские коллективы. Его руководитель посчитал это правильным и достойным – поставить безупречную точку в патриотическом и красочном действе.

 

Мы можем жить красиво и достойно

 

ДФанфары в центре Азии: музыка без границольше всех в режиме фестиваля жили самые младшие участники – дети. Их музыкальный марафон продолжался 11 дней – с 27 мая, когда начала свою работу четвёртая Творческая лаборатория имени Константина Тамдына, плавно перешедшая в фестиваль.

Нынче в ее составе впервые объединились «старожилы» – юные духовики из разных районов Тувы и горловики – участники конкурса «Сарадак», проведенного в начале мая под руководством народного мастера Тувы, директора Центра традиционной тувинской культуры и ремесел Алдара Тамдына.

А еще лаборатория стала по-настоящему международной. Дирижер Бааст Тогсбаяр, воспитанник духового оркестра Правительства Тувы, который два года назад вернулся на родину – в Монголию, приехал к своим тувинским ученикам не один. Баир-башкы, как зовут педагога обожающие его дети, привез с собой 16 мальчишек и девчонок – юных музыкантов из Улангома.

Первые дни знакомств и притирок прошли быстро, и вот уже наш Шова Монгуш, веселый ударник, кричит мне радостно: «Башкы, мы уже всех поделили, чтобы не потерять, и подружились». Девочки-монголки смеются: «Да-да, здравствуйте, башкы!»

1 июня идем всем сводным детским оркестром, это 40 детей, в Молодежный сквер. Всё по полной программе – мороженое, сладости. Аттракцион – коллективные прыжки через самодельную длинную скакалку – они устраивают сами, а вечером – очередная репетиция. Без нытья и жалоб.

В итоге во всех фестивальных мероприятиях участвовали сразу два детских коллектива из Тувы – сводный оркестр лаборатории и духовой оркестр республиканской школы искусств. Оба были отмечены профессорами с мировыми именами.

Особенный восторг жюри и зрителей вызвал номер сводного оркестра Творческой лаборатории имени Константина Тамдына – тувинская народная песня «Декей-оо» – совместное творчество юных духовиков и горловиков, дирижера Бааста Тогсбаяра, хоомейжи и народного мастера Алдара Тамдына и преподавателя Чеди-Хольской школы искусств Шолбана Куулара, выступившего в роли художественного руководителя.

Диплом одному из солистов детского духового оркестра, воспитаннику РШИ Кайгал-оолу Куулару вручил на сцене театра в день закрытия фестиваля Янис Пуриньш. После концерта бабушке пришлось ждать Кайгал-оола довольно долго. Он не хотел уезжать: ждал профессора, чтобы сфотографироваться и попрощаться: «Очень нужно». Дождался.

Уже ночью, прощаясь с организаторами перед отъездом к самолету в Абакан, господин Пуриньш напомнил Алдынай Араптан, флейтистке духового правительственного и одновременно – дирижеру духового оркестра Республиканской школы искусств: «Мы будем ждать вас с вашими детьми у нас».

ГФанфары в центре Азии: музыка без границод назад наши юные духовики уже побывали в лагере в Латвии, занимались там под руководством известных прибалтийских музыкантов. Они за свою небольшую пока творческую жизнь успели уже многое повидать. В том числе – встречались практически со всеми известными музыкантами, которые в последние годы приезжают в Туву.

И это фестиваль – в первую очередь именно для них и для тех мальчишек и девчонок, что наблюдали 5 июня за парадом оркестров. Чтобы понимали: всё возможно. Чтобы знали: мы можем жить красиво и достойно.

 

Вовлечённые в тувинскую орбиту

 

Во время пяти насыщенных дней фестиваля в Туве в его орбиту были вовлечены представители шестиФанфары в центре Азии: музыка без границ стран, 15 духовых оркестров и ансамблей, в том числе один коллектив из Монголии, в общей сложности – 380 участников, 10 тысяч зрителей.

