газета «Центр Азии»

Пятница, 19 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2014 >ЦА №21 >Лидия Сарбаа. Весна длиною в полвека

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Что такое заведения HoReCa oborudovaniie.ru.

Лидия Сарбаа. Весна длиною в полвека

Люди Центра Азии ЦА №21 (6 — 12 июня 2014)

(Окончание. Начало в №20 от 30 мая 2014 г.)


Требовательность к себе


Лидия Сарбаа. Весна длиною в полвекаЛидия Ананьевна, какие хореографические дисциплины вы сегодня преподаете?

Сегодня в школе – три отделения. Чтобы пройти всю школу, надо восемь лет проучиться.

На подготовительном отделении, где занимаются дети с пяти лет, иногда – с четырех, веду ритмику, бальный танец, у самых маленьких – гимнастику. У старших ребят на отделении художественно-эстетической направленности – бальный танец, в первом классе классического отделения – ритмику.

Классическое отделение – вотчина Раисы Седиповны Стал-оол, оно – самое сложное, уже во второй половине первого года обучения дети на пуанты встают, начинают танцевать на пальцах. Поэтому всегда объясняю родителям, когда они приводят детей: если хотите, чтобы ребенок классикой занимался, надо три года на подготовительном отделении очень стараться, особенно, если нет ярко выраженных природных данных.

А вот для отделения художественно-эстетической направленности, где дети занимаются бальными, спортивными, народными танцами, особых данных не требуется, но чувство ритма – обязательно.

Чему вы должны научить малышей в период учебы на подготовительном отделении?

Слушать музыку. Развить координацию: упражнения с мячом, со скакалкой. Эти упражнения дети должны выполнять музыкально и ритмично. Должна развить физические данные, чтобы была растяжка, гибкость, выворотность. Чтобы малыши могли вытянуть ножки и сесть. И держали спинку – всегда только прямо, не горбясь.

Мостик назад – обязательно. Рыбка – лечь на животик и ножками достать до головы. Шпагат – пусть не всегда полностью, но что-то близкое.

С чего начинаете с малышами?

Сначала – речевые упражнения под музыку. Под строчки из детских стихов. Например, зайку бросила хозяйка – подскоки, под дождем остался зайка – присели, ручки у груди сложили.

Деткам очень нравится эта игровая гимнастика, так же, как и танец «На лесной полянке», где зайчики танцуют. Я этот танец тоже очень люблю, как и «Веселые жуки», и «Мурляндию», в которой танцуют кошечки.

Главное качество преподавателя хореографии?

Требовательность. И не только к детям, а, в первую очередь – к себе. Еще – дисциплина. Если ее нет у преподавателя, то не будет и у детей. А хореографии без этого не может быть. Надо уметь организовать и себя, и учеников.

Признайтесь, за сорок три года преподавания сколько раз вы опаздывали на занятия?

Признаюсь. Одни раз – и совсем недавно. Банальная причина. Обычно я сама за рулем, и в школу, а занятия в восемь начинаются, заранее приезжаю, чтобы спокойно успеть к урокам подготовиться, но тут сын попросил у меня машину, чтобы отвезти дочку в школу. Обязался заехать за мной вовремя, но не рассчитал и опоздал.

И я опоздала на урок – на целых семь минут! Конечно, позвонила, коллега меня подстраховала – начала занятия. Но мне так стыдно было.

Чтобы быть в форме, ограничиваете себя в еде?

Раньше – нет. Сейчас – да, потому что стала поправляться. 58 килограммов при росте 156 сантиметров – это много. Очень люблю сладкое, не могу без него, но старюсь уже ограничивать себя.

Зарядка по утрам?

Обязательно. Без зарядки день не начинаю. Встаю без пятнадцати шесть, и обязательно хотя бы десять минут – растяжки, наклоны. Самое простое, чтобы проснуться. А вечером можно подольше позаниматься и попозже лечь спать.


Всё равно научу, всё равно получится


Лидия Сарбаа. Весна длиною в полвекаПо каким качествам вы отбираете детей?

Принимаем всех, никому не отказываем. Главное – желание. Однажды бабушка и дедушка привели внука: он с травмой родился, даже руки не мог держать на талии. Никакой координации движений, прыгать не мог. Очень уговаривали они ребенка принять: пусть хоть чему-то у вас научится. Хорошо, пусть занимается.

Очень ответственными оказались и они, и мальчик. Дедушка постоянно на занятия приходил, поддерживал внука, сам вместе с ним все упражнения выучил. И мальчик научился сначала руки держать, потом спину, затем ходить прямо и подскоки делать. Мы предлагали ребенку и дальше заниматься, бабушка и дедушка очень благодарили, но внука забрали, реально рассудив: дальше ему уже очень сложно было бы, не по силам.

Иногда замечаю, что в хореографических коллективах преподаватель делает ставку только на тех детей, у которых все сразу получается, эти дети, в основном, и танцуют, и солируют. А у нас в школе другой принцип: стараемся всех научить.

Если природные данные у ребенка не очень хорошие, но вижу, что он очень хочет заниматься, очень старается, у меня даже спортивный интерес появляется: все равно научу, все равно получится.

Вот пришел мальчик – сразу в первый класс художественно-эстетического отделения. Ставлю его в польку в стиле кантри, а там – быстрый темп, подскоки. А у ребенка мышечная система слабая, он до седьмого пота занимается, но не отступает. Предлагаю: давай после занятий еще попрыгаем, поотжимаемся. Соглашается, без жалоб на усталость. И вот результат: сейчас, на третьем году обучения, он так окреп и раскрылся, что уже сложный латиноамериканский танец исполняет.

Был еще мальчик. Уже третий год бальным танцем занимался, но успехи – слабые. Я понимала: он может, только не старается. А мы как раз готовились к поездке в Болгарию – на Международный фестиваль детско-юношеского творчества «Болгарский букет». Он так захотел поехать.

Ладно, если так хочешь, будем с тобой дополнительно заниматься. Не получится – не поедешь. И он так старался, и инертность, и леность – все преодолел. И ведь получилось. Наша студия «Фиеста» на этом фестивале Гран-при завоевала. Столько радости было у детей – победа!

К каждому ребенку нужен свой подход, приходится быть психологом. Одна девочка замечания спокойно воспринимает, а другая – сразу в слезы. И ее нужно успокоить, приласкать.

Двойки очень не люблю ставить. Даже если ребенок не подготовил дома заданную тему, говорю: «Давай постараемся к следующему уроку, и тогда поставлю оценку». Крайне редко ставлю двойку, когда уже совсем плохо, и то – в дневник, а не в журнал. Плохие отметки – частоколом – совсем не увеличивают у ребенка желание заниматься.

А вот пример успешных учеников помогает. Вот Аня Салимова, выпускница классического отделения, солистка ансамбля «Алантос». Очень трудолюбивая девочка. Младшие на нее восхищенными глазами смотрят, как на образец, а она им объясняет: «Я ведь сначала тоже ни гнуться не могла, ни на шпагат сесть, даже мостик с трудом делала. Вы старайтесь, и тогда все получится».


Тяжёлый труд


Самый трудныЛидия Сарбаа. Весна длиною в полвекай период вашей жизни?

Он 1 июня 2006 года начался, когда ушел из жизни супруг Леонид Григорьевич Сарбаа. Мы с ним тридцать лет вместе прожили. А познакомились: на вечере в общежитии отдела культуры: он меня на вальс пригласил. Леонид Григорьевич от хореографии был далек, по профессии – электрик, но вальсировал замечательно. И на каком бы вечере мы с ним ни танцевали, нам всегда вручали призы и награды за исполнение вальса, даже считали нас обоих профессионалами.

И потом потери – одна за другой. В 2008 году не стало дочки Настеньки, через год, только-только вернувшись из армии, погиб сын Алёша. В 2011 году умерла невестка Татьяна, жена старшего сына Юры. В том же году и свекра Григория Ивановича похоронила.

Столько горя и потерь. Что же спасало, Лидия Ананьевна?

Только работа. Школа моя родная, детки.

Вы так ласково называете своих воспитанников – детки. Вы их действительно так любите?

Конечно. Как можно ребенка не любить, ученика своего не любить?

А трудные дети бывают?

Бывают. Хотя больше не дети, а родители. Детки ведь не сразу могут найти себя, когда им трудно, сразу опускают руки. И здесь педагогу нужна помощь родителей. Мамы часто думают так: пришли детки в школу и сразу затанцевали. А хореография – это труд. Тяжелый труд.

Это постоянные занятия, репетиции – точно в назначенное время. Если ребенок опоздал, он не разогрелся, может и ногу растянуть, и что-то повредить. А если пропускает занятия, если дома не повторяет урок, то у него появляется комплекс, он уже и сам не хочет танцевать, потому что видит, что у него не получается, что отстает от других.

Перестал ребенок приходить на занятия – беспокоюсь, звоню маме: «Что случилось?» «Не будет больше в школу ходить – не хочет». Правильно, она не хочет, потому что много занятий пропустила. Ей стало сложно, и она не хочет себя затруднять. А мама с папой махнули рукой: «Да, ладно, не хочет – не надо». Надо же поддержать, объяснить.


Благодарность за мучения


А что должны объяснить мамы и папы своим детям, когда они решают бросить начатое?

То же самое, что объясняла и своим детям, а они, все четверо, в хореографической школе занимались. Юра сейчас с благодарностью вспоминает: «Мама, как ты меня мучила».

Выросший сын благодарит мать за мучения?

Да. Потому что сейчас ему уже за сорок, а он подтянут, хотя в детстве был сколиоз. И на любом вечере ему комплименты говорят: «Как вы хорошо танцуете!»

