–
Ошибка,
которая особенно раздражает вас в устной
и письменной речи, Наталья Николаевна?
–
Сегодня
молодежь использует много англоязычных
слов, например: hi, ok, respect. Хотя можно же
сказать: привет, хорошо, уважение.
Зачем
нам нужны заменители из английского
языка, если у нас есть прекрасные слова
великого и могучего, на котором говорили
Пушкин, Достоевский, Толстой. Ученики
знают, как писать английские слова:
iPhone, iPad, Samsung, а как выглядят на письме и
что означают слова конопляник, исподтишка,
асессор, увы, зачастую нет.
У
современных детей нет чистоты русского
языка, в итоге мало кто знает «на отлично»
этот школьный предмет.
Очень
раздражают орфоэпические ошибки, когда
неправильно произносят слова, например
– звО́нишь,
красивЕ́е,
вместо правильного – звонИ́шь,
красИ́вее.
В этих случаях неправильную постановку
ударений еще могу понять, но, когда
говорят: хозяевА́
– это, конечно, ужас. Правильно только
так – хозЯ́ева.
Часто
ошибаются в согласовании прилагательных
и существительных – солнце яркий,
счастье прекрасный; хотя верно – солнце
яркое, счастье прекрасное. Также
неправильно строят причастные и
деепричастные обороты, например: «В
мастерскую привезли табуретки, делавшиеся
столярами», «Стоя у дверей в гостиную,
мне был ясно слышен их разговор».
Правильно: «В мастерскую привезли
табуретки, сделанные столярами», «Стоя
у дверей в гостиную, я ясно слышал их
разговор».
–
Ошибка,
которую вы сами постоянно делаете и
пытаетесь исправить.
–
Это
ошибка, связанная с глаголом «класть».
Могу сказать: «Ложи тетрадь на стол»,
хотя точно знаю, что правильно: «Клади
тетрадь на стол». Стараюсь допускать
эту ошибку как можно меньше.
–
Ваше
любимое правило русского языка?
–
Правописание
«н» и «нн» в суффиксах страдательных
причастий, отыменных и отглагольных
прилагательных. Например: «кошеная
трава». Здесь пишется одна буквой «н»,
потому что слово образовано от глагола
несовершенного вида. Что делать? Косить.
Кошеная – это страдательное причастие.
А
вот «скошенная трава» или «не
кошенная мной трава» употребляется
на письме уже с двумя «н», так как мы
добавляем приставку «с», или слово
употребляется с зависимым словом –
скошенная кем-то или чем-то. А если
же краткая форма – трава кошена, то
пишем опять же одну букву«н».
–
Ккакого
писателя вы считаете эталоном русской
словесности?
–
Для
меня эталонами русской словесности
являются Иван Сергеевич Тургенев,
Константин Георгиевич Паустовский и
Александр Александрович Бестужев-Марлинский.
Эти писатели через слово показывают
свою огромную любовь к Родине, учат
человека видеть мир не глазами, а сердцем.
Мастера слова подбирают невероятно
красивые эпитеты, сравнения, метафоры.
Когда читаешь их произведения,
действительно, понимаешь, что природа,
которая окружает тебя, прекрасна.
Очень
отточенный и красивый язык у Александра
Грина. Первое его произведение прочитала
еще в пятом классе – «Алые паруса».
Прочитав, поняла: необходимо совершенствовать
свой русский язык.
–
По
какому произведению вам было бы интересно
написать диктант?
–
В
качестве диктанта для моих учеников
мне всегда нравилось брать тексты из
произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.
Сложные синтаксические конструкции,
удивительные обороты, тонкий психологизм,
великолепное построение предложений,
красота языка – все это Лермонтов. Если
напишешь диктант именно по Михаилу
Юрьевичу, то по-настоящему проверишь
свою грамотность.
–
Ваш
главный учитель русского языка?
–
Я
выпускница школы №15 города Кызыла. И
поэтому после окончания Кызылского
государственного педагогического
института вернулась в стены родного
учреждения. Когда начала работать,
опыта, конечно, не хватало. Выручала
Зинаида Васильевна Дехтяр – педагог с
большой буквы. Она и сейчас для меня
остается эталоном и образцом учителя
русского языка и литературы.
А
в методике преподавания для меня примером
всегда была Ирина Михайловна Решетникова.
Очень благодарна всей кафедре филологии
нашего лицея за поддержку. Они многому
меня научили и до сих пор продолжают
учить.
–
Какие
орфографические и стилистические
оплошности вы замечали в тувинских
газетах, журналах, телевизионных и
радиопрограммах?
–
В
газетах самые распространенные ошибки
– пунктуационные. Зачастую не ставят
запятую там, где она должна быть, например,
на стыке двух союзов – «что» и «если».
Если
при последовательном подчинении рядом
окажутся союзы «что» и «если», то запятая
между союзами ставится, например: «Она
сказала ему, что, если он болен, надо
лечиться». Запятая не ставится в том
случае, если далее идет вторая часть
союза – «то» или «так», например: «Она
сказала ему, что если он болен, то надо
лечиться».
–
Монофон
– это рассказ, все слова в котором
начинаются на одну букву. Составьте по
этому принципу хотя бы одно предложение.
Ваша буква – «В».
–
Весною
вдохновленные виолончелисты вальсируют
вальс.
–
Очень
красивая картина предстает перед
глазами, Наталья Николаевна. А как
пишется и что означает слово «дрезина?»
–
Как
писать это слово, конечно, понятно. А
вот что оно означает, нужно подумать.
Мне кажется, с точки зрения этимологии,
слово «дрезина» схоже со словом «трясина».
Видимо, это устаревшее диалектное слово,
употребляемое в какой-то определенной
области России. Значение связано с
бездорожьем.
–
Очень
интересные рассуждения, Наталья
Николаевна. Согласно «Большому толковому
словарю русского языка» под редакцией
Кузнецова, дрезина – это механическая
железнодорожная тележка для перевозки
людей и грузов на небольшие расстояния,
передвигаемая по рельсам вручную или
с помощью двигателя. Слово пришло из
французского языка.
Теперь
ваша очередь: называйте слово, а я
попытаюсь правильно написать его и
объяснить, что оно значит.
Таталья
Николаевна вместо одного слова подобрала
мне очень интересный тест. Педагог
использовала его при проведении
«Народного диктанта» для родителей
учеников своего класса. Правила просты:
нужно выбрать из трех предложенных
вариантов в скобках – верный.
На
(досчатой, дощатой, досщатой) (террасе,
терассе, террассе) близ (конопляника,
коноплянника, коннопляника) (веснущатая,
веснушчатая, веснусчатая) (Агриппина,
Агрипина, Агриппинна) (изподтишка,
исподтишка, из-под тишка) (почевала,
подчевала, потчевала) (венегретом,
венигретом, винегретом) и прочими
(явствами, яствами, ясствами) (коллежского,
колежского, колледжского) (ассесора,
асессора, ассессора) (Викентия, Векентия,
Виккентия) (Аполлоновича, Апполоновича,
Аполонновича) под (акомпанемент,
аккомпонемент, аккомпанемент) (виолончели,
виолончели, виоланчели).
Если
все правильно, должно получиться
следующее предложение: «На дощатой
террасе близ конопляника веснушчатая
Агриппина исподтишка потчевала винегретом
и прочими яствами коллежского асессора
Викентия Аполлоновича под аккомпанемент
виолончели».
Если
вы набрали от 10 до 12 баллов – результат
низкий. Результат в 13 или 14 баллов –
средний. А если вы написали без ошибок
и набрали все 15 баллов – у вас высокий
уровень знания русского языка.
Мне
же тест дался нелегко – сделал ряд
ошибок и показал средний результат.
Вывод:
нужно больше читать классиков русской
литературы.
Автор
проекта, который будет продолжаться
весь 2014 год – Надежда Антуфьева.
Следующая
встреча в газете «Центр Азии» – с
преподавателем стиховедения Центра
дополнительного образования, поэтом,
лауреатом Всероссийского конкурса
«Детская пьеса» Лидией
Косаревой.
Фото:
Наталья Николаевны
Белышева,
победитель
конкурса
«Всероссийский
мастер-класс
учителей родного,
включая русский,
языков-2014», в
родном лицее
№15 с
любимой буквой
«Н», так
как именно
с этой
буквы начинаются
ее имя
и отчество.
Кызыл, 21 мая
2014 года. Фото
Константина
Куцевалова.