Состоялись шесть концертов: два из них – в селах республики, три – в Национальном театре, один – в Тувинской филармонии. Последний, многочасовой, со свободным для зрителей входом – в рамках конкурса, в котором на суд международного жюри под руководством Валерия Халилова свои программы представили сразу 13 коллективов.

Большая репетиция парада оркестров вечером 4 июня. Красочный парад 5 июня – от площади Победы, где состоялась церемония возложения цветов к Вечному огню, по улице Кочетова до площади Арата. Дефиле в центре города. Молодежная программа, представленная духовым оркестром Правительства Тувы и группой «Хартыга».

Встреча руководителей оркестров-участников с членами жюри – с разбором выступлений коллективов. Конференция по вопросам развития духовой музыки. Пресс-конференция для республиканских СМИ. Многочисленные мастер-классы, творческие встречи, репетиции. Посещение Национального музея, Центра традиционной тувинской культуры и ремесел. Все это – «Фанфары в центре Азии» две тысячи четырнадцатого, юбилейного, года.

В этом событии переплелись участие и усилия очень многих, в том числе федеральных, республиканских муниципальных структур, организаций, конкретных людей и коллективов – начиная с главы республики Шолбана Кара-оола, республиканского оргкомитета, который по его поручению возглавил вице-премьер Анатолий Дамба-Хуурак и заканчивая перекрывавшими улицы полицейскими.

 

Большие плюсы и досадные минусы

 

И почти всё получилось: обеспечить насыщенную программу, организовать безопасное передвижение, питание, обеспечить электричество, звук, работу ведущих и журналистов, привлечь зрителей – даже детишки из детского дома смогли увидеть парад, а ветераны – все концерты.

Как часы, работали водители автобазы правительства республики, на которых пришлась основная наФанфары в центре Азии: музыка без границгрузка по перемещению, встрече и проводам почетных гостей, а также участников из Монголии. В резерве был транспорт Пассажирского АТП. Автобусом поделился МУП «Комбинат благоустройства». Коммунальщики буквально вычистили улицы и переулки по ходу движения парада и даже помыли площадь Арата.

Как всегда, на высоте оказались сотрудники Национального музея. 3 июня, например, они одновременно организовали экскурсии для пяти групп гостей – это восемьдесят человек. Техническое обеспечение фестиваля взял на себя коллектив филармонии – и не подвел ни разу. Для прохождения парада пришлось перекрыть сразу две улицы в центе города, оказалось, что возможно не создать при этом коллапс в движении. Свою сцену и даже крышу, ее – для телесъемок, предоставил Национальный театр.

Основные хозяйственные и творческие хлопоты по проведению фестиваля легли на две базовые организации – духовой оркестр Правительства Тувы (художественный руководитель и дирижер – Тимур Дулуш, директор Артыш Опуйлаа) и Республиканскую школу искусств (директор – Тимур Дулуш, заместитель – Артур Седип).

Штаб фестиваля, работавший в режиме нон-стоп, располагался на базе РШИ. Здесь жила также большая часть гостей. Повара РШИ, перейдя на двухсменный режим, кормили по 200 человек в день, в том числе – полсотни детей. Здесь был диспетчерский пункт, здесь сочиняли сценарии, придумывали дипломы, встречали гостей, проводили конференции и разборы полетов, решали возникающие одна за другой проблемы и проблемки.

Бытовых трудностей оказалось больше всего. Именно в эти дни в городе отключили горячую воду. Холодный душ для гостей и хозяев был обеспечен. Бойлерами наши гостиницы, как оказалось, не очень-то укомплектованы. Выходили из положения как могли.

Отдельный вопрос – об умении нашего бизнеса одновременно принимать много гостей, учитывая прилеты и приезды. В одном из известных в городе кафе – «Sanny night club» – однажды поутру забыли приготовить и подать заказанный и оплаченный завтрак для четырех десятков человек. В другом, в гостинице «Одуген», в первый же день почетные гости еле дождались своего обеда. А на претензии организаторов администратор не нашла ничего более подходящего, чем дать совет: «Вы можете отказаться от наших услуг».

 

Спасибо за новые возможности!

 

К счастью, все эти шероховатости для большинства участников оказались за кадром. Как подчеркивали почетные гости и руководители коллективов, Тува за несколько лет не только обеспечила себе мощный рывок в развитии духового искусства, но и стала площадкой для обмена опытом, повышения квалификации духовиков для нескольких регионов Сибири и Монголии.

ИФанфары в центре Азии: музыка без границз соседних Красноярского края и Хакасии на фестиваль прибыли сразу девять коллективов: от концертного оркестра Абакана под управлением Заслуженного работника культуры России Андрея Штарка, оркестра Красноярской академии музыки и театра под руководством Заслуженного деятеля искусств Тувы Петра Казимира до любительского коллектива из Саяногорска, возглавляемого Петром Анисимовым.

Из Монголии, кроме детей из Увсанурского аймака, приехал также брасс-квинтет студентов музыкально-хореографического колледжа из Улан-Батора. И, как утверждали гости, никто не пожалел.

Янис Пуриньш, вернувшись в Ригу, прислал директору духового оркестра Правительства Тувы Артышу Опуйлаа дружеское письмо – для всех организаторов фестиваля: «Надеюсь, что будут следующие встречи, концерты, мастер-классы, а ваши талантливые дети смогут приехать к нам летом. Спасибо всем вам за огромную работу и новые возможности!»

Весточка из столицы Латвии напомнила: фестиваль «Фанфары в центре Азии» достиг своей цели, стал настоящим праздником единства, для которого не важны политические, этнические, языковые и прочие особенности и сложности, не преграда границы и расстояния.

Фото Виктории Лачугиной и Виталия Шайфулина.


 

Фото:

1.Музыканты Центрального военного оркестра Министерства обороны России и новые – приобретенные в Туве – поклонницы их таланта. Республика Тыва, Каа-Хемский район, село Бурен-Хем, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 2 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

2. Профессор Латвийский академии музыки Янис Пуриньш и его тувинский ученик Кайгал­оол Куулар, воспитанник Республиканской школы искусств. Республика Тыва, Кызыл, Национальный театр, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 6 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

3. Музыкант из США Адам Фрей – соло на эуфониуме. Республика Тыва, Кызыл, Национальный театр, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 6 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

4. На тувинских просторах в исполнении Центрального военного оркестра Министерства обороны России звучит марш «Тува». Дирижирует автор – главный военный дирижер, генерал­лейтенант Валерий Халилов. Каа­Хемский район, село Бурен-Хем, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 2 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

5. Почетные гости второго Международного фестиваля духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». Слева направо: Йожеф Чикота, Анатолий Дудин, Янис Пуриньш, Наохико Хатано. Кызыл, Национальный театр. 6 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

6. Степная сказка духового оркестра Правительства Тувы. В центре на вороном коне – главный дирижер оркестра Тимур Дулуш. Республика Тыва, Каа-Хемский район, село Бурен-Хем, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 2 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

7. Центральным военным оркестром на параде командует капитан Андрей Нисенбаум. Республика Тыва, Кызыл, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 5 июня 2014 года. Фото Виталия Шайфулина

 

8. Встречаем парад оркестров! Солистка Центрального военного оркестра Светлана Ильина с жителями Кызыла. Республика Тыва, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 5 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

9. На марше – юные музыканты из Творческой лаборатории имени Константина Тамдына во главе с монгольским дирижером Баастом Тогсбаяром. Кызыл, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 5 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.

 

10. Торжественным маршем по улице Кочетова проходит Концертный оркестр Абакана, дирижер – Заслуженный работник культуры России Андрей Штарк. 5 июня 2014 года. Республика Тыва, Кызыл, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». Фото Виталия Шайфулина.

Анна ЛАЧУГИНА annalachugina@mail.ru

 (голосов: 5)
Опубликовано 28 июня 2014 г.
Просмотров: 6602
Версия для печати

Также в №24:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru