газета «Центр Азии» №21 (6 — 12 июня 2014)
Люди Центра Азии

Лидия Сарбаа. Весна длиною в полвека

7 июня 2014 г.

(Окончание. Начало в №20 от 30 мая 2014 г.)


Требовательность к себе


Лидия Сарбаа. Весна длиною в полвекаЛидия Ананьевна, какие хореографические дисциплины вы сегодня преподаете?

Сегодня в школе – три отделения. Чтобы пройти всю школу, надо восемь лет проучиться.

На подготовительном отделении, где занимаются дети с пяти лет, иногда – с четырех, веду ритмику, бальный танец, у самых маленьких – гимнастику. У старших ребят на отделении художественно-эстетической направленности – бальный танец, в первом классе классического отделения – ритмику.

Классическое отделение – вотчина Раисы Седиповны Стал-оол, оно – самое сложное, уже во второй половине первого года обучения дети на пуанты встают, начинают танцевать на пальцах. Поэтому всегда объясняю родителям, когда они приводят детей: если хотите, чтобы ребенок классикой занимался, надо три года на подготовительном отделении очень стараться, особенно, если нет ярко выраженных природных данных.

А вот для отделения художественно-эстетической направленности, где дети занимаются бальными, спортивными, народными танцами, особых данных не требуется, но чувство ритма – обязательно.

Чему вы должны научить малышей в период учебы на подготовительном отделении?

Слушать музыку. Развить координацию: упражнения с мячом, со скакалкой. Эти упражнения дети должны выполнять музыкально и ритмично. Должна развить физические данные, чтобы была растяжка, гибкость, выворотность. Чтобы малыши могли вытянуть ножки и сесть. И держали спинку – всегда только прямо, не горбясь.

Мостик назад – обязательно. Рыбка – лечь на животик и ножками достать до головы. Шпагат – пусть не всегда полностью, но что-то близкое.

С чего начинаете с малышами?

Сначала – речевые упражнения под музыку. Под строчки из детских стихов. Например, зайку бросила хозяйка – подскоки, под дождем остался зайка – присели, ручки у груди сложили.

Деткам очень нравится эта игровая гимнастика, так же, как и танец «На лесной полянке», где зайчики танцуют. Я этот танец тоже очень люблю, как и «Веселые жуки», и «Мурляндию», в которой танцуют кошечки.

Главное качество преподавателя хореографии?

Требовательность. И не только к детям, а, в первую очередь – к себе. Еще – дисциплина. Если ее нет у преподавателя, то не будет и у детей. А хореографии без этого не может быть. Надо уметь организовать и себя, и учеников.

Признайтесь, за сорок три года преподавания сколько раз вы опаздывали на занятия?

Признаюсь. Одни раз – и совсем недавно. Банальная причина. Обычно я сама за рулем, и в школу, а занятия в восемь начинаются, заранее приезжаю, чтобы спокойно успеть к урокам подготовиться, но тут сын попросил у меня машину, чтобы отвезти дочку в школу. Обязался заехать за мной вовремя, но не рассчитал и опоздал.

И я опоздала на урок – на целых семь минут! Конечно, позвонила, коллега меня подстраховала – начала занятия. Но мне так стыдно было.

Чтобы быть в форме, ограничиваете себя в еде?

Раньше – нет. Сейчас – да, потому что стала поправляться. 58 килограммов при росте 156 сантиметров – это много. Очень люблю сладкое, не могу без него, но старюсь уже ограничивать себя.

Зарядка по утрам?

Обязательно. Без зарядки день не начинаю. Встаю без пятнадцати шесть, и обязательно хотя бы десять минут – растяжки, наклоны. Самое простое, чтобы проснуться. А вечером можно подольше позаниматься и попозже лечь спать.


Всё равно научу, всё равно получится


Лидия Сарбаа. Весна длиною в полвекаПо каким качествам вы отбираете детей?

Принимаем всех, никому не отказываем. Главное – желание. Однажды бабушка и дедушка привели внука: он с травмой родился, даже руки не мог держать на талии. Никакой координации движений, прыгать не мог. Очень уговаривали они ребенка принять: пусть хоть чему-то у вас научится. Хорошо, пусть занимается.

Очень ответственными оказались и они, и мальчик. Дедушка постоянно на занятия приходил, поддерживал внука, сам вместе с ним все упражнения выучил. И мальчик научился сначала руки держать, потом спину, затем ходить прямо и подскоки делать. Мы предлагали ребенку и дальше заниматься, бабушка и дедушка очень благодарили, но внука забрали, реально рассудив: дальше ему уже очень сложно было бы, не по силам.

Иногда замечаю, что в хореографических коллективах преподаватель делает ставку только на тех детей, у которых все сразу получается, эти дети, в основном, и танцуют, и солируют. А у нас в школе другой принцип: стараемся всех научить.