И внукам и внучкам своим сегодня то же самое объясняю, что и детям: «Ты сейчас бросишь, а если в жизни еще трудности начнутся? И тогда все бросишь? Если чего-то хочешь добиться – нельзя сдаваться. Надо рассердиться на себя и доказать: я могу!»

Внуки тоже у вас занимаются?

Да. Я ведь многодетная бабушка: десять внуков и внучек, и сегодня четверо из них – ученики хореографической школы.

Маргарита и Максим – дети Юры и покойной Тани, Коля и Сережа – дети его второй супруги Веры. Василиса – дочка Настеньки, Алёна – Ивана, Софья – Алексея. А Сережа, Алёша и Максим – дети Андрея и Сергея, сыновей Виктора Павловича Михеева, с которым мы соединили свои судьбы.

Это большое счастье – не остаться одиноким. Но меня всегда удивляло: как люди в зрелом возрасте находят друг друга?

Сначала я тоже даже и не представляла, что так может быть. Только мы не искали, а с детства друг друга знали – четыре года в школе за одной партой просидели.

Сначала я овдовела, через несколько лет ушла из жизни супруга Виктора Павловича. Соболезновали, поддерживали друг друга, рассматривали старые школьные фотографии, вспоминали. Делились прожитым: я о хореографии рассказывала, Виктор Павлович – о машинах и дорогах, он – дальнобойщик, всю жизнь тяжелые большегрузные машины водил. И как будто ожила детская дружба. Виктор Павлович предложил соединить наши судьбы. И вот уже два года, как мы вместе.


Самая большая награда


Ученики, которЛидия Сарбаа. Весна длиною в полвекаые выбрали хореографию своей специальностью?

Ирочка Ондар – одна из первых моих учениц, такая умничка, такая старательная, она сейчас в Париже детей обучает. А Лариса Гвоздовская – в Канаде. Вика Быкова работала в ансамбле «Дальний Восток», потом в Пекине, куда мужа направили, стала деток обучать, приезжала ко мне советовалась: с чего начинать с пятилетними малышами.

Айдыс Саая работает в Национальном театре оперы и балета в столице Казахстана Астане. Коля Горбанюк окончил хореографический колледж в Новосибирске, сейчас там обучает детей и сам продолжает танцевать.

Алевтина Викторовна Шульга, Нелли Рафиковна Баязитова, Надежда Геннадьевна Иванова в Туве с детьми занимаются.

В Московской академии хореографии сейчас учатся выпускники нашей хореографической школы Татьяна Коновалова, Айкуш Кужугет. Кежик Кужугет учится там заочно.

Выпускницы классического отделения Сай-Суу Куулар, Валерия Хертек, Айдасай Сарыглар сейчас учатся в хореоргафическом училище в Улан-Удэ, а Солангы Ооржак и Назын Конгаа – в Санкт-Петербурге. Алёна Чажытма преподает классический танец в нашей школе.

Лидия Ананьевна, вы – Заслуженный работник культуры Республики Тыва, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, у студии спортивного и бального танца «Фиеста», которую вы создали при школе – победные дипломы международных фестивалей. А какая награда для вас особенно дорога?

Награды? Конечно, они приятны. Но не они главное. Как же это объяснить? Это надо видеть и чувствовать. Вот когда концерт заканчивается, зал аплодирует, и дети – такие довольные, такие счастливые. Мы так долго готовились, так старались, и все получилось. И глаза их сияют от счастья.

Это такая радость для педагога: ты научил, ребенок раскрылся. Вот это и есть для меня самая большая награда – сияющие глаза детей.


Фото Ай-кыс Монгуш и из личного архива Лидии Сарбаа.


Интервью Надежды Антуфьевой с Лидией Сарбаа «Весна длиною в полвека» войдёт первым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который сразу же по завершению пятого тома начинает готовить редакция газеты «Центр Азии».

Пятый том книги «Люди Центра Азии» выходит в свет в июле 2014 года.


Фото:

1. Оттачиваем выворотность: упражнение лягушка. Лидия Ананьевна Сарбаана занятии с учениками подготовительного отделения. На первом планеЕвгений Аюши и Ариана Монгуш. Кызыл, детская хореографическая школа. 21 мая 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

2. Мы – зайчики. Лидия Ананьевна Сарбаа – на занятии с учениками подготовительного отделения. Кызыл, детская хореографическая школа. 21 мая 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

3. Хореографическая династия: Лидия Сарбаа с внуками. Слева от нее – Сергей Сат, справаСергей Михеев, в центреСофья Сарбаа, на шпагатеАлёна Сарбаа. Кызыл, детская хореографическая школа. 21 мая 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

4. Вы тоже так сможете. Анна Салимова – пример для младших учениц классического отделения Туяны Бавуу, Алексы Оюн и Марии Плехановой. Кызыл, детская хореографическая школа, балетный зал. 21 мая 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.

Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА antufeva@centerasia.ru

 (голосов: 9)
Опубликовано 7 июня 2014 г.
Просмотров: 7163
Версия для печати

Также в №21:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru