(Окончание. Начало в №20 от 30 мая 2014 г.)
Требовательность
к себе
– Лидия
Ананьевна, какие хореографические
дисциплины вы сегодня преподаете?
– Сегодня
в школе – три отделения. Чтобы пройти
всю школу, надо восемь лет проучиться.
На
подготовительном отделении, где
занимаются дети с пяти лет, иногда – с
четырех, веду ритмику, бальный танец, у
самых маленьких – гимнастику. У старших
ребят на отделении художественно-эстетической
направленности – бальный танец, в первом
классе классического отделения –
ритмику.
Классическое
отделение – вотчина Раисы Седиповны
Стал-оол, оно – самое сложное, уже во
второй половине первого года обучения
дети на пуанты встают, начинают танцевать
на пальцах. Поэтому всегда объясняю
родителям, когда они приводят детей:
если хотите, чтобы ребенок классикой
занимался, надо три года на подготовительном
отделении очень стараться, особенно,
если нет ярко выраженных природных
данных.
А
вот для отделения художественно-эстетической
направленности, где дети занимаются
бальными, спортивными, народными танцами,
особых данных не требуется, но чувство
ритма – обязательно.
– Чему
вы должны научить малышей в период учебы
на подготовительном отделении?
– Слушать
музыку. Развить координацию: упражнения
с мячом, со скакалкой. Эти упражнения
дети должны выполнять музыкально и
ритмично. Должна развить физические
данные, чтобы была растяжка, гибкость,
выворотность. Чтобы малыши могли вытянуть
ножки и сесть. И держали спинку – всегда
только прямо, не горбясь.
Мостик
назад – обязательно. Рыбка – лечь на
животик и ножками достать до головы.
Шпагат – пусть не всегда полностью, но
что-то близкое.
– С
чего начинаете с малышами?
– Сначала
– речевые упражнения под музыку. Под
строчки из детских стихов. Например,
зайку бросила хозяйка – подскоки, под
дождем остался зайка – присели, ручки
у груди сложили.
Деткам
очень нравится эта игровая гимнастика,
так же, как и танец «На лесной полянке»,
где зайчики танцуют. Я этот танец тоже
очень люблю, как и «Веселые жуки», и
«Мурляндию», в которой танцуют кошечки.
– Главное
качество преподавателя хореографии?
– Требовательность.
И не только к детям, а, в первую очередь
– к себе. Еще – дисциплина. Если ее нет
у преподавателя, то не будет и у детей.
А хореографии без этого не может быть.
Надо уметь организовать и себя, и
учеников.
– Признайтесь,
за сорок три года преподавания сколько
раз вы опаздывали на занятия?
– Признаюсь.
Одни раз – и совсем недавно. Банальная
причина. Обычно я сама за рулем, и в
школу, а занятия в восемь начинаются,
заранее приезжаю, чтобы спокойно успеть
к урокам подготовиться, но тут сын
попросил у меня машину, чтобы отвезти
дочку в школу. Обязался заехать за мной
вовремя, но не рассчитал и опоздал.
И
я опоздала на урок – на целых семь минут!
Конечно, позвонила, коллега меня
подстраховала – начала занятия. Но мне
так стыдно было.
– Чтобы
быть в форме, ограничиваете себя в еде?
– Раньше
– нет. Сейчас – да, потому что стала
поправляться. 58 килограммов при росте
156 сантиметров – это много. Очень люблю
сладкое, не могу без него, но старюсь
уже ограничивать себя.
– Зарядка
по утрам?
– Обязательно.
Без зарядки день не начинаю. Встаю без
пятнадцати шесть, и обязательно хотя
бы десять минут – растяжки, наклоны.
Самое простое, чтобы проснуться. А
вечером можно подольше позаниматься и
попозже лечь спать.
Всё
равно научу, всё равно получится
– По
каким качествам вы отбираете детей?
– Принимаем
всех, никому не отказываем. Главное –
желание. Однажды бабушка и дедушка
привели внука: он с травмой родился,
даже руки не мог держать на талии. Никакой
координации движений, прыгать не мог.
Очень уговаривали они ребенка принять:
пусть хоть чему-то у вас научится. Хорошо,
пусть занимается.
Очень
ответственными оказались и они, и
мальчик. Дедушка постоянно на занятия
приходил, поддерживал внука, сам вместе
с ним все упражнения выучил. И мальчик
научился сначала руки держать, потом
спину, затем ходить прямо и подскоки
делать. Мы предлагали ребенку и дальше
заниматься, бабушка и дедушка очень
благодарили, но внука забрали, реально
рассудив: дальше ему уже очень сложно
было бы, не по силам.
Иногда
замечаю, что в хореографических
коллективах преподаватель делает ставку
только на тех детей, у которых все сразу
получается, эти дети, в основном, и
танцуют, и солируют. А у нас в школе
другой принцип: стараемся всех научить.
Если
природные данные у ребенка не очень
хорошие, но вижу, что он очень хочет
заниматься, очень старается, у меня даже
спортивный интерес появляется: все
равно научу, все равно получится.
Вот
пришел мальчик – сразу в первый класс
художественно-эстетического отделения.
Ставлю его в польку в стиле кантри, а
там – быстрый темп, подскоки. А у ребенка
мышечная система слабая, он до седьмого
пота занимается, но не отступает.
Предлагаю: давай после занятий еще
попрыгаем, поотжимаемся. Соглашается,
без жалоб на усталость. И вот результат:
сейчас, на третьем году обучения, он так
окреп и раскрылся, что уже сложный
латиноамериканский танец исполняет.
Был
еще мальчик. Уже третий год бальным
танцем занимался, но успехи – слабые.
Я понимала: он может, только не старается.
А мы как раз готовились к поездке в
Болгарию – на Международный фестиваль
детско-юношеского творчества «Болгарский
букет». Он так захотел поехать.
Ладно,
если так хочешь, будем с тобой дополнительно
заниматься. Не получится – не поедешь.
И он так старался, и инертность, и леность
– все преодолел. И ведь получилось. Наша
студия «Фиеста» на этом фестивале
Гран-при завоевала. Столько радости
было у детей – победа!
К
каждому ребенку нужен свой подход,
приходится быть психологом. Одна девочка
замечания спокойно воспринимает, а
другая – сразу в слезы. И ее нужно
успокоить, приласкать.
Двойки
очень не люблю ставить. Даже если ребенок
не подготовил дома заданную тему, говорю:
«Давай постараемся к следующему уроку,
и тогда поставлю оценку». Крайне редко
ставлю двойку, когда уже совсем плохо,
и то – в дневник, а не в журнал. Плохие
отметки – частоколом – совсем не
увеличивают у ребенка желание заниматься.
А
вот пример успешных учеников помогает.
Вот Аня Салимова, выпускница классического
отделения, солистка ансамбля «Алантос».
Очень трудолюбивая девочка. Младшие на
нее восхищенными глазами смотрят, как
на образец, а она им объясняет: «Я ведь
сначала тоже ни гнуться не могла, ни на
шпагат сесть, даже мостик с трудом
делала. Вы старайтесь, и тогда все
получится».
Тяжёлый
труд
– Самый
трудны
й период вашей жизни?
– Он
1 июня 2006 года начался, когда ушел из
жизни супруг Леонид Григорьевич Сарбаа.
Мы с ним тридцать лет вместе прожили. А
познакомились: на вечере в общежитии
отдела культуры: он меня на вальс
пригласил. Леонид Григорьевич от
хореографии был далек, по профессии –
электрик, но вальсировал замечательно.
И на каком бы вечере мы с ним ни танцевали,
нам всегда вручали призы и награды за
исполнение вальса, даже считали нас
обоих профессионалами.
И
потом потери – одна за другой. В 2008 году
не стало дочки Настеньки, через год,
только-только вернувшись из армии, погиб
сын Алёша. В 2011 году умерла невестка
Татьяна, жена старшего сына Юры. В том
же году и свекра Григория Ивановича
похоронила.
– Столько
горя и потерь. Что же спасало, Лидия
Ананьевна?
– Только
работа. Школа моя родная, детки.
– Вы
так ласково называете своих воспитанников
– детки. Вы их действительно так любите?
– Конечно.
Как можно ребенка не любить, ученика
своего не любить?
– А
трудные дети бывают?
– Бывают.
Хотя больше не дети, а родители. Детки
ведь не сразу могут найти себя, когда
им трудно, сразу опускают руки. И здесь
педагогу нужна помощь родителей. Мамы
часто думают так: пришли детки в школу
и сразу затанцевали. А хореография –
это труд. Тяжелый труд.
Это
постоянные занятия, репетиции – точно
в назначенное время. Если ребенок
опоздал, он не разогрелся, может и ногу
растянуть, и что-то повредить. А если
пропускает занятия, если дома не повторяет
урок, то у него появляется комплекс, он
уже и сам не хочет танцевать, потому что
видит, что у него не получается, что
отстает от других.
Перестал
ребенок приходить на занятия – беспокоюсь,
звоню маме: «Что случилось?» «Не будет
больше в школу ходить – не хочет».
Правильно, она не хочет, потому что много
занятий пропустила. Ей стало сложно, и
она не хочет себя затруднять. А мама с
папой махнули рукой: «Да, ладно, не хочет
– не надо». Надо же поддержать, объяснить.
Благодарность
за мучения
– А
что должны объяснить мамы и папы своим
детям, когда они решают бросить начатое?
– То
же самое, что объясняла и своим детям,
а они, все четверо, в хореографической
школе занимались. Юра сейчас с
благодарностью вспоминает: «Мама, как
ты меня мучила».
– Выросший
сын благодарит мать за мучения?
– Да.
Потому что сейчас ему уже за сорок, а он
подтянут, хотя в детстве был сколиоз. И
на любом вечере ему комплименты говорят:
«Как вы хорошо танцуете!»
И
внукам и внучкам своим сегодня то же
самое объясняю, что и детям: «Ты сейчас
бросишь, а если в жизни еще трудности
начнутся? И тогда все бросишь? Если
чего-то хочешь добиться – нельзя
сдаваться. Надо рассердиться на себя и
доказать: я могу!»
– Внуки
тоже у вас занимаются?
– Да.
Я ведь многодетная бабушка: десять
внуков и внучек, и сегодня четверо из
них – ученики хореографической школы.
Маргарита
и Максим – дети Юры и покойной Тани,
Коля и Сережа – дети его второй супруги
Веры. Василиса – дочка Настеньки, Алёна
– Ивана, Софья – Алексея. А Сережа, Алёша
и Максим – дети Андрея и Сергея, сыновей
Виктора Павловича Михеева, с которым
мы соединили свои судьбы.
– Это
большое счастье – не остаться одиноким.
Но меня всегда удивляло: как люди в
зрелом возрасте находят друг друга?
– Сначала
я тоже даже и не представляла, что так
может быть. Только мы не искали, а с
детства друг друга знали – четыре года
в школе за одной партой просидели.
Сначала
я овдовела, через несколько лет ушла из
жизни супруга Виктора Павловича.
Соболезновали, поддерживали друг друга,
рассматривали старые школьные фотографии,
вспоминали. Делились прожитым: я о
хореографии рассказывала, Виктор
Павлович – о машинах и дорогах, он –
дальнобойщик, всю жизнь тяжелые
большегрузные машины водил. И как будто
ожила детская дружба. Виктор Павлович
предложил соединить наши судьбы. И вот
уже два года, как мы вместе.
Самая
большая награда
– Ученики,
котор
ые выбрали хореографию своей
специальностью?
– Ирочка
Ондар – одна из первых моих учениц,
такая умничка, такая старательная, она
сейчас в Париже детей обучает. А Лариса
Гвоздовская – в Канаде. Вика Быкова
работала в ансамбле «Дальний Восток»,
потом в Пекине, куда мужа направили,
стала деток обучать, приезжала ко мне
советовалась: с чего начинать с пятилетними
малышами.
Айдыс
Саая работает в Национальном театре
оперы и балета в столице Казахстана
Астане. Коля Горбанюк окончил
хореографический колледж в Новосибирске,
сейчас там обучает детей и сам продолжает
танцевать.
Алевтина
Викторовна Шульга, Нелли Рафиковна
Баязитова, Надежда Геннадьевна
Иванова в Туве с детьми занимаются.
В
Московской академии хореографии сейчас
учатся выпускники нашей хореографической
школы Татьяна Коновалова, Айкуш Кужугет.
Кежик Кужугет учится там заочно.
Выпускницы
классического отделения Сай-Суу Куулар,
Валерия Хертек, Айдасай Сарыглар сейчас
учатся в хореоргафическом училище в
Улан-Удэ, а Солангы Ооржак и Назын Конгаа
– в Санкт-Петербурге. Алёна Чажытма
преподает классический танец в нашей
школе.
– Лидия
Ананьевна, вы – Заслуженный работник
культуры Республики Тыва, Заслуженный
работник культуры Российской Федерации,
у студии спортивного и бального танца
«Фиеста», которую вы создали при школе
– победные дипломы международных
фестивалей. А какая награда для вас
особенно дорога?
– Награды?
Конечно, они приятны. Но не они главное.
Как же это объяснить? Это надо видеть и
чувствовать. Вот когда концерт
заканчивается, зал аплодирует, и дети
– такие довольные, такие счастливые.
Мы так долго готовились, так старались,
и все получилось. И глаза их сияют от
счастья.
Это
такая радость для педагога: ты научил,
ребенок раскрылся. Вот это и есть для
меня самая большая награда – сияющие
глаза детей.
Фото
Ай-кыс Монгуш и из личного архива Лидии
Сарбаа.
Интервью
Надежды Антуфьевой с Лидией Сарбаа
«Весна длиною
в полвека» войдёт первым номером в
шестой том книги
«Люди Центра Азии», который
сразу же по завершению пятого тома
начинает готовить редакция газеты
«Центр Азии».
Пятый
том книги «Люди Центра Азии» выходит в
свет в июле 2014 года.
Фото:
1.
Оттачиваем
выворотность:
упражнение
лягушка.
Лидия
Ананьевна
Сарбаа
– на
занятии
с
учениками
подготовительного
отделения.
На
первом
плане
– Евгений
Аюши
и
Ариана
Монгуш.
Кызыл,
детская
хореографическая
школа.
21 мая
2014 года.
Фото
Ай-кыс
Монгуш.
2.
Мы – зайчики. Лидия Ананьевна Сарбаа –
на занятии с учениками подготовительного
отделения. Кызыл, детская хореографическая
школа. 21 мая 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.
3.
Хореографическая династия: Лидия Сарбаа
с внуками. Слева от нее – Сергей Сат,
справа
– Сергей
Михеев,
в
центре
– Софья
Сарбаа,
на
шпагате
– Алёна
Сарбаа.
Кызыл, детская хореографическая школа.
21 мая 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.
4.
Вы тоже так сможете. Анна Салимова –
пример для младших учениц классического
отделения Туяны
Бавуу,
Алексы
Оюн
и
Марии
Плехановой.
Кызыл,
детская
хореографическая
школа,
балетный
зал.
21 мая 2014 года. Фото Ай-кыс Монгуш.