– Ошибка, которая особенно раздражает вас в
устной и письменной речи, Лидия Анатольевна?
– Раздражают грубые ошибки в произношении:
красившее, транвай, хочете, хотишь. Даже младшему школьнику должно быть
известно, что правильно: красивее, трамвай, хотите, хочешь.
Мне становится
некомфортно, когда слово «кофе» употребляют не в мужском, а в среднем роде: «Я
пью черное кофе». Это все равно, что сказать: «Налей мне горячий какао». Это
официальное изменение в русском языке у меня вызывает удивление.
Еще раздражают
популярные сегодня слова-паразиты: чисто, типа, значит, в натуре, вообще. Они
вдруг стали выполнять функцию связки, или применяются как обобщающие, вводные
слова. Особенно трудно и неинтересно слушать тех людей, у кого подобные
словечки мелькают в каждом предложении. Я уже не говорю о тех, кто в речи чаще использует бранные слова, чем обычные.
В юности у нас сестрой Ниной Анатольевной было «правило трёх не»:
в нашем присутствии – не пить, не курить, не материться. Мне всегда нравилась
английская пословица: «Лучше быть одному, чем в плохой компании».
– Ошибка, которую вы сами
постоянно делаете и пытаетесь исправить.
– Долгое время делала ошибку в написании слова «винегрет». Постоянно
путала две первые гласные «и» и «е» местами. Чтобы правильно использовать это
слово, даже пыталась его выучить, но как только сталкивалась с написанием
«винегрета», непременно ошибалась. Вышла из положения с помощью своеобразной
шпаргалки: «В вине Грет купалась». Теперь не ошибаюсь.
Долгое время говорила «тортЫ́»,
вместо «тÓрты», пока
не узнала про один стишок: «Долго ели тÓрты, не налезли шÓрты».
– Ваше любимое правило русского языка?
– Мне всегда интересно было
учить русский язык, поэтому большинство правил я помню и люблю до сих пор.
Например, правило замочка и ключика. Это правописание «е» и «и» в суффиксах
«чек» и «чик». Если гласный звук при склонении выпадает: «замочек – замочка»,
то пишем «е». А вот если не выпадает: «ключик – ключика», то употребляем «и».
Всегда любила правила, на
которые были придуманы забавные стишки для лучшего запоминания. Мне всегда
нравилась мнемофраза для запоминания наречий без мягкого знака: «Уж замуж
невтерпёж», или фраза для запоминания порядка падежей: «Иван родил девчонку,
велел тащить пеленку».
В пятом классе я часто делала
ошибки в словах «известно», «прекрасно» и «чудесно». Постоянно путала, в каком
слове пишется буква «т», а в каком – нет. Заметив это, отец заставил меня
выучить фразу: «Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «т» писать
напрасно».
– Какого писателя вы
считаете эталоном русской словесности?
– Это Александр Сергеевич
Пушкин. Очень люблю его «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Бориса
Годунова» и «Евгения Онегина», которого прочитала задолго до того, как мы стали
изучать этот роман в школе. Подвигнул меня на это отец, сказав, что если я пишу
стихи, мне надо серьезно изучать творчество Пушкина. Также очень люблю
творчество Сергея Есенина и Александра Блока.
– По какому произведению
вам было бы интересно написать диктант?
– По произведениям Фёдора
Михайловича Достоевского. У него очень интересный слог и тексты, причем, и по
построению предложений, и по подаче мысли. Если для кого-то
христианско-философские рассуждения Достоевского скучны, то меня они всегда
привлекали. Уже в юности прочитала много произведений писателя, до сих пор люблю
смотреть фильмы, снятые по его творениям.
– Ваш главный учитель русского языка?
– Мой отец, Анатолий Андреевич
Косарев, филолог по образованию. Он всегда тщательно следил за моей
грамотностью и произношением – сердился, когда я, ради шутки, говорила «картоха»,
вместо «картошка», или ставила неправильно ударения. Папа рано заметил мои
способности к стихам и начал обучать простейшим правилам стихосложения.
В седьмой школе города Кызыла, которую окончила, было много
замечательных педагогов, но мне более всех дорога учитель русского языка и
литературы Валентина Митрофановна Оськина. То, что до сих пор помню практически
все правила великого и могучего – её заслуга. Сыграли большую роль в моем
самообразовании книги. Вильям Шекспир, Лопе де Вега, Карл Гольдони – мои
любимые драматурги. Читая их пьесы, осваивала знаменитый пятистопный ямб,
прозванный драматическим.
Еще мне всегда нравилась пьеса Грибоедова «Горе от ума». Когда
писала свою пьесу в стихах, тоже прибегла к вольному ямбу со сложной
перекрестной рифмовкой.
– Какие орфографические и
стилистические оплошности вы замечали в тувинских газетах, журналах,
телевизионных и радиопрограммах?
– Про работу местных
журналистов ничего сказать не могу. Если и есть ошибки, которые замечаю, то
просто забываю про них. Это нужно выписывать в отдельный блокнот.
Несколько последних лет много
времени провожу в Интернете. Уже два года имею свою страничку на сайте
«Стихи.ру». И что там заметила? На этом ресурсе много неграмотных людей.
Например, часто путают глаголы неопределенной формы и настоящего времени,
которые похожи по звучанию: «гордиться – гордится». Местоимения «что-то»,
«кто-нибудь» и подобные пишут без дефиса. Неправильно употребляют спряжение
глаголов, падежи.
Самая распространенная ошибка
– это употребление причастных и деепричастных оборотов. Знаменитая чеховская
шутка «Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа» просто отдыхает по сравнению
с перлами современных авторов, вообразивших себя мастерами слова. Вот,
например, «шедевр» одной поэтессы:
«Оплакивая души пилигримов,
Дарует безмятежность и свободу
Густой поток, с собою увлекая,
Раскачивая дымные вершины,
Горячий воздух льет, не
обжигая,
На руки и расплавленные
спины».
Здесь же сплошные вопросы! Кто
и кому дарует безмятежность и свободу, да еще и оплакивая души пилигримов?
Каких пилигримов? Судя по построению предложения, их оплакивает этот густой
поток. А густой поток чего? Воздуха, воды, лавы? И как он может оплакивать?
Так же не понятно, кто
раскачивает дымные вершины: густой поток или горячий воздух, так как спорный
деепричастный оборот через запятые располагается между двумя существительными.
Как горячий воздух может раскачивать дымные вершины? И дымные вершины чего?
Гор, крыш, деревьев? Так же не понятно, что именно льет на руки и расплавленные
спины горячий воздух? И на чьи спины? Людей, лошадей, верблюдов? И вот с такими
ляпсусами написано все стихотворение.
– Монофон – это рассказ,
все слова в котором начинаются на одну букву. Составьте по этому принципу хотя
бы одно предложение. Ваша буква – «П».
– Я знаю это упражнение. Однажды ради проверки написала
стихотворение, в котором все слова на букву «п».
Паук, покрытый, посмотри
поближе,
Пахучей прочной пряжей –
просто песня!–
Пустился прытью, псевдоним –
Повеса.
По паутине плоскостно-плешивой
Ползет проказник – повар по
призванью.
Поймалась пчелка, плюхнувшись
поверху.
Промчалась пулей птица –
перемена:
Порвались путы. Повод
порезвиться.
Пчела плясать пустилась,
превосходно:
Погиб противник! Празднуйте
победу!
– Здорово, Лидия
Анатольевна! Целое стихотворение. А как пишется и что означает слово
«индукция»?
– В написании слова не
сомневаюсь: индукция. А что точно оно означает, не скажу. Мне кажется, что
индукция – что-то схожее с дедукцией. Возможно, это какое-то умозаключение или
вывод.
– Практически верно, Лидия
Анатольевна, но не совсем точно. Согласно «Большому толковому словарю русского
языка» Кузнецова, индукция – это способ рассуждения от отдельных частных фактов
и положений к общим выводам, обобщениям.
Теперь ваша очередь: называйте слово, а я попытаюсь правильно
написать его и объяснить, что оно значит.
Лидия Анатольевна дала мне слово «крамола». Написал его, конечно,
правильно. А вот, что оно означает, сказать не смог. Лидия Анатольевна
подсказала, крамола – это бунт или мятеж.
Согласно тому же «Большому толковому словарю русского языка»
Кузнецова, в который заглянул после беседы, крамола – это мятеж,
государственный заговор.
Вот так, сколько раз смотрел и
слышал по радио и телевидению про государственные перевороты, а слова «крамола»
и не знал.
Автор проекта, который
будет продолжаться весь 2014 год, объявленный в Туве Годом русского языка, –
Надежда Антуфьева.
Следующая
встреча в газете «Центр Азии» с пресс-секретарем ОАО «Кызылская ТЭЦ» Еленой
Владимировной Цыганенко.
Фото:
Лидия
Косарева, лауреат Всероссийского конкурса «Детская пьеса»: на берегу реки
Енисей с любимой буквой «К», так как с нее начинается фамилия Лидии
Анатольевны, имена сыновей Кирилла и Константина и название родного города
Кызыла. Кызыл, 26 мая 2014 года. Фото Константина Куцевалова.