Если природные данные у ребенка не очень хорошие, но вижу, что он очень хочет заниматься, очень старается, у меня даже спортивный интерес появляется: все равно научу, все равно получится.

Вот пришел мальчик – сразу в первый класс художественно-эстетического отделения. Ставлю его в польку в стиле кантри, а там – быстрый темп, подскоки. А у ребенка мышечная система слабая, он до седьмого пота занимается, но не отступает. Предлагаю: давай после занятий еще попрыгаем, поотжимаемся. Соглашается, без жалоб на усталость. И вот результат: сейчас, на третьем году обучения, он так окреп и раскрылся, что уже сложный латиноамериканский танец исполняет.

Был еще мальчик. Уже третий год бальным танцем занимался, но успехи – слабые. Я понимала: он может, только не старается. А мы как раз готовились к поездке в Болгарию – на Международный фестиваль детско-юношеского творчества «Болгарский букет». Он так захотел поехать.

Ладно, если так хочешь, будем с тобой дополнительно заниматься. Не получится – не поедешь. И он так старался, и инертность, и леность – все преодолел. И ведь получилось. Наша студия «Фиеста» на этом фестивале Гран-при завоевала. Столько радости было у детей – победа!

К каждому ребенку нужен свой подход, приходится быть психологом. Одна девочка замечания спокойно воспринимает, а другая – сразу в слезы. И ее нужно успокоить, приласкать.

Двойки очень не люблю ставить. Даже если ребенок не подготовил дома заданную тему, говорю: «Давай постараемся к следующему уроку, и тогда поставлю оценку». Крайне редко ставлю двойку, когда уже совсем плохо, и то – в дневник, а не в журнал. Плохие отметки – частоколом – совсем не увеличивают у ребенка желание заниматься.

А вот пример успешных учеников помогает. Вот Аня Салимова, выпускница классического отделения, солистка ансамбля «Алантос». Очень трудолюбивая девочка. Младшие на нее восхищенными глазами смотрят, как на образец, а она им объясняет: «Я ведь сначала тоже ни гнуться не могла, ни на шпагат сесть, даже мостик с трудом делала. Вы старайтесь, и тогда все получится».


Тяжёлый труд


Самый трудныЛидия Сарбаа. Весна длиною в полвекай период вашей жизни?

Он 1 июня 2006 года начался, когда ушел из жизни супруг Леонид Григорьевич Сарбаа. Мы с ним тридцать лет вместе прожили. А познакомились: на вечере в общежитии отдела культуры: он меня на вальс пригласил. Леонид Григорьевич от хореографии был далек, по профессии – электрик, но вальсировал замечательно. И на каком бы вечере мы с ним ни танцевали, нам всегда вручали призы и награды за исполнение вальса, даже считали нас обоих профессионалами.

И потом потери – одна за другой. В 2008 году не стало дочки Настеньки, через год, только-только вернувшись из армии, погиб сын Алёша. В 2011 году умерла невестка Татьяна, жена старшего сына Юры. В том же году и свекра Григория Ивановича похоронила.

Столько горя и потерь. Что же спасало, Лидия Ананьевна?

Только работа. Школа моя родная, детки.

Вы так ласково называете своих воспитанников – детки. Вы их действительно так любите?

Конечно. Как можно ребенка не любить, ученика своего не любить?

А трудные дети бывают?

Бывают. Хотя больше не дети, а родители. Детки ведь не сразу могут найти себя, когда им трудно, сразу опускают руки. И здесь педагогу нужна помощь родителей. Мамы часто думают так: пришли детки в школу и сразу затанцевали. А хореография – это труд. Тяжелый труд.

Это постоянные занятия, репетиции – точно в назначенное время. Если ребенок опоздал, он не разогрелся, может и ногу растянуть, и что-то повредить. А если пропускает занятия, если дома не повторяет урок, то у него появляется комплекс, он уже и сам не хочет танцевать, потому что видит, что у него не получается, что отстает от других.

Перестал ребенок приходить на занятия – беспокоюсь, звоню маме: «Что случилось?» «Не будет больше в школу ходить – не хочет». Правильно, она не хочет, потому что много занятий пропустила. Ей стало сложно, и она не хочет себя затруднять. А мама с папой махнули рукой: «Да, ладно, не хочет – не надо». Надо же поддержать, объяснить.


Благодарность за мучения


А что должны объяснить мамы и папы своим детям, когда они решают бросить начатое?

То же самое, что объясняла и своим детям, а они, все четверо, в хореографической школе занимались. Юра сейчас с благодарностью вспоминает: «Мама, как ты меня мучила».

Выросший сын благодарит мать за мучения?

Да. Потому что сейчас ему уже за сорок, а он подтянут, хотя в детстве был сколиоз. И на любом вечере ему комплименты говорят: «Как вы хорошо танцуете!»

И внукам и внучкам своим сегодня то же самое объясняю, что и детям: «Ты сейчас бросишь, а если в жизни еще трудности начнутся? И тогда все бросишь? Если чего-то хочешь добиться – нельзя сдаваться. Надо рассердиться на себя и доказать: я могу!»

Внуки тоже у вас занимаются?

Да. Я ведь многодетная бабушка: десять внуков и внучек, и сегодня четверо из них – ученики хореографической школы.

Маргарита и Максим – дети Юры и покойной Тани, Коля и Сережа – дети его второй супруги Веры. Василиса – дочка Настеньки, Алёна – Ивана, Софья – Алексея. А Сережа, Алёша и Максим – дети Андрея и Сергея, сыновей Виктора Павловича Михеева, с которым мы соединили свои судьбы.

Это большое счастье – не остаться одиноким. Но меня всегда удивляло: как люди в зрелом возрасте находят друг друга?

Сначала я тоже даже и не представляла, что так может быть. Только мы не искали, а с детства друг друга знали – четыре года в школе за одной партой просидели.

Сначала я овдовела, через несколько лет ушла из жизни супруга Виктора Павловича. Соболезновали, поддерживали друг друга, рассматривали старые школьные фотографии, вспоминали. Делились прожитым: я о хореографии рассказывала, Виктор Павлович – о машинах и дорогах, он – дальнобойщик, всю жизнь тяжелые большегрузные машины водил. И как будто ожила детская дружба. Виктор Павлович предложил соединить наши судьбы. И вот уже два года, как мы вместе.


Самая большая награда


Ученики, которЛидия Сарбаа. Весна длиною в полвекаые выбрали хореографию своей специальностью?

Ирочка Ондар – одна из первых моих учениц, такая умничка, такая старательная, она сейчас в Париже детей обучает. А Лариса Гвоздовская – в Канаде. Вика Быкова работала в ансамбле «Дальний Восток», потом в Пекине, куда мужа направили, стала деток обучать, приезжала ко мне советовалась: с чего начинать с пятилетними малышами.

Айдыс Саая работает в Национальном театре оперы и балета в столице Казахстана Астане. Коля Горбанюк окончил хореографический колледж в Новосибирске, сейчас там обучает детей и сам продолжает танцевать.

Алевтина Викторовна Шульга, Нелли Рафиковна Баязитова, Надежда Геннадьевна Иванова в Туве с детьми занимаются.

В Московской академии хореографии сейчас учатся выпускники нашей хореографической школы Татьяна Коновалова, Айкуш Кужугет. Кежик Кужугет учится там заочно.

Выпускницы классического отделения Сай-Суу Куулар, Валерия Хертек, Айдасай Сарыглар сейчас учатся в хореоргафическом училище в Улан-Удэ, а Солангы Ооржак и Назын Конгаа – в Санкт-Петербурге. Алёна Чажытма преподает классический танец в нашей школе.

Лидия Ананьевна, вы – Заслуженный работник культуры Республики Тыва, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, у студии спортивного и бального танца «Фиеста», которую вы создали при школе – победные дипломы международных фестивалей. А какая награда для вас особенно дорога?

Награды? Конечно, они приятны. Но не они главное. Как же это объяснить? Это надо видеть и чувствовать. Вот когда концерт заканчивается, зал аплодирует, и дети – такие довольные, такие счастливые. Мы так долго готовились, так старались, и все получилось. И глаза их сияют от счастья.

Это такая радость для педагога: ты научил, ребенок раскрылся. Вот это и есть для меня самая большая награда – сияющие глаза детей.


Фото Ай-кыс Монгуш и из личного архива Лидии Сарбаа.


Интервью Надежды Антуфьевой с Лидией Сарбаа «Весна длиною в полвека» войдёт первым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который сразу же по завершению пятого тома начинает готовить редакция газеты «Центр Азии».

Пятый том книги «Люди Центра Азии» выходит в свет в июле 2014 года.


Фото:

1. Оттачиваем выворотность: упражнение лягушка. Лидия Ананьевна Сарбаана занятии с учениками подготовительного отделения. На первом планеЕвгений Аюши и Ариана Монгуш. Кызыл, детская хореографическая школа. 21 мая 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

2. Мы – зайчики. Лидия Ананьевна Сарбаа – на занятии с учениками подготовительного отделения. Кызыл, детская хореографическая школа. 21 мая 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

3. Хореографическая династия: Лидия Сарбаа с внуками. Слева от нее – Сергей Сат, справаСергей Михеев, в центреСофья Сарбаа, на шпагатеАлёна Сарбаа. Кызыл, детская хореографическая школа. 21 мая 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

4. Вы тоже так сможете. Анна Салимова – пример для младших учениц классического отделения Туяны Бавуу, Алексы Оюн и Марии Плехановой. Кызыл, детская хореографическая школа, балетный зал. 21 мая 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА antufeva@centerasia.ru
http://www.centerasia.ru/issue/2014/21/5012-lidiya-sarbaa.-vesna-dlinoyu-v-polveka.html