«Нет, вы сумасшедшие люди, как можно соединять в
фестивале столько всего и сразу!» – весело изумлялся в Кызыле латвийский
профессор Янис Пуриньш.
Сумасшедшие люди – это организаторы
второго Международного фестиваля духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в
центре Азии». Посвященный столетию единения России и Тувы, столетию города
Кызыла, он проходил в республике со 2 по 6 июня и дал старт масштабным культурным
мероприятиям, связанным с юбилеями.
В темпе
фестиваля
Масштаб тувинских фанфар определяла и насыщенная программа, и
высочайший уровень профессионализма участников.
Янис Пуриньш – президент Балтийской
ассоциации духовых оркестров, профессор Латвийский академии музыки имени Язепа
Витола – за тридцатишестилетнюю творческую деятельность основал несколько
духовых коллективов, которые становились победителями престижных европейских
конкурсов, дирижировал оркестрами в Швеции, Германии, Норвегии, Швейцарии,
Бельгии, Нидерландах, Эстонии, Литве, России, Словении, США. Он, один из
основателей ежегодного Форума дирижеров духовых оркестров и ансамблей стран
Балтии, устраивает творческие летние лагеря для юных музыкантов, входит в жюри
многих международных музыкальных форумов.
И этот очень занятой человек, побывав на фанфарах в Туве в
сентябре 2012 года, сдержал свое обещание и принял самое деятельное участие в
фестивале и в 2014 году.
Перелет Рига – Москва, затем Москва – Абакан, пять часов через
горы Саяны в автомобиле до Кызыла, открытие фестиваля, встречи с
коллегами-музыкантами и официальными лицами – такими были только первые сутки
фанфар для господина Пуриньша.
Он посетил все концерты, давал мастер-классы,
консультировал, работал в жюри, выступал на конференции, отвечал на вопросы
журналистов, завязывал контакты с музыкантами и дирижерами, строил вместе с
ними планы дальнейшей совместной работы. И при этом всегда был бодр и подтянут
– ни признака усталости.
В том же темпе вместе со сбивавшимися с ног организаторами жили и
все почетные гости, состав которых заставлял удивляться участников, зрителей и
журналистов.
Знакомство
с Россией началось с села Бурен-Хем
Адам Фрей – один из лучших исполнителей на диковинном для России
эуфониуме – басовом музыкальном инструменте семейства туб. Дает концерты по
всему миру, выступая в качестве солиста с самыми именитыми оркестрами.
Специально для него написаны и аранжированы 90 произведений.
Концерты Адама Фрея распланированы на многие месяцы вперед. В
России до нынешнего лета он не был ни разу. В начале июня его ждали в Пекине, а
он уехал в Туву.
Длительный перелет – из штата Джорджия в Нью-Йорк, затем в Москву,
оттуда – в Абакан, потом автомобильная дорога до Кызыла – не смогли заставить
Адама 2 июня отказаться от поездки в Каа-Хемский район – в село Бурен-Хем. Там
в 18 часов начался концерт Центрального военного оркестра Министерства обороны
РФ под управлением народного артиста России, генерал-лейтенанта Валерия
Халилова. В толпе зрителей на деревенском стадионе мало кто знал, что вместе с
ними аплодировал военным музыкантам Адам Фрей – человек, впервые видевший
Россию.
Через день он вышел на сцену Национального
музыкально-драматического театра с духовым оркестром Правительства Тувы под
управлением Тимура Дулуша. С его соло на эуфониуме и тувинским горловым пением
в стиле каргыраа в исполнении Артыша Ооржака прозвучал «Гобой Габриэля» Эннио
Морриконе.
Затем были несколько сольных номеров Адама, в том числе – из
репертуара «Битлз». Публика восторженно аплодировала. Выступал Адам Фрей и на
закрытии фестиваля, исполнив со сводным оркестром под управлением Петра
Казимира «Ля бель Американо» Джона Хартмана в собственной аранжировке.
За несколько недель до фестиваля Адам написал нам: «С нетерпением
жду встречи с новыми друзьями, узнав о прекрасной земле и её замечательной
культуре! Мы все говорим на языке музыки, и я надеюсь своими выступлениями
показать теплоту и дружбу музыки во всем мире».
И все дни в Туве он делился этой теплотой. Грустил лишь о том, что
снова вдали от своей семьи, от двухлетней дочки. И в редкие свободные минуты
втягивал свое семейство в орбиту фестиваля, сообщая супруге по скайпу о своих
впечатлениях и знакомя с новыми друзьями. На заключительной пресс-конференции
гость из Америки признался: «В Туве я насладился музыкой, здесь действительно
была очень яркая и насыщенная программа».
Позитивный
образ
Если бы на фестивале
присуждали приз «За самый позитивный образ», его, несомненно, вручили бы
представителю Венгрии – профессору Йожефу Чикоте, президенту
Восточно-Европейской ассоциации духовых оркестров и ансамблей. Везде, где
появлялся Йожеф, начиналось веселье, сияли радостные лица. Больше всего его
интересовали дети и студенты.
Этот большой улыбчивый профессор появился на публике со строгим
лицом лишь несколько раз – когда дирижировал сводным оркестром, исполнявшим
«Маленькую венгерскую рапсодию» Альфреда Бёзендорфера, и когда сообщал о том,
что на фестиваль в Венгрию приглашен Духовой оркестр Правительства Тувы,
отобранный в числе десяти лучших коллективов.
Еще он запомнился тем, что на закрытии форума, присоединившись со
своими коллегами к сводному оркестру во время исполнения пьесы Александра
Гилева для тубы с оркестром «Частушка», устроил настоящий бой на ударных с
дирижером из Монголии Баастом Тогсбаяром. Чуть ранее он лично вручал Баасту
диплом – как дирижеру отмеченного на конкурсе сводного оркестра Детской
творческой лаборатории имени Константина Тамдына.
Еще один почетный гость – заведующий кафедрой духовых и ударных
инструментов Московского государственного университета культуры и искусств,
Заслуженный работник культуры и искусств России, шеф-редактор журнала
«Оркестр», профессор Анатолий Дудин работал на фестивале так, словно принимал
бесконечный и очень важный экзамен.
Организатор всероссийских и международных фестивалей, с легкой
руки которого началось несколько лет назад успешное продвижение тувинского
духового оркестра в России и в мире, он как раз был одним из тех, для кого
«Фанфары в центре Азии» 2014 года начались много месяцев назад.
Анатолий Леонидович входил в состав оргкомитета,
помогал разрабатывать необходимые документы. В рамках фестиваля под
руководством профессора Дудина прошли выездные курсы повышения квалификации
МГУКИ. За три дня, помимо работы в жюри и на курсах, мастер-классов, он провел
еще десятки индивидуальных встреч с музыкантами и дирижерами. И, как всегда,
передал важнейшие подарки для оркестров – ноты.
Позже всех добрался на фестиваль маэстро Наохико Хатано, известный
дирижер из Японии, композитор, аранжировщик, преподаватель университета
Тамагава. Привыкшему к точности японцу пришлось провести несколько часов в
аэропорту Иркутска – рейс на Кызыл задерживался.
Самолет совершил посадку в столице Тувы,
когда церемония открытия фестиваля была в самом разгаре. Господин Хатано успел
наверстать упущенные часы – сразу окунулся во все мероприятия фестиваля. После
закрытия форума он продолжал активно знакомиться с Тувой, даже заставил
поволноваться организаторов: отправился с местными музыкантами отдыхать на
Дус-Холь, забыв об этом предупредить. Вернувшись в Токио, написал, что
впечатлен всем, что увидел и услышал.
Особенное
событие – участие военного оркестра Минобороны России
Совершено особенное событие в
рамках фестиваля – участие в нем Центрального военного оркестра Министерства
обороны России под управлением начальника военно-оркестровой службы Вооруженных
Сил РФ – главного военного дирижера, Заслуженного деятеля искусств и Народного
артиста России, генерал-лейтенанта Валерия Халилова.
Эта часть программы согласовывалась в высших
эшелонах власти. С просьбой направить коллектив в Туву на фестиваль к министру
обороны России Сергею Шойгу обращался глава республики Шолбан Кара-оол.
Согласие было получено.
Знаменитый коллектив – семьдесят девять
человек – прибыл в Кызыл спецрейсом за два дня до официального открытия
фестиваля. 1 июня в Хабаровске закончился форум военных оркестров «Амурские
волны», в котором наши гости также участвовали. Высокое военное руководство
посчитало, что дважды гонять самолет через всю страну – сначала возвращать
музыкантов в Москву, а через день отправлять в Туву – неэффективно.
Благодаря такому стечению обстоятельств жители Каа-Хемского и
Дзун-Хемчикского районов первыми в республике увидели выступления знаменитого
на весь мир оркестра, а фестиваль «Фанфары в центре Азии» стал первым из
юбилейных мероприятий, добравшимся до глубинки.
Как там принимали военных музыкантов, которые в большинстве своем
оказались не просто молодыми, а даже юными, как приветствовали дирижеров –
генерал-лейтенанта, народного артиста России Валерия Халилова; полковника,
Заслуженного артиста России Сергея Дурыгина; капитана Андрея Нисенбаума,
солистов – это надо было видеть.
Духовую классику, русские песни и даже женскую ностальгическую
«Зачем вы, девушки, красивых любите?» все встречали восторженно. Оказалось, для
коренных жителей Тувы быть включенными в общую культуру страны – не менее
важно, чем любить потрясающую по силе и красоте национальную музыку.
Гости показали большое уважение ко всему, чем
так дорожат в Туве, и, казалось, не замечали наши скромные возможности.
Искренне интересовались всем вокруг, побывали в храме Устуу-Хурээ,
восстановленном по инициативе и активном участии тувинских музыкантов с помощью
министра обороны Сергея Шойгу и главы Тувы Шолбана Кара-оола, во время
выступлений выкладывались на всю катушку – и на деревенском стадионе, и на
чаданской улице, и в театре.
Во время парада в Кызыле Центральный военный оркестр шел
последним, пропустив вперед все гражданские коллективы. Его руководитель
посчитал это правильным и достойным – поставить безупречную точку в
патриотическом и красочном действе.
Мы можем
жить красиво и достойно
Дольше всех в режиме фестиваля жили самые младшие участники – дети.
Их музыкальный марафон продолжался 11 дней – с 27 мая, когда начала свою работу
четвёртая Творческая лаборатория имени Константина Тамдына, плавно перешедшая в
фестиваль.
Нынче в ее составе впервые объединились «старожилы» – юные
духовики из разных районов Тувы и горловики – участники конкурса «Сарадак»,
проведенного в начале мая под руководством народного мастера Тувы, директора
Центра традиционной тувинской культуры и ремесел Алдара Тамдына.
А еще лаборатория стала по-настоящему
международной. Дирижер Бааст Тогсбаяр, воспитанник духового оркестра
Правительства Тувы, который два года назад вернулся на родину – в Монголию,
приехал к своим тувинским ученикам не один. Баир-башкы, как зовут педагога
обожающие его дети, привез с собой 16 мальчишек и девчонок – юных музыкантов из
Улангома.
Первые дни знакомств и притирок прошли быстро, и вот уже наш Шова
Монгуш, веселый ударник, кричит мне радостно: «Башкы, мы уже всех поделили, чтобы
не потерять, и подружились». Девочки-монголки смеются: «Да-да, здравствуйте,
башкы!»
1 июня идем всем сводным детским оркестром, это 40 детей, в
Молодежный сквер. Всё по полной программе – мороженое, сладости. Аттракцион –
коллективные прыжки через самодельную длинную скакалку – они устраивают сами, а
вечером – очередная репетиция. Без нытья и жалоб.
В итоге во всех фестивальных мероприятиях
участвовали сразу два детских коллектива из Тувы – сводный оркестр лаборатории
и духовой оркестр республиканской школы искусств. Оба были отмечены профессорами с мировыми
именами.
Особенный восторг жюри и зрителей вызвал номер сводного оркестра
Творческой лаборатории имени Константина Тамдына – тувинская народная песня
«Декей-оо» – совместное творчество юных духовиков и горловиков, дирижера Бааста
Тогсбаяра, хоомейжи и народного мастера Алдара Тамдына и преподавателя
Чеди-Хольской школы искусств Шолбана Куулара, выступившего в роли
художественного руководителя.
Диплом одному из солистов детского духового оркестра, воспитаннику
РШИ Кайгал-оолу Куулару вручил на сцене театра в день закрытия фестиваля Янис
Пуриньш. После концерта бабушке пришлось ждать Кайгал-оола довольно долго. Он
не хотел уезжать: ждал профессора, чтобы сфотографироваться и попрощаться:
«Очень нужно». Дождался.
Уже ночью, прощаясь с организаторами перед отъездом к самолету в
Абакан, господин Пуриньш напомнил Алдынай Араптан, флейтистке духового
правительственного и одновременно – дирижеру духового оркестра Республиканской
школы искусств: «Мы будем ждать вас с вашими детьми у нас».
Год назад наши юные духовики уже побывали в лагере в Латвии,
занимались там под руководством известных прибалтийских музыкантов. Они за свою
небольшую пока творческую жизнь успели уже многое повидать. В том числе – встречались
практически со всеми известными музыкантами, которые в последние годы приезжают
в Туву.
И это фестиваль – в первую очередь именно для них и для тех
мальчишек и девчонок, что наблюдали 5 июня за парадом оркестров. Чтобы
понимали: всё возможно. Чтобы знали: мы можем жить красиво и достойно.
Вовлечённые
в тувинскую орбиту
Во время пяти насыщенных дней фестиваля в Туве в его орбиту были
вовлечены представители шести стран, 15 духовых оркестров и ансамблей, в том
числе один коллектив из Монголии, в общей сложности – 380 участников, 10 тысяч
зрителей.
Состоялись шесть концертов: два из них – в селах республики, три –
в Национальном театре, один – в Тувинской филармонии. Последний, многочасовой,
со свободным для зрителей входом – в рамках конкурса, в котором на суд
международного жюри под руководством Валерия Халилова свои программы
представили сразу 13 коллективов.
Большая репетиция парада оркестров вечером 4 июня. Красочный парад
5 июня – от площади Победы, где состоялась церемония возложения цветов к
Вечному огню, по улице Кочетова до площади Арата. Дефиле в центре города.
Молодежная программа, представленная духовым оркестром Правительства Тувы и
группой «Хартыга».
Встреча руководителей оркестров-участников с членами жюри – с
разбором выступлений коллективов. Конференция по вопросам развития духовой
музыки. Пресс-конференция для республиканских СМИ. Многочисленные
мастер-классы, творческие встречи, репетиции. Посещение Национального музея,
Центра традиционной тувинской культуры и ремесел. Все это – «Фанфары в центре
Азии» две тысячи четырнадцатого, юбилейного, года.
В этом событии переплелись участие и усилия очень многих, в том
числе федеральных, республиканских муниципальных структур, организаций,
конкретных людей и коллективов – начиная с главы республики Шолбана Кара-оола,
республиканского оргкомитета, который по его поручению возглавил вице-премьер
Анатолий Дамба-Хуурак и заканчивая перекрывавшими улицы полицейскими.
Большие
плюсы и досадные минусы
И почти всё получилось: обеспечить насыщенную программу,
организовать безопасное передвижение, питание, обеспечить электричество, звук,
работу ведущих и журналистов, привлечь зрителей – даже детишки из детского дома
смогли увидеть парад, а ветераны – все концерты.
Как часы, работали водители автобазы
правительства республики, на которых пришлась основная нагрузка по перемещению,
встрече и проводам почетных гостей, а также участников из Монголии. В резерве
был транспорт Пассажирского АТП. Автобусом поделился МУП «Комбинат
благоустройства». Коммунальщики буквально вычистили улицы и переулки по ходу
движения парада и даже помыли площадь Арата.
Как всегда, на высоте оказались сотрудники
Национального музея. 3 июня, например, они одновременно организовали экскурсии
для пяти групп гостей – это восемьдесят человек. Техническое обеспечение
фестиваля взял на себя коллектив филармонии – и не подвел ни разу. Для
прохождения парада пришлось перекрыть сразу две улицы в центе города,
оказалось, что возможно не создать при этом коллапс в движении. Свою сцену и
даже крышу, ее – для телесъемок, предоставил Национальный театр.
Основные хозяйственные и творческие хлопоты по проведению
фестиваля легли на две базовые организации – духовой оркестр Правительства Тувы
(художественный руководитель и дирижер – Тимур Дулуш, директор Артыш Опуйлаа) и
Республиканскую школу искусств (директор – Тимур Дулуш, заместитель – Артур
Седип).
Штаб фестиваля, работавший в режиме нон-стоп, располагался на базе
РШИ. Здесь жила также большая часть гостей. Повара РШИ, перейдя на двухсменный
режим, кормили по 200 человек в день, в том числе – полсотни детей. Здесь был
диспетчерский пункт, здесь сочиняли сценарии, придумывали дипломы, встречали
гостей, проводили конференции и разборы полетов, решали возникающие одна за
другой проблемы и проблемки.
Бытовых трудностей оказалось больше всего. Именно в эти дни в
городе отключили горячую воду. Холодный душ для гостей и хозяев был обеспечен.
Бойлерами наши гостиницы, как оказалось, не очень-то укомплектованы. Выходили
из положения как могли.
Отдельный вопрос – об умении нашего бизнеса одновременно принимать
много гостей, учитывая прилеты и приезды. В одном из известных в городе кафе –
«Sanny night club» – однажды поутру забыли приготовить и подать заказанный и
оплаченный завтрак для четырех десятков человек. В другом, в гостинице
«Одуген», в первый же день почетные гости еле дождались своего обеда. А на
претензии организаторов администратор не нашла ничего более подходящего, чем
дать совет: «Вы можете отказаться от наших услуг».
Спасибо
за новые возможности!
К счастью, все эти
шероховатости для большинства участников оказались за кадром. Как подчеркивали
почетные гости и руководители коллективов, Тува за несколько лет не только
обеспечила себе мощный рывок в развитии духового искусства, но и стала
площадкой для обмена опытом, повышения квалификации духовиков для нескольких
регионов Сибири и Монголии.
Из соседних Красноярского края и Хакасии на фестиваль прибыли
сразу девять коллективов: от концертного оркестра Абакана под управлением
Заслуженного работника культуры России Андрея Штарка, оркестра Красноярской
академии музыки и театра под руководством Заслуженного деятеля искусств Тувы
Петра Казимира до любительского коллектива из Саяногорска, возглавляемого
Петром Анисимовым.
Из Монголии, кроме детей из Увсанурского аймака, приехал также
брасс-квинтет студентов музыкально-хореографического колледжа из Улан-Батора.
И, как утверждали гости, никто не пожалел.
Янис Пуриньш, вернувшись в Ригу, прислал директору духового
оркестра Правительства Тувы Артышу Опуйлаа дружеское письмо – для всех
организаторов фестиваля: «Надеюсь, что будут следующие встречи, концерты,
мастер-классы, а ваши талантливые дети смогут приехать к нам летом. Спасибо
всем вам за огромную работу и новые возможности!»
Весточка из столицы Латвии напомнила:
фестиваль «Фанфары в центре Азии» достиг своей цели, стал настоящим праздником
единства, для которого не важны политические, этнические, языковые и прочие
особенности и сложности, не преграда границы и расстояния.
Фото Виктории Лачугиной и Виталия Шайфулина.
Фото:
1.Музыканты Центрального военного оркестра Министерства обороны России и новые – приобретенные в Туве – поклонницы их таланта. Республика Тыва, Каа-Хемский район, село Бурен-Хем, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в центре Азии». 2 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.
2. Профессор Латвийский академии музыки Янис Пуриньш и его тувинский
ученик Кайгалоол Куулар, воспитанник Республиканской школы искусств. Республика Тыва, Кызыл, Национальный театр, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары
в центре Азии». 6 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.
3. Музыкант из США Адам
Фрей – соло на эуфониуме. Республика
Тыва, Кызыл, Национальный театр, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары
в центре Азии». 6 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.
4. На тувинских просторах
в исполнении Центрального военного оркестра Министерства обороны России звучит марш «Тува». Дирижирует автор – главный военный дирижер, генераллейтенант Валерий Халилов. КааХемский район, село Бурен-Хем, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары
в центре Азии». 2 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.
5. Почетные гости второго Международного фестиваля духовых оркестров и ансамблей «Фанфары
в центре Азии». Слева направо: Йожеф Чикота, Анатолий Дудин, Янис Пуриньш, Наохико Хатано. Кызыл, Национальный театр. 6 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.
6. Степная сказка духового оркестра Правительства Тувы. В центре на
вороном коне – главный дирижер оркестра Тимур Дулуш. Республика Тыва, Каа-Хемский район, село Бурен-Хем, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары
в центре Азии». 2 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.
7. Центральным
военным оркестром на параде командует капитан Андрей Нисенбаум. Республика
Тыва, Кызыл, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей
«Фанфары в центре Азии». 5 июня 2014 года. Фото Виталия Шайфулина
8. Встречаем парад оркестров! Солистка Центрального военного оркестра Светлана Ильина с жителями Кызыла.
Республика Тыва, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары
в центре Азии». 5 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.
9. На марше – юные
музыканты из Творческой лаборатории
имени Константина Тамдына во главе с
монгольским дирижером Баастом Тогсбаяром. Кызыл, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары
в центре Азии». 5 июня 2014 года. Фото Виктории Лачугиной.
10. Торжественным маршем по улице Кочетова
проходит Концертный оркестр Абакана, дирижер – Заслуженный работник культуры России Андрей Штарк. 5 июня 2014 года. Республика Тыва, Кызыл, второй Международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Фанфары
в центре Азии». Фото Виталия Шайфулина.